Рефераты. Социо-культурная деятельнось с людьми пожилого возраста






Социо-культурная деятельнось с людьми пожилого возраста

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                               

Введение                                                                                               

Глава I      Теоретические основы социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста                                                                     

I.I      История социо-культурной деятельностив России с людьми пожилого возраста                                                                 

I.II    Модели социо-культурной работы с людьми пожилого возраста

Глава II    Организация социо-культурной деятельности с

людьми пожилого возраста                                                                         

II.I    Деятельность Комплексного Центр социального обслуживания населения

II.II   Основные характеристики социо-культурной деятельности  с людьми пожилого возраста в Комплексном Центре социального обслуживания населения.                                              

Заключение                                                                                            

Список литературы                                                                               

Приложение 1                                                                                         

Приложение 2                                                                                         

Введение


Актуальность  исследования: Проблема старения представляет собой новый социальный феномен ХХ в., особенно последних его десятилетий. Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, индикатором направлений изменения социальных процессов макроструктурного уровня, концептуализирует основы социальной политики на рубеже веков.

Изменение социального статуса  человека в старости, вызвано прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентаций, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социо-культурной деятельности с пожилыми людьми. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население  в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет – к старому, а 90 лет и старше – это долгожители.

Важность повседневного внимания к решению соци-окультурных проблем этой категории граждан возрастает в связи с тем, что в настоящее время пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых людей практически одни и теже.

Смысл социо-культурной работы – социальная реабилитация, действительное восстановление в привычны обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта.

Объектом исследования – являются лица пожилого возраста.

Предметом исследования – организация социо-культурной деятельности с пожилыми людьми в Комплексном центре социального обслуживания населения.

Цель исследования – анализ состояния социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста в Муниципальном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения единого муниципального образования «город Норильск» (далее КЦСОН).

Задачи исследования:

-Показать историю социальной работы в России с пожилыми людьми.

-Рассмотреть основные модели социо-культурной деятельности с пожилыми гражданами, проанализировать их значимость в жизни нашего общества.

-Рассмотреть деятельность Комплексного Центр социального обслуживания населения

-Обобщить опыт работы  Комплексного Центра социального обслуживания населения, показать функционирование форм и методов работы с пожилыми людьми.

Глава I      Теоретические основы социо-культурной деятельности

с людьми пожилого возраста

Практическая жизнь общества свидетельствует, что без опре­деленной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демок­ратических, экономических и политических реформ. Необходимо активно формировать общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практичес­кой деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. Ведь демок­ратия — это прежде всего уважительная форма отношений лю­дей, процесс создания благоприятного морально-психологичес­кого климата в стране с целью строительства и процветания об­щества.

Духовно-нравственное самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: постоянная забота о сохранении и рационализации использования духовного наследия и неустанный поиск возможностей обновления, творческого ос­мысления более эффективных форм культуры.

Культура (с лат. — «возделывание») — это исторически сложив­шаяся совокупность социальных норм и ценностей, средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их суще­ствования, которые они вырабатывают в совместной жизнедеятель­ности в целях ее совершенствования и развития, общественного прогресса. Понятие это чрезвычайно многозначно, в связи с чем существует множество вариантов его определения. Культура разде­ляется на материальную, духовную и социальную – последняя пред­ставляет интерес для нашего исследования.

 Социальная культура – это исторический опыт, память соци­альных общностей и их поколений в сфере социальных отноше­ний, воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях. Социальная культура – составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального зна­ния каждого субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений, является мощной защитной силой всего социума. Это особая социальная система, в рамках которой осуществля­ется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потреб­ности с учетом социо-культурных норм и технологий. [ 10, 74]


I.I      История социо-культурной деятельности в России

с пожилыми людьми

 

Государственная забота о пожилых людях – российская традиция. Она уходит своими корнями во времена древних славян, которым были известны простейшие формы благотворительности. С возникновением в IX в. Древнерусского государства князья стремились оказывать помощь больным, нищим, другим нуждающимся. Княжеская благотворительность выражалась в раздаче милостыни, «кормлении на своем дворе», устройстве приютов. В соответствии с религиозными нравственными нормами русские князья считали главным попечителем страждущих духовенство. При многочисленных на Руси монастырях создавались богадельни, сиротские приюты, инвалидные и странноприимные дома и другие благотворительные учреждения. Систематический характер благотворительность приобрела после крещения Руси, осуществленного князем Владимиром в конце Х века.

Значительно расширилась сеть различного рода государственных социальных учреждений при Петре I. В 1718 году только в Москве действовало  около 90 богаделен различного профиля, в которых содержалось около 4 тысяч нуждавшихся.

 При Екатерине II шагом дальнейшего создания системы государственного призрения стали приказы, которым поручалось «попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен «для убогих, увечных и престарелых», «особого дома для неизлечимо больных», «работных домов для обоего пола» и т.д.

В целом XVIII- первая половина  XIX в. были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под руководством специальных административно – управленческих органов. Она состояла преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа. Во второй половине XIX века началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы. Губернские и земские органы самоуправления способствовали увеличению богаделен, сиротских домов, других детских учреждений. В конце XIX века в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898 года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворили 20 миллионов разовых обращений нуждавшихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек. Нельзя не сказать об огромной роли в этот период – о частной благотворительности. Известные предприниматели Бахрушины, Демидовы, Морозовы, Крестовниковы, Прохоровы, Руковишниковы, Рябушинские, Строгановы, Третьяковы, Хлудовы  и другие жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни, училища. Увеличилось число церковно-приходских обществ. Так в 1899году в России действовало более 18 тысяч церковно-приходских попечительств, которые  финансировали 68 больниц на 1000 мест и 868 богаделен с 11 тыс. призреваемых.

Во II половине XIX века кроме общественной, частной и церковной благотворительности дальнейшее развитие социальная сфера получила в виде таких форм, как пенсии и единовременные пособия, которые получали государственные служащие, а также военнослужащие.

К концу XIX века Россия имела не только развитую благотворительность, но и общественно-государственную систему помощи нуждающимся. Эта система социальной помощи составила основу для возникновения в странах Запада социальной работы. Однако в России она не пошла тем же путем, что на Западе.

Можно выделить две причины, в силу которых профессиональная помощь нуждающимся вошла в жизнь российского общества только в последнее десятилетие. Первая из этих причин связана с огосударствлением общественной жизни, начавшимся в России после революционных событий Октября 1917 года. Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу обо всех своих гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений для ее осуществления. Действительно, значительная часть советского бюджета поглощалась расходами на оборону и содержание бюрократического аппарата, а подготовка специалистов, которые на профессиональном уровне занимались бы помощью нуждающимся, не осуществлялась.

Вторая причина отсутствия в советское время социо-культурной деятельности заключается в том, что одна из ее исторических предпосылок — благотворительность — всегда была объектом отрицательного отношения со стороны марксизма, который в течение семи десятилетий служил в России официальной идеологией. Согласно основоположникам марксизма, благотворительность является завуалированной формой эксплуатации трудящихся, поскольку буржуазия, занимаясь ею, возвращает «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву». Отметим, что благотворительная деятельность, породив в начале нынешнего столетия социальную работу, не исчезла, а продолжала существовать наряду с ней в качестве непрофессиональной помощи нуждающимся. Апеллируя к чувству сострадания у людей, благотворительность способствует пониманию в обществе важности профессии социального работника. В России, однако, она почти семьдесят лет была в загоне, пока на волне перестройки не началось ее возрождение.

В отличие от стран Запада, которые с начала XX века развивали у себя профессию социального работника, Советская Россия в решении проблемы помощи нуждающимся пошла по бюрократическому пути. Иными словами, она отдала эту проблему на откуп государственным чиновникам, не проявлявшим особого интереса к непосредственной работе с нуждающимися. Многие социальные проблемы, с которыми сталкивались советские люди, либо не решались должным образом, либо вообще игнорировались по идеологическим соображениям. Государственная система помощи нуждающимся, созданная в России за годы советской власти при практическом отсутствии организованной благотворительности, ограничилась рамками социального обеспечения и социального страхования. Другие направления и формы социальной деятельности практического развития не получили. Как справедливо считает ряд исследователей (М.Сухоруков и др.), все это, в конечном счете, привело к тому, что в нашей стране в начале 90-х годов социо-культурная деятельность начала свое становление и развитие в современном значении этого понятия.

В 1991 г. В России была введена новая профессия социального работника, специалиста по социальной работе.

К середине 90-х активизировалась работа организаций социо-культурного обслуживания населения. Только за 1994 г. через отделения социальной помощи на дому необходимую поддержку получили свыше 1 млн пожилых граждан и инвалидов, а через систему срочной социальной помощи — почти 1,5 млн. малоимущих граждан.

В соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» (1995 г.) стала формироваться целая сеть новых социальных учреждений, включая комплексные центры социального обслуживания населения, геронтологические центры, центры психолого-педагогической помощи населению, социально-реабилитационные центры и др. Развивая у себя профессию социального работника, Россия учитывает опыт других стран, знакомство с которым позволяет лучше понять ее роль в современном обществе. В еще большей степени она опирается на свой соб­ственный опыт — от благотворительности у древних славян до советской системы социального обеспечения — организации помощи нуждающимся, накопленной ею за ее многовековую историю. [11, 10 ]

Как социо-культурное явление благотворительность имеет в Рос­сии свою историю и традиции, ознакомление с которыми пред­ставляет теоретическую и практическую ценность. Мировой опыт становления рыночных отношений, рыночной экономики свидетельствует о том, что два процесса: процесс ры­ночных реформ и процесс становления специфической социаль­ной профессиональной деятельности, т.е. социальной работы, развиваются параллельно. Экскурс в историю практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что зарождение этого вида профессиональной деятельности началось с конца XIX — на­чала XX в., в период бурного роста рыночных отношений.

Сегодня уже не вызывает возражений утверждение, что соци­альная работа – важнейший феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д. Сегодня наша страна находится в новой экономической обстанов­ке, в новых социальных условиях, придающих социальной работе актуальность, жизненную необходимость. Прежде всего потому, что при осуществлении реформ проблемы социальной защиты челове­ка стали приоритетными как в государственном масштабе, так и в масштабе области, района, города, отдельного предприятия или учреждения. Ведь успех рыночных преобразований прямо пропор­ционален эффективности системы социальной защиты и социаль­ной работы с различными слоями и группами граждан. Между тем, несмотря на необходимость первоочередного внимания к нуждам и потребностям людей, выделяемые на социальную сферу матери­альные и другие ресурсы явно недостаточны. Поэтому большие на­дежды возлагаются на механизмы самофинансирования, страхова­ния и благотворительности.

В настоящее время очень важно создать действенную систему социальной защиты населения, способную сгладить многие нега­тивные последствия рыночных отношений, еще столь далеких от совершенства. Для этого необходимо продолжать соответствующую законотворческую работу, обеспечить дифференцированный под­ход к отдельным слоям и группам населения, создать социальные службы на различных уровнях, и с различной специализацией. [ 10, 77]


I.II    Формы социо-культурной работы с людьми пожилого возраста

В соответствии с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров: на дому, включая социально-медицинское; полустационарное в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других, независимо от их наименования); срочное в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке; социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. [2,16]

Главным направлением в работе с пожилыми людьми является адресная социальная помощь, которая оказывается для преодоления или смягчения жизненных трудностей. Основные виды и формы адресно-социальной помощи:

1)                денежная помощь (пособия, помощь в оплате жилья и коммунальных услуг, дотации на оплату питания и лечение, льготные ссуды и кредиты;

2)                натуральное обеспечение (продукты питания, обувь, одежду); осуществление ремонта квартир, автотранспорта, выделение лекарственных препаратов, обеспечение бесплатного питания и т.д.;

3)                гуманитарная помощь;

4)                услуги и льготы, организация надомного социального обслуживания, устройство в стационарные учреждения, магазины для пожилых людей по социально низким ценам, специальные аптеки, медико-социальной обслуживание и т.д.;

5)                правовая, психологическая, информационная и другая консультативная помощь.

Критериями предоставления социальной помощи служат:  

1)                Совокупный семейный или среднедушевой доход ниже прожиточного уровня.

2)                Отсутствие средств к существованию.

3)                Одиночество и неспособность к самообслуживанию.

4)                Материальный ущерб вследствие  стихийных бедствий (пожар, автокатастрофа).

Особое место в социальной работе занимает организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Служба помощи, ее работники, систематически навещая одиноких, чаще всего малоподвижных людей, в какой-то мере избавляют их от вынужденного одиночества. Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкий набор услуг. Согласно Положению о центре социального обслуживания, к ним относятся: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи; оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного социальный работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, получит заказанную ортопедическую обувь, поможет написать письмо родственникам, оформит необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат), пригласит мастеров по ремонту квартиры или какой-нибудь аппаратуры (телевизор, стиральная машина и т. п.). Некоторые территориальные центры расширяют рамки и этого довольно широкого перечня услуг. Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдельные виды услуг, не связанные с потребностями первой необходимости, оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки. Средства, поступающие на обслуживание, зачисляются на счета центров и направляются на их развитие. Они являются значительным подспорьем в связи с острейшим дефицитом денежных средств в местных бюджетах. За счет этих поступлений приобретается спецодежда, обувь для социальных работников, в сельских районах — велосипеды. Часть средств направляется на премирование работников.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.