В отличие от промышленности сельскохозяйственное производство Германии по валовому объему уступает Франции и Италии. По интенсивности и продуктивности ее сельское хозяйство превышает средний уровень для стран ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место по степени насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из ведущих мест по использованию химикатов.
Относительно низкий уровень интенсификации производства связан с социально-экономической структурой сельского хозяйства. Значительная часть сельскохозяйственных земель сдается в аренду. В полной собственности производителей находится около 22% сельскохозяйственных угодий. В отличие от ряда других стран преобладающей формой аренды является парцельная аренда, когда берутся дополнительно к собственной земле отдельные участки. Субъектами подобной аренды выступают мелкие и средние производители. По уровню концентрации земельного фонда Германии уступает Британии, Люксембургу, Дании, Франции, Ирландии. Средний размер хозяйства составляет примерно 17 га. Свыше 54% хозяйств имеют площадь сельскохозяйственных угодий менее 10 га и только 5,5% - 1; свыше 50 га. Причем мелкие и средние хозяйства, как правило, разбиты на несколько участков.
Внедрение научно-технических достижений в производство, которое в первую очередь происходит в крупных хозяйствах, ведет к росту производительности труда и вытеснению мелкого крестьянского хозяйства. Примерно половина хозяйств не обеспечивает своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они получают в промышленности и в других отраслях экономики. По уровню доходности сельское хозяйство Германии уступает целому ряду стран ЕС.[22]
Аграрная политика федерального правительства направлена на изменение социально-экономической структуры хозяйства.
Высоким уровнем развития, широтой охвата и многообразием форм характеризуется сельскохозяйственная кооперация, которая распространяется практически на всех производителей. Через нее осуществляются кредитование хозяйств, снабжение их средствами производства, заготовка и переработка продукции. Наиболее высок удельный вес в сбыте молока (80%), зерна (50%), овощей (40%), вина (30%). Производственное кооперирование развито слабее. Государство оказывает финансовую помощь кооперативам.
Повышение агрокультуры, структурные изменения способствовали росту производства многих видов продукции. Отечественное производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей страны в продовольствии, в том числе более чем на 100% в пшенице, сахаре, говядине, сыре, сливочном масле.
Кредитные рынки. По величине финансовых рынков Германия значительно уступает США и другим ведущим странам. Значительная часть сделок с активами, выраженными в немецких марках, совершалась в Лондоне и Люксембурге. Отставание германского финансового центра Франкфурта от Нью-Йорка и Лондона вызывалось большей степенью регулирования, налогообложения ряда операций, меньшей ролью институциональных инвесторов. Создание экономического союза в Европе выдвигает задачу укрепления конкурентных позиций германских банков и рынков капитала.
Структурная перестройка, приспособление восточногерманского хозяйства к новым условиям воспроизводства в мировой экономике вызвали резкий рост безработицы. В Восточной Германии уровень безработицы превышает 17%.[23]
Многие отрасли германского хозяйства отличаются высоким уровнем централизации и концентрации капитала. В обрабатывающей промышленности 100 крупнейших фирм сосредоточивают 60% общего оборота и более 50% общего числа занятых.
Несмотря на высокую степень централизации капитала и производства, значительный удельный вес имеют мелкие и средние компании. Мелкие компании с числом занятых до 50 человек сосредоточивают 31,3% производства. Во всем хозяйстве страны мелкие и средние фирмы с числом занятых до 249 человек создают почти 55% валового продукта.
Многие крупные компании тесно взаимосвязаны через систему участий, личную унию, кредитные и производственные отношения. Активную роль в переплетении интересов играют кредитные учреждения. Десяти наиболее значительным банкам принадлежат контрольные пакеты акций 27 из 32 крупнейших компаний страны.
Переплетение капитала, личная уния приводят к тому, что до сих пор значительная часть германских компаний продолжает находиться под контролем отдельных семей. Наиболее могущественные среди них семьи Байшам, Хаубов, Эткеров, Оппенгеймов, Хенкелов, Боерингеров, Мерков, Квандтов, Сименс, Бош. Многие германские фирмы имеют единственного держателя акций. Пять крупнейших держателей обычно владеют 40% акций. Доминирующий голос в германских фирмах имеет банк. Самофинансирование, банки и их кредитование играют более важную роль, чем в англоговорящих странах. Перекрещивающиеся владения между промышленными компаниями, между банками и промышленными компаниями выступают важной чертой германской системы взаимодействия капитала. Относительно низкая роль биржевых операций снижает значение риска.
Система управления компаниями. Доминирующей чертой германских компаний является «внутренний» характер систем их управления, при котором все участники - акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители могут оказывать влияние на развитие компании, в том числе прямое влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы. Германская система управления отличается от англосаксонской модели, в которой владельцы капитала имеют небольшое прямое влияние на управление, но могут проявлять силу, «голосуя ногами», продавая акции или перенося субконтракты.
В центре германской рыночной экономики находится система так называемого соучастия в решениях. На предприятиях действуют производственные советы, которые избираются прямым голосованием. Они участвуют в решении вопросов организации рабочего места, производственного процесса и общей обстановки, приема на работу.
На крупных предприятиях с численностью занятых свыше 2тыс. человек учреждаются наблюдательные советы, состоящие из акционеров и работающих по найму, которых выдвигают производственные советы и профсоюзы. Члены советов получают возможность участвовать в управлении фирмой. По закону работники имеют половину мест в наблюдательных советах - высших руководящих органах, которые назначают и смещают старших управляющих. Это является частью системы, которая способствует тесным связям между рабочими и укрепляет особую форму управления корпорациями. Фирмы и банки владеют акциями друг друга и тем самым минимизируют дисперсию владения на фондовых рынках и среди акционеров. Это экономическое устройство базируется на сильной децентрализованной федеральной системе, которая дает большую власть 16 землям, и формах политики, построенных на согласии, при которых решения принимаются, насколько возможно, с молчаливого согласия главных партий - христианских демократов и социал-демократов.
В последние десятилетия роль государства изменилась. Сократились его предпринимательская функция, прямые формы регулирования. Государственное предпринимательство складывалось под влиянием государственного строительства или выкупа находившихся в тяжелом финансовом положении предприятий и фирм. В конце 80-х годов на предпри-1гятиях государственного сектора было занято 8,7% всех рабочих и служащих. Помимо промышленности государственные предприятия занимают видное место в инфраструктуре. В промышленности государство контролировало базовые и энергетические предприятия: производство цветных металлов, добычу каменного угля.
Переход к неоконсервативной форме регулирования сопровождался сокращением государственного сектора путем продажи акций предприятий на кредитных рынках. Сокращение государственного сектора расширило сферу частного капитала, рыночных сил. В 90-е годы государственные капиталовложения установились на самом низком уровне - порядка 2% ВВП.[24]
Государство играет важную роль в финансировании НИОКР. Федеральное и земельные правительства обеспечивают свыше 37% расходов на эти цели. За счет государственных средств финансируется значительная часть фундаментальных исследований в области космической* техники, ядерной энергетики. Государство выделяет существенные средства мелким и средним фирмам для ведения научно-технических разработок и оплаты исследовательского персонала.
Немецкое законодательство разрешает; организациям работодателей и наемных работников совместно определять уровень заработной платы и условия труда. Трудовые соглашения заключаются на национальном уровне между отраслевыми организациями предпринимателей и профсоюзов.
Сотрудничество предпринимателей и профсоюзов распространяется на организацию труда, включая групповые принципы производственной деятельности, повышение квалификации персонала, ориентацию оплаты труда на производственные потребности и достигнутые результаты.
Согласие между рабочей силой и капиталом поддерживается системой социального обеспечения, которая базируется на трех основах - страховании здоровья, пенсиях и пособиях по безработице. Безработные в течение 32 месяцев получают 2/3 прежнего оклада, после чего пособие начинает снижаться. Пенсионные фонды самофинансируются и существуют на основе взносов. Доля отчислений с доходов предпринимателей и рабочих поднялась с 26,5% в 1970 г. до 39,2% в 2002 г.[25] Весь этот механизм придавал устойчивость функционированию хозяйственной германской системы, а также социальному положению рабочей силы. В 90-е годы в системе хозяйственного механизма произошли изменения в сторону большей свободы для предпринимателей, в частности, в вопросах найма рабочей силы.
Поначалу в 1952 году вместе с Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами Федеративная Республика основала Европейское объединение угля и стали (ЕОУС); а в 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
Благодаря договору о слиянии в Европейские сообщества (ЕС) от 1965 г. Были созданы единые органы управления для ЕОУС, ЕЭС и Евратома. При этом преследовалась цель повысить политический вес Европейского совета и Европейской комиссии и упорядочить деятельность совместных органов ЕС.
Благодаря Единому европейскому акту от 1986 г., Договору о Европейском Союзе, подписанному в Маастрихте 7 февраля 1992 г., и новому Амстердамскому договору от 2 октября 1997 г. были сделаны важные шаги по пути объединения Европы. Маастрихтский договор дал старт созданию экономического и политического союза; третий и последний этап, предусматривающий введение единой валюты, - евро - начался 1 января 1999 г. Тем самым в Европе появляется второе по величине единое валютное пространство мира. Кроме того, с момента вступления в силу Маастрихтского договора ЕС проводит совместную внешнюю политику и политику безопасности (СВППБ), а также совместную политику в сфере юстиции и во внутренних делах. Итак, созданы предпосылки для превращения ЕС в подлинно широкий политический союз.
Новый Договор о Европейском Союзе. Дальнейшим шагом на пути углубления европейской интеграции стал новы Амстердамский договор, создающий также предпосылки для будущего расширения ЕС. Германия первой из стран ЕС ратифицировала этот договор. 1 мая 1999 г. он вступил в силу и содержит следующие новые моменты:[26]
- В целом ЕС должен в большей мере отвечать потребностям граждан. Эту цель преследует укрепление принципа субсидиарное, усовершенствование основ для охраны окружающей среды, более совершенная защита основных прав. В новом договоре учтены и интересы публично-правовых радио- и телекомпаний, сберегательных касс, церквей, спортивных союзов.
- Должна быть повышена эффективность и транспарентность СВППБ. Эта цель достигается за счет предоставлении генеральному секретарю Европейского совета дополнительных полномочий верховного представителя по вопросам СВППБ. Помогает ему новое ведомство стратегического планирования и раннего оповещения. Одновременно в форме совместной стратегии создан новый инструмент для проведения совместной внешней политики, который впервые позволяет принимать решения в области СВППБ квалифицированным большинством голосов.
- Важное значение в области политики безопасности имеет закрепленная в договоре перспектива интеграции Западноевропейского союза (ЗЕС) в ЕС.
Составной частью Договора о ЕС стали также так называемые "петерсбергские задачи" (проведение миротворческих и гуманитарных акций).
- Часть важных задач в сфере юстиции и внутренней политики передается в более эффективные руки ЕС.
- Там, где межправительственное сотрудничество в сфере юстиции и внутренней политики продолжает функционировать на межгосударственной основе, новый инструмент упрощает процедуру принятия рамочных решений. Заметно расширилась роль Европейского суда. Новым моментом является также придание Европолу оперативных полномочий и интеграция успешного сотрудничества по линии Шенгенского соглашения в рамки ЕС.
- Положения о гибкости в сфере юстиции и внутренней политики открывают возможности для более интенсивного сотрудничества между государствами, которые к этому готовы и могут это осуществить.
- В Европейском совете решения все чаще будут приниматься квалифицированным большинством голосов. Заметно повышается роль председателя Европейской комиссии. Что касается будущего численного состава комиссии и распределения голосов в рамках Евросовета, то был принят поэтапный план, предусматривающий необходимость институциональных реформ до очередного расширения ЕС.
- Специальная статья, посвященная политике в области занятости, образует основу для разработки в будущем скоординированной стратегии в области занятости в Европе. Кроме того, в Договор о ЕС войдет соглашение по социальной политике.
Прогресс, достигнутый после Амстердамского договора. На сессии Европейского совета в Берлине (март 1999 г.) было достигнуто единства относительно "Повестки 2000", определяющей финансовые рамки ЕС на период 2000-2006 гг. Для Германии она означает сокращение бремени взносов в ЕС на 500 млн. евро (с 2002 г.) и на 700 млн. евро (с 2004 г.). Таким образом, Германии удалось добиться важного поворота в вопросе о финансировании ЕС.[27]
На сессии Европейского совета в Кельне (июнь 1999 г.) был принят Европейский пакт в области занятости, благодаря чему все меры ЕС в этой области сводятся в широкую единую концепцию, и закрепляется необходимость диалога между Евросоветом, Еврокомиссией. Европейским центральным банком (ЕЦБ) и социальными партнерами. Тем самым ЕС усовершенствовал свой механизм по борьбе с безработицей.
На спецсессии Евросовета в Тампере, посвященной правовой и внутренней политике, была продолжена реализация проекта интеграции, нацеленного на создание совместного европейского правового пространства. В частности, было согласовано создание совместной системы предоставления убежища.
На сессии Евросовета в Лиссабоне была достигнута договоренность о комплексе мер по модернизации экономики и общества при укреплении и дальнейшем развитии европейской социальной модели. В первую очередь предусмотрены конкретные меры, призванные подготовить Европу - за счет использования новых информационных и коммуникационных технологий - к переходу к экономике, базирующейся на знаниях и инновациях.
Для того чтобы обеспечить дееспособность ЕС в условиях расширения, необходимы широкая адаптация и изменения институциональных рамок союза.
Дальнейшее существование институциональных структур, изначально предусмотренных для 6 стран ЕЭС, в условиях расширения невозможно. Поэтому в феврале 2000 г. ЕС созвал межправительственную конференцию с целью подготовить свои институты к предстоящему расширению и создать условия для приема новых членов самое позднее к началу 2003 г.
Европа в XXI веке. Европейские сообщества и Европейский Союз с момента своего возникновения имели большую притягательную силу не только как процветающий экономический союз, но и как политическая сила и сообщество демократических ценностей. В 1997 г. ЕС отметил 40-летие подписания Договора о создании ЕЭС. В 1957 г. участниками ЕЭС были шесть государств, а сегодня в состав Европейского Союза - после вступления в него Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Португалии, Испании, Австрии, Швеции и Финляндии - входят уже 15 стран.
Успех переговоров по Амстердамскому договору показал: европейцы намерены открыть новую главу в своей совместной истории. От успеха усилий в этом направлении зависит то, какую роль Европа и каждая европейская страна будут играть в следующем столетии.
Перед Европой стоят две грандиозные, возвышающиеся над всеми остальными задачи. Первое: во всей Европе должны воцариться свобода, мир и процветание, чего ЕС уже добился для своей части континента. Перед ЕС стоит задача преодолеть последствия раскола, вызванного многолетним конфликтом между Востоком и Западом, и создать связующее начало. Германия внесет в это свой вклад.
Второе: в условиях процесса глобализации Европа должна обрести прочное место.[28] Другими словами, она должна быть в состоянии успешно противостоять растущей глобальной конкуренции товаров, стоимости рабочей силы и условий для экономической деятельности, которую влечет за собой переход от эпохи промышленности к эпохе информации. Добиться этого на одном лишь национальном уровне уже невозможно.
2 мая 1998 г. Евросовет принял решение о том, какие государства ЕС вводят евро в качестве единой валюты с 1 января 1999 г.: Бельгия, Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия. На практике это выглядит так: - С 1999 г. по 2001 г. все безналичные расчеты могут производиться в евро.
Кроме того, евро может использоваться в деловой сфере, например, при заключении договоров, если того пожелают партнеры.
1 января 2002 г. вошли в обращение новые евробанкноты и евромонеты в качестве законного платежного средства и действуют по сегодняшний день.[29]
Решение о создании экономического и валютного союза (ЭВС) от 2 мая 1998 г. имеет исторический характер. ЭВС означает, что процесс европейского единства приобрел новое качество. С введением евро государства-члены ЭВС отказались от своей компетенции в сфере денежной и валютной политики. Их Центробанки станут частью Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ). Ее называют также "евросистемой".
Совет ЕЦБ как важнейший орган по принятию решений в рамках "евросистемы" утверждает единую денежную политику для всего европространства. Главная цель - обеспечение стабильности цен и по возможности поддержка общей экономической политики в рамках союза. Благодаря единой валюте экономические связи между странами-участницами станут более интенсивными, возрастет взаимозависимость между их экономической политикой и имеющими место экономическими процессами.
Евро имеет потенциал стать наряду с долларом США важнейшей торговой, инвестиционной и резервной валютой. Еврорынок капиталов - второй по величине в мире. За ним стоит огромная экономическая мощь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7