Рефераты. Стратегии преодоления бедности в Украине






Бедность семей с детьми. При таком уровне оплаты труда даже двое работающих родителей не всегда могут обеспечить достойный (по нашим низким национальным стандартам) уровень жизни своим несовершеннолетним детям. Когда трудятся и отец, и мать и в семье нет неработающих взрослых, бедными являются 26,1% семей с детьми — что уж тогда говорить о многодетных! Уровень бедности среди семей с одним ребенком составляет 29,5%, с двумя — 35,9%, с тремя — 47,0%; среди семей с четырьмя детьми он увеличивается до 64,1%, а с пятью и более — до 88,7%.

Количество детей до трех лет является особенно заметным фактором риска (в среднем уровень бедности среди таких семей составляет 44,1%).

Закономерно, что бедность очень тесно связана с безработицей. Особенно опасен рост так называемой семейной безработицы, характерной для малых и монофункциональных городов. Наличие в семье хотя бы одного безработного повышает риск бедности на 50%, двоих — в 2,3 раза, а троих и более (к сожалению, в Украине, особенно в так называемых депрессивных регионах, есть и такие семьи) — в 2,6 раза. Почти половина безработных женщин имеет несовершеннолетних детей, а 6% — это многодетные матери.

По идее, материальными трудностями семей с детьми в таких условиях должно озаботиться государство. Но даже простое сравнение разных видов помощи на детей со средней зарплатой показывает, что этого не происходит. Если в 1994 году одинокая мать получала на ребенка 13,4% средней по Украине зарплаты, а жена солдата — 24,7%, то в 1999-м — соответственно только 4 и 6,1% (табл. 3).

Но даже такие мизерные суммы население не получает вовремя. Помощь, предусмотренная законом о государственной помощи семьям с детьми, — едва ли не единственный вид социальных трансфертов, задолженность по выплате которых не сокращается, а растет: за 1999 год — в 1,6 раза, а за 2004-й — еще в 1,4 раза. Общая сумма задолженности на 1 января 2005-го составляла 61,5 млн.грн., т.е. 5,3% полученного в 2005 году профицита бюджета страны. Фактически в счет задолженности, например, в декабре 2004 года было выплачено меньше трети необходимой суммы.

Бедность пенсионеров. Об этой проблеме говорят, пожалуй, больше всего, особенно перед выборами. В самом деле, 96% пенсий, назначаемых на общих основаниях (то есть не государственным служащим, не работникам суда или прокуратуры, не военным — список желающие могут продолжить самостоятельно, ознакомившись с действующим законодательством), — ниже порога бедности. В результате основная часть населения пенсионного возраста использует все возможности для трудовой деятельности (частично как наемные работники в зарегистрированном секторе, частично — в личном подсобном хозяйстве, частично — в теневой экономике). Во многих случаях, особенно в сельской местности, для 55—70-летних пенсия перестала быть основным источником доходов.

В то же время глубокие старики, которые уже не в состоянии работать, просто бедствуют. Особенно в тяжелом положении находятся одинокие, не имеющие постоянной помощи, но крайне нуждающиеся в ней.

Таким образом, материальное положение сегодняшнего пенсионера (имеются в виду люди, получающие пенсии на общих основаниях) определяется не стажем работы, не заработком в течение всей предыдущей жизни — с которого, кстати, платились взносы в Пенсионный фонд, — а возможностью продолжать трудовую деятельность после выхода на пенсию и наличием детей, которые могут помочь материально. Несмотря на выплаченные, наконец, долги и небольшое повышение пенсий, положение неработающих пенсионеров остается крайне тяжелым, в частности из-за низкого соотношения пенсий и зарплат. Если в экономически развитых странах оно составляет примерно 70%, то в Украине — 32%. И без кардинального изменения системы финансирования существенно увеличить его невозможно.

Региональная бедность. В течение последних лет происходит усиление региональной дифференциации доходов и уровня жизни населения, причем пропасть между областями по части доходов их жителей углубляется гораздо быстрее, чем разрыв в экономическом потенциале.

Самые высокие уровни бедности характерны для юго-восточных областей, где меньше распространены самозанятость и временная трудовая миграция, т.е. там, где население хуже адаптировалось к новым социально-экономическим условиям. Несколько лучше ситуация в областях с относительно высоким развитием незарегистрированного сектора экономики, включая личное подсобное хозяйство. По единым для всей страны критериям самые высокие уровни бедности — в Луганской (44,8%) и Николаевской (42,6%) областях, а самые низкие — в Киеве (10,9%). И эти различия нельзя не учитывать при разработке стратегии преодоления бедности и ее реализации в контексте региональной политики.

4. Пути преодоления бедности

 

Однако, сам по себе экономический рост нигде и никогда не решал социальные задачи. Вполне возможной (особенно в условиях Украины) представляется ситуация, при которой его плодами воспользуется очень ограниченный круг. Эта прослойка будет ускоренными темпами накапливать в своих руках богатство, а бедные — так и оставаться бедными.

Таким образом, наряду с реформированием системы оплаты труда, концепция которого разработана и утверждена Президентом, необходимо добиваться снижения экономического неравенства путем внедрения гибкой налоговой политики, рациональных социальных трансфертов, стимулирования малого и среднего бизнеса, защиты прав мелких акционеров.

Еще один довод противников такого решения связан с якобы неминуемой катастрофой на рынке труда. Однако крайне постепенное повышение (в отличие от, например, Грузии, где в одночасье пенсионный возраст был повышен на пять лет) приведет к тому, что в течение первых четырех лет, когда это будет касаться самых молодых пенсионеров (значительная часть которых и сейчас работает), дополнительное предложение рабочей силы на рынке труда не превысит 100 тысяч человек в год. И только затем этот показатель будет заметно большим, но начало экономического роста дает все основания рассчитывать на рост спроса на рабочую силу к этому времени.

Необходимо принципиально изменить действующую систему льгот. Существование развитой системы льгот (в налогообложении, в оплате целого ряда услуг и т.п.) представляет собой одну из болевых точек нынешней социальной политики. Сторонники ее сохранения подчеркивают, что во многих странах военнослужащим, к примеру, кроме зарплаты предоставляется целый ряд льгот. Но, во-первых, соответствующая отрасль возмещает убытки, которые могли бы понести из-за этого, скажем, транспортники. То есть фактически происходит перераспределение средств отрасли между прямыми и косвенными расходами на оплату труда. Во-вторых, и стоимость, и объемы использования этих льгот четко определены. У нас же и убытков отрасль не возмещает, и стоимость предоставленных льгот никто не считает. При этом не стремятся к наведению порядка с учетом использованных (а не просто продекларированных) льгот прежде всего те структуры, которые их предоставляют.

Ныне в украинском законодательстве предусмотрено девять видов многоразовых и четыре вида одноразовых льгот. Часть их должна обеспечивать определенные привилегии лицам, и без того имеющим достаточные средства к существованию, а часть направлена на социальную поддержку ущемленных слоев населения. Наиболее распространены льготы на оплату проезда в городском и пригородном пассажирском транспорте, право на которые имеет треть населения страны (фактически использует чуть больше половины этой трети), право на льготный проезд в междугородном транспорте (имеют 13% населения, а используют его — лишь 2,5%). В отличие от этого льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг использует 94% имеющих на них право (примерно 8% населения, а с учетом членов семей — 14%). Вообще лишь 43% населения использует свое право на те или иные льготы, причем их удельный вес значительно выше среди более состоятельных слоев.

Более 70% получателей льгот — вполне обеспеченные, по украинским стандартам, люди, а, например, среди пользователей льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг доля небедных достигает 77%.

Подводя итоги, хочу подчеркнуть необходимость минимизации льгот и замены их денежными выплатами. Кроме всего прочего, льгота ограничивает право выбора, например, пенсионера между проездом на трамвае и покупкой каких-либо товаров или оплатой услуг.

Те же льготы, которые будут сохранены, необходимо учитывать. Так, одним из направлений упорядочения компенсаций транспортникам за бесплатный проезд пенсионеров может стать выдача каждому пенсионеру определенного — можно и неограниченного, но фиксируемого — количества талонов на проезд, отличающихся от общих (чтобы предотвратить их использование другими гражданами). Такие талоны должны сдаваться водителю или кондуктору при проезде и таким образом попадать на транспортное предприятие. Только по фактической стоимости предъявленных талонов и должна осуществляться бюджетная компенсация этому предприятию затраченных средств.

Система социальной поддержки уязвимых слоев населения должна быть ориентирована на действительно нуждающихся. Необходимо, чтобы парламентарии наконец преодолели свою «стыдливость» и назвали бедность бедностью. За этим должно последовать утверждение официальных критериев и порогов бедности, разработка механизма государственной поддержки бедных слоев общества.

Альтернативный подход опирается на так называемые индикаторы бедности, т.е. на наличие у семьи (домохозяйства) одной или нескольких характеристик, тесно коррелирующих с бедностью, — например, не менее чем пять детей в семье, семья пенсионеров (или одинокие пенсионеры) старше 75 лет и т.п. Преимущество такого подхода — в упрощении процедуры предоставления помощи и, соотвественно, сокращении административных затрат. Недостатки же связаны с тем, что все индикаторы бедности являются лишь косвенными ее характеристиками. Соответственно могут возникать ошибки в обеспечении адресности — либо неполнота охвата бедных, либо, наоборот, предоставление пособия небедным.

В значительной степени предупредить распыление средств может так называемый механизм самоидентификации, или самоадресности. Его идея сводится к формированию таких видов помощи, к получению которых стремятся только действительно бедные слои населения. Например, трудоспособным могут быть предложены общественные работы с оплатой, не превышающей порога бедности.

Говоря об эффективности предоставления социальной помощи, необходимо подчеркнуть два основных ее проявления: максимальный охват всех нуждающихся и минимальное предоставление пособий тем, кто в них не нуждается. При этом речь не идет о нарушении действующего законодательства и случаях неоправданного назначения пособия (субсидии). В условиях существования разнообразной системы поддержки доходов населения (разных критериев предоставления разных видов пособий и разных пороговых значений дохода семьи) важно нацелить ее именно на бедные слои общества.

Преодоление бедности — задача не одного дня. Настоятельно необходимой представляется координация разноплановых усилий, определение приоритетов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Достаточно быстро адресными действиями (преимущественно пассивного характера — денежными выплатами, субсидиями, помощью продуктами, одеждой и т.п.) можно искоренить абсолютную бедность в самых острых ее проявлениях. Смягчение же относительной бедности, связанной прежде всего с экономическим неравенством населения, потребует большего времени и усилий главным образом активного характера (помощи в трудоустройстве, в открытии собственного дела, в получении необходимой квалификации). Что же касается субъективной бедности, то для предупреждения вызываемых ею социальных конфликтов необходимы время, доверие к власти на всех уровнях и согласованные действия едва ли не всех социальных институтов общества.

5. Украина до 2015 года уничтожет бедность

 

Министр труда и социальной политики Украины Михаил Папиев уверен в том, что преодоление бедности - это многоэтапный процесс, на протяжении которого изменяются задачи и уточняются критерии измерения бедности в соответствии с социально-экономическим развитием страны.

"Украина как одна из 191 государства-члена ООН взяла на себя обязательства войти в 2015 год, уничтожив наиболее острые проявления этого социального недуга. С 2001 года в нашей стране поэтапно реализуется Стратегия преодоления бедности", - заявил он в интервью еженедельнику "Зеркало недели", опубликованном в субботу.

По словам министра, в мире нет ни одной страны, преодолевшей бедность. "Такие же стратегии утверждают и в США, и в Германии, и в других развитых странах. На первых двух этапах мы преодолевали проявления крайней бедности, то есть добивались улучшения условий жизни граждан, находившихся за чертой бедности, - некоторых категорий инвалидов, одиноких матерей и тому подобное. Сейчас реализуется третий этап стратегии, рассчитанный на 2005-2009 годы. Речь идет о мерах, направленных на повышение уровня занятости, развитие социального страхования, усовершенствование адресной социальной помощи, социальную поддержку семей с детьми и детей, лишенных родительской заботы. Кроме того, осуществляется постоянный мониторинг показателей бедности", - заявил Папиев.

Говоря о конкретных измерениях бедности, он подчеркнул, что их оценивают по сложной формуле в соответствии с данными комплексного обследования состояния домохозяйств, которое регулярно осуществляется Госкомстатом. "Если в 2001 году, например, черта бедности составляла 175 грн., а уровень бедности - 27,2%, то в 2005 году черта была установлена уже на пометке 365 грн., а уровень бедности при этом составлял 27,1%. Таким образом, повышается черта бедности в денежном измерении, а инфляционные процессы в нашем государстве учитываются непосредственно в измерении показателей бедности", - пояснил министр, передает "ЛИГА".

Кроме того, он отметил, что мониторинг показателей бедности проводится и по критерию, определенному ООН для стран региона Центральной и Восточной Европы в размере $4,3 по паритету покупательной способности. "По этому критерию уровень бедности в Украине в 2005 году составлял 1,3% против 3,2% в 2004-м и 11% - в 2001-м. Комплексно оценивая по разным критериям все изменения ситуации, можно сделать вывод, что они происходят в положительном направлении, и эта динамика сохранится и в следующем году", - заявил Папиев.

При этом он отметил, что в настоящее время в Украине сложилась "вообще уникальная ситуация: бедность является проблемой и для работающих". "По состоянию на июнь 2006 года 814 тыс. граждан Украины была начислена зарплата ниже минимальной, установленной законодательством, а зарплата 2,76 млн. человек была меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц. На таких категориях граждан необходимо сосредоточить особое внимание. Именно поэтому премьер-министр Украины определил преодоление бедности среди работающих как один из основных приоритетов социальной политики на следующий год", - добавил глава Минтруда. /газеты "Деньги".

Заключение

 

В заключение мне бы хотелось отметить, что цель данной работы выполнена. С помощью научной и методической литературы я изучила и проанализировала проблемы бедности в стране.

Самые высокие уровни бедности характерны для юго-восточных областей, где меньше распространены самозанятость и временная трудовая миграция, т.е. там, где население хуже адаптировалось к новым социально-экономическим условиям. Несколько лучше ситуация в областях с относительно высоким развитием незарегистрированного сектора экономики, включая личное подсобное хозяйство.

Среднемесячная цена рабочей силы в долларовом эквиваленте в Украине достигла в 2001 году лишь 57,9 долл. США, в 2002 году — 70,6, за первое полугодие 2003 года — 79,5 долл. США. То есть среднемесячная величина заработной платы в Украине находится ниже черты абсолютной бедности (4 долл. США на человека в день). При этом Украина по уровню зарплаты попадает в категорию стран, которые считаются бедными и развивающимися, а также безнадежно отстают от стандартов Европы. Почему за последние 10 лет уровень потребления мяса, молочных продуктов, фруктов снизился в два раза, сахара — на 20%, рыбы — в 1,6 раза, общая заболеваемость выросла на 10%, количество больных активной формой туберкулеза увеличилось на 34% (причем четверо из пяти больных — трудоспособного возраста), продолжительность жизни снизилась в среднем на три года, обеспеченность населения телевизорами сократилась в 5 раз, холодильниками — в 2,5 раза, часами — почти в 6 раз, стиральными машинами — вдвое, велосипедами и мотоциклами — в 15 раз и т.д.?

Список литературы

 

1.     В.Максимова, А.Шишов. “Рыночная экономика” Учебник. Украина, 2000

2.     П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 2001. с. 134.

3.     П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 2001. с.150-151.

4.     Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) – М.: Владос, 2002. с.116.

5.     Амбарцумов А.А. Экономика: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

6.     Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институт новой экономики, 1998.

7.     Валовой Д.В. Рыночная  экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: ИНФРА-М, 1997.

8.     Заблоцький Б.Ф. и др. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України, 1997.

9.     Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

10. Прусова Л.Г. Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес-об’ява», 1998.

11. Основи економічної теорії: поліекономічний аспект: Підручник / За ред. Г.Н. Климка, В.П. Нестеренка. – К.: Вища шк., 1994.

12. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.

13. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.