Рефераты. Сущность торговых барьеров и их применение развитыми странами






Существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

o                  Технические барьеры- требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая мероприятия по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.

o                  Внутренние налоги и сборы,  направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.

o                  Политика в рамках государственных закупок- скрытый метод, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

o                  Требование о содержании местных компонентов- скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

3.Финансовые методы торговой политики предусматривают дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров4. Наиболее распространенными финансовыми методами являются:

Субсидия денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии делятся на:

o       Прямые- непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода, это дотации производителю при его выходе на внешний рынок.

o       Косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

o       Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой и дискриминационной торговой политики против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

o       Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров.  Но может быть и такая ситуация, когда импортный тариф приводит к падению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа, ка применение экспортной субсидии может привести к падению внутренней цены на экспортный товар из-за чрезмерного падения его относительной цены на мировом рынке. Такая ситуация именуется как парадокс Метцлера5.

Экспортное кредитование- метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму6:

o                  субсидированных кредитов национальным экспортерам- кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

o                  государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, представившей такой кредит (связанный кредит);

o                  страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включает коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнять свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

o                  краткосрочными- на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

o                  среднесрочными- на срок от 1 года до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

o                  долгосрочными- на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Демпинг- метод финансовой нетарифной торговой политик, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок по ценам ниже себестоимости или, по крайней мере, по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, т.е. демпинг является формой международной ценовой дискриминации.7 Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, так и за счет государственных субсидий. В коммерческой практике может приобретать одну из следующих форм:

o                  Спорадический демпинг- эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

o                  Преднамеренный демпинг (хищнический) - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

o                  Постоянный демпинг- постоянный  экспорт товаров по цене ниже справедливой.

o                  Обратный демпинг- завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных колебаний курсов валют.

o                  Взаимный демпинг- встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.3

В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем.

4. Неэкономические методы регулирования, включающие правовые инструменты и прежде всего торговые договоры.

Отношения, возникающие в области внешней торговли и в других видах внешнеэкономических связей, составляют весьма обширную и важную сферу международного сотрудничества, урегулированного нормами международного права., в международных экономических отношениях выработаны и применяются специальные или отраслевые принципы, действие которых направлено в первую очередь на формирование торгово-политических режимов1. Широкое признание получили следующие специальные отраслевые принципы:

Ø                  принцип наибольшего благоприятствования;

Ø                 принцип национального режима;

Ø                 ринцип преференциального режима;

Ø                 принцип свободы транзита;

Ø                 принцип гласности внешнеторгового законодательства.

Принцип наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) означает в его общем понимании право каждого договаривающегося государства на основе взаимности пользоваться всеми преимуществами, которое другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по согласованному кругу отношений.

Принцип национального режима наряду с РНБ подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного тому, которым пользуются отечественные юридические и физические лица, товары,  услуги и т.п.2

Принцип свободы транзита включает в себя РНБ и его значимость состоит  в обеспечении стабильного доступа товаров к рынкам любой страны и не дискриминационного доступа всех субъектов к транспортным инфраструктурам на равных наиболее выгодных условиях.3

Принцип гласности внешнеторгового законодательства является важнейшей нормой, исполнение которой позволяет планировать внешнеторговые операции с учетом всевозможных препятствий, которые могут появиться в связи  с изменение внешнеторгового законодательства       (законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера относительно классификации или оценки товаров для таможенных целей, ставок пошлин и других сборов, запрещений).4

Принцип преференциального режима состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран.

Наиболее распространен режим наибольшего благоприятствования или режим недискриминации, который предоставляет всем участникам равные условия.

Фиксация особенностей сотрудничества конкретных государств, применение принципов международного экономического  права, закрепление обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений.

Многостороннее регулирование осуществляется:

o                     в рамках интеграционных объединений, в частности Европейского союза (ЕС) в составе 25 государств;

o                     на основе международных товарных соглашений и картелей производителей и экспортеров (типа ОПЕК);

o                     регулирование международной торговли осуществляется специализированными международными организациями - Всемирной торговой организацией (ВТО) и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания  и кодирования товаров, что существенно облегчает использование тарифов на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Определяющее значение имеют уровень экономического развития страны, степень обработки товаров и другие факторы. Чем выше уровень экономического развития страны, тем ниже ставки таможенных пошлин.             Кроме того, страны стремятся установить высокие пошлины на трудоемкие изделия, поскольку активная иностранная конкуренция на внутреннем рынке этих товаров может привести к закрытию предприятий с большим числом работников.

В международной практике сложились два основных направления развития таможенного тарифа.1 В первом случае для каждого товара (независимо от страны происхождения) устанавливается единый  размер ставки. Во втором – по одним и тем же товарам в зависимости от страны происхождения устанавливается несколько видов ставок. В этом случае ставка тарифа может быть высокой и низкой. Высокая ставка устанавливается на товары, поставляемые странами, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения. Низкая ставка применяется к товарам тех стран, которым предоставлен РНБ. В частности, страны ЕС применяют минимальную ставку к товарам из стран- членов ВТО. При формировании замкнутых экономических союзов страны могут устанавливать преференциальные ставки, которые означают беспошлинный ввозртоваров.

Основой для определения размера тарифа является таможенная стоимость товара. Определение таможенной стоимости производится с использованием следующих методов2:

• по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

• по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);

• по цене сделки с однородными товарами (метод 3);

• вычитания стоимости (метод 4);

• сложения стоимости (метод 5);

• резервный метод (метод 6).

Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый после­дующий метод может применяться, если не может быть использован пре­дыдущий.

При первом методе под ценой сделки понимается как фактически упла­ченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

Основной метод таможенной оценки неприменим, если коммерческие операции совершают взаимосвязанные партнеры. К ним относятся, в ча­стности, юридически признанные партнеры в предприятии, участники сделки, имеющие в своей собственности не менее 5 % в уставном капита­ле другого участника, прямо или косвенно контролирующие друг друга, или если обоих контролирует третье лицо либо они являются близкими родственниками.

При использовании второго метода в качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки с идентичными това­рами.

Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношени­ях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам3:

• назначение и характеристики;

• качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

• страна происхождения;

• производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если товар продается в одну и ту же страну, ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемым товаром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. Если идентичные товары ввозятся в ином количестве или на других коммерче­ских условиях, то цены корректируются с учетом этих различий и тамо­женным органом документально подтверждается их обоснованность.

Метод оценки по цене с однородными товарами предполагает ис­пользование в качестве базы для определения таможенной стоимости цену сделки по однородным с импортируемым товарам.

Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и со­стоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми3.

При определении однородности товаров учитываются их характери­стики, назначение, качество, наличие товарного знака и репутация на рын­ке, страна происхождения.

Метод оценки на основе вычитания стоимости используется при возникновении у экспортера расходов на территории импортера и вклю­чении этих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычи­таются, если они могут быть выделены, расходы на выплату комиссион­ных вознаграждений, на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, подлежащих уплате в стране импортера.

В качестве базы для определения таможенной стоимости при исполь­зовании метода оценки на основе сложения стоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибы­ли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну.

В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения пяти указанных ме­тодов, она устанавливается резервным методом с учетом мировой тамо­женной практики.

В качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть

использованы4:

o                   цена товара на внутреннем рынке страны-импортера;

o                   цена на товары отечественного происхождения;

o                   цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;

o                   произвольно установленная или достоверно не подтвержденная це­на.

Глава 2

Практика применения торговых барьеров развитыми странами

2.1. Анализ внешнеторговой политики  ЕС, Японии и США


Развитые страны сегодня возглавляют процесс либерализации международной торговли, и в то же время извлекают из него наибольшие выгоды. В течение всех восьми раундов переговоров ГАТТ вопрос о сокраще­нии тарифов был одним из основных. На момент создания соглашения в конце 40-х гг. его средний уровень составлял около 40 %. В итоге работы шестого «Кеннеди раунда» (1964-1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время «Токио раунда» (1973-1979 гг.) — на 33 % на промышленные товары. В результате этого сокращения в промышленно развитых странах тариф на готовую продукцию составил 4,7%. Во время «Уругвайского раунда» (1986-1993 гг.) установлена цель сокра­щения тарифов на 30 %. Во время нового раунда торговых переговоров в Дохе, начатом в 2001 г.,  были намечены цели дальнейшей либерализации торговли и отмены государственного субсидирования. Так, к примеру, с учетом тарифов и тарифного эквивалента внутренних субсидий уровень защиты сельского хозяйства составляет приблизительно в США 20%, ЕС- 50% и Японии – 80%.1

Несмотря на снижение таможенных тарифов, роль их в регулировании внешнеэкономической деятельности различных стран остается значитель­ной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.