Как правило, сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания спроса. Индикативно, то есть без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Бюджетирование - это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще, процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа
1.этап разработки и проекта сводного бюджета;
2.утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации;
3.анализ исполнения бюджета по итогам текущего года.
Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего этапа. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. То есть анализ исполнения бюджета – это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла. (Прил.2)
Рассмотрим подробнее содержание этапов.
Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) – составление предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оцениваются количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых каналов сбыта услуг. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.
Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.
На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается бухгалтерией и утверждается руководителем организации.
На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:
· правление организации, в состав которого входит высшее руководство;
· президент организации (в этом случае правление организации представляет из себя консультативный орган при президенте);
совет директоров организации ;
· общее собрание учрелителей.
После утверждение бюджета он принимает силу приказа.
Третий этап – анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации.
Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.
Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.
В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» - он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.
Понятие организационной структуры включает в себя:
· количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;
· совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение. [12.С.135]
Система управления бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки в аппарата управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.
В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.[14, С.88-100]
Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии ] Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же стороны, он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.
Рис.1. Инфраструктура бюджетного процесса
Программно-технический блок:
- технические средства;
- программное обеспечение.
Организационный блок:
- функции подразделений;
- регламент взаимодействия;
система взаимодействия.
Учетный блок:
- бухгалтерский учет;
- оперативный учет;
- сбор информации о состоянии рынка.
Аналитический блок:
- методология составления, контроля и анализа сводного бюджета;
- методики по отельным подбюжетам;
- квалифицированный персонал.
Глава 3. Анализ системы бюджетирования туристского предприятия на примере турфирмы «Ювинилия» г.Омска
Туристская фирма «Ювинилия»– это коммерческая организация, учрежденная несколькими лицами, уставной капитал которой разделен на доли, определенные в учредительном документе. Такое общество является юридическим лицом. Согласно российскому законодательству, число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного для подобного общества. В противном случаи в течение года оно подлежит преобразованию в акционерное общество. Участники фирмы несут материальную ответственность в пределах их вкладов.
Успех в технологии продаж туристского продукта был достигнут фирмой благодаря хорошо отлаженной системе реализации и гибкой агентской политике.По турам разработана обширная информационная база (листовки,брошюры), дающая возможность клиенту получить достаточный объём информации для принятия решения о выборе направления и конкретного тура. Приобретая туристскую путёвку, клиенты подписывают с фирмой договор, в котором указан тщательно отработанный набор условий, что позволяет предупредить возможные недочёты и конфликты в обслуживании. В связи с большим объёмом туристского оборота фирма имеет возможность устанавливать умеренные цены на все виды туристского продукта, использовать все возможные виды скидок для минимизации стоимости туристского обслуживания.
ЗАО «Турист» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Основными видами (предметом) деятельности Общества являются:
. Оказание туристических услуг;
. Организация экскурсионного развития;
. Организация деловых встреч, бизнес-туров, круизов и деловых поездок как в России, так и за рубежом
. Организация и ведение гостиничного бизнеса;
. Оказание сервисных услуг по визовому оформлению российским и зарубежным гражданам и фирмам;
. Оказание бытовых и консультационных услуг;
В фирме работают:2 менеджера(один из которых является учредителем фирмы), генеральный директор(учредитель),бухгалтер(учредитель).Итого 4 человека.
Юридический адрес предприятия: ул. 21-Амурская д.15
Уставный капитал предприятия равен 480 000 рублей.
Точка безубыточности равна –1 210 095 руб.
Запас финансовой прочности на уровне 93 %.
Уровень рентабельности 102,4 %.
Индекс рентабельности 1.02
Постоянные издержки = Заработная плата + ЕСН + Аренда + Коммунальные платежи + Амортизация.
Переменные издержки = Реклама + Канцелярские принадлежности + Прочие расходы.
Постоянные издержки = 763560 +157560+ 192000+18000+10000= 1 141 120 руб
Переменные издержки = 72780+18000+10000=100 780 руб.
Итак, пусть на предприятии начата подготовка краткосрочного финансового плана на следующий плановый год. В соответствии со сложившейся традицией менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив данные о прогнозных объемах реализации услуг.
На основании имеющихся данных необходимо построить систему бюджетов предприятия. Рассчитываемая система бюджетов включает:
I.ОПЕРАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Бюджет туристских продаж
2.Бюджет себестоимости реализованной туристской продукции(тур.услуг):
-Бюджет туристского производства
-Бюджет прямых затрат
-Бюджет накладных затрат
- Бюджет текущих затрат
-Бюджет кадровых затрат
II.ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.Бюджет движения денежных средств
2.Бюджет отчета о прибыляхи убытках туристского производства
3.Бюджет баланса
ОПЕРАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ
БЮДЖЕТ ПРОДАЖ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ
Квартал
Пляжный тур
Молодёжный тур
Познавательный туризм
Семейный тур
Экскурсии
Индивидуальный тур
Группы взрослых туристов
Детские группы
V.I.P
другие клиенты
1
5
3
4
2
ИТОГО:
13
9
7
8
10
Для того чтобы составить бюджет продаж предприятия на следующий год,найдём точку безубыточности реализации туров исходя из финансовых показателей предприятия текущего года:
Точка безубыточности = Постоянные издержки / (1 – (Переменные издержки / Выручка (после расчетов с туроператором)))
Постоянные издержки = 763560+157560+192000+18000+10000=1 141 120 руб
Точка безубыточности = 1 141 120 / ( 1 – (100780 / 1 755 080) ) = 1 210 095 руб.
Ниже этого объема выручки реализация товаров станет невыгодной
Предельный объём продаваемых путёвок = 1210095 / 17800 р.=68 шт.
Таким образом за один квартал фирма должна реализовывать не меньше 17 туров( 68 туров:4 квартала)
Бюджет производства
Молодёж-
ный тур
Индивидуальнн ый тур
50
35
14
20
45
51
17
28
15
12
22
37
56
25
92
27
76
66
30
79
32
198
185
52
77
125
205
67
Итого за год будет реализовано 986 туров
Бюджет прямых затрат
Статья затрат
Сумма за год.руб
Расчёты с туроператорами
15795720
Заработная плата
персонала
763560
ЕСН
157560 руб.
Реклама
72780
Аренда помещения
192 000
Коммунальные платежи
18 000
Организационные затраты
4800
Канцелярские принадлежности
18000
Амортизация
10000
Непредвиденные расходы
Итого:
17042420
Бюджет накладных расходов
Расходы на оплату телефонной связи
18480
17060900
Бюджет текущих затрат
Интернет
12000
Юридические расходы
17066420
Бюджет кадровых затрат туристского предприятия
Должность
Количество
Заработная плата (в руб.).
В месяц на 1 человека (в руб.).
В год на 1 челов. (в руб.).
Генеральный директор
20000
240000
Менеджер
Бухгалтер
10500
126000
ИТОГО на оплату труда на общее количество человек:
40500
606000
ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Сумма за год. руб
Амортизация оборудования
Итого
2. БЮДЖЕТ ОТЧЁТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Наименование
Сумма за год
Выручка от реализации
17550800
Себестоимость реализованных туров
Прибыль от реализации
573960
Себестоимость коммерческих и управленческих расходов
Прочие расходы
1 181 120
Величина ЕСН
157560
Прибыль отчётного периода
491523
Налог на прибыль (24%)
155217
Проценты к получению
1755080
3.БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
За год
Поступление денежных средств от реализации
Выручка от реализации :
Итого поступило денежных средств
Выплаты денежных средств по основной деятельности
Заработная плата персоналу
Налог на прибыль
Прочие выплаты
16067720
Коммерческие и управленческие расходы
Итого выплаты денежных средтв
17059277
Излишек (дефицит) денежных средств по основной деятельности
Заключение
В первой главе курсовой работы мы рассмотрели бюджет туристского предприятия, определили понятие и принципы составлении бюджета,выявили виды бюджетов по основным классификационным признакам,рассмотрели условия применения каждого вида бюджета на предприятии.
Во второй главе работы мы проанализировали процесс бюджетирования, на туристском предприятии,рассмотрели организацию процесса бюджетирования,его сущность и методологические основы.Исследовали технологию составления бюджетов предприятия,в ходе чего установлено, что единой модели построения бюджета не существует — для каждого конкретного предприятия он будет индивидуален. Это связано с тем, что его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации.
В третьей главе мы проанализировали процесс бюджетирования на туристском предприятии на примере ООО «Турагенство Ювинилия»,составили операционный и финансовый бюджеты предприятия.
В ходе рассмотрения организации процесса бюджетирования выявлено, что бюджетный процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода. Это позволяет предприятию осуществлять строгий контроль финансовых ресурсов предприятия, что важно для выхода из финансового кризиса.
Все исследования, проведенные в дипломной работе, обосновывают необходимость внедрения механизма бюджетного планирования в практику российских предприятий как универсального инструмента управления. Так как бюджетирование способно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность компании за счет поддержания функции лидера в снижении затрат, в принятии оптимальных управленческих решений, повышении качества бизнес-процессов, и достижении стратегических целей исходя из ограниченного набора средств и ресурсов.
Список литературы:
1.А г е е в а О. А «Туристские фирмы и гостиницы:бухучет и налогооблажение» М.2000. С 73-76
2.Б р и г х е м Ю., Г а п е н ск и Л. «Финансовый менеджмент.» М.:1998 С.132-134.
3.Б л а н к И.А. «Финансовый менеджмент» М.1999. С.528
4.Б ы с т р о в С.А «Финансовый менеджмент в туризме» М.2006. С.162-170
5.В а с и л ь е в А.А. «Бюджетирование промышленных предприятий» Ресурсы интернета: - #"1.files/image004.gif">
Анализ исполнения бюджета прошлого года
Установление общих целей развития организации
Разработка проекта сводного бюджета
Планирование деятельности организации в целом и по ее подразделениям
1. Конкретизация общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения.
2. Подготовка отделами и подразделениями оперативных бюджетов.
О этап
2 этап
3 этап
Разработка проекта бюджета следующего года
[i] Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1.- К.: Ника-Центр, 1999.С. 458.
[ii] Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. С. 34.
Страницы: 1, 2, 3