Рефераты. Тарифно-таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности






Японская схема ОСП - одна из самых широких по числу охваченных стран. Она распространяется на 134 государства и 25 территорий. Все товары из 41 наименее развитых стран ввозятся беспошлинно без количественных ограничений. Тем не менее, Япония, в отличие от большинства западных стран, не предоставила преференций России, и российские товары облагаются по ставкам РНБ[77].

С 1 апреля 1993 года японская схема ОСП распространена на Чехию, Словакию и Словению. В 1995 году рассмотрен вопрос о ее распространении на Украину, Белоруссию, Казахстан, Туркменистан, Армению, Грузию, Молдавию, Латвию, Эстонию, Албанию, Македонию.

Рассмотренные системы таможенного регулирования зарубежных стран дают возможность сделать следующие принципиальные выводы. В последние два десятилетия многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ, завершившиеся созданием ВТО, привели к существенной либерализации торгово-политического режима в мировой торговле и таможенной практике. Эта тенденция послужила базой для целого ряда публикаций и заявлений в отечественной и зарубежной прессе, в которых степень и характер ослабления барьеров в мировой торговле, по нашему мнению, переоцениваются.

Обзор конкретной ситуации (таможенных режимов отдельных стран, различных барьеров на путях важнейших торговых потоков, а также модификация самих средств регулирования торговли) показывает, что за средними величинами, которыми охотно оперируют исследователи и международные организации, скрываются существенные ограничения, разноплановые и разнохарактерные, начиная с высоких ставок пошлин на отдельные товары и кончая многочисленными нетарифными ограничениями, появившимися именно в последние два десятилетия, а также системой раздела рынков, осуществляемой посредством деловой ограничительной практики. Все это свидетельствует о серьезных препятствиях, часто дискриминационного характера, которые продолжают использоваться многими, в первую очередь крупнейшими торговыми странами - Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Все это необходимо четко представлять при изучении в критическом использовании зарубежного опыта таможенной деятельности.

2.2. Таможенное сотрудничество стран СНГ в области таможенно - тарифного регулирования

Экономическая интеграция со странами СНГ является официально провозглашенным приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Потенциально она является одним из наиболее важных факторов совместного выхода из критических трудностей за счет более полного использования ранее существовавшей производственной взаимодополняемости, единой транспортной и энергетической системы, общих технологий, стандартов, традиций добрососедства, культуры, свободного языкового общения, системы образования и подготовки кадров[78].

Формально возникновение Содружества Независимых Государств на основе Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. послужило началом организации его политических и экономических органов. Высшими органами Содружества стали: Совет глав государств и Совет глав правительств. 14 мая 1993г. был учрежден Координационно-консультативный комитет, а 24 сентября 1993 г. - Исполнительный секретариат СНГ; в этот же день был создан Совет Министров иностранных дел. Наконец, что важно для 13 марта 1992г. был сформирован Таможенный совет, а 27 марта 1992 г. - Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ[79].

В июне 1993 г. в Москве состоялось совещание руководителей таможенных служб государств СНГ, в котором приняли участие представители Армении, Беларуси, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. Руководствуясь решением глав государств - участников СНГ от 14 мая 1993 г. «О мерах по созданию Экономического союза государств -участников Содружества Независимых Государств» и положениями Декларации глав государств - участников СНГ от 14 мая 1993 г., где ближайшей задачей на пути к Экономическому союзу было поставлено развитие таможенного сотрудничества, участники совещания достигли договоренности о необходимости создания Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ. В последующем к ним присоединились таможенные службы Казахстана, Киргизии и Узбекистана[80].

Принципиально важным направлением деятельности Совета руководителей таможенных служб в последние годы стала организация взаимодействия со структурами отраслевого сотрудничества СНГ. Документы, принятые по инициативе Совета руководителей таможенных служб, были положены в основу правовой системы Таможенного Союза, ставшего одной из наиболее активно развивающихся структур в СНГ.

Ускоренные интеграционные процессы между Россией и Белоруссией отразились на таможенных отношениях между двумя странами. В результате Таможенный союз был создан 6 января 1995 г. как «союз двух»: России и Беларуси. 20 января того же года к нему присоединился Казахстан, в марте 1996 г. - Кыргызстан, а в 1998 г. - Таджикистан. В настоящее время в рамках СНГ существуют три международных объединения таможенных служб: Совет руководителей таможенных служб государств- участников СНГ; Совет руководителей таможенных служб государств- участников Таможенного союза; Таможенный комитет Союза Беларуси и России[81].

Вступление в ноябре 1998 г. Кыргызской Республики в ВТО приобретает особую значимость. Согласно ее официальной позиции по участию в рамках подписанных соглашений и договоров о Таможенном союзе, республика «будет использовать все имеющиеся возможности по развитию и укреплению Таможенного союза с учетом норм и правил, применяемых в международной практике и своих обязательств в ВТО». В своих предыдущих заявлениях Кыргызская Сторона также заявляла, что она сможет участвовать в формировании Таможенного союза только на условиях, вытекающих из ее членства в ВТО, как в части торговли товарами, так и услугами. По существу это означает, что вся схема дальнейшего формирования Таможенного союза должна основываться не на достигнутом уровне гармонизации торговой политики «пятерки», а на базе тарифных и нетарифных обязательств Кыргызстана, взятых в ВТО.

Эксперты правительств Сторон проанализировали материалы о соответствии обязательств Кыргызской Республики, принятых в рамках ВТО - обязательствам в рамках Таможенного союза. Сделан вывод о том, что условия, на которых Кыргызская Республика вступила в ВТО носят весьма либеральный характер и предусматривают присоединение практически ко всем необязательным соглашениям и «секторальным» инициативам, резко ограничивают возможности защиты и поддержки своего аграрного сектора, практически полностью открыли доступ нерезидентам на свой рынок услуг во всех его секторах, в том числе и в финансовом секторе. Кыргызстан взял на себя обязательство не превышать ставок существующего импортного тарифа либо держать их на более низком уровне. Из указанных обязательств Кыргызстана более половины товарных позиций имеют ставки на 10-20 и более пунктов ниже, чем ставки ввозных пошлин в предлагаемых условиях вступления в ВТО Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации, что относится и к особо важным для внешней торговли товарам. Снижение импортных ставок других стран Таможенного союза до уровня ставок Кыргызстана означало бы их отказ от разумной защиты национальных товаропроизводителей. По экспертным оценкам число совпадающих ставок Таможенного тарифа Кыргызской Республики с Общим таможенным тарифом, согласованным в рамках трех государств, составляет около 14 процентов[82].

Влияние вступления Кыргызской Республики в ВТО на государства- партнеры Таможенному союзу было предметом рассмотрения этого вопроса на заседании Совета глав правительств. Правительством Сторон совместно с Интеграционным Комитетом поручено продолжить работу относительно оценки экономических последствий присоединения Кыргызской Республики к ВТО и поиска вариантов действий с учетом официальной позиции Правительства Кыргызской Республики по ее дальнейшему участию в реализации соглашений о Таможенном союзе.

Особое значение для формирования единого таможенного пространства Белоруссии и России имеет Договор об образовании Сообщества, заключенный 2 апреля 1996 г. Впоследствии этот договор утратил силу, поскольку в 1999 г. был заключен новый - О создании Союзного государства Российской Федерации и республики Беларусь[83]. В рамках союзного государства действует Таможенный комитет Союзного государства, преобразованный из Таможенного комитета Союза Беларуси и России. Важным направлением деятельности таможенного комитета является принятие правовых актов, в том числе в сфере правоохранительной деятельности таможенных органов. Например, 15 июня 1999 г. Коллегия таможенного комитета Союза Беларуси и России приняла постановление «О взаимодействии Белорусских и Российских таможенных органов в сфере борьбы с таможенными правонарушениями», а также Положение о взаимодействии таможенных органов России и Беларуси в борьбе с таможенными правонарушениями.

Всего со времени создания Таможенного комитета двух государств по вопросам таможенного сотрудничества в процессе осуществления совместной правоохранительной деятельности принято 12 правовых актов. С 1 января 2005г. Россия и Белоруссия планировали создать общее валютное пространство: российский рубль должен был стать единым платежным средством на территории обоих государств[84].

Активно участвует в межгосударственном сотрудничестве не только Белоруссия, но и Казахстан - одно из немногих государств СНГ, которое на протяжении десяти лет с момента подписания Соглашения о принципах таможенной политики проявляет неподдельную заинтересованность в создании единого таможенного пространства. В результате взаимодействия России, Белоруссии и Казахстана были подписаны Меморандум об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств[85], Соглашение о Таможенном союзе[86].

Результатом многосторонних переговоров правительств государств СНГ стало подписание Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества[87] (далее - ЕврАзЭС). Это новая международная организация, созданная согласно ст. Договора, «... для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства». Структуру ЕврАзЭС составляют: Межгосударственный Совет - высший орган, состоящий из глав государств - участников Соглашения, рассматривающий принципиально важные вопросы организации; Интеграционный комитет - постоянно действующий орган, решающий конкретные вопросы, возникающие в процессе деятельности организации; Межпарламентская ассамблея - орган парламентского сотрудничества, который непосредственно реализует функцию по унификации таможенного законодательства участников организации, разрабатывает законодательные акты и их типовые проекты по таможенной проблематике; Суд Сообщества, обеспечивающий единообразное применение на территории государств - участников организации договоров и соглашений, решает споры между Договаривающимися сторонами по вопросам применения таких договоров; дает по ним разъяснения и представляет заключения. Вопросы организации работы и финансирования ЕврАзЭС также решены в рамках Договора[88].

В результате деятельности указанной международной организации было рассмотрено более 15 проектов новых нормативных актов, принято Решение Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС «О принятии типовой технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в упрощенном льготном порядке через внутренние границы государств - членов ЕврАзЭС в пунктах пропуска, расположенных в аэропортах»[89].

Особое значение для совместного проведения правоохранительных мероприятий с таможенными службами стран ближнего зарубежья имеет нормативно- правовое регулирование такого сотрудничества. С момента подписания Соглашения о принципах таможенной политики Россия заключила с каждым государством СНГ и бывшими республиками СССР соглашения, касающиеся взаимной административной помощи по таможенным вопросам и предотвращению таможенных нарушений.

Таким образом, страны- участники СНГ достаточно плодотворно продвигаются в направлении создания Таможенного союза, несмотря на непростую геополитическую ситуацию.

В области таможенно - тарифного регулирования принятое соглашение об Общем таможенном тарифе от 17 февраля 2000 года является основой единой тарифной политики, содержит механизм согласования и принятия единых ставок ввозных таможенных пошлин. Этот документ упорядочивает и конкретизирует основные элементы и методы формирования единой тарифной политики, предусматривает сроки формирования и введения Общего таможенного тарифа.

Создан Базовый перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенные территории государств - Сторон из третьих стран, и систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Он охватывает около 60% единых ставок по ТН ВЭД СНГ и распространяется на три государства-партнера: Беларусь, Казахстан и Россию. Указанные ставки регулярно «увязываются» сроком на шесть месяцев. Определено, что Кыргызстан и Таджикистан будут присоединяться к формированию Общего таможенного тарифа поэтапно.

Систематически пересматриваются и согласуются таможенные тарифы тех товаров, по которым расхождение ставок ввозных таможенных пошлин не превышает, пять процентных пунктов, и по которым расхождение ставок ввозных таможенных пошлин превышает, пять процентных пунктов (их доля в ТН ВЭД СНГ составляет порядка 15 и 25% соответственно).

Утвержден Перечень наименее развитых стран-пользователей согласованной системы преференций государств-участников Таможенного союза. Товары, происходящие из 47 стран, вошедших в этот Перечень, при ввозе в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию таможенными пошлинами облагаться не будут[90].

Завершая обзор такой актуальной и важной в сфере экономической интеграции темы о таможенных союзах, заметим, что касается государств - членов Таможенного союза, то, оставаясь самостоятельными суверенными субъектами международного права, они сохраняют возможность участия в управлении образованной ими общей таможенной территорией и вместе с тем делегируют часть своих суверенных прав Таможенному союзу в лице создаваемого из представителей договаривающихся сторон органа, правомочного в пределах закрепленной за ним компетенции принимать решения, которые после их ратификации государствами - членами становятся юридически обязательными.

В отношении практической работы по формированию Таможенного союза: здесь есть и положительные, и отрицательные результаты. К положительным можно отнести преодоление тенденции к падению взаимного товарооборота стран-участниц Таможенного союза.

К нерешенным проблемам на пути формирования Таможенного союза следует отнести проблемы, затрагивающие дисциплину выполнения обязательств по заключенным соглашениям в рамках Таможенного союза: его участники изменяют ставки таможенного тарифа; не полностью устранены и существенные различия в нормативной базе, регулирующей внешнеэкономическую деятельность, и расхождения в торговых режимах с третьими странами.

2.3. Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД

В процессе строительства системы внешнеторгового регулирования уже накоплен богатый опыт, и этот опыт заслуживает тщательного анализа. Рассматривая механизмы таможенно-тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам[91].

С целью повышения эффективности действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки зрения выполнения протекционистских и фискальных функций таможенного тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества[92].

Необходимо, чтобы дальнейшая работа в этой области проводилась по следующим двум основным направлениям:

первое - подготовка предложений по дальнейшему расширению номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными и специфическими ставками ввозных таможенных пошлин;

второе - разработка предложений по оптимизации существующих комбинированных и специфических ставок ввозных таможенных пошлин, в том числе и с целью обеспечения максимально возможного фискального и протекционистского эффекта таможенного тарифа в отношении отдельных товаров.

Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:

-        соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

-        необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического  оборудования и сырьевых материалов,  производство  которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется[93].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.