Рефераты. Транснацианализация бизнеса в России







              Либерализация внешнеэкономической деятельности, обусловленная происходящими в стране экономическими и политическими реформами, позволила российским предприятиям активно вступать в международный бизнес, продвигать экспортную продукцию на мировой рынок, используя приемы, методы, процедуры международного маркетинга, а также создала возможности для привлечения в страну иностранных инвестиций, открытия представительств ТНК и международных банков, активизации процесса создания СП.


               Возникли предпосылки появления соответствующих хозяйственных структур, способных не только просто выгодно продавать отечественную продукцию за пределами национальных границ, но и успешно конкурировать в своей транснациональной деятельности с уже сложившимися аналогичными структурами из других стран, в том числе и стран развитой рыночной экономики.


              Говоря иначе, в годы перестройки в России появились новые компании, которые по характеру своей деятельности было бы справедливо отнести к транснациональным, учитывая их активную экспансию на зарубежные рынки.


                 В число наиболее крупных компаний России в 1999 г. входили 20 предприятий, ранжируемых по объему реализации продукции; численности; рыночной стоимости; прибыльности.


                Как и в прошлые годы, в 1999 г. лидирующие позиции удерживали предприятия сырьевого сектора экономики: из 20 крупнейших по объему реализации компании их — 18: ТЭК и металлургия. Лишь две компании: АвтоВАЗ и ГАЗ — представляют машиностроение. И такое соотношение наблюдается в России уже который год подряд.


                В то же время в мировой практике ситуация прямо противоположная. Так, в публикуемом журнале Fortune списке 500 крупнейших мировых корпораций первые двадцать представлены компаниями машиностроения, а их число в первой десятке — 80%. Знаменитый нефтегазовый гигант Еххоп находится лишь на 8-м месте.


               В число 20 самых рентабельных компаний России (отношение прибыли после налогообложения к объему реализации) в 1999 г. входили: пивоваренная компания “Балтика” (рентабельность 37,5%); “Сильвинит” (37,3%); Березниковский титаномагниевый комбинат (33,9%); “Невинномысский азот” (31,6%).


                В списке крупнейших по уровню капитализации (сумма рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций) приоритетные позиции последовательно занимают: нефтяная компания “ЛУКойл” (1-е место); ОАО “Сургугнефтегаз” (2); ОАО “Газпром” (3); РАО “ЕЭС России” (4); нефтяная компания “Сибнефть” (5).


                Сырьевой сектор превалирует не только в списке 20 лидеров российских предприятий. Из 200 ранжируемых компаний к нему относятся 96, и на их долю приходится 81% от общего объема реализации.


1. Нефтяная компания “ЛУКойл” укрепилась на позиции лидера в отрасли. Добыча нефти составила за 1998 г. 53,67 млн. тонн. Она имеет собственные АЗС в Эстонии, арендует нефтеперерабатывающий завод в Литве; ведет разведку, добычу и переработку нефти в Азербайджане, Тунисе и Египте. В конце 1997 г. “ЛУКойл” победил компанию “ЮКОС” в тендере на право разработки нефтяных месторождений северной части Каспия. Экспансия “ЛУКойла” вышла далеко за пределы России. В прошлом году совместно с Nexus Fuels компания начала открывать АЗС под собственной маркой в США. В начале 1998 г. она приобрела контрольный пакет акций одного из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Румынии (“Петротел”) мощностью 7 млн. тонн нефти в год; ведет переговоры о вхождении в международный консорциум Timan Pechora Company, выступает главным претендентом на болгарский завод “Нефтохим”.


2. ОАО “Газпром” осуществляет производственную, сбытовую и снабженческую деятельность в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы, Балтии.


В настоящее время портфель контрактов компании на поставки природною газа в страны Центральной и Западной Европы оценивается в 2,7 триллиона кубических метров. В 1998 г. объем добычи российского природного газа увеличился на 3% — до 120 млрд. куб. м.  По прогнозам экспертов, в 1999 г. возможно увеличение поставок газа из России в Европу до 123 млрд. куб. м; к 2000 г. — 145 млрд. куб. м; к 2005 г. — 181 млрд. куб. м.


Продолжаются активные попытки компании расширить рынок экспортных поставок.


В последние годы компания заключила соглашения о поставках газа в Италию, Венгрию, Чехию, Турцию и Германию. В зону интересов “Газпрома” также попали Швеция, Иран, страны ЮВА и Китай. “Газпрому” удалось пролонгировать до 2030 г. крупнейший с периода своего акционирования контракт на поставку газа с ведущим европейским импортером газа и своим важнейшим конкурентом Ruhrgas, что позволит ему иметь гарантированный сбыт газа в Европе.


“Газпром” принимает активное участие в строительстве новых веток газопровода “Ямал—Западная Европа” — через Белоруссию, Польшу в ФРГ и другие страны Западной Европы, где он остается основным поставщиком газа; а также газопровода “Северное море — страны Европы”, чтобы объединить газовые системы континентальной Европы и Великобритании.


Компания готова поставлять газ в Израиль, чьи потребности в газе составят к 2010 г. 10—12 млрд. куб. м, а также сотрудничать с Ираном по реализации совместного проекта “Южный Парс”, где основным партнером РАО “Газпром” выступает крупнейшая французская нефтяная компания Total.


Финский государственный концерн Neste намерен инвестировать несколько десятков миллионов рублей на исследования по строительству совместно с “Газпромом” и рядом европейских ТНК газопровода из России в Швецию через Финляндию.


Наконец, норвежские компании Station и TMorsk Hydro подписали с “Газпромом” протокол о сотрудничестве на континентальном шельфе Печорского моря, в том числе по проведению совместных геологоразведочных работ для определения потенциальных запасов сырья.


3. “Алмазы России—Саха” (“Алроса”) — крупнейшая российская алмазодобывающая компания. Добыча за 1998 г. оценивается в 1,5 млрд. долл.; реализация алмазов составила 15 млрд. руб., а прибыль от нее — 6,6 млрд. руб.


С точки зрения производства компания выглядит весьма привлекательно: за последний год она увеличила как добычу алмазного сырья в натуральном выражении, так и объемы его продаж. В апреле 1998 г. она ввела в эксплуатацию обогатительную фабрику на алмазном месторождении Catoca в Анголе, где компании “Алроса” принадлежит 32,8% капитала и в развитие которого она инвестировала уже 32 млн. долл. В монгольском алмазодобывающем предприятии “М-Даймонд” ей принадлежат 49% капитала. В целом АК “Алроса” имеет долю участия более чем в 50 предприятиях, в том числе зарубежных. В 1999 г. компания ввела в строй ряд новых объектов: подземный рудник “Интернациональный” и обогатительную фабрику “Алроса-Нюрба”.


Одним из главных подразделений компании является Единая сбытовая организация, начавшая производство бриллиантов (в 1998 г. объем работ составил 42 млн. долл.). Таким образом, “Алроса” становится не только алмазодобывающим предприятием, но и крупным производителем бриллиантов. В 1998 г. “Алроса” открыла представительство в Бельгии, которое, в частности, торгует произведенными компанией бриллиантами.


Продажа алмазов на внешнем рынке осуществляется АК “Алроса” только при посредстве ТНК De Beers: 21 октября 1997 г. компания подписала с этой швейцарской корпорацией крупный контракт, гарантирующий ей неограниченный сбыт российских алмазов в Европе до 2005 г. Это заметно расширяет возможности российского экспорта неограненных алмазов при сохранении статуса De Beers как транснационального монополиста. Кроме того, в последние годы компания, осуществляя широкую диверсификацию деятельности, создала компании “Алроса-газ” (совместно с “Якутскгазпромом”) и “Алроса-энергия” — с РАО “ЕЭС России”.


4. ОАО “ГАЗ” — крупнейший в России производитель автомобилей. Событием 1998 г. для компании стало создание совместного предприятия “Нижегород—Моторс” с партнерами — итальянским концерном Fiat и ЕБРР. Общий объем инвестиций должен был составить 850 млн. долл. В соответствии с бизнес-планом к концу 1998 г. было намечено выпустить 2000 автомобилей трех фиатовских моделей. Однако в связи со сложной финансово-экономической ситуацией руководство СП решило перенести сроки начала реализации проекта до февраля 2000 г. Пока решено начать с запуска линии по сборке до 10 тыс. машин в год из крупных узлов, изучить рынок и лишь потом приступить к созданию полного цикла производства с долей российских комплектующих 50% и более.


ГАЗ реализует одновременно еще ряд совместных проектов. Так, в октябре 1998 г. ГАЗ и концерн Magna-Steyer приняли решение создать СП по крупносерийному выпуску дизельных двигателей ГАЗ-560 (Steyr). В марте 1999 г. открыт завод по производству средних грузовиков ГАЗ-3307 и легких грузовиков “Газель” в Минске. В конце февраля 1998 г. в Хакасии, на Абаканском ремонтно-механическом заводе, было открыто сборочное производство “Газелей”, а на Украине — сборочный цех по выпуску среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ-3307. Кроме того, ГАЗ инвестировал средства в разработку своих новых моделей: грузовик “Соболь”, легковой автомобиль “ГАЗ-3111”, которые в 1999 г. будут поставлены на конвейер. Развитие сети автосборочных заводов на территории России и других стран ОАО “ГАЗ” считает приоритетным направлением своей деятельности.


5. “Росвооружение” — созданная в 1993 г. государственная компания, осуществляющая военно-техническое сотрудничество с 51 страной мира. На изготовление экспортной продукции работает более 500 ее предприятий, которые через систему кооперации связаны еще с 1236 предприятиями в 10 странах ближнего зарубежья. Компания экспортирует оружие в Индию, Китай, Кувейт, Вьетнам, ОАЭ, Кипр, Турцию. Подписаны соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Украиной, Белоруссией, Таджикистаном, Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией. За 1997 г. пакет подписанных компанией контрактов составил около 8 млрд. долл.


               Приведенные примеры свидетельствуют о том, что интернационализация деятельности характерна главным образом для отечественных сырьевых компаний, выступающих своего рода “естественными монополиями”. Эти компании обеспечивают ежегодно более 70% объема реализации всей российской промышленной продукции, а уровень их рентабельности стабильно высок. По своим производственным показателям российские естественные монополии не уступают зарубежным ТНК. Так, если ранжировать мировые компании по прибыли, то по итогам 1997 г. “Газпром” вышел на 6-е место, а “ЛУКойл” — на 12-е место в мире. Две крупнейшие российские компании — РАО “ЕЭС России” и “Газпром” — имеют больший оборот (соответственно 37 и 27 млрд. долл.), чем такие всемирно известные американские ТНК, как Xerox, Coca-Cola, Lockhid. И это при условии, что их продукция внутри страны продается по ценам ниже мировых. Если же продукцию “Газпрома” оценить в мировых ценах, то он превосходит все американские фирмы, кроме 5 самых крупных .

               Состав интернациональных компаний России дополняется за счет транснациональных финансово-промышленных групп (ФПГ), опыт создания которых успешно демонстрируется экономически развитыми странами. Так, около четверти промышленного производства, в том числе подавляющая часть наукоемкого, контролируется шестью сотнями транснациональных ФПГ.


             Транснациональные ФПГ превратили мировое производство в международное, обеспечили развитие НТП во всех направлениях: от повышения технического уровня, качества продукции и эффективности производства до совершенствования форм менеджмента и маркетинга. Через свои дочерние предприятия и филиалы в сотнях стран мира они действуют по единой научно-производственной, сбытовой и финансовой стратегии; обладают огромным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим динамичное развитие.


             По оценкам специалистов, транснациональные ФПГ контролируют одну греть промышленного производства, более половины внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новейшую технику, технологии и ноу-хау. В них занято около 73 млн. человек.

                 По своей экономической сущности финансово-промышленная группа представляет собой продукт объединения финансового, промышленного и торгового капитала, в основе которого лежат отношения экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его координации для осуществления хозяйственной деятельности.


                ФПГ вбирает в себя предприятия различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг, а также финансовые учреждения. Ядром этой хозяйственной структуры является банковский или финансовый институт (банк, инвестиционная или страховая компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерская контора).


                В экономике современной России ФПГ образуют особый сектор. По оценкам Минэкономики РФ, общая численность занятых в них составляет около 4 млн. человек, годовой оборот продукции — более 100 трилн. рублей, или более 10% ВНП.


                Из 200 крупнейших российских компаний участниками ФПГ является 130, из 100 крупнейших банков — 48 или вошли в состав ФПГ, или сами создали такие группы.


               Деятельность ФПГ концентрируется, главным образом, в металлургической, газовой, нефтедобывающей, авиастроительной, золотодобывающей промышленности, строительстве, электронике, автомобилестроении, судостроении, то есть в наиболее технологически продвинутых отраслях экономики.


              В целом российские ФПГ отличает достаточно широкая диверсификация. Охватывая более 100 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях, ФПГ активно способствуют не только их выживанию, но и оживлению российской экономики.


             Транснациональные ФПГ отличаются от национальных финансово-промышленных групп, прежде всего тем, что они обязательно имеют в своем составе юридических лиц, находящихся под юрисдикцией других стран, осуществляющих там производственную или сбытовую деятельность.


Транснациональные ФПГ с участием стран СНГ


1. “Интеррос”

 Россия, Казахстан

 Производство и экспорт химических удобрений, алюминия, профильного проката, никеля, меди, продовольственных и других товаров

 

2. “Нижегородские автомобили”

 Россия, Белоруссия, Украина, Киргизия, Таджикистан, Молдавия, Латвия

 Производство грузовых и легковых автомобилей, дизельных и бензиновых двигателей, рефрижераторных прицепов, гусеничных транспортеров, резинотехнических изделий и изделий из стекла, товаров народного потребления

 

3. “Точность”

 Россия, Белоруссия, Украина

 Разработка и производство изделий спецтехники, гражданской техники

 

4. Транснациональная алюминиевая компания “ТаНаКо”

 Россия, Казахстан

 Производство и углубленная переработка алюминия

 

5. “Славянская бумага”

 Россия, Украина

 Переработка сырья для продукции целлюлозно-бумажного производства и производства химических волокон

 

6. “Аэрофин”

 Россия, страны Балтии

 осуществление перевозки пассажиров и грузов, производства и ремонта авиатехники

 

7. “Оптроника”

 Россия, Белоруссия

 Создание оптико-электронных приборов и систем для военной техники и вооружения

 



                Следует отметить активизацию усилий российских предприятий по формированию ТФПГ с участием стран СНГ (табл. 2). Примером может служить ФПГ “Нижегородские автомобили”, подбор участников которой ориентирован на кооперационные связи с предприятиями Украины, Белоруссии, Киргизии, Латвии. Так, АО “РАФ” (Латвия) поставляет комплектующие изделия для АО “ГАЗ” (Нижний Новгород) и получает от него шасси, готовые детали и узлы. Украинские участники ФПГ (ПО “Белоцерковышина” и Черниговский завод карданных валов) поставляют головному предприятию ФПГ автошины и карданные валы. АО “Киргизский автосборочный завод” (г. Бишкек, Киргизия) поставляет для нужд ФПГ радиаторы охлаждения, получая взамен шасси. Именно в машиностроении создание транснациональных ФПГ является особенно продуктивным, так как здесь десятилетиями складывались тесные технологические связи.


             В настоящее время прорабатывается свыше десятка проектов создания транснациональных ФПГ с участием предприятий Украины (производство алюминия и изделий из него, авиационных двигателей), Белоруссии и Казахстана (многопрофильные группы), Узбекистана (производство самолетов). Реализуется программа создания ФПГ в атомной энергетике, в которой будут участвовать Россия, Украина и Казахстан. В сфере авиационной техники заключено соглашение между Россией и Украиной, а в металлургии — между Россией, Казахстаном и Украиной.


                В последнее время усилилась тенденция создания транснациональных ФПГ в рамках военно-промышленного комплекса. Речь идет о предприятиях авиационной, ракетной, космической промышленности России и стран СНГ, НИИ и КБ оборонной промышленности и банках, вкладывающих в них средства. Так, АООТ “Евразия”, образованная в 1994 г. крупнейшими машиностроительными заводами России и Узбекистана, преобразуется в ТФПГ с участием финансовых структур, а также промышленных и коммерческих структур Казахстана и Киргизии.


               Намечается также расширение российской ФПГ “Сокол” за счет привлечения предприятий Казахстана и Киргизии.


                По оценкам МВЭС России, через каналы транснационализации инвестиционного и финансового капитала в машиностроительных отраслях Россия до конца 20-го века могла бы в полтора-два раза увеличить объемы экспорта в страны СНГ машин и оборудования, узлов и деталей к ним, современных производственных и информационных технологий. Партнеры из СНГ, в свою очередь, могли бы расширить экспорт машиностроительной продукции в Россию, а также страны дальнего зарубежья.


                Кроме того, транснациональные структуры выступают “интеграционным ядром” для СНГ и бывших партнеров по СЭВ.


                Однако процесс становления транснациональных ФПГ происходит довольно медленно. Основные причины этого заключаются в следующем:


 Неотработанность процедур и механизма их формирования и функционирования. Так, неудачный старт российско-узбекского транснационального ФПГ “Илюшин” объясняется непроработанностью механизма получения государственной поддержки при подписании соглашения, а также отсутствием в числе ее учредителей банковских структур.

Недостатки правового обеспечения и расхождения в национальных законодательствах по вопросам создания транснациональных структур. Отсутствуют также единые юридические и экономические толкования основных понятий, регулирующих создание и функционирование транснациональных ФПГ. Так, несмотря на заключенное межправительственное соглашение о содействии совместной деятельности различных интегрированных структур в рамках СНГ, а также соглашения по вопросам формирования ФПГ России с такими странами, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, реализация договоренностей приостановилась: выяснилось, что российская законодательная база в некоторых случаях опережает законодательство стран СНГ.

               Существуют серьезные различия в подходах к ведению консолидированного учета, отчетности, составлению бухгалтерского баланса, распределению прибыли, выплате налогов и таможенных пошлин предприятиями, входящими в транснациональные ФПГ.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.