Рефераты. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества: состояние и проблемы их эффекимвного использования в...






Побщ = Фп. общ/tрасч.,

где tрасч – расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.

Продолжительность календарного периода участия группы лиц с различным уровнем потенциальных возможностей не всегда является однозначным критерием для определения величины потенциала общества. Поэтому обязательно должны быть учтены все особенности при группировке трудящихся по основному признаку, каким в данном случае является способность и возможность участия в общественном труде.


1.5. Компоненты деятельности человека


В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по за­данной технологии, инструкции, традиции, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собствен­ного творчества. Такой труд будем называть регламентированным, или a-трудом. Вторая характеризует труд, направ­ленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда будем называть новационным, творческим, или b-трудом.

Типичным примером деятельности, в которой преобладает a-труд, является выполнение производственной операции сбор­щиком на конвейере с регламентированным ритмом. Существен­но, что в данном случае речь идет не о способностях работни­ка, а об объективных возможностях их реализации. Регламен­тированным может быть не только малоквалифицированный физический труд, но и, в частности, деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению инструкций. Таким образом, a-труд может быть как физическим, так и умственным.

Преимущественно творческим является труд изобретате­лей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инжене­ров, организаторов производства, предпринимателей и т. д. Высшим проявлением творчества считается искусство, ибо в нем, как и в изобретательстве, исключается повторение (ко­пирование), кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора. Извес­тны случаи, когда одинаковые изобретения и научные открытия делались независимо и почти одновременно разными людь­ми в разных странах. В искусстве такие ситуации принципи­ально невозможны.

В цивилизованной экономике одной из характеристик зна­чимости творческих элементов в данном виде деятельности мо­жет быть доля оплаты труда в виде гонорара (за рационализа­торские предложения, изобретения, статьи, книги и т. д.) в об­щих доходах работника. В этом аспекте прибыль предпринима­теля, действующего в условиях реальной конкуренции и право­вого государства, становится формой авторского гонорара. Пред­ставляется оправданным, что в классификации видов деятель­ности, действующей в ФРГ, предприниматели объединены по источнику доходов в одну группу с лицами свободных профес­сий — писателями, художниками, архитекторами и т. п.

Возрастание роли творчества наиболее отчетливо прояв­ляется в появлении новых видов продукции и услуг, совершен­ствовании технологии, увеличении доли ученых, инженеров, высококвалифицированных рабочих, врачей, педагогов в об­щей численности занятого населения. Менее очевиден прогресс в литературе и искусстве. Хотя объем продукции этой сферы постоянно растет, ее качество далеко не всегда способствует совершенствованию духовного мира человека, что дает осно­вания для выводов о деградации значительной части художе­ственной культуры. Эта тенденция не мо­жет считаться необратимой. Ее изменение является одной из важнейших задач творчества в области этики, эстетики и со­циальных отношений.

Необходимость выделения двух компонент труда объек­тивно обусловлена принципиальными различиями в их влия­нии на формирование дохода предприятия и национального дохода страны. Увеличение конечного продукта за счет a-труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. В отличие от этого, за счет b-труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затра­тах рабочего времени и интенсивности труда. Это обуслов­лено тем, что на основе новых технических, организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий, улучшаются параметры существующих, снижаются затраты труда и средств производства на единицу полезного эффекта продукции и услуг.

В соответствии с определением a-труда его результат за­висит от затрат рабочего времени. Условиями, определяющи­ми возможность a-труда данного вида (профессии, квалифи­кации), являются необходимые уровни здоровья, нравствен­ности, образования и профессионализма.

Таким образом: Va=f(xв), где Va — результат a-труда данного вида; хв — затраты рабо­чего времени.

Результат b-труда непосредственно зависит от способнос­тей к данному виду творчества и активности (пассионарности), ориентированной в соответствующем направлении: Vb=f(xmc, xa), где Vb — результат b-труда; хmс — творческие способности; ха — активность.

Условиями творческой деятельности являются (как и для а-труда) необходимые уровни здоровья, нравственности, об­разования, профессионализма.

Выделение a-труда и b-труда достаточно для анализа фак­торов продуктивности в отраслях материального производства. В литературе, искусстве, философии важную, а в некоторых сферах определяющую роль играет духовная компонента дея­тельности человека, которую обозначим как g-труд.

Говоря о духовности, обычно используют такие понятия, как добро, совесть, честь, доверие, альтруизм. Однако существуют и такие виды духовной деятельности, которые ориентированы на темные стороны человеческой нату­ры, на усиление вражды, нетерпимости, жестокости, тоталита­ризма. В этом направлении действуют некоторые религиозные секты (сатанизм, бесовщина) и представители поп-культуры.

Глава 2. Трудовые ресурсы общества

2.1.  Понятие трудовых ресурсов


Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «на­селение» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, за­нятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и ин­дивидуальной трудовой деятельности (рис. 2). В их состав включают­ся также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйст­ве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способ­на производить материальные блага или оказывать услуги.


Пол

 

Рис. 2. Структура трудовых ресурсов


В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в обществен­ном производстве выделяют две части: активную (функционирую­щую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресур­сы состоят из реальных и потенциальных работников.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зави­сят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего на­селения собственно трудовые ресурсы.

К трудовым ресурсам в России относятся: а) население в трудоспо­собном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и вой­ны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получаю­щих пенсии по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.

2.2. Возрастные границы трудовых ресурсов


Величина трудовых ресурсов зависит от официально установлен­ных возрастных границ — верхнего и нижнего уровней трудоспособно­го возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.

Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действую­щим законодательством. В России трудоспособным возрастом счита­ется: у мужчин — 16—59 лет (включительно), у женщин — 16—54 года (включительно). Границы трудоспособного возраста в разных странах неодинаковы. В ряде стран нижняя граница установлена 14—15 лет, а в отдельных — 18 лет. Верхняя граница во многих странах составляет 65 лет для всех или 65 лет — для мужчин и 60—62 года —для женщин.

В России законодательная власть неоднократно рассматривала во­прос о необходимости увеличения возрастного порога: для мужчин — с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет. Однако тяжелое экономическое положение работающего населения, низкая продолжительность жизни, высокая смертность в трудоспособном возрасте вынуждают государство откладывать решение этого вопроса до более благоприятного времени.

Ведущую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное населе­ние в трудоспособном возрасте.

Трудоспособное население — это совокупность лиц, преимуществен­но в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологи­ческим данным к участию в трудовой деятельности.

На практике различают общую и профессиональную трудоспособ­ность. Общая трудоспособность предполагает наличие у че­ловека физических, психофизиологических, возрастных данных, определяющих способность к труду и не обусловливающих необходи­мость специальной подготовки. Профессиональная трудо­способность — это способность к конкретному виду труда, приоб­ретаемая в ходе специального обучения.

Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет есте­ственного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокраще­ния доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пе­ресмотра возрастных границ трудоспособности.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособ­ный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселен­цы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии.

2.3. Измерение трудовых ресурсов


Количественные изменения численности трудовых ресурсов ха­рактеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматри­ваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок вре­мени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале пе­риода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая по формуле:

,

где Тр.ср. — среднегодовой темп роста; п — число лет; Ч1 и Ч2 — численность соответственно в начале и конце периода.

Темп прироста рассчитывается по формуле:

,

где Тпр.ср. — среднегодовой темп прироста.

Количественная оценка тенденций состояния и использования, трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления по­вышения их эффективности.


2.4. Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда


Основной проблемой экономической теории и хозяйствен­ной практики является анализ соотношения затрат и результа­тов. Затраты определяются по отношению к экономическим ре­сурсам. Результаты характеризуются объемом выпуска продук­ции, добавленной стоимостью, прибылью, а также показателя­ми конкурентоспособности, качества жизни, экологии и др.

Результаты *

Отношение  в общем случае называется эффективностью. Одним из аспектов этого понятия является эф­фективность по Парето, характеризующая такое распределе­ние ресурсов, при котором результат по любому направлению не может быть улучшен за счет ухудшения результатов по другим направлениям.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Амартия Сен подчеркивает ограниченность применимости критерия Парето, который приводится во всех учебниках по экономике. А. Сен пишет: «"Экономическая эффективность", называемая также "оптимальностью по Парето", требует, чтобы никому нельзя было сделать лучше без того, чтобы кому-то другому стало хуже», «состояние общества считается оптималь­ным по Парето в том и только в том случае, если ничья полез­ность не может быть увеличена без того, чтобы уменьшить полезность кого-то другого. Это — весьма умеренный вид ус­пеха, и сам по себе он не обязательно гарантирует многое. Состояние общества может быть оптимальным по Парето, но при этом одни могут находиться в крайней нищете, а другие — купаться в роскоши, поскольку нищета одних не может быть смягчена без снижения уровня роскоши богатых. От оптималь­ности по Парето — как от "духа Цезаря" — веет "преиспод­ней».

Результаты экономической деятельности чаще всего вы­ражаются объемами продукции и прибыли. Поэтому практи­чески важнейшими показателями эффективности являются продуктивность и рентабельность.

Продуктивность (англ. productivity, нем. Produktivitat) определяется по отношению к затратам труда, материалов, обо­рудования, энергии, а также по отношению к суммарным зат­ратам ресурсов. В отечественной литературе термин productivity обычно переводится как производительность. Такой перевод представляется неточным. Это становится особенно заметным в таких словосочетаниях, как "производительность капитала", "производительность материалов" и т. п. В данном случае пра­вильнее буквальный перевод: продуктивность капитала (тру­да, земли, материалов и т. д.).

Продуктивность системы в общем случае определяется по формуле:

, где р — продуктивность; О — объем продукции (услуг) за оп­ределенный период времени в натуральном, стоимостном или иных измерениях (Output); I — затраты ресурсов, соответству­ющие данному объему продукции (Input).

Для определения продуктивности по видам ресурсов ис­пользуются формулы вида:

 и т. п., где рt — продуктивность труда; рk — продуктивность капита­ла; Т — затраты труда (рабочего времени); К — затраты капи­тала.

Продуктивность труда может рассчитываться на единицу рабочего времени или па одного работающего. Объем продук­ции и затраты труда могут быть выражены в абсолютных и относительных показателях.

Наряду с продуктивностью при анализе производственных систем используют и другие показатели:

~                       действенность;

~                       экономичность;

~                       качество;

~                       прибыльность (доходы/расходы);

~                       качество трудовой жизни;

~                       внедрение новшеств.


Глава 3. Проблемы эффективного использования трудовых ресурсов в России

3.1. Качество трудовой жизни


В настоящее время качество трудовой жизни прежде всего является дальнейшей конкретизацией понятия «качество жиз­ни», которое представляет собой всестороннюю характеристику уровня и условий жизни населения и определяется экономическим, социальным, демографическим, экологическим, географическим положением и моральными факторами. Тради­ционно выделяются как объективные составляющие качества жизни (потребле­ние продуктов питания, уровень занятости, развитие сферы услуг, социальное обеспечение), так и субъективные (удовлетворенность работой и условиями жиз­ни). Как мы видим, в рамках этого понятия существует четко выраженная трудо­вая составляющая. Неудивительно поэтому, что ОЭСР анализирует качество тру­довой жизни в разрезе следующих направлений: здоровье, образование, занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, состояние потребительского рынка, окружающей среды, личная безопасность, социальные возможности и социаль­ная активность.

Качество трудовой жизни определяет характеристики условий и организации труда с позиций наилучшей реализации способностей работника. Оно оценива­ется с позиций занятых, предпринимателя и общества с учетом технологических, организационных, эргоно­ми­че­ских, социальных, психологических факторов. Его составляющими являются как характеристики рабочего места, так и его непо­средственного окружения.

Качество рабочих мест — одна из составляющих качества трудовой жизни. Оно определяется прогрессивностью, устойчивостью рабочих мест, условиями труда на них, а также величиной трудового вознаграждения, им соответствующего. Вы­деление характеристик качества рабочих мест из обширной совокупности харак­теристик качества трудовой жизни всегда имеет несколько условный характер. Впрочем, то же самое можно сказать, если исследовать соотношение категорий «качество жизни» и «качество трудовой жизни».

В ходе многоплановой деятельности предприятий по повышению качества тру­довой жизни следует учитывать перечисленные ниже требования, имеющие прин­ципиальный характер:

• необходимость максимально широкого участия работников в принятии со­ответствующих решений;

• параллельный учет как технико-технологических факторов, так и социаль­ных аспектов происходящих изменений;

• первоочередное внимание к содержанию труда занятых по сравнению с его условиями.

В настоящее время накоплен значительный опыт относительно мер, которые способны улучшить качество трудовой жизни. В основном они могут быть сгруп­пированы по четырем направлениям:

• гуманизация труда, предполагающая проведение комплекса мероприятии в области его организации и вознаграждения, изменения структуры управле­ния предприятием;

• повышение гибкости занятости, что находит свое выражение, в частности, во внедрении новых форм организации рабочего времени в интересах работ­ников;

• демократизация трудовой жизни путем тщательного рассмотрения всех жа­лоб и предложений, широкого внедрения согласительных процедур, участия занятых в принятии решений;

• адекватное и справедливое вознаграждение за труд при отсутствии какой-либо дискриминации.

Все четыре основных направления повышения качества трудовой жизни тесно связаны друг с другом. Только одновременная работа, связанная с решением всего комплекса проблем, позволяет добиться должных результатов в решении этой сложной задачи.

3.2. Проблема отношений рынка труда и системы образования. Подбор квалифицированного персонала.


Центр экономики непрерывного образования Академии народ­ного хозяйства при Правитель­стве Российской Федерации вы­ступал координатором проекта (авторы — Т. Л. Клячко и Е. А. Карпухина), посвященно­го проблеме выстраивания от­ношений рынка труда и системы образования. Был проведен оп­рос 1500 работодателей относи­тельно принципов и приорите­тов формирования работодате­лем кадрового состава предпри­ятия (организации, фирмы) (авторы — И. Б. Гурков, Е. М. Авраамова, М. В. Михайлюк, Ака­демия народного хозяйства).По методике case-studies было проведено социоло­гическое исследование представителей крупного, среднего и малого биз­неса трех субъектов Российской Федерации, в котором выясня­лись представления работодате­лей о требуемом характере под­готовки работника и особеннос­тях этих требований в зависимо­сти от региона и величины биз­неса (исследование проводилось под руководством А. Г. Левинсона, «Левада -центр»).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.