Рефераты. Туристский рынок и концентрация производства в туризме






Туристский рынок и концентрация производства в туризме

Российская Международная Академия Туризма


















Курсовая работа

По курсу: «Экономика туризма»

По теме: «Туристский рынок и концентрация производства в туризме».


Выполнила: студентка 2 курса

201 группы

Тарабаева М.С.



Проверил: Здоров А.Б.

Сходня 2003

Содержание:


1.Введение……………………………………………………………………….3 1.Структура туристского рынка…………………………………………….…4
  1.1.Туристский рынок – это рынок услуг…..…………………………………4

1.2.Основные участники туристского рынка………………………………….6

1.3.Туристские потребности и туристский маркетинг………………….…….9

1.4.Формы рыночных структур в туризме…………………………………....10

2. Концентрация производства в туризме и механизм ее осуществления.…18   2.1 Современное состояние туристского рынка и причины его        концентрации…………………………………………………………………....18

2.2. Формы концентрации………………………..…………………...………...20

Список использованной литературы…………………………………………...27

Введение.

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Известно, что на самом деле туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное  влияние на ключевые сектора хозяйства и по прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма.

Именно поэтому анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен. Углубленное познание рынка туризма начинается с базовых понятий, которые имеют основополагающее значение для понимания и отдельных проблем туризма как экономической системы, и механизма его функционирования в целом. Также нельзя не обойти вниманием формы рыночных структур в туризме, на которых действуют туристские предприятия, и концентрацию производства.

1. Структура туристского рынка.

1.1Туристский рынок – это рынок услуг.

Туристский рынок

–         это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);

–         это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения  туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны – экспортеры и импортеры туризма;

–         это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции. 

Туристский рынок – это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристского бизнеса.

Во-первых, туристские услуги:

а) неосязаемы (турист не может при приобретении тура ни попробовать его, ни потрогать, ни увидеть воочию), поэтому важное значение здесь имеют вопросы надежности туристского продукта, гарантий предоставления туристам заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества (т.е. соответствие информации и содержания туристского продукта). Необходимы исчерпывающая информация туристов о потребительских свойствах тура и соблюдение принципа связь цены и качества (потребители условно устанавливают для себя нижний порог цены, за которым предполагается низкое качество). Доверие фирме – это вопрос не только ее престижа, но и клиентуры и рыночной устойчивости;

б) теряются во времени (доход от не предоставленной в определенный конкретный период услуги теряется навсегда) – здесь важны оперативность информации и работа с заказом клиента, а также гибкое, ступенчатое ценообразование, реагирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу;

в) качество отдельных услуг в составе тура может меняться, поэтому необходимы дифференциация цен по качеству услуг, заменяемость и вариантность обслуживания.

Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то тур, экскурсия или заранее забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени между фактом оплаты (покупки) туристского продукта и фактом его потребления. Турист, заранее приобретая путевку на тур, авансирует работу обслуживающих организаций на маршруте через туроператора и турагента (т.е. платит не лично производителю услуги, а тому, у кого покупает путевку). Поэтому здесь также важны надежность туристского продукта и каналов его продвижения, ответственность туристской фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек оплаты, бронирования и льготы.

В-третьих, для туристского рынка характерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Причем эти колебания не одинаковы для различных видов туризма. Развитие несезонных форм отдыха, обеспечение полноценного отдыха туристов в несезонные периоды, умелое использование материальной базы под различные виды туризма и региональной разницы в сезонах – все это помогает снизить сезонные потери туристской фирмы.

В-четвертых, в туризме качество в большей степени зависит от исполнителей, т.е. от обслуживающего персонала (гидов, экскурсоводов, портье, горничных и др.) – работников контактных профессий. Оно может меняться при смене персонала. Поэтому вопросы менеджмента в туризме, мотивации качественного труда, создания гибкого туристского продукта являются первостепенными для туристского предприятия.

В-пятых, на туристском рынке имеется территориальная разобщенность потребителя и производителя. Вопросы информации и рекламы своего продукта в других регионах, связи с зарубежными партнерами являются также немаловажными для туристского бизнеса (формирование положительного образа туристской фирмы, региона отдыха; установление оперативных связей с удаленными партнерами для удобства работы по удовлетворению запроса потребителя).


1.2 Основные участники туристского рынка.

Основными субъектами туристского рынка являются:

·         турист (потребитель туристского продукта) – любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;

·         туроператор (турорганизатор, промоутер) – юридическое или физическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензий;

·         турагент – юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничную реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности;

·         контрагент – юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями.

Субъекты рынка определенным образом связаны между собой. Вся система рыночных отношений в туризме является открытой. На нее оказывают воздействие различные факторы: природно-экологические, социально-экономические, политические, демографические.

Природно-зкологические факторы – это основа развития любых туристских программ. Сюда входят:

·         хороший климат и комфортные природные условия;

·         наличие красивых ландшафтов и природных достопримечательностей;

·         наличие развитой гидрографической сети и естественных водоемов;

·         чистота и ухоженность природных объектов;

·         хорошее состояние экологии.

Социально-экономические факторы являются важной материальной предпосылкой развития туризма. К ним относятся:

§         уровень жизни основной массы населения, т.е. экономическая доступность туризма;

§         социальная свобода и права, дающие возможность гражданам передвигаться внутри и за пределами своей страны, путешествовать по миру;

§         активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда, расширения международной торговли и совершенствования транспортных средств.

Политические факторы:

·         внутриполитическая стабильность страны проживания;

·         внутриполитическая стабильность страны, которая принимает туристов;

·         мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами;

·         наличие межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных связей, туризма и обменов.

Демографические факторы:

§        рост народонаселения. Увеличивает мировой туристский потенциал;

§        увеличение продолжительности жизни и понижение возрастного пенсионного порога. Приводит к появлению туризма для людей третьего возраста;

§        этнические туристские потоки (путешествующие на историческую родину, эмигранты, народы с родственными языками, культурой, интересующиеся взаимными поездками и т.д.);

§        все больший приток в туристское движение молодежи (подростковый, молодежно-студенческий туризм);

§        тенденции семейных путешествий в среднем возрасте (специализированные семейные туры).

Реализация турпродукта может быть оптовой и розничной.

Оптовая реализация ведется в виде заключения посреднических договоров-поручений, договоров комиссии или агентских соглашений между туроператором и турагентом. В момент оптовой реализации турпродукта туроператор имеет разработанный турпродукт в виде генерального соглашения, контракта, договора, ваучера о предоставлении услуг с контрагентом – исполнителем услуг.

Розничная продажа турпродукта конечному потребителю (туристу) оформляется договорами розничной купли-продажи, устанавливающими взаимные обязательства сторон и включающими следующие положения:

·         номер, дату и место заключения договора;

·         наименование продавца, его организационно-правовую форму, номер лицензии на право осуществления международной туристской деятельности;

·         ФИО туриста, его адрес, данные паспорта, прочие реквизиты;

·         предмет договора (перечень услуг);

·         условие предоставления услуг;

·         права и обязанности сторон;

·         стоимость договора, порядок и форму платежей;

·         порядок вступления договора в силу и срок его действия;

·         условия оформления виз (для международного туризма);

·         порядок использования ваучера;

·         условия страхования;

·         условия и порядок применения компенсационных санкций, а также рассмотрения и удовлетворения рекламаций;

·         форс0мажорные обстоятельства;

·         особые условия;

·         юридические и банковские реквизиты продавца;

·         подписи сторон и печать продавца.

Письменная информация о предлагаемом турпродукте и все существенные общие условия договора называются публичной офертой. Оферта может быть напечатана в каталоге турфирмы или находиться на видном месте в офисе вместе с лицензиями и сертификатами. Клиенту по его требованию выдается ее копия. В этом случае частные условия договора по туру излагаются в туристской путевке.

Туристский ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт оказания услуг. Ваучер обеспечивает четкость документооборота турфирмы и гарантирует учет оказанных услуг туристу.


1.3Туристские потребности и туристский маркетинг.

Туристский рынок, как и любой другой рынок, стабилизируется согласно закону спроса и предложения. Если предложение превосходит спрос, цены на туристский продукт падают. Это приводит к снижению деятельности предприятий. Если спрос превышает предложение, наступает повышение цен, что стимулирует предприятия производить больше туристского продукта. После определенного колебания цен наступает их равновесие. Однако покупают не только то, что необходимо. Существует множество мотивов покупок.

Мотив – это нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

Известный американский ученый-психолог Маслоу считает, что в разное время людьми движут разные потребности. Эти потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных:

1)      физиологические потребности и потребности самосохранения;

2)      социальные потребности (встречи, дружба, любовь);

3)      потребности в уважении;

4)      потребности в самоутверждении.

Эта теория помогает маркетологам понимать потребности покупателей и способы продвижения товаров: кому и что предлагать, как это производить. Все это в равной степени относится и к туристскому продукту. В идеале туристский продукт должен одинаково удовлетворять все уровни потребностей. Поэтому туристское предприятие должно поддерживать это множественное удовлетворение через создание качественного продукта, ориентированного на потребности туристов.

Изучением потребностей туристов занимается туристский маркетинг.

Маркетинговое изучение рынка туристских  услуг состоит из:

А) анализа рекреационных условий, материальной базы и инфраструктуры отдыха;

Б) изучения направлений развития спроса  потребителей;

В) проработки соответствия между возможными предложением и имеющимся спросом.

Основными мотивами выбора туристских услуг, как правило, являются вид туризма и определенный уровень (класс) обслуживания. Специализация же обслуживания по возрастному принципу и по составу семьи диктуется спецификой обслуживания людей разных возрастных  групп, возникающей на основе психофизиологических особенностей того или иного возраста и обусловливается величиной потоков туристов на конкретную материальную базу. Например, для семей с малолетними детьми необходимы специфические услуги по питанию (детское меню, четырехразовый пансион), проживанию (специальное оборудование номеров, система объединения жилых номеров и т.д.), дополнительные услуги соответствующего назначения (например, присмотр за детьми, специальные детские программы и т.д.). Для людей третьего возраста – своя специфика (размеренный график мероприятий, варианты диетического питания, специфические досуговые программы и пр.). Для молодежи – это преобладание спортивных и развлекательных программ и пр.

Факторы роста привлекательности для туристов

отдельных регионов мира

Наиболее популярные страны региона.

Факторы роста привлекательности

Южно-американский регион


Бразилия

1. Широкое развитие экологических туров по Амазонии.

2. Экзотическая природа.

3. Современная архитектура и дизайн столицы страны

Европейский регион


Франция

Англия

Германия

Финляндия

Швеция

1. Высокая концентрация исторических и культурных достопримечательностей.

2. Упрощённый визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров).

3. Высокий уровень сервиса.

Средиземноморский регион


Кипр






1. Выгодная система налогообложения.

2. Современная банковская сеть.

3. Хорошо налаженная структура  телекоммуникаций

4. Упрощённая процедура создания оффшорных компаний (10 дней)

5. Обеспечиваемая государством полная конфиденциальность во всех вопросах, касающихся  учредителей компаний и банковских счётов.

Израиль




Регион в целом

1. Рост паломнического туризма.

2. Наличие широкого спектра оздоровительных центров.

3. Туры по четырём морям.

4. Наличие молодёжных лагерей.

5. Рост деловых связей.

1. Развитая инфраструктура туризма.

2. Высокий уровень обслуживания.

3. Комфортный климат.

4. Большая продолжительность туристского сезона.

5. Сочетание отдыха у моря с осмотром достопримечательностей.

Азиатский регион


Объединённые Арабские Эмираты

1. Низкие цены на электронику и бутовую технику хорошего качества.

2. Высокий уровень сервиса.

3. Минимальные налоги. Практика системы “TAX FREE”.

4. Большой опыт каргоперевозок.

5. Упрощённая система визового режима.

Регион в целом

1. Экзотическая природа и культура.

2. Политическая стабильность.

3. Удобный транзитный путь для туристов, летящих в Австралию и Океанию.

4. Главное направление “пляжного” отдыха зимой.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.