Рефераты. Теневая экономика в России






Теневая экономика в России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию ГОУ ВПО

«Уральский Государственный Университет-УПИ»

 

 

 

 

 

Кафедра общей 

Экономической теории  

 Факультет экономики и управления

 

 

Курсовая работа

Теневая экономика России

По дисциплине

Экономическая теория

 

 

Научный руководитель: Мельник Е.В.

Курс, группа: 1, ЭУ-15151

Студентка: Овчинникова И.Г.

 

 

Екатеринбург

2006

Содержание:


Введение

1. Определение теневой экономики и ее состав

1.1 Определение теневой экономики и ее структура

1.2 Происхождение теневой экономики

2. История и особенности формирования теневой экономики в России

2.1 Развитие теневого сектора в экономике России

2.1.1 Общий взгляд на теневую экомику

2.1.2 Влияние особенностей реформирования экономики на развитие теневого бизнеса

2.3 Динамика экономической преступности

2.4 Социально-экономические последствия  теневой экономической деятельности

2.4.1 Налоговая и бюджетная сфера

2.4.2 Эффективность макроэкономической политики

2.4.3 Денежно-кредитная сфера

2.4.4 Экономический рост и инвестиционный процесс

2.4.5 Конкуренция и эффективность рыночного механизма

2.4.6 Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда

2.5. Нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией экономики

2.5.1 Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики

Приложения…

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ


Теневой сектор играет в переходных экономиках неоднозначную роль. С одной стороны, его скрытость от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы занятым в нем работникам, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, функционирование теневого сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Большая часть исследователей считают теневую экономику в основном негативным феноменом.

Задачи проведенной работы определяют общее влияние теневой экономики на социально-экономические явления и последствия. Оценивая положение дел по данной проблеме, нужно осветить масштабы теневого сектора, возможности его влияния на экономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией хозяйственной деятельности. А также изучить влияние реформирования, как немаловажного фактора влияния на экономику.

И в связи с этими задачами, цель курсовой работы является изучить и оценить положение криминализации в экономике России, а также влияние, оказываемое теневым сектором на экономику в целом, используя исторические факты для более глубокого изучения данной проблемы.

В работе использовались материалы различных писателей проводивших наблюдения за этой актуальной на сегодняшний день проблеме, а также исследования, проведенные Российским Государственным Гуманитарным Университетом на основе реального положения дел в Российской экономике.

Соотношение позитивных и негативных последствий существования в национальной экономике теневого сектора во многом зависит от его масштабов. При определенных условиях криминализация экономики превращается в доминирующий, системообразующий процесс, определяющий направление развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего воспроизводства. Конкретные социально-экономические последствия теневой экономики крайне многообразны, как многообразна и разнопланова эта деятельность.

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ.

1.1 Определение теневой экономики и ее структура.


Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в конце 1970-х гг. Одной из первых серьезных работ в этой области была работа П. Гутмана (США) «Подпольная экономика» (1977 г.), в которой однозначно утверждалось, что неучтенной экономической деятельностью пренебрегать нельзя. [1]

Использование термина «теневая экономика» в отечественной научной литературе связано с попыткой проанализировать всплеск «теневой» хозяйственной деятельности в 1960-е гг. после введения УК СССР 1961 г.

К середине 1980-х гг. в отечественной науке и экономической практике интерес к проблеме теневой экономики значительно возрос. Однако в ее трактовке преобладали криминальные тенденции, статистическая методология оценки теневой экономики либо не рассматривалась вообще, либо рассматривалась недостаточно. Одним из редких исследований по данной проблеме экономического характера стала работа Т. Корягиной, занимавшийся сферой бытового обслуживания.

Согласно ее версии в СССР теневая экономика включала три соответствующих сектора: неофициальную экономику - легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имело место не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов; подпольную экономику - все запрещенные законом виды экономической деятельности; фиктивную экономику - экономику приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег. Сегодня сюда следует включать и деятеленость, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектам хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.

В настоящее время теневая экономика - предмет значительного числа научных работ и публикаций, она стала частью учебных программ многих высших учебных заведений. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Криминальная, подпольная, черная, серая, вторая, незаконная, параллельная, неофициальная, деструктивная, неучтенная - вот далеко не полный перечень ее синонимов. Это многообразие обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности. В настоящее время можно выделить два основных подхода: правовой и учетно-статистический.

В качестве ключевого критерия правового подхода выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретные критерии: уклонение от официальной, или государственной, регистрации, государственного контроля, противоправный характер. Под теневой экономикой понимается экономическая деятельность вне рамок закона.

Однако при всей познавательной ценности попытки определить теневую экономику только через правовые критерии методологически неверны, так как они основаны на вторичных признаках. Не юридические законы определяют общественную жизнь, а развивающееся общество обеспечивает правовое оформление разных видов общественных отношений. Поэтому право вторично по отношению к экономике и во многом субъективно.

Сегодня многое из того, что было запрещено, стало возможным. И если в трактовке теневой хозяйственной деятельности руководствоваться только правовыми критериями, без учета экономических реалий, то практически невозможно выявить сущность понятия «теневая экономика».

При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, т.е. отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последователен и развит статистический подход на основе принятой Госкомстатом России в 1993 г. методологии Системы национальных счетов (СНС-93) ООН. Он разработан специалистами ООН для более полного учета объемов производства ВВП. Теневую экономику они определяют как неучтенную официальной статистикой экономическую деятельность. Неучтенная, по их мнению, экономика включает три вида деятельности: скрытую, неформальную, нелегальную.

Скрытая деятельность характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально «не показывается» или приуменьшается осуществляющими ее субъектами для уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех отраслях экономики. Проблема определения параметров скрытого хозяйствования близка к традицион-ной для статистики проблеме обеспечения полноты охвата отчетностью экономических единиц.

Неформальная деятельность осуществляется некорпорированными (т.е. непосредственно принадлежащими одному владельцу), часто семейными предприятиями и домашними хозяйствами, действующими обычно на законном основании, нацеленными на производство товаров и услуг для обеспечения в этих хозяйствах занятости и доходности. Совокупность неформальных предприятий составляет по отношению к сектору домашних хозяйств подсектор. В него включаются предприятия, работающие для нужд домашних хозяйств (например, осуществляющие собственными силами индивидуальное строительство), и предприятия с неформальной занятостью. К последним относятся те предприятия, на которых отношения между работодателем и наемным работником (или между несколькими партнерами) не закреплены формально, т.е. каким-либо договором или другим юридическим документом; отмечается, что этот подсектор может иметь особо важное значение для развивающихся стран.

Нелегальную деятельность осуществляют хозяйствующие субъекты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (например, производством оружия или наркотиков, контрабандой), а также не имеющие права заниматься осуществляемым видом деятельности (напрмер, врачи, практикующие без лицензии). Что касается деятельности, направленной против личности или имущества (например, грабежей, воровства и терроризма),  то она не трактуется как трансакции и не включается в границы производст-ва. Тем не менее ее последствия должны быть так или иначе отражены в наци-ональных счетах - хотя бы для того, чтобы уменьшитъ разбалансированность между производством товаров и услуг и их использованием и свести к минимуму ошибки.

Преимущество учетно-статистического подхода - возможность эффективного его использования для выявления производственных секторов теневой экономики, оценки их масштабов и формирования экономической и правовой политики. Вместе с тем данный подход не лишен недостатков. Так, до настоящего времени в рамках концепции СНС-93 не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. Серьезной проблемой при использовании этого подхода может стать отсутствие или несовершенство ин-формационной базы статистических расчетов.

В основном теневой сектор образуют те виды экономической деятельности,- которые могли бы осуществляться и в том случае, если бы информация о них не скрывалась сознательно от наблюдения и учета со стороны государства, однако при этом они были бы менее доходны для субъектов таких дейст-вий. При этом сокрытие информации может осуществляться в форме:

полного непредоставления каких-либо данных (подпольные предприятия);

предоставления неполных данных (например, неоформление части совершаемых сделок, при том что об остальных сделках предоставляются полные и достоверные сведения);

предоставления искаженных (ложных) данных (например, все сделки фиксируются, но сведения об объемах и ценах искажаются).

Все три формы сокрытия могут сочетаться в рамках деятельности одного субъекта экономической деятельности.

1.2 Происхождение теневой экономики.


В рамках экономической науки теневая экономика может рассматриваться в качестве предмета специального анализа различных теорий. Прежде всего ее существование есть иллюстрация к известной из курса микроэкономики схеме влияния налогов на предложение товара: в отсутствие налогов предложение, равно как и прибыль фирмы, оказыется больше, чем при их наличии. Иными словами, налогообложение сдвига-ет кривую предложения вверх, и равновесие на товарном рынке достигается при более высоком уровне цен. Тем самым уход от налогообложения есть нормальная реакция экономического агента, стремящегося максимизировать свою функцию полезности путем минимизации издержек, в состав которых для него включаются и налоги.

Наиболее значимые перспективы для анализа феномена теневой экономики предоставляет новая, институциональная экономика, в рамках которая теневые явления включаются в различные понятийные конструкции, позволяющие достаточно глубоко их охарактеризовать.

В рамках теории агентских отношений действия предприятий по сокрытию совершаемых сделок от государственного учета представляют собой различные проявления оппортунистического поведения, такой его конкретной формы, как уклонение. В самом деле, официально регистрируя фирму, ее руководитель, по существу, заключает с государством контракт, в рамках которого, в частности, принимает на себя обязательство предоставлять различным государственным органам информацию о своей деятельности и уплачивать налоги, определяемые действующим (установленным государством) законодательством. Государство, в свою очередь, в рамках того же контракта принимает на себя обязательства, связанные с обеспечением правовой защиты фирмы, социальной защиты работникам, и тому подобные обязательства, фиксируемые законодательством страны.

Как известно, уклонение возникает в тех ситуациях, когда после заключения - контракта одна из его сторон обнаруживает, что ее возможные действия, не соответствующие условиям контракта (взятым на себя обязательствам), позволяют обеспечить ей большую выгодность, чем действия, обусловленные выполнением контракта, и при этом санкции за нарушение обязательств не исчерпывают ожидаемого прироста прибыльности:

dU - P(s)S > 0,

где dU- ожидаемый прирост прибыльности;

P(s) - вероятность выявления второй стороной факта уклонения;

S - размер санкций за нарушение контракта.

Это простое соотношение позволяет рассмотреть факторы оппортунистического поведения, создающие теневой сектор экономики.

Источником ожидаемого прироста прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики выступают нарушения тех или иных ограничений на допустимые действия, законодательно разрешенных или предписанных правилами их осуществления. Тем самым сферы экономических действий - формальные экономические институты - рассматриваются как факторы, снижающие эффективность использования ресурсов хозяйствующими субъектами.

Для субъектов теневой экономики величина dU - ожидаемого прироста прибыльности от нарушения формальных правил - складывается из двух основных составляющих. Первая из них определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вторая представляет собой экономию на издержках ведения дел по установленным правилам, соблюдения формальных норм, непосредственно не связанных с процессом налогообложения. Как правило, такие нарушения облегчают или даже обеспечивают саму возможность избежать налогообложения. К ним относятся, например, заключение устных контрактов, неподписание тех или иных документов и т.п.

Абсолютная величина отрицательного члена неравенства определяется как зафиксированная в соответствующем правиле размером экономической или иной санации, применяемой к выявленному нарушителю, так и вероятностью выявления нарушения.

Размер санкции может устанавливаться законодателем исходя из самых различных соображений, охарактеризовать которые для общего случая вряд ли возможно: здесь может проявиться самый широкий круг факторов - от культурных традиций общества до рационального расчета или до настроения законодательства в момент принятия формальной нормы. Зато вопросы оценки величины вероятности выявления нарушения составляют предмет анализа в рамках экономической теории трансакционных издержек и экономической теории контрактов.

Основными факторами, определяющими эту величину, являются:

1) степень четкости и однозначности определения того, что именно является нарушением обязательств;

2) степень сложности измерения сторон и свойств деятельности агента, личина издержек такого измерения;

3) возможность применения предусмотренных законом (правилом) санкций к нарушителю, определяемая как пропускной способностью контрольной системы и органов, осуществляющих наказание, так и социальными нормами, ограничивающими эту возможность.

Первый фактор связан с качеством проработки формальных правил (законов, контрактов) и может регулироваться государством, которое в принципе способно формулировать правила поведения экономических агентов, включающие четкие описания требований к ним.

Второй фактор лишь частично поддается регулированию со стороны государства, поскольку трудности измерения зависят не только от уровня pазвития методов измерения и качества работы системы мониторинга, но и от свойств и особенностей деятельности различных экономических агентов. Издержки измерения, зависящие как от первой (управляемой), так и от второй (неуправляемой) группы причин, объективно направляют интерес контролирующих государственных служб в те секторы экономики, где деятельность экономических агентов и ее результаты могут быть оценены и измерены с наименьшими для государства затратами.

Иными словами, чем легче в каком-то секторе экономики осуществлять измерения и контроль, тем с большей вероятностью именно на нем будет сконцентрировано внимание контрольных служб государств. Важно подчеркнуть, что эта степень концентрации контроля будет мало связана с величиной ожидаемых доходов для государства, которые оно сможет получить за счет улучшения собираемости налогов.

Причиной такого положения дел выступает разделение функций внутри аппарата государства: деятельность контрольных служб финансируется из общего бюджета государства, на нее выделяются ограниченные средства, не находящиеся в прямой зависимости от вклада этих служб в общий доход бюджета.

Следовательно, ведя себя экономически рационально, как сама контрольная служба в целом, так и каждый ее отдельный работник будут демонстрировать оппортунистическое поведение, выражающееся в минимизации усилий на выполнение поставленных перед службой и ее работниками задач. В результате этого будет концентрироваться внимание на тех секторах экономики и тех экономических агентах, контроль за деятельностью которых (включая измерение ее параметров и результатов работы) требует наименьших ycилий.

Подобная концентрация внимания на определенных секторах в условиях ограниченности возможностей контрольных служб приводит к возникновению конкурентных преимуществ у тех экономических агентов, которые менее «удобны» для государственного контроля; стимулов у объектов усиленного контроля к изменению параметров своих активов (имущества) с целью сделать их менее доступными для контроля; стимулов к относительному снижению объемов «удобных» для контроля секторов экономики.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.