|
Как видно из схемы, различия между этими видами организации существенны. Однако Б.З. Мильнер не рассматривает этапы эволюции данных систем, что затрудняет процесс выявления распространенности сетей и их взаимопереплетения с иерархическими отношениями.
Одновременно нужно учитывать, что у сетевых организаций, наряду с достоинствами, имеются слабые стороны, ограничения. Как свидетельствуют исследования, два вида типичных ошибок характерны для развития различных организационных форм:
1. расширение формы за пределы ее внутренних возможностей;
2. появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данного организационного образования. Организационная форма может эффективно работать только в определенных пределах.
Преодоление недостатков в управлении фирмой в условиях сетевой экономики предполагает обязательный учет нового типа взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями.
Американские экономисты Р. Каплан и Д. Нортон выдвинули несколько допущений, на базе которых необходимо строить деятельность и управление фирмой в условиях информационного общества[7]:
· размывание функциональных границ внутри организаций (если для индустриального общества было свойственно наращивать прибыль путем специализации функциональных навыков, то информационное общество выдвигает требования к гибкости и интегрированности бизнес-процесса, что достигается благодаря более тесному общению между подразделениями);
· прямое общение с клиентами и поставщиками (вместо производственного плана предлагается использовать систему прямых заказов потребителей);
· рост сегментации потребителей (на смену стандартизированной продукции индустриального общества приходит диверсифицированная продукция информационного общества);
· глобальный масштаб в смысле отсутствия границ (любая компания может общаться с клиентом в любой точке земного шара, а национальные границы перестают быть барьером для ведения бизнеса);
·
сокращение
жизненного цикла товаров в результате непрерывных инноваций (конкурентные
преимущества на одной стали
жизненного цикла продукта не гарантируют данному продукта
лидер на следующем этапе технологических преобразований);
·
основополагающая
роль высококвалифицированных кадров.
Авторы предлагают сбалансированную систему оценки эффективности {Balanced Scorecard), которая позволяет увязать стратегические
цели организации с проходящими бизнес-процессами и конкретными оперативными
задачами.
Можно сделать вывод, что развитие Интернета и информационных технологий обусловило появление нового типа структур – сетевой организации. Он обладает высокой эффективностью в условиях развития глобальных информационных и коммуникационных технологий, однако, как и другие типы, имеет свои недостатки.
Таким образом, в этой главе было выявлено, что управление корпорацией имеет много специфических особенностей, при этом наиболее эффективной управленческой структурой является та, которая охватывает максимальное количество аспектов внутренней и внешней хозяйственной деятельности. В этих условиях информационное сопровождение управленческих процессов оказывается особенно актуальным.
Для эффективной и конкурентоспособной деятельности требуется информационно связать и объединить все подразделения на качественно новом управленческом уровне. В связи с этим, благодаря развитию глобальных информационных и коммуникационных технологий формируется новая экономическая форма – сетевая организация.
2 Примеры информационных внедрения технологий в производственный процесс
2.1 Информационные технологии и новый тип взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями
Рассмотрим более подробно информационные технологии, которые используются для экономического анализа.
Экономические информационные системы классифицируются по многим аспектам. Например, по функциональному признаку, по режимам работы и по способу распределения вычислительных ресурсов.
Среди систем административно-организационного типа для обслуживания коллектива специалистов, осуществляющих управление предприятием можно выделить системы обработки данных (СОД), автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС). Основными функциями подобных программных продуктов являются сбор, передача, хранение информации и такие операции обработки, как ввод, выборка, корректировка и выдача информации.
Для операций преобразования входной информации необходимо создание прикладных программ. Экономическая информационная система, дополненная прикладными программами различного назначения, образует систему обработки данных — СОД. В качестве примера можно назвать программы расчета заработной платы сотрудников предприятия, формирования статистической отчетности и т.п.
СОД производит информационное обслуживание специалистов органа управления объектом, принимающих управленческие решения. Решение, принятое на основе представленной информации, передается на управляемый объект. С помощью системы обработки данных преобразуется любая входящая информация. Нормативно-справочная информация, выходящая информация (от органа управления), промежуточная информация, т.е. часть выходящей информации, которая необходима СОД для выполнения расчетов в последующие периоды времени [19].
При решении любых задач с использованием информационных технологий требуется наличие ряда компонентов:
- исходной и справочной информации для расчета,
- метода (алгоритма) решения задачи, записанного в виде программы,
- компьютера,
- пользователей, которые используют результаты решения задачи в своей профессиональной деятельности.
Компоненты информационной системы — это база данных, концептуальная схема и информационный процессор, образующие вместе систему хранения и манипулирования данными [19].
Сообщение может быть выражено на естественном языке, однако часто применяют форматированные сообщения, когда выделяются опорные свойства (параметры) происходящего события и в сообщении приводятся названия свойств и их значения.
Рассмотрим более подробно интерес пользователей к различным программам. Исследование, проводимое в Москве дважды — на выставках «Бухучет и аудит 2001» и «Бухучет и аудит 2003».
Среди правовых информационно-справочных систем на российском рынке самой распространенной является «Консультант Плюс». Однако в настоящее время широкое распространение получила программа «Гарант». Данная компания предприняла большое количество шагов, направленных на распространение информационного продукта. К ним относятся: увеличение числа консультационных материалов, расширение электронной версии оператора «Практическая энциклопедия бухгалтера», создание системы бесплатных семинаров для пользователей «Гаранта», активная работа с вузами по подготовке пользователей.
Пользователи отмечают, что предпочитают в практической работе использовать обе системы — «Консультант Плюс» и «Гарант» — что обеспечивает полноту необходимых функциональных возможностей и надежность программы.
Система «Кодекс» среди правовых информационно-справочных систем занимает третье место, ее рейтинг среди потребителей значительно ниже по сравнению с «Консультант Плюс» и «Гарант».
Наиболее известной программой среди продуктов для бизнеса-планирования является «1С:Консалтинг» компании «1С», затем продукты фирмы «ИНЭК» и далее «Галактика-Zoom» — поисково-аналитическая система для руководителей, разработанная компанией «Галактика».
В системах автоматизации складского учета специалисты выделяют «1С: Торговля и склад», которая является одним из компонентов системы «1С:Предприятие 7.7». Это закономерно, так как большинство потребителей ведет бухгалтерский учет в программе «1С: Бухгалтерии 7.7», и следовательно, используют продукты той же компании и для складского учета. Эти продукты находятся в рамках единой системы. На втором месте по популярности — программа «Фолио WinCклад» фирмы «Фолио», на третьем — программы собственной разработки.
Системы автоматизации документооборота: на первом месте Lotus Notes, на втором — Documentum, третье место — у системы «Евфрат-Документооборот» фирмы Cognitive Technologies. Эти продукты наиболее известны на отечественном рынке программного обеспечения. Однако потребители отмечают, что для практической работы с документами достаточно стандартных средств MS Office
В литературе приведены следующие, касающиеся использования информационных продуктов на российском рынке (см. Приложение 3).
В таблице №2 показаны ответы на следующий вопрос: удовлетворены ли пользователи программами [8, С. 93-94].
Таблица 2[8]
Критерии
Да
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.