1 - концентрация исходного и
упаренного раствора после корпуса 1, % масс.
Количество воды,
выпариваемое во втором корпусе
,
где - количество раствора,
поступающего из первого во второй корпус, кг/с;
- конечная концентрация раствора во втором
корпусе, % масс.
Общее количество
выпариваемой воды
3.2
Тепловой баланс установки по корпусам
Расход тепла на
выпаривание в первом корпусе
Количество тепла,
затраченное на нагрев исходного раствора от начальной температуры tH до температуры кипения tK1 определяется по уравнению
,
где CH – удельная теплоемкость исходного
раствора, Дж/кг К.
Количество тепла,
которое необходимо затратить на выпаривание воды в первом корпусе
,
где – удельная теплота парообразования при
давлении в корпусе 1, Дж/кг.
Расход тепла на
выпаривание во втором корпусе
Количество
теплоты, выделяющееся при охлаждении выпариваемого раствора от температуры
кипения в первом корпусе tK1 до температуры
кипения tK2 во втором корпусе определяется по формуле
,
где СК1 -
удельная теплоемкость раствора, поступающего из первого во второй корпус, Дж/кг
К.
Количество тепла,
затраченное на испарение воды во втором корпусе
,
где - удельная теплота
парообразования при давлении во втором корпусе, Дж/кг.
Потери тепла в
окружающую среду первым и вторым корпусом установки можно определить по
уравнениям
,
где a1, a2 – суммарные коэффициенты теплоотдачи
от стенки аппарата к воздуху, Вт/м2 К;
tвозд., tст1, tст2 – температура воздуха и стенок
аппаратов, оС.
Суммарные коэффициенты
теплоотдачи конвекцией и излучением от стенки аппарата к воздуху вычисляются по
формуле
3.2
Коэффициенты
теплопередачи по корпусам
Коэффициенты теплопередачи
определяют из основного уравнения теплопередачи для выпаривания
,
где Q – расход тепла на выпаривание в
корпусе, Вт;
k – коэффициент теплопередачи, Вт/м2
К;
F – поверхность теплообмена, м2;
Δ tпол – полезная разность температур
(движущая сила процесса).
Коэффициенты
теплопередачи вычисляют по формулам
, .
Полезные разности
температур по корпусам равны
, ,
где tгр.п.– температура греющего пара, оС;
tвт.п.– температура вторичного пара
первого корпуса, оС.
3.3
Расход
греющего пара
Расход первичного пара находят по
уравнению
,
где r – удельная теплота конденсации
греющего пара, Дж/кг;
x – паросодержание (степень сухости)
греющего пара (x=0,95).
Расход греющего
пара на 1 кг выпаренной воды определяют по формуле:
.
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
РЕКТИФИКАЦИИ
Цель работы:
изучение процесса ректификации в тарельчатой колонне непрерывного действия,
определение числа теоретических тарелок и среднего КПД тарелок.
Приборы и
принадлежности: установка ректификации, хроматограф ЛХМ-8 МД, бутылочки с
пробками, смесь этиловый спирт – вода концентрацией 5 – 40 % массовых.
Введение
Ректификация
– процесс разделения жидких гомогенных смесей путем взаимного обмена
компонентами между жидкостью и паром, полученным испарением разделяемой смеси.
Этот процесс основан на различной летучести компонентов, составляющих смесь,
т.е. на различии в температурах кипения компонентов при одинаковом давлении.
Процесс
ректификации осуществляют в колоннах, представляющих собой вертикальные
цилиндрические аппараты, с контактными устройствами. Наибольшее распространение
в промышленности получили ректификационные колонны, в которых в качестве контактных
устройств используются колпачковые, ситчатые и провальные тарелки [1, 2]. В
ректификационной колонне навстречу друг другу проходят неравновесные по составу
потоки пара и жидкости. Пар в колонне идет снизу вверх, а жидкость стекает
сверху вниз. На каждой тарелке колонны пар и жидкость вступают в контакт.
Поскольку между жидкостью и паром отсутствует равновесие, то на тарелке между
ними происходит обмен компонентами ( массообмен), в результате которого пар
обогащается более летучим (низкокипящим) компонентом, а жидкость – менее
летучим (высококипящим). В ректификационных колоннах массообмен между жидкостью
и паром осуществляется через поверхность контакта паровой и жидкой фаз.
Поверхность контакта фаз на тарелке образуется пузырьками и струями пара при
прохождении (барботаже) его через слой жидкости. На рисунке 1 показана схема
ректификационной колонны с провальными ситчатыми тарелками.
Пар, поступающий
под нижнюю тарелку ректификационной колонны из кипятильника 1, имеет низкую
концентрацию низкокипящего компонента. С верхней тарелки колонны пар с высокой
концентрацией низкокипящего компонента уходит в дефлегматор 4, в котором он
полностью конденсируется. Часть образовавшегося конденсата поступает на верхнюю
тарелку для орошения колонны. Эта жидкость называется флегмой Ф. Остальную
жидкость из дефлегматора отбирают в качестве верхнего продукта разделения –
дистиллята Р. Деление конденсата на флегму и дистиллят осуществляется с помощью
флегмоделителя 5. Часть жидкости, поступающей в кипятильник с нижней тарелки,
отбирают в качестве кубового остатка W.
Исходную смесь F непрерывно подают на одну из
тарелок в средней части, которая делит колонну на верхнюю укрепляющую 3 и
нижнюю исчерпывающую 2 части. Таким образом, в ректификационной колонне
осуществляется непрерывный процесс разделения исходной смеси F на дистиллят Р с высоким содержанием
низкокипящего компонента и кубовой остаток W с низким его содержанием. Концентрации получаемых
продуктов разделения зависят от числа тарелок в колонне и от режима ее работы.
1 Требования
безопасности
Перед пуском
установки убедиться в исправности ректификационной колонны, куба-испарителя,
дефлегматора, трубопроводов, арматуры, приборов КИП, заземления, тепловой
изоляции. Проверить наличие воды в магистральном трубопроводе.
1-кипятильник (куб-испаритель); 2-исчерпывающая часть
колонны; 3-укрепляющая часть колонны; 4-дефлегматор; 5-флегмоделитель;
6-контактные тарелки.
Рисунок 1 - Схема работы ректификационной колонны
Пуск установки
проводить в присутствии учебного мастера и под его непосредственным
руководством.
Работая на
площадках с высокой отметкой и вблизи вращающихся частей проявлять
осторожность и аккуратность. Включение трубчатых электронагревателей
производить стоя на диэлектрическом коврике. При отборе проб пара необходимо
помнить, что на входе в пробоотборник он имеет температуру около 100оС.
К выполнению лабораторной работы студенты допускаются только после
прохождения инструктажа по безопасности труда и пожарной безопасности в лаборатории
и на рабочем месте.