Рефераты. Учет и анализ товарных ресурсов организаций розничной торговли






Второй уровень – стандарты по бухгалтерскому учёту и отчётности, утверждённые странами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования. Это общие правила составления и представления бухгалтерской отчётности, где излагаются принципы и базовые правила учёта, основные понятия, возможные бухгалтерские приёмы без раскрытия конкретного механизма их применения. К ним относятся:

1) Об утверждении положения  о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги).  Постановление Министерства   торговли Республики Беларусь от 6 мая 2002 г. № 23.

Данное положение определяет порядок оформления документа, подтверждающего факт покупки товара. При использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров, является кассовый чек.

2) Об утверждении положения о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь и положения о порядке регистрации внешнеторговых  контрактов на экспорт товаров в Республике Беларусь. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 года № 25/29.

Данное  положение определяет виды лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь, выдаваемых Министерством торговли Республики Беларусь, условия и порядок представления в Министерство торговли Республики Беларусь документов, необходимых для их получения, порядок рассмотрения таких документов, порядок выдачи лицензий, внесения изменений и дополнений в лицензии, основания и порядок их приостановления и аннулирования и распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее - заявителей), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

3) Об утверждении положения  о поставках товаров Республики Беларусь. Постановление  Кабинета министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 444. В соответствии с данным положением поставка товара производится на основании договора.

          По договору поставки поставщик обязуется в обусловленные сроки, не совпадающие  с моментом заключения договора, передать  покупателю в собственность (полное хозяйственное ведение или оперативное управление) товар, предназначенный для предпринимательских или иных целей, не связанных с личным (семейным, домашним) потреблением, а покупатель обязуется принять  товар и уплатить  за него определенную цену.

В договоре, как правило, отражена следующая информация: предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность), порядок расчетов и цена товара, порядок поставки товара, транспорт, требования к таре и упаковке, страхование, имущественная ответственность сторон, срок действия договора, порядок изменения и расторжения договора, иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре.

В качестве существенного условия в договоре должна быть указана цель приобретения товара.

4) Об утверждении формы государственной статистической отчетности № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасах товаров" и указаний по её заполнению. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28 августа 2003 г. № 106.

Данное положение утверждает прилагаемую форму государственной статистической отчётности № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасах товаров" и  указания по её заполнению.

5) Об утверждении бланков  унифицированных форм первичной учётной документации. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 19 апреля 2001 г. № 43.

Данное положение утверждает бланки приходного кассового ордера формы КО-1в, расходных кассовых ордеров форм КО-2 и КО-2в, кассовых книг форм КО-4 и КО-4в согласно приложениям, а также положения о порядке их  заполнения.

6) Об утверждении формы государственной статистической отчётности № 1- торг "Отчёт о товарообороте и запасах товаров " и указаний по её заполнению. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28 августа 2003 г. № 105.  

Данное постановление утверждает прилагаемую форму государственной статистической отчетности № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров" месячной периодичности и  прилагаемые указания по ее заполнению.

7) Об утверждении форм государственной статистической отчётности по розничной торговле. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 15 июля 2002 г. № 68. Положение утверждает  прилагаемые формы государственной статистической отчетности   № 6-торг (складская) "Отчет о наличии складской сети торговых организаций, № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров", № 3-торг "Отчет по розничной торговле", 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасах товаров"  и  указания по их заполнению.

8) Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001 г. № 53.

Постановление утверждает бланки товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 и товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 согласно  указанным  приложениям, а также  инструкции по их заполнению.

9) Об утверждении формы государственной статистической отчетности № 3-торг "Отчет по розничной торговле" и указаний по ее заполнению. Постановление Министерства статистики и анализа Республики от 28 августа 2003 г. № 107.

Постановление  утверждает прилагаемую форму государственной статистической отчетности № 3-торг "Отчет по розничной торговле" годовой периодичности и указания по её заполнению.

10) О бухгалтерской отчётности организации. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от  17 февраля 2004 г. № 16.

Постановление утверждает  типовые формы бухгалтерской отчетности (согласно приложениям):

            - бухгалтерский баланс (форма 1);

 - отчет о прибылях и убытках (форма 2);

 - отчет о движении источников собственных средств (форма 3);

 - отчет о движении денежных средств (форма 4);

 - приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5);

 - отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).

11) О налоге на добавленную стоимость. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь  от 18 декабря 2000 г. № 237/105.

 В соответствии с положением суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении в Российской Федерации товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации, подлежат отнесению на увеличение стоимости указанных товаров.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые при ввозе указанных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, подлежат вычету в общеустановленном порядке.

Организации торговли взимают оптовую и торговую надбавки по указанным товарам в установленных пределах к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с учетом налога на добавленную стоимость, предъявленного к оплате резидентом Российской Федерации.

Организации торговли, реализующие товары, освобожденные от налога на добавленную стоимость, взимают оптовую и торговую надбавки по указанным товарам в установленных пределах к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с учетом налога на добавленную стоимость, предъявленного к оплате резидентом Российской Федерации и уплаченного при таможенном оформлении товара. Данное положение распространяется также на организации и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от налога на добавленную стоимость.

Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, разработанные уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством и содержат более детальные рекомендации  по организации учёта  соответствующих объектов, они излагают варианты правил и рекомендации по порядку учёта того или иного объекта и призваны по возможности более полно определить правила учёта, изложенные в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта, в т.ч. отдельные элементы техники ведения учёта соответствующего объекта. Подобные указания составляются в дополнение к положениям бухгалтерского учёта. К ним относятся:

1) Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учёта и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учёта. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 89 от 30 мая 2003 г.

Типовой план счетов и Инструкция по его применению предназначены для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм ведущих учет двойной записи.

2) Об утверждении инструкции по учёту розничного товарооборота, товарных запасов в торговле. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29 октября 2004 г. № 190.

Инструкция по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле применяется для проведения государственного статистического наблюдения, объектами которого являются юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в розничной торговле и общественном питании, физические лица, осуществляющие продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках.

3) Об утверждении положения о порядке формирования и применения цен и тарифов. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43.

Настоящее Положение устанавливает порядок формирования и применения цен и тарифов на продукцию, товары, работы, услуги и применяется всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории республики, если Президентом или Правительством Республики Беларусь не установлен иной порядок.

4) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 5 декабря 1995 г. № 54.

Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления её результатов.

5) Об утверждении методических рекомендаций по расчёту и бухгалтерскому учёту потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров. Постановление Министерства торговли от 17 марта 2000 г. № 3.

При определении нормы потерь товаров, реализуемых по методу самообслуживания и с открытой выкладкой, списываемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении торговой организации, применяются рекомендуемые в методических рекомендациях  нормы или утвержденные самостоятельно собственником торговой организации.

Если в магазине (отделе, секции) самообслуживания отдельные товары продаются через прилавок с предварительной оплатой или же покупатели не имеют к ним свободного доступа, списание потерь по обороту этих товаров не производится.

6) Об утверждении положения о приёмке товаров по количеству и качеству. Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 27 октября 1999 г. № 113.

Положение регулирует отношения юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и физических лиц - предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, по приобретению товара, созданию условий для его сохранности, своевременной и правильной приемки по количеству и качеству, кроме товара, приобретаемого для личного (домашнего, семейного) пользования.

К четвертому уровню относятся рабочие инструкции и указания по учёту товарных операций, объектов и разделов учёта непосредственно на предприятии. На предприятии разрабатывается учётная политика, в которой зафиксировано: описание принятых способов ведения бухгалтерского учёта, план счетов, применяемые формы первичных документов и регистров бухгалтерского учёта (в отличие от типовых), регламентация движения первичных документов и регистров бухгалтерского учёта, т.е. график документооборота.

К четвёртому уровню относятся приказы и распоряжения, издаваемые на предприятии, должностные инструкции работников.

 Формирование учётной политики необходимо по нескольким причинам. Так, законодательство в ряде случаев предусматривает несколько вариантов отражения одной и той же операции, а также бывают ситуации, когда нормативные акты противоречат друг другу.

Правовое регулирование учёта товарных ресурсов включает не только государственное, но и частное правовое регулирование. Данное саморегулирование имеет основные источники правового регулирования - это локальные нормативные акты в виде уставов и учредительных договоров, координирующих работу организации. Нормативно-правовая база носит общий характер, но не совсем отвечает современным требованиям, т.к. частые изменения в законодательстве вызывают еще большую нестабильность в работе торговых предприятий и в целом в экономике Республики Беларусь. На наш взгляд, для более эффективного управления хозяйственно-финансовой деятельностью организации необходимостью является повышение квалификации бухгалтеров, их участие в конференциях и семинарах, проводимыми Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Целесообразно также  приобрести компьютерную программу «Эксперт» или «Консультант» для того, чтобы своевременно отслеживать частые изменения  в нормативно-правовой базе.

1        УЧЕТ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ В ТОРГОВЛЕ


 

           2.1 Характеристика  ОАО «Белхозторг»


Открытое акционерное общество «Белхозторг» (в дальнейшем Общество) было создано по решению учредительной конференции участников от 27.02.1995 г. № 1 во исполнение распоряжения Кабинета Министров Республики Беларусь от 17.02.1995 г. № 110 путём преобразования арендного предприятия «Минская областная база «Хозторг».

Общество зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100230626 решением Минского горисполкома № 1432 от 29 декабря 1999 года.

Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчётный и иные счета в учреждениях банков.

Местонахождение Общества: 220071, г. Минск, ул. Платонова, 34, факс/тел. 232-85-44.

Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на увеличение прибыли. Срок деятельности Общества не ограничен. Финансовый год Общества соответствует календарному.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общество имеет следующие филиалы и представительства:

-         филиал ОАО «Белхозторг» по торговле стройматериалами

и   химическими товарами: 223021, Минский район, п/о Озерцо, тел. 5076005;

    -  магазин № 1 «Хозяйственные мелочи»: 220071, г. Минск, ул. Платонова, 34, тел. 232-50-53;

   - магазин № 2 «Хозяйственные товары»: г. Вилейка, ул. Волынца, 26, тел. 55-411;

   - магазин № 4 «Хозяйственные товары»: г. Осиповичи, ул. Рабоче-Крестьянская, 7, тел. 20-683.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

1. Оптовая и розничная торговля:                     

  - электробытовой техникой;

  - изделиями из фарфора и стекла, обоями;                                                                 

  - парфюмерно-косметическими товарами, мылом и моющими                                        средствами;

  - прочими бытовыми товарами, не включёнными не включёнными в группировку;                                  

  - стеклом, строительным цементом, изделиями из бетона, цемента, гипса;

  - красками и лаками;

  - древесиной и продукцией обработки древесины, мебелью;

  - санитарным оснащением;

  - осветительными приборами, бытовыми изделиями, не включёнными в другие группы;

  - скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и  вспомогательными материалами;

  - радиотехническими изделиями;

  - удобрениями, пестицидами и прочим агрохимическими продуктами;

  - сельскохозяйственными машинами, включая тракторы, принадлежностями и оборудованием;

  - коврами и ковровыми изделиями;

  - эксплуатация и сдача в наём собственного имущества;

  - хранение и складирование;

  - услуги терминалов.

2. Строительство:

   - общее строительство зданий;

   - изоляционные работы;

   - штукатурные работы;

   - покрытие полов и стен;

   - установка столярных элементов;

   - покраска и застекление;

   - прочие завершительные работы.

3. Техническое обслуживание и ремонт  автомобилей.

Организационная структура управления Общества представляет собой организационную форму разделения труда по принятию и реализации управленческих решений (приложение Б).

Бухгалтерский учёт в ОАО «Белхозторг» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Обязанности, права и персональная ответственность каждого работника бухгалтерии определяется должностными инструкциями (приложение В).

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников общества.

Учётная информация обрабатывается как автоматизировано, с использованием программных средств, так и вручную. Форма бухгалтерского учёта журнально-ордерная, частично автоматизированная, с выходными формами учётных регистров и первичных документов, рекомендованных Министерством финансов Республики Беларусь. С 1.01.04 г. сформирован рабочий план счетов путём отбора синтетических счетов, предусмотренных Типовым планом счетов.  Рабочий план счетов аналитического учёта определён организацией самостоятельно (приложение Г).

Источниками формирования имущества Общества являются:

   - имущество и денежные взносы, переданные Обществу его участниками;

   - продукция, произведённая Обществом в результате хозяйственной деятельности;

   - полученные доходы и иное имущество, приобретённое Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.

Управление в Обществе осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, генеральный директор. Контроль над деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчётности  Общество ежегодно привлекает аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками, а в случаях, предусмотренных законодательством – ведомственную контрольно-ревизионную службу.   

Общее собрание акционеров является высшим органом управления в обществе.

Очередное собрание проводится не ранее чем через 2 месяца и нее позднее 4 месяца после окончания финансового года для рассмотрения вопросов. Дата проведения определяется наблюдательным советом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.