Рефераты. Учет материалов






Несмотря на то, что ведение учета обеспечено программным комплексом 1 с бухгалтерия версия 7.7, в настоящее время параллельно используются ручные карточки складского учета, что позволяет проверить достоверность компьютерных данных, пока осуществляется наладка программы под специфику предприятия. Для обобщения и систематизации вышесказанного движение документации по учету поступления производственных запасов отобразим в виде схемы.





Схема 12

Приемный акт

 

Документы поставщика

 
 Движение документации по учету поступления товарно-материальных ценностей

 









           Основным методом проверки операций по поступлению материально-производственных запасов является сопоставление сопроводительной документации поставщика  с приходными документами  склада и записями  в карточках складского учета.

    Следует отметить, если при приемке материально-производственных запасов от поставщиков установлено расхождение с данными сопроводительных документов, то кладовщик составляет акт о приемке материалов.

    Тщательной проверке подлежат операции отгружающие поступления товарно-материальных ценностей, приобретенных подотчетными лицами. На ООО”Терминал” приказом утвержден список лиц, которым разрешено приобретать товарно-материальные ценности за наличный расчет. После осуществления покупки подотчетным лицом составляется авансовый отчет, прикладываются документы, подтверждающие покупку.

   При контроле операций по поступлению материально-производственных запасов необходимо проверить действующий на предприятии порядок выдачи доверенностей на их получение. На предприятии ООО”Терминал” этим занимается материальный отдел, который оформляет доверенность и выдает под расписку получателю. Выдача этих доверенностей регистрируется  в журнале учета выданных доверенностей и допускается только лицам, работающим на ООО"Терминал”. Использованные доверенности оправдываются приходными документами, а неиспользованные возвращаются обратно в материальный одел. Также на проверяемом предприятии соблюдается срок выдачи доверенностей (15 дней).

Правильная организация  отпуска материально-производственных запасов со складов служит немаловажным фактором эффективности производственно-финансовой деятельности предприятия.

При контроле операций по отпуску и реализации материально-производственных запасов необходимо проверить действующую на предприятии систему отпуска и реализации запасов и порядок документального их оформления. Материально-производственные запасы со склада отпускаются по требованиям, на основании которых склад выписывает счета покупателю за отпущенные материально-производственные запасы. Требования являются первичными расходными документами, на основе их ведутся записи в карточках складского учета. Из этого видно, насколько важно проконтролировать правильность и законность составления документа. Также для получения материалов необходима доверенность от предприятия покупателя. ООО”Терминал” контролирует сроки выдачи доверенностей, подписи на них и печать организации. Распечатанные счет фактуры подписывают кладовщик, главный бухгалтер и руководитель. Затем к счет-фактуре оформляют платежные требования-поручения и банковские счет фактуры, которые необходимы для книги продаж. Для наглядности проверки операций по движению материалы составим таблицу.






Таблица 17 Проверка операций по движению товарно-материальных ценностей.

Каналы движения

материалов

Методы проверки

Первичные документы

Регистры


выявленные нарушения

синтетического учета

аналитического учета

1.Поступление

·Формальная проверка

·Арифметическая проверка

·Сверка приходных документов с записями в карточках складского учета

Счет фактура, накладная, приемный акт (приложение)

Журнал-ордер №6, главная книга

Карточки складского учета

Нарушений не обнаружено

2.Отпуск и реализация материалов

·Формальная проверка

·Арифметическая проверка

·Сверка расходных документов склада с  сопроводительными документами

Требования, счет фактура, квитанция в приеме груза (приложение)

Журнал-ордер №10, Главная книга

Карточки складского учета

Нарушений не обнаружено



Проверка правильности отражения товарно-материальных ценностей в отчетности предприятия.










            3.2 Недостатки в учете материалов в ООО “Лесной терминал” и предложения по их устранению.           


      В результате изучения и анализа учета материалов в  ООО “Терминал”  были    выявлены недостатки в организации бухгалтерского учета, которые явились предпосылками для разработки путей совершенствования учета и аудита материалов с целью более эффективного их использования и приведения в соответствие с нормами законодательства и учетной политикой предприятия.

1. Для совершенствования документооборота и порядка учета расчетов с поставщиками рекомендуется отражать в учете полученные товарно-материальные ценности в день их фактического поступления на склад.

2. Для оптимизации работы складского хозяйства, а также своевременности применения налоговых вычетов при расчете суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в  бюджет, в текст договора поставки с основным поставщиком следует включать условие по своевременному представлению сопроводительных документов и прежде всего счета-фактуры.

3. Для улучшения организации складского учета рекомендуется:

–               наладить своевременный учет прихода и расхода материалов на складах;

–               своевременно маркировать поступившие на склад материалы индивидуальными бирками;

–               произвести перемещение материалов по видам, вместо текущего размещения по моментам прихода;

–               на инвентарных карточках указать информацию о местонахождении материала на складе;

–               произвести нумерацию полок и стелажей на складах.

4. Для оптимизации уплаты налога на прибыль, необходимо перейти при списании материалов с метода средней себестоимости на метод ЛИФО (метод позволяющий списывать расходы по более современным, то есть высоким ценам). При этом необходимо, в пояснительной записке к отчетности за 2005 год в разделе об учетной политике указать, что в 2005 году организация при списании МПЗ оценивала их по средней себестоимости , а ,начиная с 2006 года, -  будет оценивать по методу ЛИФО.

5.Для рационального учета материалов, который бы способствовал оперативной работе, планированию и бухгалтерскому учету следует разработать детализированную группировку материалов. С этой целью перечень наименований отдельных видов материалов классифицируется по определенному признаку: материалы должны делиться на группы, группы делятся на подгруппы. В рамках каждой подгруппы материалы, в свою очередь, группируются по профилю, марке, сорту, а затем по размеру и пр.

За каждым наименованием, сортом, разделом материалов закрепляется постоянный шифр (номенклатурный номер), однозначно его идентифицирующий.

Шифр (номенклатурный номер) материала может иметь следующую структуру:

Х         Х         ХХ      ХХХ

где      Х         характеристика (размер, сорт);

            Х         вид материала, марка;

            ХХ      подгруппа материала;

            ХХХ   группа материала.

Наличие на предприятии систематизированного перечня материалов создает основу для применения единой классификации материалов в конструкторской, технологической, плановой и учетной документации, для механизации учетно-вычислительных работ, применения оперативно-бухгалтерского метода учета движения материалов на складах.

6. Для получения более объективной информации о реальной стоимости материалов, организации предлагается формировать резервы под снижение стоимости материальных ценностей. В действующем плане счетов бухгалтерского учета введен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Появление такого счета связано с правом организаций в конце отчетного года отражать в бухгалтерской отчетности материально-производственные запасы по текущей рыночной стоимости, если она ниже стоимости материалов соответствующих строк, характеризующих состояние материальных ценностей, уменьшая их стоимость, по которой они числятся в бухгалтерии. Введение в рабочий план счетов счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и внесение в учетную политику предприятия положений о создании таких резервов позволит предприятию формировать более достоверную бухгалтерскую отчетность.

7.Уделять повышенное внимание организации и осуществлению внутреннего контроля учета материалов, а также за организацией и ведением бухгалтерского учета  материальных ценностей, движением производственных запасов и инвентаризацией материальных ресурсов.

В частности, в ходе анализа состояния внутреннего контроля и системы учета материально-производственных запасов было проведено тестирование, результаты которого отражены в следующей таблице.






Таблица 19 Анкета тестов проверки состояния внутреннего контроля и системы учета материально-производственных запасов.

№ п/п

Содержание вопроса

Содержание ответа

Символы значений

Выводы

I.Внутренний контроль

1

Имеется ли служба внутреннего аудита, ревизионная комиссия?

Имеется ревизионная комиссия

У2

Ревизионная комиссия на общих началах

2

Имеются ли  должностные инструкции или положение о работе службы внутр контроля

Нет

У2

В составе ревизионной комиссии нет специалистов

3

Проводится ли инвентаризация производственных запасов?

Только в конце года. Ревизионная комиссия практически ее не проводит.

У1

Отсутствует фактический контроль со стороны ревизионной комиссии и необходимо провести инвентаризацию

4

Проводится ли проверка полноты и своевременности оприходования материалов?

Только по первичным документам

У2

Риск контроля высокий

5

Проверяется ли использование материалов первичные по различным направлениям?

Проверяются только первичные и сквозные документы

У2

Нет фактического контроля. Провести проверку.

6

Проверяется ли законность и целесообразность расходования производственных запасов?

Только при реализации

У2

Проверить другие каналы расходования

7

Проверяется ли  правильность оценки производственных запасов внутренними контролерами?

Нет

У1

Риск высокий. Проверить оценку материально-производственных ресурсов.

II. Система учета

8

Произведена ли классификация  производственных запасов  для их учета?

Да

У3

Проверить организацию аналитического учета

9

Организован ли АУ на должностном  уровне, ведутся ли карточки складского учета?

Да

У3

Проверить выборочно записи на счетах 10,12,13

10

Выделяются ли НДС отдельной строкой в расчетных и платежных документах?

Да

У2

Выборочно проверить эти документы

11

Составляют ли акты списания МБП, приходящих в непригодность ?

Да

У2

Проверить полноту заполнения актов при списании МБП, приходящих в негодность.

12

Сверяются ли данные АУ и СУ систематически?

Только в конце года

У1

Велика вероятность искажения периодической отчетности организации

Примечание:

Значения символов:

У1 – низкий уровень;

У2 – ниже среднего уровня;

У3 – средний уровень;

У4 – высокий уровень.

Из данных этого тестирования следует, что организация и осуществление внутреннего контроля по вопросам исследования находятся на низком (У1) и ниже среднего (У2) уровнях. Организация и ведение бухгалтерского учета также не отвечают современным требованиям, так как по всем исследуемым вопросам их значения не поднялись выше ниже среднего (У2) и среднего  (У3) уровней. Основной недостаток внутрихозяйственного контроля – это отсутствие фактического контроля за движением производственных запасов, а поэтому следующим этапом проверки должна стать инвентаризация материально-производственных запасов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


           Данная работа посвящена бухгалтерскому учету материальных запасов. В процессе ее написания была сделана попытка проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтерский учет материально запасов для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность.

В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета материальных запасов в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет этих операций.

Приведенная методика ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов является полной и конкретизированной, что позволяет организовать четкое управление и контроль за их учетом.

По своему экономическому содержанию этот раздел для предприятий косвенно характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Поэтому в системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет материально-производственных запасов.

Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.

Бухгалтерией ООО «Терминал» ведется сальдовый метод аналитического учета материалов. Материальные ценности учитываются в разрезе групп, субсчетов и счетов, а также используется счет 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Вообще важным условием повышения эффективности использования оборотных средств на предприятии является рациональная организация производственных запасов. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к оптимальному выбору поставщиков, налаженной работе транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

       В процессе выполнения дипломной работы мы рассмотрели организацию учета, движения материалов на предприятии, а также обеспечение сохранности материальных ценностей на основе изучения материалов и анализа хозяйственной практики. Нами были сделаны ряд выводов и предложений в сфере рассматриваемых вопросов.

В заключении обобщим полученные нами результаты. Таким образом, при рассмотрении материальных ценностей как объекта учета и контроля мы пришли к следующим выводам:

1.    Огромную роль в решении этой задачи играет четко организованный учет. Он должен оперативно обеспечивать руководителей и других заинтересованных лиц необходимой информацией для эффективного управления производственными запасами в целях оптимальных условий для изготовления высококачественной продукции и изыскания резервов снижения ее себестоимости в части рационального использования материалов.

2.    Необходимое условие деятельности предприятий - хорошо отлаженные хозяйственные связи, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации.

3.    Четкая классификация материально-производственных запасов по определенным признакам и выбор единицы учета необходимы для своевременной  и правильной организации синтетического и аналитического учета.

4.    Важной предпосылкой организации учета материалов является их оценка. Она имеет значение и для более эффективной организации обработки данных учета. На рассматриваемом предприятии  учет ведется по фактической себестоимости.

5.    Учет материальных ценностей  на предприятии отвечает как условиям производственного потребления материалов, так и требованиям организации складского хозяйства, и обеспечивает выполнение одной из основных задач учета - контроль за сохранностью материальных ценностей во время их приемки и хранения.

В ходе рассмотренных вопросов контроля за сохранностью и движением товарно-материальных ценностей на ООО”Терминал” можно выделить ряд положительных моментов. Во-первых, ведется довольно подробный и достаточно точный учет материальных ресурсов, что позволяет руководителю ООО”Терминал” и службе материально-технического обеспечения более эффективно координировать обеспеченность предприятия, а также позволяют осуществлять контроль за состоянием производственных запасов. Бухгалтер материально-производственного отдела 2 раза в месяц предоставляет оперативный отчет главному бухгалтеру о состоянии запасов, что дает возможность получить полную картину об остатках на складах предприятия и выписывать накладные на отпуск на сторону в соответствии с фактическим наличием материалов. Следует также отметить, что на данном предприятии ведется учет входящей и исходящей документации, а также составляются акты сверки по реализованным товарно-материальным ценностям.

Негативными моментами в работе предприятия стали недостатки в работе отраженные выше, а так же неправильное оформление некоторых первичных документов, несоответствие цен в некоторых договорах и документах поставщика, а также то, что на предприятии не проводится регулярно инвентаризация расчетов со всеми поставщиками и покупателями. В результате необходимо осуществить постоянный контроль за выполнением договорных обязательств, усилить контроль за товарно-материальными ценностями, поступающими через подотчетных лиц, а также необходимо поднять роль контроля в оформлении первичных документов по учету товарно-материальных ценностей.

Усиление контроля за состоянием производственных запасов и рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение.

Основным направлением  повышения эффективности использования производственных запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий.

Рациональное использование запасов зависит также от полноты сбора  и использования отходов  и обоснованной их оценки.

Большое значение для сохранности материалов имеет наличие  технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать  и автоматизировать  складские операции и складской учет.

Важным условием повышения эффективности использования  материальных ресурсов является усиление личной и коллективной ответственности, а также материальной заинтересованности рабочих, руководителей в рациональном использовании указанных  ресурсов.

Предприятие обязательно должно стремиться к соблюдению норм производственных запасов материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток к срыву производственного процесса.

Чтобы улучшить учет  материальных ресурсов, нужно постоянно совершенствовать применяемые документы и учетные регистры, т.е. более широко использовать накопительные документы (лимитно-заборные карты, ведомости и др.), а также повысить уровень автоматизации учетно-вычислительных работ.

Эти результаты были получили  в результате изучения и анализа действующих законодательных актов, нормативных документов, а также сравнения и анализа на данной базе хозяйственной практики на примере ООО “Терминал”.

 Список использованной литературы


1.      Федеральный закон "О  бухгалтерском учете" от 21.11.96  г. N 129 - ф3.

2.      Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98".

3.    Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в             Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г.                    № 34н.

4.      Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01.

5.      Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2.

6.      Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99".

7.      Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н  "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99".

8.      Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению"

9.      Приказ Минфина РФ 28.12.2001 № 119н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов"

10. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"



11. Постановление Госкомстата РФ от 28.01.2002 г. N 5 "Об утверждении дополнений к указаниям по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России"

12. Едошин А.Н. “Бухгалтерский учет в лесном хозяйстве”. Москва. ”Лесная промышленность”. 1981 год.

13. Волков Н.Г. “Учет  неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути” «Бухгалтерский учет 9`2002».


14. Захарьин В.Р. «Учет материалов». Учебное пособие. ДиС. 2002 г..


15. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет». Москва. Инфра - М. 2002 г.


16. “Как правильно оформить первичные документы” Бератор-Пресс. 2002 г.


17.  Бухгалтерский учет: Учебник/ П.С. Безруких, В.Б. Шашкевич и др./ под ред. П.С. Безруких 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет. 1996.


18.  Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтеский учет. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика 1998.


19.   Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1998.


20.   Настольная книга бухгалтера, 3-е изд., допю: в 4 т., т.2/ Сост. В.М. Прудников.-М.: ИНФРА-М,1996.

21.  Настольная книга бухгалтера, 3-е изд., допю: в 4 т., т.2/ Сост. В.М. Прудников.-М.: ИНФРА-М,1996.

22.  Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета. Учебное пособие.-М.: НКЦ «ДИС»,1997.

23.   К.М. Гарифуллин, В.Б. Ивашкевич «Бухгалтерский и финансовый учёт» учебное пособие Казань издательство КФЭИ 2002г.

24.  Жуков Н.В. «Учёт операций по приобретению и заготовлению материально-производственных запасов». Бухгалтерский учёт 2000 г.

25.  Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2003

26.  Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник М.: ЮНИТИ, 2000

27.  Кондратова И. Г. Основы управленческого учета. - М., 2003

28.  Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.:          «Бухгалтерский учет» 2000г.

29.  Козлова Е.П. Бухгалтерский учет и отражение в учетной политике затрат на производство. / Главбух №8 

30.  Основы бухгалтерского учета. Под ред. Сац Б. / М.: 2001г.

31.  Глушков И.Е. «Бухгалтерский учет на современном предприятии» 7-е

             изд., доп. и перераб.- М.: КНОРУС, 2001.

      32.  Красноперова О.А. Учетная политика организаций на 2005 год – М.:

    ГроссМедиа, 2005.

       33.  Крятова К.Н., Эргашев Х.Х. Бухгалтерский учет. Основы теории. –

        М.:Маркетинг, 2000.

34.  Матвеева В.М. Тимофеева Г.В. «Самоучитель по составлению бухгалтерской        отчетности» 2-е изд., исп. и перераб.- М.: ДИС, 2001.

35.  Скляренко В.К. , Прудников В.М. Экономика предприятия. – М.: Инфра

                    М, 2003.

36.     Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет.- М.: Нитар альянс, 2003.                                     















 




Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.