|
91,4 |
95,9 |
||||||
6 |
Прибыль от реализации, тыс. руб |
1157 |
469 |
10903 |
40,5 |
942,4 |
40,5 |
23,2 |
7 |
Рентабельность продаж, % |
0,163 |
0, 043 |
0,635 |
26,4 |
389,5 |
26,4 |
1476,7 |
8 |
Неиспользованная прибыль, тыс. руб |
_ |
142 |
2341 |
|
|
|
|
9 |
Средняя стоимость товарных запасов, тыс. руб |
94865 |
144307 |
191163 |
152,1 |
201,5 |
152,1 |
132,5 |
10 |
Оборачиваемость товаров, дней |
48 |
47 |
40 |
97,9 |
83,3 |
97,9 |
85,1 |
11 |
Торговая площадь, м.кв. |
504,8 |
504,8 |
504,8 |
504,8 |
504,8 |
504,8 |
504,8 |
12 |
Товарооборот на 1 м. кв торговой площади, тыс. руб |
1403 |
2176 |
3400 |
155,1 |
242,3 |
155,1 |
156,3 |
На основе анализа представленных в таблице данных сделаны следующие выводы.
Основными показателями хозяйственной деятельности являются оптовый товарооборот, уровень валового дохода, уровень издержек обращения, прибыль (убыток) от реализации товаров. Оптовый товарооборот возрастает базисными темпами роста на протяжении всех лет, взятых для анализа.
СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом» работает с положительными результатами в течение 2001-2003 гг. Если в 2001 г. рентабельность продаж составила 0,163 %, то к 2003 г. она возросла на 289,5 % и составила 0,635 %. Товарооборот на протяжении всего периода возрастает и в 2003 г. по сравнению с 2002 г. он возрос на 56,3 % и составил 1 716 550 тыс. руб., при этом наблюдается снижение уровня издержек обращения на 4,1 % и увеличение товарооборота на 1 м. кв. торговой площади на 56,3 %. Об эффективной деятельности предприятия говорит ускорение оборачиваемости товаров, которая за данный промежуток времени уменьшилась на 16,7 % или на 8 дней.
Лучшим годом согласно проведенного анализа является 2003 год, результаты хозяйствования в котором оказались наилучшими за 3 года работы предприятия, взятых для проведения анализа (Приложение Ж).
2.2 Документальное оформление реализации товаров в оптовой
торговле
Документальное оформление оптовой реализации товаров производится в зависимости от способов их реализации. СП «Белорусско-Кипрский торговый Дом» реализует товары только со складов. Отпуск товаров производится непосредственно представителю покупателя в порядке самовывоза или централизованной доставки автомобильным транспортом. Предприятие осуществляет реализацию товаров на условиях предоплаты. Необходимо отметить, что любая отгрузка товаров с оптовых баз осуществляется на основании договора поставки – это сводный документ, который является одновременно счетом-фактурой и протоколом согласования цен (Приложение И). На основании договора поставки покупатель выписывает платежное поручение и направляет его в учреждение банка для перечисления установленной денежной суммы продавцу в качестве предоплаты. Копию этого платежного поручения с отметкой банка об оплате представитель покупателя предъявляет главному бухгалтеру СП «Белорусско-Кипрский торговый Дом». На основании этого документа бухгалтер проставляет свою подпись на товарно-транспортной накладной, указывает номер и дату платежного поручения. Это дает возможность осуществить дополнительный контроль за расчетами с покупателями. В договор поставки фиксируется наименование товара, единица измерения, количество, цена единицы продукции производителя в рублях, размер оптовой надбавки, ставка НДС в % и по сумме, итоговая стоимость с учетом надбавки и НДС. Если наименование поставляемого товара превышает указанное в договоре, стороны оформляют Приложение, являющееся неотъемлемой частью договора. В договоре поставки указывается цель приобретения, форма поставки (предоплата или с отсрочкой не более 20 дней), условия отгрузки (самовывоз или авто). Все расчеты осуществляются в безналичных белорусских рублях путем перечисления денежных средств на банковский счет СП «Белорусско-Кипрский Торговый дом» 3012000003317. За просрочку выполнения предусмотренных данных договором обязательств виновная сторона обязана оплатить в пользу потерпевшей стороны штраф в размере 0.1% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Так же, в случае просрочки оплаты товара на срок более 5 дней продавец имеет право выставить платежное требование для списания долга в бесспорном порядке со счета покупателя. Договор поставки вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует до окончания расчетов сторон.
Так как отгрузка товаров со складов на предприятии производится автомобильным транспортом, то основным сопроводительным документом является товарно-транспортная накладная (Приложение К). Ее форма, а также порядок заполнения регламентируется специальной Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001г. № 53. Согласно этой инструкции, ТТН-1 (предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы при использовании автомобильного транспорта). Бланки товарно-транспортных накладных являются бланками строгой отчетности, они пронумерованы типографским способом (чтобы предупредить возможность отпуска не оприходованных товаров) и выдаются заведующим секции под расписку. На предприятии товарно-транспортная накладная выписывается с применением персональных ЭВМ, используются бланки строгой отчетности, на которых типографским способом указаны серия и номер накладной. Все остальные реквизиты распечатываются с помощью компьютера при условии их строго соответствия реквизитам типового бланка. При большом перечне отпускаемых грузов, который не представляет возможным поместить на стандартном бланке, разрешается заполнять на бланке накладной с типографской серией и номером итоговую часть, перечень отправляемых товаров прилагать к товарно-транспортной накладной с информацией по всем графам оригинала, а также с указанием серии и номера накладной, к которой дается это приложение. Товарно-транспортная накладная является документом, служащим основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, приходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем.
Грузоотправителям запрещается предъявлять, перевозчикам - принимать к перевозке, а грузополучателям принимать грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными.
При автоматизированной обработке товарно-транспортные накладные проходят предварительную обработку (кодирование), заполнение граф и т. д.
Товарно-транспортная накладная выписываемся грузоотправителем в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах:
первый сдается водителем (экспедитором) грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; второй остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Первый, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя (экспедитора), вручаются водителю (экспедитору);
третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных.
При отпуске товаров путем самовывоза представителю покупателя необходимо предъявить копию договора, подписанного и заверенного печатью. Копия договора служит основанием для выписки товарно-транспортной накладной (в 4-х экземплярах), в которой заведующий секцией должен проставить количество, цену, класс груза, код груза или опасного груза по ООН и другие данные, предусмотренные типовой формой товарно-транспортной накладной. Однако на практике чаще заполняются не все реквизиты, а указывается лишь единица измерения, количество продукции, цена единицы продукции, стоимость, а также масса брутто и нетто. Проверенные товарно-транспортные накладные передают на подпись генеральному директору предприятия, затем направляют заведующему секцией, который отпускает товар и тару. Здесь же представитель покупателя предъявляет: доверенность (с указанием кодов УНН и ОКПО) (Приложение Л); паспорт и копию платежного поручения, лицензию для предприятий оптовой торговли и приемку товара подтверждает своей подписью и штампом в товарно-транспортной накладной. Доверенности выдаются лицам, с которыми заключен договор о материальной ответственности. Если доверенность выдается работнику, с которым договор не заключен, то с него берется разовая подписка о материальной ответственности. Доверенность выдается сроком не более чем на 15 дней под расписку в специальной книге регистрации. Исключением являются доверенности на получение товарно-материальных ценностей, расчеты за которые ведутся в порядке плановых платежей. Срок действия таких доверенностей - месяц или квартал.
Доверенности, независимо от срока их действия, отбираются поставщиком при первом отпуске товарно-материальных ценностей. В случае отпуска товарно-материальных ценностей частями, на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемо-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием на ней номера доверенности и даты ее выдачи. В этих случаях один экземпляр накладной (или заменяющего ее документа) передается получателю товарно-материальных ценностей, а другой - прикладывается к оставшейся у поставщика доверенности и используется для наблюдения и контроля за исполнением отпуска ценностей согласно доверенности, а также для предъявления счета покупателю. По окончании отпуска товарно-материальных ценностей доверенность сдается в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней партии ценностей по сдаваемой доверенности.
Каждой доверенности присваивается номер, нумерация осуществляется сначала года. После получения товара в книге делается отметка об исполнении поручения. Если товар не получен, доверенность возвращают в бухгалтерию не позднее следующего дня после истечения срока действия доверенности. Бухгалтер перечеркивает ее, делает надпись «аннулировано». В книге регистрации делается отметка о не использовании доверенности. Неиспользованные доверенности хранятся в бухгалтерии до конца отчетного года у бухгалтера, ответственного за их регистрацию.
Вместо разовых доверенностей допускается, чтобы покупатель один раз в квартал (или другие сроки) предоставлял поставщику список лиц (с образцами подписей этих работников), которым доверяется получать товарно-материальные ценности. В случае увольнения такого работника покупатель немедленно сообщает поставщику об аннулировании доверенности. Такой порядок способствует сокращению числа документов.
Отпуск товарно-материальных ценностей предприятием не производится в случаях:
1)предъявления доверенности, выданной с нарушением установленного порядка ее заполнения или с незаполненными реквизитами;
2)предъявления доверенности, имеющей поправки и помарки;
3)не предъявления паспорта, указанного в доверенности; окончания срока, на который выдана доверенность;
4)получения сообщения покупателя об аннулировании доверенности.
Несоблюдение правил оформления товарных и платежных документов может привести к неблагоприятным последствиям. Так, платежные поручения (требования-поручения, требования), в которых отсутствует обоснование цены на товары (работы, услуги), банком к исполнению (на инкассо) не принимаются.
Для усиления контроля за состоянием товарных запасов в соответствии с установленным нормативом, сохранностью товаров на складе торгового предприятия, выполнением плана товарооборота и финансовых результатов очень важно правильно организовать отчетность материально ответственных лиц. На предприятии материальная отчетность организована путем передачи работниками предприятий приходных и расходных документов в бухгалтерию.
Организация складского учета зависит от способов хранения товаров. Различают партионный и сортовой учет материальных ценностей. На предприятии установлен сортовой способ хранения, при котором товары хранятся по наименованиям и сортам. Каждый вновь поступивший товар присоединяется к уже имеющимся того же наименования и сорта. При этом аналитические счета на каждое наименование товаров по номенклатурным номерам открывают на карточках складского учета (Приложение М). входящие остатки записываю первой строкой на основании инвентаризационной описи на дату последней инвентаризации или переносят остатки на конец из предыдущего отчетного периода. Поступление и выбытие товаров отражают в хронологическом порядке в день совершения операции на основании ТТН (Приложение Н). После отражения каждой операции по той же строке указывают конечный остаток.
Полный и достоверный учет движения товаров и сопутствующих операций дает возможность предприятию влиять на скорость оборота торгового капитала, не допускать затоваривания, осуществлять контроль за сохранностью товаров, предупреждать образование недостач, находить наиболее выгодные рынки сбыта товаров и в конечном итоге получить максимальную прибыль. Для достижения этих целей необходимо правильное документальное оформление товарных операций, в том числе и реализации товаров.
2.3 Методика и организация учета оптового товарооборота
Для правильной организации синтетического и аналитического учета реализации товаров оптовыми торговыми предприятиями, а также для правильного отражения таких операций в регистрах бухгалтерского учета необходимо точно определить продажные цены и момент реализации, знать назначение и структуру счета, на котором отражается реализация товаров.
Согласно рабочему Плану счетов бухгалтерского учета СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом» для отражения расчетов по оптовой реализации товаров используются следующие счета: 90 «Реализация», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 41 «Товары», 51 «Расчетный счет».
Важное значение имеет определение момента, когда реализация как состоявшийся процесс должна быть отражена в синтетическом учете торгового предприятия. Соответственно в этот момент должны быть начислены все налоги, которые полагаются по действующему законодательству и уплачиваемые в определенные сроки.
Согласно утвержденной учетной политике СП «Белорусско-Кипрский торговый Дом» определение выручки от реализации товаров производится по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов – это наиболее целесообразный момент реализации, так как все расчеты предприятие осуществляет на условиях предварительной оплаты.
Платежи за предполагаемую отгрузку товаров поступают на счет 51 «Расчетный счет» по дебету в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Оптовая реализация товаров в СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом» учитывается на операционно-результативном счете 90 «Реализация». Этот счет предназначен для обобщения информации о процессе оптовой реализации товаров, а также для определения финансовых результатов от этой реализации. К счету 90 «Реализация» открыты следующие субсчета:
90-1 «Выручка от реализации»;
90-2 «Себестоимость реализации»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-5.1 « Местный налог»;
90-5.2 «Республиканский налог»;
90-9 «Прибыль/убыток от реализации»;
В течение месяца на счете 90 «Реализация» по дебету и по кредиту отражаются одни и те же реализованные товары, только в разных оценках и на разных субсчетах.
По кредиту субсчета 90-1 «Выручка от реализации» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой от реализации товаров (их продажная стоимость), в корреспонденции с дебетом счета 62 на суммы, на которые предъявлены расчетные документы и в установленном порядке признан доход.
По дебету субсчета 90-2 «Себестоимость реализации» учитывается себестоимость реализованных товаров, по которым на субсчете 90-1 «Выручка от реализации» признана выручка, в корреспонденции с кредитом счета 41 «Товары», где учет товаров ведется по покупным ценам. По дебету субсчета
90-3 «Налог на добавленную стоимость» с кредитом субсчета 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров» отражается НДС на реализованные товары. В СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом» НДС на реализованные товары начисляется постепенно в течение месяца по мере отражения отгрузки товара. В конце месяца производятся отчисления от валового дохода в Республиканский, Местный фонды по дебету субсчета 90-5 «Прочие налоги и сборы из выручки». Так как СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом» занимается оптовой и розничной продажей и налоги исчисляются от общей выручки, то на предприятии принято в конце отчетного периода относить издержки на счет 90 «Реализация» субсчет оптовая торговля. Также следует заметить, что реализация по счету 90 в СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом» отражается в разрезе действующих видов ставок НДС: на 1 января 2004 г. по ставке 0 %, 18% и 20% (Приложение О, П).
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.