Рефераты. Учет основного капитала и анализ эффективности его использования






ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ


2.1. Документальное оформление движения основных средств


Учет движения основных средств в организации оформляется унифицированными   формами,   утвержденными   постановлением Госкомстата России 21.03.2001 г. № 7.

Акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

ü                приобретения за плату у других организаций;

ü                строительства хозяйственным или подрядным способом;

ü                получения от других юридических или физических лиц в без­возмездное пользование;

ü                внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

ü                получения в хозяйственное или оперативное управление;

ü                получения в аренду с последующим выкупом;

ü                поступления по акту дарения.

Акт о приеме-передаче основных средств составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект комиссией, назначенной приказом руководителя организации.

Форма № ОС-2 применяется при оформлении внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразде­ления организации в другое. В этом случае акт (накладная) прием­ки-передачи основных средств выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – структурному подразделению организа­ции-сдатчика.

При передаче акта приемки-передачи в бухгалтерию организа­ции к нему прилагается техническая документация по данному объ­екту. На основании этих документов работники бухгалтерии делают соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств. На основании второго экземпляра акта приемки-передачи сдатчик делает соответствующие отметки в инвентарном списке ос­новных средств (по месту нахождения, эксплуатации) о выбытии объекта основных средств.

Акт приеме-передаче основных средств (кроме зданий, соору­жений) (форма № ОС-1) подписывает главный бухгалтер и утвер­ждает руководитель организации.

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств {форма № ОС-3) при­меняется для оформления приемки-сдачи основных средств из ре­монта, реконструкции и модернизации и соответственно их сдачи. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию организация вы­полняет собственными силами, акт составляется в одном экземпля­ре. Если сторонняя организация – в двух экземплярах. Первый эк­земпляр остается в организации, второй экземпляр передают орга­низации, проводившей договорные работы.

Акт о списании объектов основных средств (форма № ОС-4) при­меняется для оформления полного или частичного списания основ­ных средств (кроме автотранспортных) при полной или частичной ликвидации. Акт составляет комиссия в двух экземплярах, назна­ченная руководителем организации. Первый экземпляр акта пере­дается в бухгалтерию, второй – остается у материально ответствен­ного лица и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома и т. п.

Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) предназначен для оформления списания грузового или легкового автомобиля, автобуса, прицепа или полуприцепа при их ликвида­ции. Акт составляют в двух экземплярах, его подписывают члены ликвидационной комиссии, назначенной приказом руководителя организации. Первый экземпляр с документом, подтверждающим снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД, передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохран­ность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей (запасных частей) и металлолома, оставшихся после списания.

Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов, поступивших в эксплуата­цию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристи­ку и стоимость. Инвентарные карточки ведут в бухгалтерии, их от­крывают на каждый объект или группу однотипных объектов, заполняют в одном экземпляре на основании акта (форма № ОС-1) и другой технической документации на данный объект.

Акт о приеме-поступлении оборудования (форма № ОС-14) при­меняется для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией. При получении оборудования на ответствен­ное хранение уполномоченный представитель монтажной организа­ции расписывается непосредственно в акте, копия которого ему пе­редается.

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) составляется на выявленные дефекты в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования.

Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) со­ставляется при передаче оборудования монтажным организациям.

 

2.2 Аналитический и синтетический учет движения основных

средств


Аналитический и синтетический учет основных средств органи­зуется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендованных Минфином России или разработанных другими ведомствами при со­блюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета. Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии ор­ганизации по классификационным группам, а внутри групп – по инвентарным объектам в инвентарных карточках № ОС-6 и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за со­хранность в инвентарном списке или другом соответствующем до­кументе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной кар­точки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объек­та, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта, срок полезного использования, способ на­числения амортизации, освобождение от начисления амортизации (если она есть).

Заполнение инвентарных карточек или книг производится на основе первичных документов: актов приемки-передачи, техничес­ких паспортов, свидетельств и других документов. Инвентарные карточки регистрируются в описях, которые ве­дутся в одном экземпляре. В описи приводится порядковый номер карточки и наименование объекта. На каждую классификационную группу основных средств (здания, сооружения, передаточные уст­ройства и т. д.) заводят отдельные описи инвентарных карточек.

Инвентарные номера обязательно указываются во всех первич­ных документах, которыми оформлено движение основных средств, и в регистрах аналитического учета основных средств.

Синтетический учет наличия и движения основных средств ве­дется на счетах:

01 – «Основные средства»;

02 – «Амортизация основных средств»;

03 – «Доходные вложения в материальные ценности»;

91 – «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств»;

001 – «Арендованные основные средства»;

010 – «Износ основных средств»;

011 – «Основные средства, сданные в аренду».

Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения ин­формации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, до­верительном управлении.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат организа­ции на приобретение, сооружение и изготовление. Объект основ­ных средств, находящийся в собственности двух или нескольких ор­ганизаций, учитывается каждой организацией на сч. 01 «Основные средства в соответствующей доле».

У организаций-застройщиков затраты по приобретению обору­дования, требующего монтажа, предварительно учитываются на сч. 07 «Оборудование к установке», а при сдаче этого оборудования в мон­таж списываются на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Поступление основных средств в организацию оформляется со­ставлением актов (накладных) приемки-передачи на каждый объект. Оприходование объектов основных средств отражается по дебету сч. 01 «Основные средства», которое возможно из:

·  нового строительства или приобретения за плату;

·  безвозмездного получения от других юридических или физи­ческих лиц;

·  вкладов в уставный капитал;

·  вкладов в совместную деятельность по договору простого товарищества;

·  оприходования излишков при инвентаризации;

В кредите отражается выбытие основных средств из организа­ции по причине:

·  продажи;

·  передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации;

·  ликвидации по причине амортизации, аварии, стихийных бедствий;

·  безвозмездной передачи другим юридическим или физиче­ским лицам;

·  передачи в счет вклада в совместную деятельность;

·  недостачи и порчи;

·  передачи в аренду.

Операции по приобретению объектов основных средств за плату отражаются следующими бухгалтерскими записями:

1.    На  сумму  стоимости  приобретенного  объекта  основных средств:

Д-т сч. 08/4 «Вложения во внеоборотные активы»

Д-т сч. 19/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2.  Перечислены деньги поставщикам в сумме стоимости объекта основных средств:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

3. Оприходован объект основных средств по первоначальной стоимости:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08/4 «Вложения во внеоборотные активы»

4. Списывается сумма НДС на расчеты с бюджетом после опла­ты и оприходования объекта основных средств:

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т сч. 19/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

В бухгалтерском учете операции по поступлению объекта основ­ных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал органи­зации оформляются записями:

1.  На сумму величины уставного (складочного) капитала орга­низации, зафиксированного в учредительных документах:

Д-т сч. 75/1 «Расчеты с учредителями»

 К-т сч. 80 «Уставный капитал»

2. Отражена стоимость объекта основных средств, поступившего в счет вклада в уставный (складочный) капитал в сумме, согласо­ванной с учредителями фирмы:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 75/1 «Расчеты с учредителями»

3. Оприходован поступивший объект основных средств:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Все виды выбытия объектов основных средств их эксплуатации оформляются актами:

– приема-передачи объектов основных средств (форма № ОС-1);

– о списании объектов основных средств (форма № ОС-4);

– о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а).

При выбытии основных средств (продажа, ликвидация, безвоз­мездная передача и др.) стоимость объекта списывается бухгалтер­ской записью:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 01/3 «Основные средства

На сумму списания амортизации объекта уменьшается первона­чальная стоимость:

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства»

На сумму списания остаточной стоимости объекта:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 01 «Основные средства»

В дальнейшем в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» включаются все расходы, связанные с выбытием основных средств, а в кредит – доходы от их выбытия:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другие.

Продажа объектов основных средств в бухгалтерском  учете оформляется следующими записями:

1.  На сумму продажной стоимости объекта основных средств, причитающейся с покупателя:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказниками»

К-т сч. 91/1 «Прочие доходы и расходы»

2.   На сумму НДС с продажной стоимости объекта основных средств:

Д-т сч. 91/3 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

3.  Списывается сумма амортизации, начисленная на реализуе­мый объект основных средств:

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства».

4. Списана первоначальная стоимость реализуемого объекта:

Д-т сч. 01/2 «Основные средства» (выбывшие)

 К-т сч. 01/1 «Основные средства».

5.  Списана остаточная стоимость реализованного объекта ос­новных средств:

Д-т сч. 91/2 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 01/2 «Основные средства».

6.  Выявлен финансовый результат (прибыль) от реализации объ­екта основных средств:

Д-т сч. 91/9 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».

7.  Поступили деньги на расчетный счет за реализованный объект:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

2.3 Порядок начисления и учет амортизации основных средств

Амортизация есть постепенное перенесение стоимости основ­ных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой про­дукции, работ и услуг в течение срока полезного использования со­ответствующих объектов.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизации объектов ос­новных средств производится независимо от результатов хозяйст­венной деятельности организации в отчетном периоде. Амортиза­цию нужно начислять ежемесячно. По вновь приобретенному иму­ществу амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. В состав амортизируемого имущества гл. 25 Налогового кодекса РФ относит основные средст­ва и нематериальные активы, которые находятся в собственности у организации и которые она использует для извлечения дохода.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основ­ных средств в течение отчетного периода производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисляемой годовой суммы. По вновь поступившим в эксплуата­цию объектам основных средств амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта в эксплуа­тацию, а по выбывшим закачивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем до полного погашения или списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности.

Стоимость основных средств организации погашается путем на­числения амортизации и списания ее на затраты на производство или расходы на продажу в течение нормативного срока их эксплуа­тации по нормам, установленным в законодательном порядке и с учетом принятой организацией учетной политики.

Международными стандартами финансовой отчетности 4 «Учет амортизации» и 16 «Основные средства» предусматривается исполь­зование различных способов начисления амортизации. Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п. 18 Положения по бухгалтер­скому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 начисление аморти­зации основных средств производится одним из следующих способов:

– линейный способ;

– способ уменьшаемого остатка;

– способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полез­ного использования;

– способ списания стоимости пропорционально объему про­дукции (работ).

Способы начисления амортизации по отдельным объектам ос­новных средств должны быть отражены в учетной политике органи­зации. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

ü                при линейном способе, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчислен­ной исходя из срока полезного использования этого объекта;

ü                при способе уменьшаемого остатка, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полез­ного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с нормативными актами РФ;

ü                при способе списания стоимости по сумме чисел срока по­лезного использования исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в чис­лителе – число лет, остающихся до конца срока службы объ­екта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта;

ü                при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из натурального показателя объ­ема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок по­лезного использования объекта основных средств.

Амортизируемое имущество учитывается по первоначальной стои­мости. Если основные средства приобретены до 1 января 2002 г., то они оцениваются по восстановительной стоимости, но при условии, что организация будет начислять амортизацию линейным методом. Если же амортизация будет начисляться по нелинейному методу, тогда объект основных средств учитывается для целей налогообло­жения по остаточной стоимости.

Для учета амортизации основных средств предназначен пассив­ный, одноименный сч. 02. Кредитовое сальдо отражает сумму амор­тизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту сч. 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производст­во (расходов на продажу).

Аналитический учет по сч. 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгал­терской отчетности.

Ниже представлены бухгалтерские записи по учету амортизации основных средств.

Начислена амортизация по основным средствам:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.