Учет движения основных средств в организации оформляется унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата России 21.03.2001 г. № 7.
Акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:
ü приобретения за плату у других организаций;
ü строительства хозяйственным или подрядным способом;
ü получения от других юридических или физических лиц в безвозмездное пользование;
ü внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
ü получения в хозяйственное или оперативное управление;
ü получения в аренду с последующим выкупом;
ü поступления по акту дарения.
Акт о приеме-передаче основных средств составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект комиссией, назначенной приказом руководителя организации.
Форма № ОС-2 применяется при оформлении внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое. В этом случае акт (накладная) приемки-передачи основных средств выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – структурному подразделению организации-сдатчика.
При передаче акта приемки-передачи в бухгалтерию организации к нему прилагается техническая документация по данному объекту. На основании этих документов работники бухгалтерии делают соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств. На основании второго экземпляра акта приемки-передачи сдатчик делает соответствующие отметки в инвентарном списке основных средств (по месту нахождения, эксплуатации) о выбытии объекта основных средств.
Акт приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) подписывает главный бухгалтер и утверждает руководитель организации.
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств {форма № ОС-3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации и соответственно их сдачи. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию организация выполняет собственными силами, акт составляется в одном экземпляре. Если сторонняя организация – в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей договорные работы.
Акт о списании объектов основных средств (форма № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных) при полной или частичной ликвидации. Акт составляет комиссия в двух экземплярах, назначенная руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома и т. п.
Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) предназначен для оформления списания грузового или легкового автомобиля, автобуса, прицепа или полуприцепа при их ликвидации. Акт составляют в двух экземплярах, его подписывают члены ликвидационной комиссии, назначенной приказом руководителя организации. Первый экземпляр с документом, подтверждающим снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД, передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей (запасных частей) и металлолома, оставшихся после списания.
Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Инвентарные карточки ведут в бухгалтерии, их открывают на каждый объект или группу однотипных объектов, заполняют в одном экземпляре на основании акта (форма № ОС-1) и другой технической документации на данный объект.
Акт о приеме-поступлении оборудования (форма № ОС-14) применяется для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией. При получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, копия которого ему передается.
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) составляется на выявленные дефекты в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования.
Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) составляется при передаче оборудования монтажным организациям.
Аналитический и синтетический учет основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендованных Минфином России или разработанных другими ведомствами при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета. Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии организации по классификационным группам, а внутри групп – по инвентарным объектам в инвентарных карточках № ОС-6 и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за сохранность в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта, срок полезного использования, способ начисления амортизации, освобождение от начисления амортизации (если она есть).
Заполнение инвентарных карточек или книг производится на основе первичных документов: актов приемки-передачи, технических паспортов, свидетельств и других документов. Инвентарные карточки регистрируются в описях, которые ведутся в одном экземпляре. В описи приводится порядковый номер карточки и наименование объекта. На каждую классификационную группу основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства и т. д.) заводят отдельные описи инвентарных карточек.
Инвентарные номера обязательно указываются во всех первичных документах, которыми оформлено движение основных средств, и в регистрах аналитического учета основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств ведется на счетах:
01 – «Основные средства»;
02 – «Амортизация основных средств»;
03 – «Доходные вложения в материальные ценности»;
91 – «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств»;
001 – «Арендованные основные средства»;
010 – «Износ основных средств»;
011 – «Основные средства, сданные в аренду».
Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, учитывается каждой организацией на сч. 01 «Основные средства в соответствующей доле».
У организаций-застройщиков затраты по приобретению оборудования, требующего монтажа, предварительно учитываются на сч. 07 «Оборудование к установке», а при сдаче этого оборудования в монтаж списываются на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Поступление основных средств в организацию оформляется составлением актов (накладных) приемки-передачи на каждый объект. Оприходование объектов основных средств отражается по дебету сч. 01 «Основные средства», которое возможно из:
· нового строительства или приобретения за плату;
· безвозмездного получения от других юридических или физических лиц;
· вкладов в уставный капитал;
· вкладов в совместную деятельность по договору простого товарищества;
· оприходования излишков при инвентаризации;
В кредите отражается выбытие основных средств из организации по причине:
· продажи;
· передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации;
· ликвидации по причине амортизации, аварии, стихийных бедствий;
· безвозмездной передачи другим юридическим или физическим лицам;
· передачи в счет вклада в совместную деятельность;
· недостачи и порчи;
· передачи в аренду.
Операции по приобретению объектов основных средств за плату отражаются следующими бухгалтерскими записями:
1. На сумму стоимости приобретенного объекта основных средств:
Д-т сч. 08/4 «Вложения во внеоборотные активы»
Д-т сч. 19/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
2. Перечислены деньги поставщикам в сумме стоимости объекта основных средств:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
3. Оприходован объект основных средств по первоначальной стоимости:
Д-т сч. 01 «Основные средства»
К-т сч. 08/4 «Вложения во внеоборотные активы»
4. Списывается сумма НДС на расчеты с бюджетом после оплаты и оприходования объекта основных средств:
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т сч. 19/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
В бухгалтерском учете операции по поступлению объекта основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации оформляются записями:
1. На сумму величины уставного (складочного) капитала организации, зафиксированного в учредительных документах:
Д-т сч. 75/1 «Расчеты с учредителями»
К-т сч. 80 «Уставный капитал»
2. Отражена стоимость объекта основных средств, поступившего в счет вклада в уставный (складочный) капитал в сумме, согласованной с учредителями фирмы:
Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т сч. 75/1 «Расчеты с учредителями»
3. Оприходован поступивший объект основных средств:
К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Все виды выбытия объектов основных средств их эксплуатации оформляются актами:
– приема-передачи объектов основных средств (форма № ОС-1);
– о списании объектов основных средств (форма № ОС-4);
– о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а).
При выбытии основных средств (продажа, ликвидация, безвозмездная передача и др.) стоимость объекта списывается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч. 01/3 «Основные средства
На сумму списания амортизации объекта уменьшается первоначальная стоимость:
Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»
К-т сч. 01 «Основные средства»
На сумму списания остаточной стоимости объекта:
В дальнейшем в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» включаются все расходы, связанные с выбытием основных средств, а в кредит – доходы от их выбытия:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы»
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другие.
Продажа объектов основных средств в бухгалтерском учете оформляется следующими записями:
1. На сумму продажной стоимости объекта основных средств, причитающейся с покупателя:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказниками»
К-т сч. 91/1 «Прочие доходы и расходы»
2. На сумму НДС с продажной стоимости объекта основных средств:
Д-т сч. 91/3 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
3. Списывается сумма амортизации, начисленная на реализуемый объект основных средств:
К-т сч. 01 «Основные средства».
4. Списана первоначальная стоимость реализуемого объекта:
Д-т сч. 01/2 «Основные средства» (выбывшие)
К-т сч. 01/1 «Основные средства».
5. Списана остаточная стоимость реализованного объекта основных средств:
Д-т сч. 91/2 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч. 01/2 «Основные средства».
6. Выявлен финансовый результат (прибыль) от реализации объекта основных средств:
Д-т сч. 91/9 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».
7. Поступили деньги на расчетный счет за реализованный объект:
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Амортизация есть постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг в течение срока полезного использования соответствующих объектов.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизации объектов основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде. Амортизацию нужно начислять ежемесячно. По вновь приобретенному имуществу амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. В состав амортизируемого имущества гл. 25 Налогового кодекса РФ относит основные средства и нематериальные активы, которые находятся в собственности у организации и которые она использует для извлечения дохода.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного периода производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисляемой годовой суммы. По вновь поступившим в эксплуатацию объектам основных средств амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта в эксплуатацию, а по выбывшим закачивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем до полного погашения или списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности.
Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации и списания ее на затраты на производство или расходы на продажу в течение нормативного срока их эксплуатации по нормам, установленным в законодательном порядке и с учетом принятой организацией учетной политики.
Международными стандартами финансовой отчетности 4 «Учет амортизации» и 16 «Основные средства» предусматривается использование различных способов начисления амортизации. Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 начисление амортизации основных средств производится одним из следующих способов:
– линейный способ;
– способ уменьшаемого остатка;
– способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
– способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Способы начисления амортизации по отдельным объектам основных средств должны быть отражены в учетной политике организации. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
ü при линейном способе, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
ü при способе уменьшаемого остатка, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с нормативными актами РФ;
ü при способе списания стоимости по сумме чисел срока полезного использования исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта;
ü при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Амортизируемое имущество учитывается по первоначальной стоимости. Если основные средства приобретены до 1 января 2002 г., то они оцениваются по восстановительной стоимости, но при условии, что организация будет начислять амортизацию линейным методом. Если же амортизация будет начисляться по нелинейному методу, тогда объект основных средств учитывается для целей налогообложения по остаточной стоимости.
Для учета амортизации основных средств предназначен пассивный, одноименный сч. 02. Кредитовое сальдо отражает сумму амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту сч. 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).
Аналитический учет по сч. 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.
Ниже представлены бухгалтерские записи по учету амортизации основных средств.
Начислена амортизация по основным средствам:
Страницы: 1, 2, 3