По управлению оптимизации различают: избыточный денежный поток, дефицитный денежный поток.
Денежные потоки классифицируют также по времени: ретроспективный (отчетный) денежный поток, оперативный (текущий) денежный поток и планируемый (прогнозируемый) денежный поток.
Составление отчета о движении денежных средств
В форме №4 «Отчет о движении денежных средств» отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах:
50 «Касса»;
51 «Расчетные счета»;
52 «Валютные счета»;
55 «Специальные счета в банках».
Отчет о движении денежных средств составляется в рублях. Если у организации есть средства в иностранной валюте, сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Банка России, установленному на отчетную дату. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы №4.
Форма заполняется в разрезе текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельности. Поэтому большое значение имеет правильное разделение движения денежных средств по видам деятельности организации.
Рассмотрим порядок составления формы.
По строке «Остаток денежных средств на начало отчетного года» отражается общая сумма денежных средств, числящаяся на банковских счетах организации и находящаяся в кассе по состоянию на 1 января отчетного года.
Далее представлено движение денежных средств по текущей деятельности.
По строке «Средства, полученные от покупателей и заказчиков» отражается выручка, поступившая от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Выручка от продажи отражается в учете организации следующими записями:
1) Отражена выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг):
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка».
2) Поступила оплата за проданную продукцию (товары, работы, услуги) от покупателей:
Дт 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета,
52 «Валютные счета»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Здесь также указывают сумму авансов, полученных от покупателей и заказчиков в счет предстоящих поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг), с учетом налога на добавленную стоимость. При получении авансовых платежей в учете организации делается проводка:
Поступили авансы от покупателей и заказчиков:
Дт 50 «Касса», 51 «Расчетные счета, 52 «Валютные счета»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по авансам полученным».
По строке «Прочие доходы» показывается сумма средств, поступивших на банковские счета или в кассу организации, не нашедшая отражения по строке «Средства, полученные от покупателей и заказчиков».
Здесь, в частности, могут быть отражены:
1) суммы денежных средств, возвращенные в кассу подотчетными лицами;
2) полученные суммы штрафов, пеней, неустоек за нарушения условий хозяйственных договоров и др.
По строке «На оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов» указывается сумма денежных средств, перечисленных (выданных) поставщикам и подрядчикам для оплаты им товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Операции по перечислению (выдаче) денежных средств поставщикам и подрядчикам отражаются в учете проводкой:
Произведена оплата поставщикам (подрядчикам) за полученные товары (выполненные работы, оказанные услуги):
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
Кт 50 «Касса», 51 «Расчетные счета,
52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».
По строке «На оплату труда» отражается сумма денежных средств, выданных из кассы или перечисленных с расчетного счета на оплату труда сотрудников. Выдача (перечисление) денежных средств отражается в учете проводкой:
Выдана (перечислена) заработная плата сотрудникам организации:
Дт 70 «Расчеты по оплате труда»
Кт 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета».
По строке «На выплату дивидендов, процентов» указываются суммы дивидендов (процентов), начисленных и выплаченных акционерам (участникам) организации. При выплате доходов акционерам (участникам) в учете организации делается проводка:
Выплачены дивиденды акционерам (участникам):
Дт 75 «Расчеты с учредителями»
Кт 51 «Расчетные счета».
По строке «На расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, перечисленные организацией в отчетном году в бюджет (налоги, сборы, штрафные санкции и др.). При перечислении платежей в бюджет в учете делается проводка:
Перечислены налоговые платежи в бюджет:
Дт 68 «Расчеты с бюджетом» соответствующий субсчет
По строке «На прочие расходы» показываются суммы, перечисленные со счетов организации, выданные из кассы в течение отчетного года, не нашедшие отражения по предыдущим строкам формы №4 и связанные с ее текущей деятельностью.
Здесь, в частности, могут быть отражены суммы, выданные работникам организации, не отражаемые в составе фонда заработной платы (например, материальная помощь), деньги, выданные подотчетным лицам и другое.
По строке «Чистые денежные средства от текущей деятельности» указывается разница между суммами денежных средств: поступившей и израсходованной в рамках текущей деятельности фирмы.
Далее представлена информация о движении денежных средств по инвестиционной деятельности.
По строке «Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов» указывают суммы, поступившие от продажи основных средств, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства и оборудования к установке. Это отражается в учете следующими проводками:
1) Отражены суммы, причитающиеся к получению от покупателей:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»;
2) Поступили денежные средства за проданные основные средства (нематериальные активы и др.):
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
По строке «Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений» указывают доходы от реализации векселей, акций и облигаций. Такие операции отражают в учете записями:
1) Отражена выручка от продажи ценных бумаг:
2) Поступили денежные средства за проданные ценные бумаги:
Если купля-продажа ценных бумаг является для фирмы основным видом деятельности, то полученные доходы отражают по строке «Средства, полученные от покупателей и заказчиков».
По строке «Полученные дивиденды» отражаются дивиденды, полученные организацией в отчетном году. При получении таких доходов в учете делаются проводки:
1) Начислены дивиденды по акциям на основании решения о распределении прибыли:
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
субсчет «Расчеты по дивидендам»
2) Получены дивиденды по акциям:
51 «Расчетные счета»
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по дивидендам».
По строке «Полученные проценты» отражаются проценты по финансовым вложениям (например, облигациям, векселям и др.), полученным организацией в отчетном году. При начислении процентов делаются записи:
1) Начислены проценты по векселям:
субсчет «Проценты по векселям»
2) Поступили проценты по векселям на расчетный счет:
Дт 51 «Расчетные счета»
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Проценты по векселям».
По строке «Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям» указываются суммы долгосрочных займов, предоставленных организацией, погашенных в отчетном году. Такие операции отражаются в учете записями:
1) Предоставлен долгосрочный заем:
Дт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»
Кт 51 «Расчетные счета»;
2) Возвращен долгосрочный заем:
Кт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
По строке «Приобретение дочерних компаний» указывается сумма денежных средств, вложенная в уставные капиталы дочерних фирм. При покупке акций (долей) дочерней фирмы в учете делается проводка:
Перечислены деньги в оплату акций (долей) другой организации:
Дт 58 «Финансовые вложения»
По строке «Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов» отражаются суммы, перечисленные в отчетном году поставщикам за оприходованные основные средства (производственные машины, оборудование, транспортные средства и др.), нематериальные активы (права на патенты, изобретения и др.). При покупке такого имущества в учете делаются записи:
1) Перечислены денежные средства по поставщикам оборудования:
Кт 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»;
2) Полученное имущество учтено в составе капитальных вложений:
Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
3) Учтен НДС по поступившему имуществу:
Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
По строке «Приобретение ценных бумаг и других финансовых вложений» отражаются суммы средств, направленных на осуществление долгосрочных финансовых вложений (приобретение акций, долгосрочных векселей, долей в уставных капиталах других организаций и др.). При осуществлении финансовых вложений в учете делается следующая проводка:
Осуществлены долгосрочные финансовые вложения (например, приобретены акции другой организации):
Дт 58 «Финансовые вложения» субсчет «Долгосрочные финансовые вложения»
Кт 51 «Расчетный счет».
По строке «Займы, предоставленные другим организациям» указываются суммы долгосрочных займов, выданных фирмой в отчетном году. Такая операция отражается проводкой:
Предоставлен долгосрочный заем:
Дт 67 «Долгосрочные кредиты и займы»
По строке «Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности» указывается разница между суммами денежных средств: поступившей и израсходованной в рамках инвестиционной деятельности предприятия.
Далее представлено движение денежных средств по финансовой деятельности.
По строке «Поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг» указывают сумму денежных средств, поступивших в результате размещения фирмой собственных акций. Здесь же отражают средства, полученные в отчетном году от выпуска облигаций.
По строке «Поступления от займов и кредитов, предоставленных другим организациям» указываются проценты, полученные в отчетном году по краткосрочным займам, предоставленным организацией. Краткосрочным считается заем, предоставленный на срок менее 12 месяцев. Такие операции отражают в учете записями:
1) Начислены проценты по займу:
Дт 66 «Краткосрочные кредиты и займы»
2) Получены проценты по займу:
Дт 51 «Расчетный счет»
Кт 66 «Краткосрочные кредиты и займы».
По строке «Погашение займов и кредитов (без процентов)» указывают суммы краткосрочных займов, предоставленных фирмой в отчетном году. Операции по предоставлению займов отражают в учете проводками:
1) Предоставлен краткосрочный заем:
Кт 51 «Расчетный счет»;
2) Возвращен краткосрочный заем:
По строке «Погашение обязательств по финансовой аренде» указываются суммы, перечисленные организацией в отчетном году в оплату оборудования, полученного по лизингу.
По строке «Чистые денежные средства от финансовой деятельности» приводится разница между суммами денежных средств: поступившей и израсходованной в рамках финансовой деятельности организации.
По строке «Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов» отражается разница между суммами денежных средств, поступившими и израсходованными в рамках всех видов деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой) организации.
По строке «Остаток денежных средств на конец отчетного периода» отражается остаток денег в кассе, а также на расчетных, валютных и специальных счетах в банках по состоянию на 1 января следующего за отчетным годом.
Если фирма проводила те или иные операции, строки по которым не предусмотрены в типовой форме, то бухгалтер может их провести по вписываемым строкам.
2. Консолидированная отчетность и методология ее составления.
Современные крупные организации могут объединять несколько предприятий с различной системой участия. Под одним наименованием находится не одно предприятие, а целая группа связанных предприятий. Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность, получившую в нашей стране название сводной отчетности.
Под «объединением отчетности» понималось элементарное суммирование статей балансов предприятий, входящих в единый хозяйственный комплекс.
Методом суммирования составлялась сводная отчетность советских предприятий. Методов ее составления было два, а именно: фабрично-заводской и отраслевой.
Понятия «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность» не являются идентичными. Эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально. Сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения данных, а консолидированная — несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.
В приказе № 112 Минфина России от 30 декабря 1996 г. «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» даны развернутая характеристика общих положений сводной (консолидированной) отчетности, порядок ее составления и представления, правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ, правила включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность, а также разработаны правила составления пояснений к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.
В приказе №112 сводная отчетность характеризуется как «система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организации».
При составлении консолидированной отчетности ставится цель: элиминировать (исключить) влияние вышеперечисленных факторов (искажающих данные отчетности) на показатели деятельности группы в целом.
Общая идея консолидации очень простая по своей сути. Имеется группа предприятий, взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане, но являющихся самостоятельными юридическими лицами. Необходимо составить консолидированную отчетность, позволяющую получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждое юридически самостоятельное предприятие, входящее в состав корпоративной группы, обязано вести собственный бухгалтерский учет и оформлять его результаты в виде собственной финансовой отчетности.
При анализе деятельности групп их частные балансы не дают комплексного представления об общих результатах деятельности. Возникает необходимость в принципиально иной информации, которая формируется в результате составления консолидированной бухгалтерской отчетности. Ее задачей является отражение фактической картины имущественного, финансового положения и результатов хозяйственной деятельности группы юридически самостоятельных предприятий, которые рассматриваются как одна экономическая общность.
Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества — так называемого материнского (родительского) общества, стоящего над всеми прочими членами группы.
Вопросы порядка составления, структуры и назначения консолидированной отчетности отражаются в нескольких Международных стандартах финансовой отчетности. Наиболее важными по проблемам консолидированной отчетности являются стандарты: «Объединение компаний» (IAS «Business Combinations»); «Учет инвестиций» (IAS «Ассоunting for Investments»); «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» (IAS «Consolidated Financial Statements and Ассоunting for Investments in Subsidiaries»); «Учет инвестиций в ассоциированные предприятия» (IAS «Ассоunting for Investments in Associates»), «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности».
Одним из наиболее сложных стандартов является МСФО «Объединение компаний». Целью данного стандарта является описание методологических проблем бухгалтерского учета при объединении компаний. В нем разбираются примеры приобретения одного предприятия другим, а также ситуации, когда невозможно определить предприятие-покупателя. В этом же стандарте рассматриваются вопросы определения стоимости приобретения, ее распределения между приобретаемыми идентифицируемыми активами и обязательствами предприятия, проблемы учета возникающей положительной или отрицательной деловой репутации, ее дальнейшей амортизации.
В международных стандартах финансовой отчетности приведены и все основные определения.
Консолидация — обобщение коммерческих и финансовых результатов группы предприятий, рассматриваемых в качестве единой хозяйственной единицы.
Группа (корпорация) — объединение предприятий (компаний), не являющееся юридическим лицом и состоящее из холдинговой (головной) компании и всех ее дочерних предприятий, которые в свою очередь являются юридическими лицами.
Страницы: 1, 2, 3, 4