Рефераты. Философия правовой поддержки малого бизнеса






Конкуренция, торговля и торговые сделки, а также деньги и принципы фискальной и налоговой  политики становятся не просто хозяйственной практикой и источником приобретения богатства отдельными предпринимателями и государством, но объектом пристального изучения и теоретического рассмотрения.  Именно меркантилистам принадлежат заслуги в дифференциации торговли по основанию направленности денежных потоков[10],  обосновании представлений о богатстве страны как об особых, идеально представленных,  долях[11],  введение в практику систем денежных и торговых балансов, представлений о том, что обработка сырья  добавляет в цену фабриката произведенные затраты,  обоснование приоритетности развития торговли и промышленности перед  стимулированием занятий сельским хозяйством, т.д. 

Вместе с тем меркантилизм идеологически оправдывал, а в правовом отношении - поддерживал развитие в отдельной стране торгово-промышленного монополизма и одновременно ограничивал возможности развития, стимулирования и правовой поддержки малого и среднего бизнеса. Соответственно в реальной практике это приобретало форму противоречий между крупным бизнесом и средними и мелкими предпринимателями, создавало условия для потенциально конфликтных ситуаций, стимулировало поиск альтернативных социалистических и коммунистических идеологий. Замечание одного из первых критиков идеологии меркантилизма как раз указывало на это противоречие.  Н.Барбон, в частности, писал следующее: "как ни убедительны и хороши могут показаться вступительные части их доводов в пользу расширения и продвижения торговли, заключительные части, призывающие к ограничению числа лиц и мест, прямо противоположны условиями, необходимым для расширения торговли"[12] .

Оспаривается или, по крайней мере, подвергается сомнению  и другое важнейшее идеологическое убеждение меркантилистов  -  убеждение в том, что увеличение богатств и денег, а также правильные способы их употребления, их накопление и концентрация есть действительные формы развития благосостояния отдельной страны, причем внешняя торговля и законы,  препятствующие расточительству и ограничивающие роскошь,      суть актуальные средства для их увеличения.  Современник Н.Барбона  Д.Норс не просто  выступает против этих основополагающих положений меркантилизма, он тщательно выбирает аргументы своей критики и доказывает, что такая законодательная практика психологически снижает у отдельных людей и целых семей стремление к трудолюбию и изобретательности, а в качестве правовой нормы, направленной на рост общего богатства страны, приводит к обратному эффекту - росту богатства немногих[13].     Д.Норс приходит к выводу о необходимости снятия целого ряда запретов,  введении права свободной торговли внутри страны и взаимосвязей внешней и внутренней торговли между собой.  Не менее интересен и важен стиль его аргументации и выбор акцентов в его стремлении обосновать иной, чем у меркантилистов, подход к пониманию характера богатства страны и способов его создания.  Его аргументация впервые обосновывает необходимость расширения числа субъектов правовой поддержки развития деятельности, указывает на труд и изобретательность как на альтернативные деньгам и материальным ценностям средства увеличения общего благосостояния страны  и подчеркивает социальную значимость развития денежного обращения внутри страны. Тем самым малый и средний бизнес впервые появляется на страницах экономического трактата, но еще  не в качестве активного и правообеспеченного субъекта,  а в качестве носителя труда и изобретательности как основных качеств естественной природы человека и  потенциала для роста национального богатства страны.

 В дальнейшем экономическая наука будет черпать из анализа  идеологии, опыта  и разнообразия критики меркантилизма  новые и новые темы, заостряя внимание на тех, которые актуализируются временем и местом, но суть аналитических размышлений вокруг  проблемы источников и средств создания богатства и процветания ее граждан, а также общего благополучия страны останется прежним. Исходя из философско-исторического позиционирования   правовой поддержки как инструмента и средства развития предпринимательской деятельности ее можно сформулировать следующим образом. Во-первых, насколько прочны социальные идеалы свободы и гражданского равенства и политические устои демократической власти в государстве, если ее экономический фундамент прямо зависит от накопления богатств, роста капиталов и обращения  денежных средств исключительно и только в среде монополистов - производителей, крупных предпринимателей, и  финансистов?  Во-вторых,  насколько  правовая поддержка как средство и инструмент развития хозяйственных связей и деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства    корреспондируется  с формами их государственной  поддержки  и опирается на информационную поддержку научных и исследовательских программ развития малого и среднего бизнеса? И, наконец, в-третьих, каковы источники развития конкретных правовых норм,  необходимых для стимулирования и развития малого и среднего предпринимательства в конкретно-исторической среде хозяйственной и социокультурной  жизни? 

 

 



МАЛОЕ  И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ

 


Малый бизнес имеет большое значение в развитии производительных общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых  научных и исследовательских центров поддержки предпринимательства, в этих странах в сфере малого бизнеса сосредоточено от  45 до 80% работающих.

В нашей стране социально-экономическую роль малого и среднего предпринимательства в развитии хозяйственных связей, укреплении позиций среднего класса в развитии деловой  активности и инициативы трудно переоценить.  С позиций философского анализа, однако, имеет  смыл рассматривать малое и среднее предпринимательство как определенную свободную и не запрещенную российским законодательством сферу деятельности, имеющую место в различных отраслях  экономики.

    При этом средством философского анализа малого и среднего предпринимательства как особой сферы деятельности в различных отраслях экономики является методологическая рефлексия  предпринимательской деятельности  с целью познания общих моментов  в характере ее проявлений в различных отраслях экономики, вне зависимости от их особенностей.  С нашей точки зрения такими общими моментами проявлений малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики являются:

¨      проблемы сосуществования и характер взаимодействий с крупным бизнесом

¨      наличие и степень выраженности конкурентной борьбы между предприятиями малого и среднего бизнеса за рынки  и прибыли

¨      характер и уровень информационных взаимодействий с органами государственного и территориального управления и контроля, СМИ, т.д.

¨      формы, особенности и развитость взаимодействия с финансовыми и банковскими структурами как активными кредитными организациями

Следует подчеркнуть, что к моментам философского анализа малого и среднего предпринимательства - с целью определения основ и направленности правовой поддержки - следует отнести различение малого и среднего предпринимательства как социального агента и носителя идеальных форм деловой  и предпринимательской активности, что воплощается и признается существующим  в образовании специфических интересов, потребностей и мотивов поведения определенных социальных слоев и групп населения. С другой стороны, под малым и средним предпринимательством следуем понимать и уже устойчиво функционирующую на территории Российской Федерации  социально выраженную группу хозяйствующих субъектов, владеющих собственностью в форме малых и средних предприятий и наделенную соответствующими правами и обязанностями . Еще в начале развития рыночных реформ экономисты указывали на проблемы развития малых предприятий как необходимое условие сбалансированного процесса перехода от форм государственной к праву частной собственности как средству развития рыночной экономики. Так, Р.И.Шнипер и А.Новоселов подчеркивали,  что основными проблемами малых предприятий в условиях сложившейся экономики при неразвитости рынков средств производства и рыночной инфраструктуры  станут неравное положение по сравнению с крупными производителями товаров, проблемы налогообложения и  сроки регистрации новых предприятий,  условия вхождения в системы государственной поддержки, а также характер  развития и стимулирования коммерческих негосударственных форм финансовой поддержки малых и средних предприятий[14] 

Как правило, исходя из позиционирования и характеристики преимуществ и достоинств малого и среднего предпринимательства, формулируются основания для определения характера и направленности правовой поддержки  малого и среднего бизнеса. К числу таких оснований по традиции относят следующие социальные особенности и моменты в характеристиках малого предпринимательства как особого вида экономической и деловой активности:

¨      создание и поддержка конкурентной среды в различных сферах экономики

¨      реализация своих преимуществ перед крупным бизнесом (скорость оборота капитала, сокращение затрат времени на запуск, развитие и переоборудование основных фондов производства, скорость реакции на изменения конъюнктуры рынка)

¨      возможность мобилизации финансовых, трудовых и производственных ресурсов населения

¨      участие в освоении разнообразных, в том числе малых по своей емкости сегментов рынка

¨      возможность адаптировать производство к местным условиям на основе изучения и учета предпочтений, сложившихся стереотипов потребления и потребительского поведения населения региона, т.д.

¨      участие в решении проблемы развития труда и занятости населения

¨        участие в развитии исследовательских проектов, научно-технических разработок и апробации производства  новых видов товаров как форма развития инвестиционного проектирования.

В связи с переходом к постиндустриальному типу развития экономики системы  традиционных  ценностей, которые поддерживали  нормы хозяйственной жизни,  государственного права  и национальной культуры, испытывают значительные нагрузки со стороны развития процессов глобализации.  Подобный эффект возникает в связи с существованием явного, но неочевидного противоречия между глобальностью (или планетарностью) технических феноменов, ориентирующих  экономическое и социальное развитие на передовые достижения и высокий рост, и локальностью культурной традиции, ориентирующую социум  на трансляцию и поддержку уникальности своих традиций и ценностей, а также сохранение независимости  и  свободы   и   добровольных,  этических по своей природе,  смыслов реализации их потенциала в совокупной  общественной  деятельности. Как представляется, именно в связи с этими эффектами глобализации правовая поддержка малого и среднего предпринимательства становится актуальной темой, но не только средством  сохранения и приумножения предпринимательских традиций или активности трудоспособного населения.  Важно подчеркнуть, что правовая поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства для самого процесса глобализации означает форму сохранения его позитивных и актуальных начал. Во всяком случае,  некоторые ученые полагают возможным рассматривать явление информатизации и развитие современного информационного общества с социологической точки зрения как "глобализацию до размеров национальных экономик форм деятельности и взаимодействий, которые используются людьми в ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся в малых коллективах"[15].

Таким образом, мы видим, что в контексте социально-философского анализа малое и среднее предпринимательство представляет собой  довольно сложную конфигурацию связей и взаимодействий субъектов хозяйственной деятельности, имеющую в  рыночной среде свои социальные формы,  и экономические границы - в среде конкурентной, формирующую свой имидж,  содержащую целый набор конкретных интересов, экономических стремлений и целей, особый характер взаимодействий с государством и различные формы взаимосвязей с органами территориального управления. Собственно, изучение и анализ этой конфигурации взаимодействий и связей является необходимым предварительным условием для формирования   принципов политики и развития основ правовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет в России давние корни, традиции и формы. В начале прошлого века и вплоть до 20-ых годов в России довольно широко были развиты мелкие формы промышленности. Доля продукции мелких предприятий в валовой продукции всей промышленности России в 1913 году составляла 32%, в производстве средств производства - 13,2%, в производстве потребления - 41,5%. В 1923-1924 гг. на долю кустарной промышленности приходилось более 70% всего перерабатывающего в стране сельскохозяйственного сырья[16].

В дальнейшем производство в России развивалось по пути создания крупных и сверхкрупных предприятий, причем выбор такой социально-экономической стратегии развития промышленности, науки и техники во многом был обусловлен  политическими убеждениями и амбициозными стремлениями тогдашнего руководства страны, а  социальным следствием стало вовлечение населения страны и его трудовых и интеллектуальных ресурсов в широкомасштабный политический проект, в котором, если и было место  для инициативы,  но не было идеологических основ для развития социально значимых форм предпринимательской активности, отрицалось право собственности на средства производства, лимитировались и распределялись права  человека и личности на достойное существование.

Развитие принципов рыночной экономики  в российской  экономике было  тесно увязано с формированием рыночной среды и развитием  частной предпринимательской  инициативы.  Средствами ее развития являлось образование множества предприятий и  постепенное развитие на рынке механизмов совершенной конкуренции[17]. На фоне развитых и устойчивых хозяйственных и управленческих структур крупного промышленного производства в 1988 было принято решение о правовой поддержке творческого потенциала и деловой активности наиболее подвижной части населения в рамках  Закона о кооперации. Однако, по оценкам исследователей данного вопроса в Законе допускались такие нормы как "возможность регулирования принципиальных отношений с государством и органами МТС в сфере свободы выбора видов деятельности, принципов снабжения, ценообразования и налогообложения". Именно это и привело к деформации Закона, а самих кооператоров сделало  представителями такого типа как "новые русские", извратив первоначальный замысел и направленность законодательной  практики по поддержке малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время правовая поддержка малого и среднего бизнеса  существует главным образом в форме поиска  форм и норм льготного налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса. При этом государственные и управленческие структуры прибегают к различных  моделям и формам  экономического программирования  развития малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации.  К настоящему времени принята "Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", подписанная Президентом РФ В.В.Путиным. Принимаются различные Программы и подпрограммы развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, содержащие множество  конкретных мероприятий. Однако, по-прежнему остаются проблемы   обоснования правильности выбора правовых норм, обеспечивающих адресность поддержки, формирование ее нормативно-правовой базы и соответствующей информационной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в различных регионах  страны.

Важно подчеркнуть, что с философской точки зрения при формировании концептуальных и программных положений правовой поддержки малого бизнеса остаются сильно размытыми границы между понятиями "малое и среднее предпринимательство" и "хозяйствующий субъект малого и среднего предпринимательства".  Следует осознать, что, говоря о "малом и среднем предпринимательстве", мы имеем в виду совершенно определенный стиль и тип поведения человека в рыночной среде, ориентированный на конкретные нормы и ценности, характер коммуникативных и взаимодействий и  деловых связей.  В свою очередь, говоря о "хозяйствующем субъекте малого и среднего предпринимательства", мы имеем  в виду конкретные малые и средние предприятия с ограниченным числом работающих на них человек. Ранее критерии численности  были дифференцированы: в промышленности и строительстве число работающих на малом предприятии не должно было превышать 200 человек, в науке - 100, в других отраслях  производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле - 15 человек[18]. Имеет смысл заметить, что условие дифференцированного подхода к определению численности работающих на малых предприятиях разных отраслей формирует предпосылки к пониманию отраслевой природы малого предпринимательства и его места в отдельно взятой  отрасли.

Отметим, что в свою очередь развивались и продолжают развиваться в настоящее время  формы правовой и финансовой  поддержки имеющихся  малых предприятий - главным образом через организацию льготного налогообложения, установления льготного налога на прибыль, организацию коммерческих фондов финансовой поддержки, которые по своей природе  призваны  к страхованию коммерческого риска, поскольку малый бизнес особенно восприимчив к различным потрясениям и колебаниям рыночной конъюнктуры. У таких фондов могут и должны быть и другие функции - например, субсидирование предпринимательства,  возможность гарантировать малым предприятиям банковские кредиты, участвовать в информационной поддержке наиболее перспективных направлений  развития услуг и видов работ на малых предприятия региона.

Важнейшим этапом в развитии правовой поддержки  малого и среднего предпринимательства является его информационное обеспечение. Создание специальных организационных и интеллектуальных механизмов, обеспечивающих  обоснованность введения и изменения тех или иных правовых норм в практику регулирования  и поддержки развития малого и среднего бизнеса должно включать в себя формирование специальных структур юридической помощи и консультирования предпринимателей.

Формы государственной поддержки  и поддержки малого предпринимательства со стороны органов территориального управления должны опираться на методы экономического программирования, информационное обеспечение и прогнозы развития социальной ситуации в условия развития рыночной экономики.   Только это является залогом  правильного выбора правовых норм, успешного и эффективного их действия в практике развития малого предпринимательства и малых и средних предприятий в рамках конкретного региона. Это подтверждается и исследовательским анализом проблем региональной экономической политики.

"Такие элементы как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение - пишут В.Н.Лексин и А.Н.Швецов, - должны входить в блок формирования региональной политики. Только на основе этой группы элементов можно уверено формировать макроэкономические и общесоциальные параметры и пропорции государственной поддержки регионального развития, устанавливать оценки, критерии и ограничения использования для этих целей общегосударственных ресурсов. При недостаточности или игнорировании таких обоснований государственное регулирование территориального развития неизбежно трансформируется в набор чисто политических акций"[19].

Сказанное полностью относится также и к формам информационного обеспечения правовой поддержки малого и среднего предпринимательства и существующих на различных территориях  его организационно-экономических форм в виде малых и средних предприятий.    В настоящее время созданы многочисленные информационно-аналитические структуры различного профиля, которые успешно функционируют  в этом направлении. Результаты их деятельности и анализ накопленного опыта представляет собой значительный информационный фонд, необходимый для актуального и значимого в социальном отношении выбора действительно работоспособных  и эффективных  форм правовой поддержки малого и среднего бизнеса.

Таким образом,  философия правовой поддержки малого предпринимательства является самостоятельной  информационно-аналитической и критической формой представления и обоснования  выбора правовых  механизмов  развития малого и среднего бизнеса,  предпринимательской инициативы, а также средством развития правовой культуры современного российского общества.


                                     


З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Данный реферат был посвящен одной из наименее изученных проблем философии права -  проблеме   философского анализа и оценки  характера, роли и места правовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Актуальность данной темы не подлежит сомнению в контексте современных проблем развития правовой культуры,  правосознания и правоспособности российских граждан, занятых в сфере малого и среднего бизнеса и ежедневно сталкивающихся с многочисленными проблемами, порождаемыми     меняющимся характером  правовых норм, регулирующих взаимодействия представителей малого и среднего бизнеса с государством, с  крупным бизнесом, а также в развивающейся конкурентной среде малого и среднего предпринимательства.

Необходимо подчеркнуть, что анализ правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте философского подхода к праву  рассматривался нами впервые, что потребовало обращения к истории правовых установлений, регулирующих характер и формы взаимодействий в сфере крупного и малого бизнеса и опирающихся на традиции правовой культуры,  опыт идеологического оформления экономического развития европейских стран и интеллектуальные системы философии, экономики и права. Рамки данного реферата не позволили нам остановится на всех этапах  этого сложного процесса развития норм правовой и финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в контексте его взаимодействий с крупным капиталом и формами их взаимоотношений в условиях развития рыночной среды европейских стран. Также за рамками данного реферата остался  исторический и философский разбор правовых установлений Российского государства в части регулирования хозяйственной практики и экономических отношений, существовавших на протяжении всех периодов экономической истории России. Особо следует подчеркнуть, что - с учетом реалий сегодняшнего дня, сопоставления положительных и отрицательных моментов опыта реформирования советской экономики и оценки перспектив социально-экономического развития - представляется крайне необходимым провести самостоятельное изучение характера развития правовых  норм и форм правовой поддержки  предпринимательства, характерный именно для  Российского государства   и  его территории, сильно отличающейся по своим природным, климатическим и материальным ресурсам от Европейского континента. Важно помнить, однако, что если общим условием развития предпринимательства в Европе были идеально выраженные нормы естественного права, то важнейшим условием развития предпринимательства в России были реально существующие нормы крепостного права. Возможно, что с точки зрения интересов социокультурной оценки  социального места и  экономического статуса предпринимательской деятельности в истории хозяйственного развития России имеет смысл сравнить идеальные нормы  естественного права, которые - благодаря развитию идеи правовых отношений и соответствующей организации правовой практики - в Европе становились нормами реальным, а в России действительные нормы права крепостного - благодаря исторической необходимости поддерживать сильную государственную власть - оказались в роли идеальных норм для развития характера правовых отношений и взаимодействий между государством и обществом в лице его различных социальных групп. Во всяком случае, изучение действительного характера и объемов правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в России имеет смысл начинать именно с такой исследовательской процедуры, которая требует активного научного взаимодействия правоведов, историков, философов и экономистов.

Тем не менее в реферате достаточно обосновано представлена историческая реконструкция принципов правовой поддержки и ее оснований, которые - как мы видели, - не сводились только к идее  организациионно-финансовых взаимодействий в различные периоды экономического развития, но и опирались, и учитывали разнообразие высказываемых в научном сообществе идей экономического  права и характера экономических отношений.

 Кроме того, довольно серьезным результатом проделанной в реферате работы является позиционирование правовой поддержки малого и среднего предпринимательства как настоятельного элемента  практической политики, имеющего своим основанием необходимость защиты интеллектуального и трудового потенциала населения государства, а также развитие и расширение сферы денежного обращения на внутреннем рынке страны.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что настоящая тема далеко не исчерпала своих возможностей и потенциала нового знания и новых результатов, использование которого в практике  преобразований социальных и экономических отношений и их правового обеспечения  могло бы прояснить многие моменты современной хозяйственной практики, не удовлетворяющие идеалам свободы и равенства и препятствующие устроению России как  правового государства.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.      Бычков В.В. Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997.


2.      Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. М. УРСС. 1997.


3.      Майбурд Е.М.  Введение в экономическую историю. М., "Дело", 2000.


4.      Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993.


5.      Философская энциклопедия в 5-ти тт. М., "Советская энциклопедия", 1960-1970.



[1]  Античные свидетельства Древней Греции часто гласят прямо противоположное: "Закон - царь всех смертных и бессмертных. Побеждающей рукой он доставляет добродетели превосходство" (Пиндар). Или: "Подобное по природе  сродно подобному, а закон - тиран человеков, он часто насилует природу" (Гиппий). 

[2] Средневековые мыслители излагали точку зрения, что исторические события, социальные и экономические установления зависят от божественного провидения, развивали положения о приоритете духовной власти  над властью светской вследствие универсальности нравственной природы Закона Божьего.

[3] Интересно, что под термином каноника понимаются правила познания и истины.

[4] Более ранние христианские мыслители отрицательно относились к проблеме ссудного процента и ростовщичества. Так, Фома Аквинский взимание процентов за деньги, данные взаймы, называл продажей того, что не существует. Он сравнивал это с тем случаем, когда хотят продать вино и еще продать право пить это вино. Каноническое право вносит значительные новшества, важные для дальнейшего развития экономической  мысли и характера изменений правовой практики. Во-первых, оно разрабатывает юридические процедуры, согласно которым процент по ссуде уподобляется ренте с земли, а также вводит экономическое представление о пользовании деньгами и оправдывает существование ссудного процента отсутствием возможного дохода, который мог бы получить их владелец, если бы сам пустил их в оборот. Ссудный процент тем самым становится компенсацией неполученного дохода получает свое нравственно-правовое оправдание.

[5] Именно в эпоху Возрождения общество стало рассматриваться как сумма кровнохозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды (Ж.Боден), а  право основывается и утверждается в обществе разумной природой человека, исходя из его стремлений к мирному общению, организованному согласно требованиям разумного общежития людей (Г.Гроций).

[6] Согласно Т.Гоббсу забота о мире и цивилизованном развитии - основа "естественного права", созданного общественным договором. Государство признается абсолютным сувереном, причем в результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы). Благо народа, считал Т.Гоббс, - высший закон государства. Всего им было сформулировано 20 естественных законов, управляющих социальной жизнью и государственной жизнедеятельностью.

[7] Протестантская вера была гарантией скрупулезного выполнения контрактов и именно в протестантской среде стали быстро развиваться  такие операции с ценными бумагами как кредит под векселя и банковское дело. При этом прием в протестантскую общину был обусловлен строгим испытанием честности. Более того, на основе новых добродетелей, новых представлений о допустимом и недопустимом в поведении людей формируется новый тип делового человека - активного, предприимчивого, осмотрительного  в выборе партнеров и направлений вложения денег, но смелого и готового на разумный риск. Тип, который доброе имя ставит выше немедленной наживы.

[8]  Естественное право выступает не в качестве нормативного, а в качестве идеального правового кодекса, предписанного самой природой и запечатленного в человеческом разуме. Соответственно, правовые устои, на которых должна основываться общественная и государственная жизнь, следует искать не божественном откровении, не в феодальном  праве, а в разуме и опыте, в природе вещей и природе самого человека. В Англии в XV веке сложилось так называемое общее право, нормы которого, по мнению некоторых юристов того времени, удовлетворяли идеальному порядку права естественного.

[9]   Формой выражения отношения делового мира того времени к  правовым спорам вокруг проблемы ограничения процента за кредит стало убеждение в том, что без процента нет кредита, а без кредита нет бизнеса. Занятые деньги шли в оборот, становились капиталом и должны были принести доход, превышающий сумму ссуды.

[10] Так, У.Стаффорд в своем сочинении "Беглое обсуждение английской политики" предложил рассматривать три вида торговли: торговля, только удаляющая деньги из страны, торговля, тратящая здесь все деньги, которые здесь же и заработаны, а также торговля, ввозящая деньги из-за границы". См. Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Глава 7 "Наука в открытом море", раздел "Начало меркантилистской литературы", М., "Дело", 2000, с. 79.

[11] "Богатство всякого короля, - писал У.Петти, - троякого рода. Первое - это богатство его подданных, второе - это та доля богатства его подданных, которая отдается ему для дела защиты, поддержания достоинства и укрепления страны, а также для управления предприятиями, имеющими целью общее благо, за что не могут взяться или могут взяться лишь очень немногие частные лица. Третья - это та часть упомянутой доли, которой король может распоряжаться так, как его собственные личные наклонности и желания подскажут ему, не отдавая никому отчета". Как видим, "второе" богатство - это доля, а "третье" - это доля доли. Следовательно наиболее существенно - богатство первое, т.е. богатство населения. Именно в этих рассуждениях и  политически значимом обозначении принципа учета таких долей следует искать экономически обоснованного определения налоговой способности населения как социально-экономической категории, которой можно оперировать при осуществлении реальных экономических расчетов. См. там же, с.82. Трудно говорить об У.Петти только как о выразителе идеологии меркантилизма, трудно потому, что его произведения выходят за рамки произведений, имеющих только практические - политические или идеологические -  цели, и становятся первыми научными произведениями экономической мысли.

[12]  Н.Барбон. Очерк о торговле. Цит по книге Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Глава 9 "На острове не унимаются", раздел "Отношение к монополиям". М., "Дело", 2000, с. 103. Характерно, что книга Н.Барбона, хотя и написана в конце XVII века (1690), но тем не менее свои аналитические средства экономической науки прилагает почти к тем же проблемам, которые в начале столетия в стиле политической  утопии радикально решал Т.Кампанелла, чей трактат "Город Солнца" вышел во Франкфурте-на-Майне в 1623 году.

[13] "Страны, где существуют законы против роскоши, - пишет Д.Норс, - обычно бедны, потому что люди благодаря этим законам  вынуждены ограничиваться меньшими расходами, чем они  могли и хотели бы нести, но тем самым у них отнимается охота к трудолюбию и изобретательности. Возможно, что отдельные семьи могут существовать и при таких обстоятельствах, но зато росту богатства страны это будет мешать, так как страна никогда не процветает лучше, чем при переходе богатства из рук в руки". Цит. по книге Е.М.Майбурд "Введение в историю экономической мысли. Глава 9 "На острове не унимаются". Раздел "Норс о богатстве", М., "Дело", с.105. 


[14]  См. Р.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993, с.112.

 [15]  С.И.Паринов. Экономика ХХI века на базе Интернет-технологий. Распределенная конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия". #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] В.В.Бычков. Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997, с.12.

[17]

[18]  См. Р.И.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993, с. 112. 

[19]  В.Н.Лексин, А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., УРСС. 1999, с.52-53.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.