Рефераты. Финансовая система страны, ее сфера и звенья






Федеральный бюджет  характеризуется следующими чертами:

·                   носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,

·                   формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

·                   перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

·                   государственное регулирование и стимулирование экономики;

·                   финансовое обеспечение финансовой политики;

·                   контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения федеральный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь ме­тоды его воздействия на общественное производство путем со­здания иного режима расходования бюджетных средств. В совре­менных условиях развитие общественного производства обеспе­чивается не методами бюджетного финансирования и дотирова­ния, а с помощью экономических методов, использование кото­рых позволяет перейти к финансовому регулированию экономи­ки. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, фи­нансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращи­ванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, на­пример, ликвидировать нерентабельные предприятия или их пе­репрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет сущест­венно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль федерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджет­ные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджет­ных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и уч­реждения социально-культурного направления. Расходы бюдже­та, обусловленные реализацией социальной политики государст­ва, имеют огромное значение. Они позволяют государству разви­вать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслужива­нии, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культур­ного уровня жизни народа.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с Фи­нансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирова­ние внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюдже­тов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсион­ный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного меди­цинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюд­жетных фондов за последние годы превышали 60% доходов госу­дарственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго це­левое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходова­ние средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контро­лю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой – дает возмож­ность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над  расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Пенсионный фонд – внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом рас­ходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.

ПФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республи­ках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих пра­ва на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызван­ные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определен­ный прожиточный уровень в будущем.

Средства Пенсионного фонда формируются, по Положению о Пенси­онном фонде РФ, за счет трех источников:

ü                страховых взносов работодателей;

ü                страховых взносов работающих;

ü                ассигнований из федерального бюджета.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

ü                целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирова­ние расходов в соответствии с назначением ПФР;

ü                организация работы по взысканию с работодателей и граждан, винов­ных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

ü                капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

ü                контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и ра­циональным расходованием его средств;

ü                межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных дого­воров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляет некоторые функции:

ü                участвует в определении размера взносов на государственное страхова­ние, обосновании их дифференциации по предприятиям и организаци­ям в зависимости от условий труда;

ü                обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением стра­ховых взносов и правильным расходованием средств;

ü                участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсион­ного обеспечения и разработке социальных программ;

ü                осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизо­ванный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Основные задачи Фонда социального страхования – обеспечение гарантированных государством пособий:

·                   по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа - 60%, от 5 до 8 лет - 80%, свыше 8 лет - 100% заработка, вследствие трудового увечья - 100%);

·                   по беременности и родам: 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае трудных родов после - 86 дней, при рождении 2-х - 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере 100%;

·                   единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель - 50%);

·                   при рождении ребенка (с 1.04.93г. - 5 минимальных размеров оплаты труда);

·                   по уходу за ребенком до 1,5 лет;

·                   ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от минимального размера оплаты труда;

·                   на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда);

Средства фонда образуются из следующего:

·                   страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

·                   доходов от инвестирования части временно свободных средств;

·                   ассигнований из Федерального бюджета.

Норматив отчислений в фонд социального страхования – 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государствен­ного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ рав­ные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования созда­ются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхова­ния как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреж­дения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Тариф страховых взносов определяется федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольне­нии, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляе­мых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

ü                выравнивания условий деятельности территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

ü                финансирования целевых программ в рамках обязательного медицин­ского страхования;

ü                осуществления контроля за рациональным использованием финансо­вых средств обязательного медицинского страхования.

     Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

ü                части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обяза­тельное медицинское страхование в размерах, установленных федераль­ным законом;

ü                взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

ü                ассигнований из федерального бюджета на выполнение республикан­ских программ обязательного медицинского страхования;

ü                добровольных взносов юридических и физических лиц;

ü                доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;

ü                нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые пред­ставительной властью субъектов федерации, осуществляют:

ü                финансирование обязательного медицинского страхования, проводи­мого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответ­ствующие лицензии и заключившими договоры обязательного меди­цинского страхования по дифференцированным по душевым нормати­вам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

ü                финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязатель­ного медицинского страхования;

ü                выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

ü                предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

ü                накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости систе­мы обязательного медицинского страхования;

ü                контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Всем гражданам выдается страховой полис.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денеж­ных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заем­щиком – государство в лице его органов. Дополнительные ресур­сы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государст­венных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщи­ку направлять мобилизованные дополнительные финансовые ре­сурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно умень­шают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается из­быточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обра­щения на заранее оговоренный срок.

Использование государственного кредита обусловлено необ­ходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюд­жетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирова­ния экономических и социальных программ, т.е. государствен­ный кредит является средством увеличения финансовых возмож­ностей государства. На общегосударственном уровне государст­венные займы не выражают конкретного целевого характера, тог­да как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просве­тительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управле­ния. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные (от го­да до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следст­вие, дает большую государственную задолженность. Размер госу­дарственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долгэто вся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.

Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долго­вые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долгэто задолженность по не­погашенным внешним займам и невыплаченным по ним про­центам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязатель­ства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не мо­гут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуще­ствлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуще­ствляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и превратились в один из важнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживание государственного долга рас­тут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.