Рефераты. Финансово-кредитная система






2. Организации инкассации на основании лицензии, выдан­ной Банком России, вправе осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка).

Регулярный контроль ЦБ РФ за деятельностью кредитных орга­низаций. Этот контроль осуществляется на базе ежемесячного представления различного рода отчетности, отражающей все стороны жизни банка, начиная от бухгалтерского баланса и кончая структурой кредитного портфеля.

В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ, защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ устанавливает для коммерче­ских банков нормативы деятельности.

I. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (HI) определяется как отношение собственных средств (ка­питала) банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам — 2-й — 4-й групп риска.

Минимально допустимое значение норматива HI устанавливается в зависимости от размера собственных средств (капитала)  банка в следующих размерах: от 5 млн. евро и выше — 10%; ме-е 5 млн. евро — 11%.

2. Нормативы ликвидности банка. Под ликвидностью банка по­нимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. В целях контроля за состоянием ликвидно­сти банка устанавливается целый ряд нормативов ликвидности:

1) норматив мгновенной ликвидности (Н2) определяется как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение норматива Н2 — 20%;

2)  норматив текущей ликвидности банка (НЗ) определяется как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обяза­тельств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение норматива НЗ — 70%;

3)  норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) опреде­ляется как отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также обязательст­вам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и дру­гим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Минимально допустимое значение норматива Н4 — 120%;

4)  норматив общей ликвидности (Н5) определяется как про­центное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка. Минимально допустимое значение норматива Н5 — 20%;

5) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) банка. Максимально допус­тимое значение норматива Н6 — 25%;

6)  максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7) ус­танавливается как процентное соотношение совокупной вели­чины крупных кредитных рисков и собственных средств (капи­тала) банка. Крупным кредитным риском является превыше­ние величины 5% собственных средств (капитала) банка. Мак­симально допустимое значение норматива Н7 — 800%;

7)  максимальный размер риска на одного кредитора (вклад­чика) (Н8) устанавливается как процентное соотношение вели­чины вкладов, депозитов или полученных банком кредитов, ос­татков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств (капитала) банка. Макси­мально допустимое значение норматива Н8 — 25%;

8)  максимальный размер кредитного риска на одного акционера (участника) (Н9), совокупная величина крупных кредитных! рисков на акционеров (участников) банка (Н9.1);

9)  максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам (НЮ), совокупная величина кредитов и зай­мов, предоставленных своим инсайдерам (Н10.1);

10)  максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (НИ), максимальный размер обяза­тельств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями-нерезидентами (Н11.1);

11)  норматив использования собственных средств (капита­ла) банка для приобретения долей (акций) других юридиче­ских лиц (HI2);

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных ор­ганизаций и их филиалов, направляет им обязательные для ис­полнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет специальные меры воздействия.

ЦБ может применять к кредитным организациям за нарушения пруденциальных норм деятельности предупреди­тельные и принудительные меры воздействия. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные ЦБ: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных органи­заций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требо­вания по ведению бухгалтерского учета.Выбор мер воздействия производится надзорными органами с учетом характера нарушений: причин, вызвавших нарушения; общего финансового состояния банка; положения банка на рынке банковских услуг.

1.  Предупредительные меры. Применяются, когда недостатки в деятельности банка непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, в основном на ранних стадиях воз­никновения недостатков. К предупредительным мерам относят­ся: доведение до органов управления банком информации о не­достатках его деятельности и обеспокоенности надзорного орга­на; рекомендации надзорного органа; предложение представить программу мероприятии по устранению недостатков; установле­ние дополнительного контроля.

2.  Принудительные меры. Основанием для их применения являются  нарушения банковского законодательства,  норма­тивных актов и предписаний ЦБ, непредставление информа­ции, предоставление неполной или недостоверной информа­ции, а также наличие реальной угрозы интересам клиентов и кредиторов. К принудительным  мерам  относятся:  штрафы, ограничение проведения отдельных операций на срок до шес­ти месяцев, запрет на осуществление операций, предусмот­ренных лицензией сроком до одного года, требование замены руководителя банка, введение временной администрации, от­зыв банковской лицензии.

Основанием для назначения временной администрации является наличие исключительно серьезных нарушений в деятельности банка или наличие оснований для отзыва у него лицензии.

Валютное регулирование и валютный контроль. ЦБ РФ устанавливает правила проведения валютных операций, форм отчетности, предоставляемой участниками валютных сделок, правила продажи и покупки как наличной, так и безналичной валюты, ее вывоза и ввоза.


3.Коммерческие банки и их операции.

 

Кредитные организации не отвечают по обязательствам госу­дарства, а государство --по обязательствам кредитных органи­зации, кроме случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Однако следует учитывать, что и по Закону «О банках и банковской деятельности», и по ГК РФ сохран­ность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и в банках, в уставном капитале которых государ­ству принадлежит более 50% голосующих акций (долей), гаран­тируются государством.

Виды коммерческих банков. По организационно-правовой фор­ме российская практика знает два основных вида банков: паевые и акционерные. Последний вид делится на два подвида: акционер­ные банки открытого типа и акционерные банки закрытого типа.

По степени специализации банки делятся на специализированные и универсальные. Первые выбирают определенное направле­ние деятельности. К таким банкам, в частности, относятся:

•  ипотечные банки, которые занимаются выдачей кредитов под залог недвижимости;

•   сберегательные банки, которые представлены Сберегатель­ным банком России;

•  инвестиционные банки,

•  сельскохозяйственные и др.

Универсальные банки оказывают весь комплекс банковских услуг. В российской банковской системе преобладают универ­сальные банки.

Собственный капитал коммерческого банка. В отличие от других хозяйствующих субъектов собственный капитал коммерческого банка занимает незначительный удельный вес в общем, объеме его пассивов. Однако роль собственного капитала исключительно ве­лика благодаря исполняемым им функциям.

1.  Оперативная функция, которая означает, что собственный капитал позволяет банку покрывать расходы, связанные с его становлением (приобретение зданий, оборудования, покрытие убытков первых лет).

2.  Защитная функция означает, что в случае потери части средств вкладчиков банк может возместить их за счет собствен­ных средств.

3.  Стабилизационная функция, которая означает, что даже в случае значительного оттока клиентуры банк может продолжать работать за счет собственных средств.

Порядок подсчета собственного капитала коммерческого банка определяется методикой ЦБ РФ. Однако основой собст­венного капитала банка является его уставный капитал и ре­зервные фонды.

Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд формируется полностью за счет вкладов участ­ников: юридических и физических лиц. Он может создаваться только за счет собственных средств участников банка. Форми­рование уставного фонда за счет кредитов не допускается.

Величина собственного капитала, необходимая для нормаль­ной работы банка, зависит от многих факторов:

1)  клиентуры банка. Размер собственных средств определяет предельный размер активных операций банка. Поэтому банки, ориентированные   на   определенный   круг   клиентов,   должны иметь собственные средства в таком размере, чтобы быть в со­стоянии удовлетворить потребности своих постоянных клиентов в заемных средствах;

2)  характера активных операций банка. Если банк ориентиру­ется на операции, связанные с большим риском, он при прочих равных условиях должен иметь более значительный собственный капитал, чем банк, ведущий менее рискованные операции;

3)  состояния рынка кредитных ресурсов. Если рынок хорошо развит, то размер собственных средств может быть ниже;

4) состояния экономики. Неустойчивая экономика при про­чих равных условиях определяет необходимость более значитель­ного капитала.

Размер собственных средств банка может быть увеличен двумя путями: накоплением прибыли или дополнительным вы­пуском акций для акционерного банка, увеличением числа пайщиков или величины пая для паевого банка.

Резервный фонд создается банками для покрытия убытков и потерь, возникающих в результате их деятельности. Минималь­ный размер резервного фонда определяется уставом банка, но не может составлять менее 15% величины уставного капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд, предусматри­ваемый уставом кредитной организации, должен составлять не менее 5% от чистой прибыли до достижения им минимальной установленной уставом величины.

 Направления деятельности коммерческих организаций. Спектр услуг, представляемых российскими банками своим клиентам, постоянно расширяется, хотя пока и не достиг уровня государств с развитой рыночной экономикой. Отечественные бан­ки предоставляют расчетно-кассовые услуги, аккумулируют свободные средства предприятий и населения, предоставляют кредиты, осуществляют валютные операции и являются аген­тами валютного контроля, проводят операции с драгоценными металлами и доверительные операции. Новыми для отечест­венных коммерческих банков являются два последних направ­ления деятельности.

Коммерческие банки РФ получили право на совершение целого ряда операций с драгоценными металлами:

•  покупать и продавать как за свой счет, так и за счет кли­ентов;

•   привлекать во вклады (до востребования и на определен­ный срок);

•  размещать от своего имени и за свой счет на депозитные счета в других банках и предоставлять займы в драгоцен­ных металлах;

•   предоставлять и получать кредиты в рублях и валюте под залог драгоценных металлов;

•   оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

Однако на практике развитие получили только продажа и покупка драгоценных металлов, хранение и перевозка, а так­же выдача кредитов под залог металлов. При этом если доста­точно большое количество банков свободно продает золотые слитки, то только единицы потом выкупают их у лиц, ранее приобретших.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управ­ляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управле­ние этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Переход имущества в доверительное управление не влечет перехода права собствен­ности на него к доверительному управляющему. В настоящее время только кредитные организации, полу­чившие лицензию в ЦБ РФ, и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получать в доверительное управление денежные средства.

Договор доверительного управления может предусматривать управление имуществом без объединения имущества данного уч­редителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц — индивидуальный договор доверительного управле­ния или с объединением — общий фонд банковского управления.

Общий фонд банковского управления (ОФБУ) — это имущест­венный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого довери­тельным управляющим при осуществлении доверительного управления. Юридическое или физическое лицо, передавшее свои денежные средства (или ценные бумаги) в доверительное управление банку, называется учредителем управления ОФБУ, Это лицо получает сертификат долевого участия — документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверитель­ное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.

Каждому ОФБУ соответствует своя инвестиционная декла­рациядокумент, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), вхо­дящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, разме­щаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений. Банк обязан зарегистрировать ОФБУ в территори­альном учреждении ЦБ.

В условиях значительной нестабильности отечественной банковской системы и многочисленных банкротств российских банков важным является развитие  системы страхования депози­тов и вкладов населения.

В настоящее время практически все развитые и многие раз­вивающиеся страны защищают вкладчиков. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов, (остальные являются их разновидностями); Первая, американская, предусматривает создание особого государственного (или контроли­руемого государством) органа, участие кредитных организаций, и совместное финансирование системы гарантий, как за счет взно­сов банков, так и государственных средств. Вторая модель - германская. Управление системой гарантий осуществляют сою­зы кредитных организаций. Участие в ней формально добро­вольное, и государственное финансирование отсутствует.

Российские и западные экономисты не однозначно относят­ся к системе обязательного страхования вкладов. Одни из них полагают, что подобный институт уравнивает между собой сильные и слабые банки в глазах вкладчиков и тем самым пре­пятствует действию рыночных механизмов. Другие полагают, что на стадии становления рыночной банковской системы по­добная мера необходима.

Банки в местах своей работы по приему и выдаче средств должны предоставлять для общего обзора бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, адаптированный для восприятия рядовыми клиентами банка. Должны быть доступны для ознакомления ау­диторское заключение по отчету за последний год и информация о том, по какому адресу можно ознакомиться с развернутыми формами бухгалтерского баланса (по счетам 2-го порядка) и отче­та о прибылях и убытках. Информация о состоянии бухгалтер­ских счетов (баланс) должна обновляться ежемесячно.

Коммерческие банки должны ежегодно по итогам года про­ходить аудиторскую проверку и публиковать в открытой печати баланс по сокращенной форме, определенной ЦБ РФ, отчет о прибылях и убытках.

Расчетное обслуживание. Расчетные услуги -- это услуги по осуществлению расчетных операций через расчетные сети, yчастником которых является коммерческий банк в соответствии с используемом технологией расчетов. Каждый коммерческий банк обязательно является участником как минимум одной рас­четной сети — сети ЦБ РФ. Проведение расчетов предполагает прием расчетных документов от плательщиков, их обработку, пересылку, доведение средств до конечного получателя, зачис­ление их на счет в банке и выдачу выписок о состоянии счета его владельцу.

Для проведения расчетов предприятия и организации откры­вают в банке расчетные или текущие счета. Эти счета предна­значаются и используются для зачисления выручки от реализа­ции продукции (работ и услуг), учета своих доходов от внерелизационных операций, сумм полученных кредитов и иных по­ступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджета­ми по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юри­дических лиц в бесспорном порядке.

Предприятия имеют право открывать любое количество рас­четных счетов в любых банках, которые предоставляют расчет­но-кассовые услуги. Для открытия расчетного (текущего) счета необходимо заключить с банком договор банковского счета. По договору банковского счета банк обя­зуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять рас­поряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Банк обязан заключить договор бан­ковского счета с клиентом, обратившимся с предложением от­крыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотрен­ным законом и установленным в соответствии с ним банков­скими правилами.

Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денеж­ные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более ко­роткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или пере­числять со счета денежные средства клиента не позже дня, сле­дующего за днем поступления в банк соответствующего платеж­ного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Банк, если у него отсутствуют средства для выполнения поручения клиента, должен в течение следующего дня сообщить клиенту о помещении переданных расчетных документов в картотеку неоплаченных документов. В свою очередь клиент имеет право отозвать эти документы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.