Рефераты. Формирование учетной политики предприятия






Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, то есть, другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах.

Учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономно, сообразно размерам организа­ции и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов ве­ления учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к большим затратам, но никак не гарантирует пользовате­лям бухгалтерской отчетности ее достоверность.

Выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимо­стью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной жизни, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациона­льность, и наоборот. Для обеспечения своевременности информа­ции порой бывает необходимо поступиться полнотой и надежно­стью данных; в то же время ожидание того момента, когда все де­тали хозяйственной операции станут точно известны, позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями.

В подобных ситуациях руководство и специалисты организа­ции должны оценить степень влияния избираемого способа на по­лезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность отдельных требова­ний в разных хозяйственных условиях определяется профессиона­льным суждением.

Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между назван­ными требованиями-принципами.

Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско­льких допускаемых общепризнанными стандартами. Если послед­ними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.

В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной полити­ки: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, приня­тые для учета сходных операций, и общие принципы системы бух­галтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые не­посредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство опера­ций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и крите­рии признания, описанные, в частности, в бухгалтерском законодательст­ве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнан­ную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допус­тим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практи­ка не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгал­терскому учету.

Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, т. е., другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров.

В соответствии со статьей 4 Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности. Вопросы изменений учетной политики урегулированы Положением (стандартом) бухгалтерского учета 6. Согласно пункту 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 6 учетная политика может изменяться помимо прочего и тогда, когда такие изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия. Действующее законодательство не содержит ограничений относительно сроков и частоты проведения изменений учетной политики. Если руководство предприятия считает, что в случае изменений учетной политики будут выполнены условия пункта 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 6, такие изменения могут происходить в течение календарного года. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. [10]

Посредством учетной политики осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского учета и происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, а также  разрешаются противоречия действующего законодательства. Кроме того, стоит отметить, что учетная политика организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, является также важным инструментом налогового планирования.

         Только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить – в указанные сроки.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом, положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными филиалами и  представительствами, независимо от их местонахождения. 

Ответственным за организацию бухгалтерского учета на предприятии является руководитель. Именно он принимает решение о том, как нужно вести учет. В зависимости от сложности хозяйственных операций, количества работников, наличия обособленных подразделений и объема работ вести учет могут:

- бухгалтерия, под руководством главного бухгалтера;

- один бухгалтер, состоящий в штате организации;

- специализированная организация  (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист, работающий по договору гражданско-правового характера.

Выбранный способ должен быть указан в приказе об учетной политике. Кроме того, необходимо пояснить, какую форму бухгалтерского учета будет использовать предприятие.

Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:

- журнально-ордерная;

- мемориально-ордерная;

- упрощенная;

- автоматизированная.

Учетная политика должна быть оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом предприятия и утверждена приказом или распоряжением по предприятию. При этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля хозяйственных операций;

7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. То есть, в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.

Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации, так как он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, так как формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки;  налоговая инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных под­разделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по органи­зации исходя из специфики деятельности организации, имеюще­гося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала.

Рабочий план счетов должен быть разработан на основе едино­го плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хо­зяйствующего субъекта и потребности в аналитической инфор­мации для целей управления.

Под системой внутреннего учета и контроля понимаются со­став, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разде­ление функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работ­ников; порядок использования бланков строгой отчетности; ор­ганизация и ответственность за хранение ценностей; организа­ция охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль за выполнением учетной политики обес­печивается службами внутреннего аудита и ревизионной комис­сией (если таковая создается в организации), причем задачи конт­роля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному по­рядку учета и отчетности, обоснованности принятия администра­цией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конеч­ные результаты деятельности организации, а также точности со­блюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интере­сах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимае­мые администрацией решения реализуют цели собственников.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме, информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственной относящейся к опубликованным материалам.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения о непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию объяснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой учетная политика была раскрыта.

На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета, нормативных документов предприятия, организации имеют право самостоятельно формировать следующие элементы учетной политики:

1. Выбор используемых учетных регистров, последовательность записи в них (формы бухгалтерского учета);

2. Составление рабочего плана счетов на основе типового Плана счетов;

3. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов и их оценки;

4. Установление метода оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства;

5. Определение стоимостного предела отнесения предметов к основным средствам и к МБП;

6. Установление порядка начисления износа по основным средствам;

7. Установление порядка начисления износа по нематериальным активам;

8. Установление способа начисления износа по МБП;

9. Выбор способа группировки и списания затрат на производство;

10. Установление способа учета выпуска продукции (работ, услуг);

11. Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

12. Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

13. Формирование резервов;

14. Порядок списания затрат по ремонту;

15. Выбор метода определения выручки от реализации;

16. Порядок учета курсовых разниц;

17. Варианты распределения и использования чистой прибыли.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и др.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после её окончания.

Согласно ст. 9 «Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета» Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, каждый первичный документ должен содержать обязательные реквизиты:

1.Наименование документа;

2.Дата и место составления документа;

3. Название организации, составившей документ;

4.Содержание хозяйственной операции и единицы измерения хозяйственной операции;

5. Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

6. Личные подписи этих лиц либо другие данные, которые дают возможность идентифицировать личность, которая принимала участие в совершении хозяйственной операции.

Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией предприятия. Следовательно, сформированная учетная политика документально оформляется в виде Приказа об учетной политике, к которому, в случае необходимости, составляются дополнительные документы. Юридическую силу Приказ об учетной политике приобретает после утверждение его руководителем предприятия.

3.                 Методологическое обеспечение бухгалтерского учета относительно учетной политики.


В Украине с принятием Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» фактически уже одобрены МСФО в качестве основы для создания национальной нормативной базы. Национальные П(С)БУ не только не противоречат МСФО, но и адаптируют их нормы к условиям Украины. По многим вопросам МСФО предусматривают многовариантные подходы к решениям. Некоторые из них не отвечают законодательству Украины, некоторые – экономическим условиям. Таким образом, использование МСФО «в чистом виде», без адаптации к реальной ситуации, в Украине проблематично. Принятие МСФО в качестве национальной нормативной базы будет требовать создания определенной инфраструктуры их применения.

Каким же должно быть методическое обеспечение бухгалтерского учета?

Бухгалтерский учет субъекта хозяйствования в организационном плане может быть представлен как совокупность текущего учета и бухгалтерской отчетности. Методологической основой бухгалтерского учета являются Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и П(С)БУ. Методологическое обеспечение должно разъяснить как в соответствии с законом и П(С)БУ вести текущий учет и составлять отчетность. То есть методическое обеспечение, которое существует сегодня и еще должно быть создано в будущем, целесообразно структурировать таким образом: методическое обеспечение направлено, во-первых, на толкование и разъяснение П(С)БУ; во-вторых, на осуществление текущего учета. Между тем такой подход создает определенные условия компромисса для введения МСФО в Украине. Для этого нужно будет ввести в состав методического обеспечения, которое толкует отчетность, такую группу методических рекомендаций, которые бы объясняли отличие МСФО от действующей в Украине нормативной базы и помогали бы избежать этих расхождений во время составления отчетности по МСФО.

Кроме того, в состав методического обеспечения необходимо включить также группу методических рекомендаций, которые бы регламентировали отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; они разрабатываются и утверждаются соответствующими государственными комитетами и министерствами. Методические рекомендации по своему назначению должны разъяснять субъекту хозяйствования, как вести учет того или иного объекта. Методические рекомендации должны освещать весь комплекс вопросов, начиная с составления первичного документа и заканчивая подготовкой данных для заполнения определенных строк отчетности.

Кроме методических рекомендаций, в состав методического обеспечения бухгалтерского учета субъектов хозяйствования также входят положения и инструкции по учету отдельных операций или процессов хозяйственной деятельности, регламентирующие методику бухгалтерского учета. Например, к ним относится Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994г.

Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определено, что регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета осуществляет Министерство финансов (оно должно отвечать за создание систем бухгалтерского учета каждого институционального сектора экономики). Государственное казначейство, Национальный банк, отраслевые министерства и комитеты должны заниматься проблемами создания методического обеспечения.

Итак, нормативная база в области формирования учетной политики включает:

Закон о бухучете

Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями и дополнениями.
– П(С)БУ-7

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.