Рефераты. Характеристика Самарской области






Корр.: Губернатор, как лицо, избираемое народом, не может не быть политиком, а политику выгоднее подавать свои дела через публицистику, яркую и доступную. Так сделали Глазьев, Жириновский и др. Вы же избрали научное изыскание - жанр, трудный для восприятия. Почему?

Титов: Потому что хочется не произвести впечатление, а вникнуть, разобраться.

Корр.: А что, никто допреж не вникал?

Титов: Вникали, но прежние наработки плохо используются.

Вот пример. Еще в 80-е годы О.Дмитриева провела исследования бюджетных отношений между федеральным центром и республиками Средней Азии. Ею было доказано, что “незаработанные” средства, полученные этими регионами, привели лишь к тому, что личные доходы их жителей стали выше личных доходов населения промышленных, “зарабатывающих” областей и республик. Что мы с вами и видели! А вот ожидаемого повышения уровня экономического развития республик Средней Азии эти финансовые инъекции не принесли. Примерно то же происходит и сегодня. Неадекватна методика расчета средств, направляемых в регионы из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Чем хуже динамика роста внутреннего регионального продукта, тем более существенные суммы выделяются. Такой подход не стимулирует рост доходной базы регионов, сводит на нет усилия по развитию реального сектора экономики. К чему еще кроме иждивенчества может привести предоставление местным администрациям налоговых льгот одновременно с трансфертами на возникающий дефицит бюджета?

Корр.: Вам выгодны выводы Дмитриевой, вы ведь руководитель сильного, адаптированного к новым экономическим условиям региона.

Титов: К этим выводам автор пришла на основе научного анализа, который с начала 90-х служил базой социально-экономического развития Самарской области. Поэтому естественно, что наши экономические векторы совпадают.

Корр.: Я не экономист, но допускаю, что есть научные изыскания с иными выводами.

Титов: В журналистике один и тот же факт можно осмысливать по-разному, науке такое своеволие несвойственно. Исследование McKinsey Global Institute показало, что в России значительный потенциал риска связан с поддержкой органами власти, как правило, низкоэффективных предприятий.

Корр.: И на каких же принципах рекомендует наука выстраивать политику поддержки центром субъектов Федерации?

Титов: Как мне представляется, необходимо разделить регионы в зависимости от их доходной базы на следующие группы:

1. Регионы-доноры, среди которых следует различать сырьевых доноров и доноров обрабатывающих производств.

2. Регионы-реципиенты.

3. Регионы сферы стратегических государственных интересов страны.

Наиболее льготные условия, думается, должны быть предоставлены регионам-донорам обрабатывающих производств.

Корр.: То есть вы упорно настаиваете на поддержке сильных, промышленно развитых территорий?

Титов: Да.

Корр.: А как это согласуется с постулатами социал-демократии, гласящими о необходимости помощи слабым?

Титов: То о людях. С территориальными образованиями иначе. Здесь надо давать удочку тем, кто умеет ловить. Отдельные территории могут и должны стать, по теории Ж.Будвиля, полюсами роста, реализующими в экономике всей страны функцию прогресса. Для России это справедливо вдвойне, так как во времена СССР промышленность развивалась не по законам конкуренции, регионы специализировались на производстве монопродукта. И сегодня помощь судостроению в Санкт-Петербурге не перечеркивает поддержку автомобилестроения Самарской области.

Корр.: Легко давать советы другим. А давайте поговорим о региональной промышленной политике. Зачем она, собственно, нужна?

Титов: Начать с того, что ушла в прошлое система централизованного планирования и административно-командного управления, и процесс регионализации охватил все аспекты жизнедеятельности, в том числе функционирование российской промышленности.

Второе – в ряде ситуаций рынок обнаруживает свою “недостаточность”, не позволяет достигнуть максимально возможной эффективности.

Третье – в условиях низкого КПД регулирующих законов федерального уровня именно региональные и муниципальные власти вынуждены принимать экономические решения.

Корр.: Взаимоотношения между национальной экономикой и экономикой региона – это взаимоотношения отца и сына?

Титов: Достаточно условное сравнение. Можно вспомнить старшего и младшего братьев. Истина то, что между национальной экономикой и экономикой региона нельзя ставить знак равенства.

Корр.: А если подробнее?

Титов: Понятно, что регион обладает ограниченным политическим и экономическим суверенитетом, ибо функционирует в рамках правовой, финансовой и других национальных систем. Объединение усилий центра и субъекта РФ продуктивно в сферах структуры производства, природных ресурсов, инвестиционного процесса, доходов, занятости. На уровне региона больший приоритет отдается инфраструктуре, расселению, агломерации, экологии.

Корр.: А если вернуться к промышленной политике?

Титов: В целом понятие промышленной политики может быть сформулировано так: стратегия, образ действий, направленные на развитие и повышение промышленного производства, конкурентоспособности продукции и предприятий, повышение качества жизни населения и обеспечение его занятости. Вычленим отсюда качество жизни населения, повышение которого является основной целью промышленной политики на региональном уровне.

Корр.: И каким образом эта цель достигается? Какими реальными рычагами воздействия обладают региональные власти?

Титов: Наука тем и ценна, что помогает обнаружить не очевидные, но реальные взаимосвязи.

Администрация Самарской области в течение вот уже нескольких лет вкладывает огромные по нашим масштабам средства в сельское хозяйство. Средства идут, однако, не на дотации, как того требуют популисты. Мы понимаем, что дотации проедаются ленивым и алчным менеджментом, и поэтому самарские рубли направляются на современные технологии, внедрение которых дает мультипликативный эффект – появляется нужда в новых сельхозмашинах, в средствах защиты и подкормки растений, а их производство можно и должно организовать на нашей территории.

Далее. Есть в науке такое понятие, как “побочный эффект”. Это те издержки, которые ложатся не на потребителей и производителей продукции, а “переходят” к “третьей стороне”. На производительность и качество труда в значительной степени влияют квалификация кадров и их трудоспособность. Вот почему администрация Самарской области также направляет огромные бюджетные средства на системы образования и здравоохранения.

Корр.: Вы называете схемы, по которым бюджетный рубль не дает мгновенного эффекта. А вот самая простая ситуация – к губернатору обращается за помощью владелец или управляющий промышленного АО.

Титов: Экономическая наука дает ориентиры и при выборе местных предприятий, которые стоит поддерживать региону. Объекты промышленной политики разделяются на проблемные, стабильные и лидирующие. Первые являются зоной интересов органов финансового оздоровления, кредиторов, акционеров и т.п. Лидеры – самодостаточны. А вот стабильные компании остаются в “мертвой зоне”. Именно данный сегмент рекомендуется сделать стратегическим направлением региональной промышленной политики.

Корр.: А отраслевая принадлежность имеет значение?

Титов: Вне сомнения. Эффективно функционирующие базовые отрасли обеспечивают поступление в регион первичного дохода, в то время как местные отрасли реализуют функции лишь перераспределения и умножения этого прибытка. Отсюда необходимость поддержки нами базовых отраслей: машиностроения, химии и нефтехимии.

Корр.: Вошел в обиход новый экономический термин “кластер”. Это то же самое, что и “отрасль”, или что-то иное?

Титов: Что-то иное. В моей книге под промышленными кластерами понимаются “группы предприятий (организаций) - от научно-исследовательских до сбытовых, связанные тесной кооперацией и замкнутые на ключевое предприятие (предприятия), удовлетворяющее конечные потребности”. Цель создания кластеров – концентрация возможностей ради повышения конкурентоспособности. Сегодня, в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), нет более значимой цели в промышленной политике. В кластер могут входить предприятия различного профиля самых разных отраслей, органы управления всех уровней – федеральные, региональные, муниципальные, образовательные учреждения любой ступени. Это будет та структурная революция, без которой Россия не сможет восстановить свой статус великой державы. Создание важнейших промышленных кластеров в РФ прогнозируется не ранее 2015-2020 годов. А вот региональные кластеры на базе крупных промышленных регионов могут быть созданы гораздо раньше.

Корр.: И вы хотите, чтобы Самарская область приняла в этой работе самое активное участие?

Титов: Да.

Корр.: А может быть, и стала бы закоперщиком?

Титов: Да.

Корр.: И какие кластеры могут возникнуть или уже функционируют в наших пределах?

Титов: В соответствии с методикой М.Портера и на основе данных госстатистики, департаментов обладминистрации, Губдумы, наших крупнейших предприятий кластеры возможны в таких динамично развивающихся отраслях, как:

- химия и нефтехимия;

- машиностроение;

- автомобилестроение;

- аэрокосмический комплекс;

- пищевая промышленность;

- нефтедобыча;

- металлургия.

Корр.: Я помню, как в первой половине 90-х годов вы настойчиво втягивали самарские предприятия в орбиту поставок комплектующих для ВАЗа. Уже тогда вы создавали кластер?

Титов: Конечно. Если десять лет назад поставщиками АвтоВАЗа было менее десяти самарских предприятий, то сегодня таковых чуть не 200. Более 40% вазовских автомобилей определяются покупателями как конкурентоспособные. И вы видите, как последовательно менеджмент автогиганта совершенствует модельный ряд.

Возможности автомобилестроения поистине неисчерпаемы. С позиций геополитики – это способ освоения территорий. В вооруженных силах автомобиль – основное средство подвижности войск. Автомобиль массового индивидуального пользования изменяет образ жизни, способствует прогрессу культурного потенциала нации.

Корр.: А есть еще в области сложившиеся кластеры?

Титов: Ярко выраженным кластером является пищевая промышленность. Наиболее конкурентоспособную часть кластера представляют пивоварение, производство мясных и молочных продуктов, кондитерский сектор. Обновление оборудования и ввод новых мощностей способствуют тому, что пищевой кластер нашей области имеет шанс занять лидирующие позиции на рынках как близлежащих областей, так и всей России. Более того, открываются возможности экспорта за границу.

Корр.: Можно хотя бы штрихами о перспективах других самарских кластеров?

Титов: Самарский авиационный комплекс должен вновь стать одним из ведущих в стране. На наших предприятиях этой отрасли будет развиваться производство комплектующих, осуществляться ремонт авиатехники. Первыми в России мы разработали областную целевую программу по развитию малой авиации.

На предприятиях – производителях автомобильных комплектующих –станут выпускать изделия для автобусов. Здесь уместно сказать, что одним из направлений рыночной стратегии области является расширение производства комплектующих для крупных машиностроительных компаний страны и мира.

Перспективным направлением представляется производство сельхозмашин и механизмов.

Химический и нефтехимический комплекс, являющийся важнейшим элементом нашего экспортного потенциала, примет участие в реализации областной целевой программы по агрохимическому обеспечению сельскохозяйственного комплекса.

В соответствии с соглашением между администрацией области и ОАО “НК “ЮКОС” объем добычи нефти на нашей территории сохранится на уровне 8-9 млн. тонн в год.

Отмечу, что этап деконцентрации производства, разъединения имущественных и технологических комплексов сменяется обратным процессом – усилением интеграции, созданием промышленно-финансовых групп, холдингов.

Корр.: Укрупнение всегда идет ради концентрации мощи. А концентрация мощи ради чего?

Титов: Ради инновационного обеспечения развития промышленного комплекса области. В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в развитых странах получается за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства. Научными организациями области совместно с обладминистрацией разработана комплексная программа “Инновации – Производство – Рынок: 2002-2005 годы”. Комплексные проекты Программы определяются основными направлениями экономической и социальной политики области, которые, в свою очередь, соотнесены с приоритетами развития науки, технологий и техники РФ, утвержденными Президентом России 30 марта 2002 года. Вот основные направления наших проектов:

- информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

- космос и авиация;

- новые материалы и химия;

- технологии живых систем;

- транспорт;

- экология и рациональное природопользование;

- энергосбережение.

Замечу, что одним из интегральных показателей эффективности программы является приток в инновационный бизнес талантливой молодежи.

Корр.: Вы все время говорите о конкурентоспособности продукции. Можно несколько слов о такой ее составляющей, как качество?

Титов: И можно, и нужно. Наука формулирует так: “Высокое качество выступает важнейшим преимуществом предприятий в неценовых методах конкуренции, которые преобладают в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой”. И здесь перед нами практически непаханое поле.

Существуют международные стандарты (МС) ИСО серии 9000, определяющие требования к системам качества на предприятиях. В 70 странах мира эти стандарты признаны национальными. В России они внедряются с трудом. Причин много: менеджменту недостает знаний и осознания необходимости перехода на МС ИСО серии 9000, нужно перестраивать соответствующим образом производственные и организационные структуры предприятий, необходимо готовить кадры… Чтобы подвигнуть промышленников к этой работе, в области подготовлено положение о конкурсе предприятий в сфере качества, будет выплачиваться значительная премия.

Корр.: К каким выводами вы приходите в результате исследования состояния промышленной политики в стране и в регионе?

Титов: Стране нужна федеральная концепция промышленной политики, в рамках которой следует обозначить цели и приоритеты, основные направления структурных преобразований и механизмы их реализации, в том числе, конечно, формы и методы государственной поддержки.

Теперь об области. В настоящее время практически невозможно ответить, какова количественная оценка величины социально-экономического потенциала региона в разрезе его основных структурных составляющих и эффективности его использования. Тем не менее качественная характеристика условий социально-экономического развития региона может быть дана. Наше геополитическое положение и системный характер промышленного комплекса определяют высокий мультипликативный потенциал области. Она располагает целым рядом предпосылок развития, вытекающих в том числе из общегосударственных интересов стратегического характера. Прежде всего России нужен организующий центр обширной территории страны, расположенной в границах Поволжского экономического района, на роль которого по экономико-географическому положению, транспортной инфраструктуре и уровню развития можем претендовать и мы.

Беседовал Владимир НАГАНОВ.

(Вставки в текст)

Основой промышленности Самарской области, представляющей собой многоотраслевой комплекс, традиционно являются предприятия, выпускающие сложную высокотехнологичную наукоемкую продукцию и использующие, как правило, разработки научных организаций, также расположенных в Самаре и области.

* * *

По производству промышленной продукции на душу населения Самарская область в 1,5 раза превосходит среднероссийский уровень.

* * *

По объему произведенной промышленной продукции область занимает 5-е место в Российской Федерации и лидирует среди регионов Большой Волги. Около 4% промышленной продукции производится именно в Самарской области, хотя доля области в России по численности населения - всего 2,2%, а по территории – 0,3%.

* * *

В промышленности занято 25% работающего населения области. Таким образом, промышленность для Самарской области является структурообразующей отраслью экономики.

* * *

За последние годы значительно (на 33,9% при росте цен на продукцию на 21,3%) выросла производительность труда в промышленности и составила 522 тыс. руб. в год на человека.

* * *

Значительная часть валютных инвестиций теперь приходит из стран с оффшорными режимами, что свидетельствует о возвращении в экономику региона вывезенных ранее капиталов.

* * *

Происходит восстановление утраченных Россией позиций на мировом рынке вооружений, что гарантирует расширение производства на военно-промышленном комплексе области.

* * *

Самарская область с 1995 года одна из первых среди российских регионов перешла к новой форме господдержки реального сектора экономики – выделению кредитов из средств областного бюджета на возвратной основе. Сегодня эта господдержка трансформируется в предоставление гарантий обладминистрации на период реализации инвестиционных проектов.

* * *

Слабые стороны Самарской области: отсутствие иностранного туризма, гетерогенность экономического пространства, гипертрофированная роль городов-миллионеров (Самары и Тольятти) в пространственной организации области, зависимость бюджета региона от 5-10 крупнейших предприятий, рост социального расслоения населения, высокая вероятность техногенных экологических катастроф.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.