|
0,6 |
0,00 |
||||||||
внутренний водный |
22 |
0,05 |
26 |
0,06 |
27 |
0,06 |
27 |
0,07 |
22 |
0,06 |
воздушный |
22 |
0,05 |
23 |
0,05 |
26 |
0,06 |
28 |
0,07 |
31 |
0,08 |
К примеру, воздушным транспортом пользуются всего лишь 0,08 %. Это легко объясняется, если представить себе расстояние, на какое перевозят пассажиров. Главной причиной отличий является число оборотов единицы перевозки. Но как бы то ни было, общее число перевозок сократилось за 5 лет на 7010 млн. человек. Главные причины снижения рассмотрим в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ изменения пассажирооборота.
1999-2000
2000-2001
2001-2002
2002-2003
Транспорт - всего
-209
-1465
-2097
-3239
в том числе:
железнодорожный
81
-113
-35
33
автобусный
-850
-1150
-1263
-1722
таксомоторный
-4
-3
-1
-2
трамвайный
236
-67
-372
-661
троллейбусный
299
-155
-423
-890
метро
24
19
-5
5
морской
-0,1
-0,3
-0,1
0
внутренний водный
4
1
0
-5
воздушный
1
3
2
3
Самое сильное влияние оказывает автобусный транспорт. Каждый год он снижал объемы перевозок на 1150-1200 млн. человек. Такими же быстрыми темпами движется и троллейбусный транспорт. Самое лучшее состояние движения пассажирских перевозок на воздушном транспорте. За пять лет не было зафиксировано сильных падений популярности этого вида транспорта, и ежегодный прирост составляет в среднем 1 млн. человек.
Теперь обратимся к данным, характеризующим оснащенность России транспортными путями, так сказать жилами, по которым наши потоки транспорта и протекают (таблица 3).
Таблица 3.
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км
1999
2000
2001
2002
2003
железнодорожные пути
86
86
86
86
85
в том числе электрифицированные
40
41
42
42
43
автомобильные дороги с твердым покрытием (включая ведомственные)
753
754
755
756
745
трамвайные пути
3
3
3
2,9
2,9
троллейбусные линии
4,7
4,8
4,8
4,8
4,8
пути метро
0,4
0,4
0,41
0,41
0,42
внутренние водные судоходные пути
85
85
102
102
102
магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопроводы)
61
61
61
63
63
Как ни странно, протяженность автомобильных дорог с каждым годом сокращается. А вот транспорт, использующий электроэнергию в качестве основного «топлива» явно берет верх: так протяженность электрифицированных железных путей, троллейбусных линий и линий метро увеличились на 1 – 2 тыс. км. Но больше всего радует использование самого древнего вида транспортного сообщения – речного. С 1999 г. протяженность используемых судоходных рек и озер увеличилось на 17 тыс. км.
Как сообщает Госкомстат РФ, на железных дорогах общего пользования на 1 января 2004 г. протяженность дефектных рельсов в главных путях составила 1,5% общей протяженности. В пути эксплуатируется 5,0 тыс. дефектных стрелок (3,0% от их общего числа) и 6,3 тыс. дефектных крестовин (3,7% от их общего числа). Низкое качество имеют автомобильные дороги общего пользования: 9,1% автодорог приходится на грунтовые, почти треть дорог имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие.
В настоящее время 32,7% сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования.
Россия располагает 43 основными морскими торговыми портами, в которых эксплуатируется 351 перегрузочный комплекс для обслуживания транспортного флота с причальным фронтом протяженностью 57,3 тыс. м и мощностью 238,0 млн. т грузов в год.
Используя первые таблицы, можем найти грузооборот транспорта, т.е. объем работы транспорта по перевозкам грузов. Единицей измерения является тонно-километр. Определяется путем суммирования произведений массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах. Данные о грузообороте приведены в таблице 4.
Как видно из таблицы самым большим грузооборотом обладают наши лидеры по перевозкам: железнодорожный и трубопроводный транспорт. Хоть речной транспорт и обладает самой большой протяженностью путей, но в грузообороте он явно проигрывает.
Таблица 4
Грузооборот по видам транспорта
1999
2000
2001
2002
2003
Транспорт - всего
3315
3480
3592
3802
4106
в том числе:
железнодорожный
1205
1373
1434
1510
1669
автомобильный
22
23
23
23
25
трубопроводный
1904
1916
1962
2100
2273
морской
121
100
94
93
65
внутренний водный
61
65
76
73
71
воздушный
2,3
2,5
2,6
2,7
2,7
Воздушный транспорт также находиться на использовании только при очень сильной необходимости. Это не удивительно, ведь издержки железнодорожного транспорта и, к примеру, автомобильного намного ниже авиационных.
Теперь стоит проанализировать состояние парков транспортных средств и оборудования по отдельным категориям. Данные показатели приведены в таблице 5.
Таблица 5
Наличие транспортных средств (тыс. шт.)
1999
2000
2001
2002
2003
Грузовые транспортные средства:
рабочий парк железнодорожных вагонов
427
464
476
498
498
грузовые автомобили (включая икапы и легковые фургоны) – всего
4083
4122
4218
4331
4363
в том числе:
транспорт общего пользования
152
130
112
90
72
в собственности граждан
1410
1548
1678
1888
1966
морские грузовые транспортные суда общего пользования (без грузопассажирских), шт.
235
221
207
190
197
речные грузовые суда общего пользования
9,4
9,1
8,6
8
…
Пассажирские транспортные средства:
автобусы общего пользования
112
109
107
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.