Рефераты. Валютный рынок России и валютное законодательство






Регулирующая функция валютного законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций.

Основной целью валютного контроля, согласно Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Законом определены основы организации и осуществления валютного регулирования. Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется другими законодательными и иными нормативными актами.

Политика валютного регулирования реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

Валютные ограничения предусматривают определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли.

В настоящее время по установившейся традиции и законодательству каждой страны ввоз иностранной валюты на свою территорию не ограничивается, что является одной из форм привлечения иностранной валюты в свою страну. Но необходимо обязательное оформление документа на вывозимую валюту, каковым в данном случае выступает таможенная декларация. Вывоз иностранной валюты из Российской Федерации осуществляется по разрешению, выдаваемому уполномоченным банком или его филиалом, подразделением, обменным пунктом. Норма вывоза иностранной валюты на одного российского гражданина без предъявления таможенной декларации или без разрешения уполномоченного банка устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Рассмотрим теперь контрольную функцию валютного законодательства. Эффективный контроль над соблюдением валютного законодательства является важнейшим элементом валютного регулирования. Развитие валютного рынка невозможно без  действенной системы контроля, целью которого является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями.

Отличием Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от его союзного аналога стала детальная разработка процедуры валютного контроля. Законом предусмотрена система органов валютного контроля, включающая Центральный банк и Правительство и подотчетных им агентов валютного контроля. Для каждого звена данной системы установлен свой объем полномочий, дается определение прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих валютный контроль. Одновременно оговариваются права и обязанности резидентов и нерезидентов как объектов валютного контроля.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", валютный контроль ведется по следующим основным направлениям:

─       определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий,

─       проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации,

─       проверка обоснованности платежей в валюте,

─       проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами. В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле", органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, и организации, на которые органами валютного контроля могут быть возложены такие функции.

Основные полномочия органов и агентов валютного контроля, в соответствии со ст. 12 Закона, следующие:

─       осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

─       проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

В пределах своей компетенции органы валютного контроля издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют право налагать установленные законодательством взыскания.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции вправе проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать документы, содержание которых противоречит действующему валютному законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право ведения валютных операций при непредставлении необходимых документов и информации.

В конце 1995 г. функции валютного контроля, помимо ЦБ РФ, осуществлялись Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в части координации с заграницей по пресечению отмывания преступных денег), судебными, правоохранительными органами и Министерством по сотрудничеству со странами-участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных ведомств и министерств в данной сфере внешнеэкономической деятельности является Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России).

ВЭК России была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" от 30 сентября 1992 года № 1148, Постановлением Правительства Российской Федерации "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка" от 6 марта 1993 года № 205. Основные цели, задачи, компетенция, структура и другие вопросы, связанные с развитием ВЭК как службы центрального органа федеральной исполнительной власти, были определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 1993 года № 560.

Главной задачей ВЭК является проведение единой общегосударственной политики в области организации и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и других внешнеэкономических операций.

Основными функциями ВЭК являются:

─       контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами российского законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте,

─       участие в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий,

─       контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям,

─       организация с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации,

─       контроль за эффективностью использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых России на основе международных договоров,

─       анализ и обобщение практики валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области, а также другие функции.

Для реализации своих функций ВЭК имеет право:

─       получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы,

─       проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами экспорта и импорта товаров и услуг, бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, с получением и переводом валютных ценностей, с выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте,

─       ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности,

─       вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций,

─       давать предложения в установленном порядке о приостановлении или об отмене ведомственных нормативных актов по вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных  внешнеэкономических операций,

─       а также обладает другими правами, необходимыми для эффективного выполнения своих функций и решения задач, поставленных перед этой федеральной службой.

1.5.        Центральный банк как регулятор валютного рынка РФ

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом  Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:

─       определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте,

─       издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами,

─       проводит все виды валютных операций,

─       устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а такж­е правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации,

─       устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации,

─       устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии,

─       устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

─       готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того. Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле":

─       устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п. 2 ст. 2),

─       устанавливает, совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);

─       определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4),

─       устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);

─       может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4)­;

─       устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);

─       устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п. 3 ст. 5);

─       устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6); ­

─       устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);

─       устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);

─       устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валют­е Российской Федерации (п. 2 ст. 7);

─       устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);

─       выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

Таким образом, можно выделить основные функции ЦБ. Центральный банк Российской Федерации как орган валютного контроля управляет валютными операциями; выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей; выдает разрешения уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту; выдает разрешения на открытие счетов за границей; устанавливает единые формы первичной учетной документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.

Глава 2. Валютная политика России

2.1.        Необходимость, направления и механизмы валютного регулирования

Валютное регулирование можно определить как деятельность уполномоченных государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка проведения валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в целях обеспечения защиты и устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны, формирования и развития внутреннего валютного рынка.

В СССР валютное регулирование сводилось к  распределению валютных ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков. Для советской валюты в принципе все это было запрещено, если не считать некоторых исключений, которое трудно воспринимать серьезно. Так, разрешалось временно вывозить советскую валюту до 30 рублей на одно лицо, но без права расходования за границей с обязательным ввозом обратно, советские монеты можно было ввозить и вывозить не более одной штуки каждого достоинства. Затем с рядом стран были заключены соглашения о расширении этих прав. Ввоз наличной валюты практически свободен, вывоз — при наличии подтверждения о ее ввозе или законности приобретения (таможенной декларации, разрешения на вывоз, выдаваемого Внешэкономбанком или Минфином). Экономика была фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала практика, это не помогло защититься от неблагоприятных внешних влияний. Напротив, результатом стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних факторов, таких как изменение цен на нефть и курс доллара США.

Традиционными ориентирами действий государственных органов  по управлению валютным рынком выступают:

─       уровень и динамика курса национальной денежной единицы

─       структура и сальдо внешнеторгового баланса

─       состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов

─       борьба с отмыванием денег,  неуплатой налогов и т.д.

Каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

Обменный курс валюты является тем ключевым  фактором,  который связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида обменных курсов:  номинальный и реальный.  Номинальный обменный курс — это цена национальной  валюты, выраженная в единицах иностранной валюты. Реальный курс — относительная цена товаров,  произведенных в двух странах. Реальный курс валюты определяется по ценам товаров, выраженным в национальных валютах.

В практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Схемы действий государственных органов находятся  в  диапазоне между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного курсов и режим свободного флоатинга.

Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонения от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты — для смягчения колебаний на валютном рынке.

Режим свободного флоатинга.  Здесь государство может полностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения. Центральный банк управляет в основном конъюктурными колебаниями спроса и предложения,  полагая,  что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.