Рефераты. Валютный дилинг






Таким образом, спекуляции на валютном рынке, который до недавнего времени были прерогативой элитных банков, сегодня стала потенциально доступной и частным лицам с небольшими капиталами. А развитие интернет-технологий, простота процедуры торгов и взаиморасчетов дают возможность очень быстро стать активными участниками этого рынка все большему числу желающих.


1.3. Правовое обеспечение валютного дилинга


Основными законодательными и нормативными актами регулирующими условия и порядок валютных операций являются:

·        Гражданский кодекс Р.Ф.;

·        Закон Р.Ф. от 9.10.92. «О валютном регулировании и валютном контроле»;

·        Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле   от 9 октября 1995 года;

·        Федеральный закон “О банках и банковской деятельности ” 02.12.90;

·        Другие  законодательные акты и нормативные документы Ц.Б.Р.;

    В соответствии с документами, приведенными выше, выделяются следующие понятия:

1. Иностранная валюта:

- это денежные знаки в виде казначейских билетов, монет, находящиеся в денежном обращении и являющихся  законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве, или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, на подлежащие обмену денежные знаки;

- средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных  единицах.

Замечание: Из закона - Р.Ф. «О валютном регулировании и валютном контроле» (статья 3 пункт 4) следует, что юридические и физические лица Р.Ф. могут иметь в собственности иностранную валюту, а следовательно и распоряжаться ею.

2. Валютные операции:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в то числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа  иностранной валюты  и платежных документов в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Р.Ф., а так же вывоз и пересылка  из Р.Ф. валютных ценностей;

- осуществление международных денежных переводов. Непосредственно операциям купли - продажи валюты относятся пункты «А» и «Б», кроме того, эти операции типа спот и форвард можно отнести к категории текущих валютных операций;

- переводы в Р.Ф. и из Р.Ф. иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а так же для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 170 дней;

- переводы в Р.Ф. и из Р.Ф. процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала. Форвардные валютные операции на срок более 180 дней в данном случае относятся категории валютных операций, связанных с движением капитала;

Замечание: Законом установлено, что резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках, однако законодательством Р.Ф. установлены следующие ограничения, запрещающие:

- осуществление,  минуя уполномоченные банки, сделок по купле и продаже иностранной валюты за рубли между резидентами и нерезидентами;

- осуществление гражданами валютных операций на территории России, минуя уполномоченные банки;

- уплата денежных сумм в рублях, оказание услуг, или предоставление каких либо художественных ценностей Р.Ф. с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за границей;

- получение денежных сумм в рублях в качестве эквивалента за уплату иностранной валюты за границей;

- проведение валютных операций, связанных с движением капитала, без лицензии Банка России;

- продажа иностранной валюты юридическим лицам Р.Ф. на другие нужды, кроме целей импорта товаров и услуг (проведение текущих операций);

- расчеты и платежи на территории Р.Ф. в иностранной валюте;

- покупка предприятиями-резидентами валюты на внутреннем рынке для иных целей, кроме осуществления текущих валютных операций и платежей по обслуживанию  кредитов, полученных  в иностранной валюте;

- покупка валюты на внутреннем рынке без наличия документов, подтверждающих наличие договорных отношений у предприятия-резидента - покупателя валюты с нерезидентами;

- открытие юридическими лицами - резидентами  без разрешения банка России текущих и иных счетов за границей и совершение по этим счетам операций в иностранной валюте;

- технические ограничения, например получение разрешения на каждую проводимую операцию в Ц.Б.Р., что недопустимо для быстрого проведения сделки, необходимость иметь связь с множеством банков разных  стран и.т.д.

Из всего этого следует, что российские предприятия не могут непосредственно за счет собственных средств осуществлять операции как на международном, так и на внутреннем валютном рынке. Подобные операции могут проводить только уполномоченные банки.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Такое деление имеет очень важное практическое значение, и вопросы по отнесению какой-либо валютной операции к тому или иному виду зачастую становятся предметами споров, а иногда судебных разбирательств.

К текущим валютным операциям относятся:

- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, девидентов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

- переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов и т.д.

К валютным операциям связанным с движением капитала, относятся:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получении прав на участие в управлении предприятием;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружение и другое имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на  недвижимость;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Одним из важнейших субъектов регулирования валютного рынка выступают уполномоченные банки. Под термином «уполномоченные банки» в законодательстве РФ понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии  ЦБ РФ на проведение валютных операций.

Центральный банк Российской Федерации по форме и существу является важнейшим органом регулирования валютного рынка.

Центральный банк России осуществляет валютную стратегию России, оказывает влияния на формирование валютного курса, проводит операции на межбанковском рынке, контролирует деятельность уполномоченных банков.

В нашей стране в настоящий момент валютное регулирование осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”. Под валютным регулированием понимается степень вмешательства органов государственной власти в процессы валютного и финансового рынка по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами на территории РФ и резидентами за ее пределами; по порядку образования централизованного валютного фонда страны; по порядку ввоза и вывоза российской и иностранной валюты; по определению прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; по установлению ответственности за нарушение валютного законодательства; по определению полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

В соответствии с законодательством на внутреннем валютном рынке Российской Федерации могут быть использованы следующие формы и методы валютного контроля:

- резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации;

- покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

- сделки купли продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ. По закону, покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускается. Заключенные в нарушение указанных положений сделки купли-продажи иностранной валюты являются недействительными. ЦБ РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупки и продажи иностранной валюты.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основные направления валютного контроля включают:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

В соответствии с законодательством валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Понимание этих терминов является одним из основополагающих моментов валютного законодательства. Агенты валютного контроля отличаются от органов прежде всего своими полномочиями и правами.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, Правительство Российской Федерации в соответствии с законами РФ. В общем плане органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Все уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, они подотчетны Центральному банку РФ.

Если не считать таможенных органов на местах, то центральным агентом валютного контроля являются уполномоченные банки. В первые два года деятельности коммерческие банки имеют право осуществлять операции в иностранной валюте, но без привлечения средств физических лиц. Через два года работы коммерческий банк получает лицензию на осуществление операций в иностранной валюте с правом привлекать средства физических лиц. После этого коммерческий банк может получить генеральную лицензию, которая позволяет открывать филиалы за рубежом и приобретать доли в уставном капитале кредитной организации-нерезидента.

Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” предусмотрена целая система ответственности за нарушение валютного законодательства. В первую очередь резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей закона, несут ответственность в виде:

- взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;

- взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий;

- резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредаствление или несвоевременное предоставление органам и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается ЦБР.

При повторном нарушении указанных в настоящей статье положений, а также за невыполнение или ненадлежащие выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и неризеднты несут ответственность в виде:

- взыскания в доход государства сумм, указанных выше, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами РФ;

- приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий или разрешений.

Взыскания упомянутых в настоящей статье сумм штрафов и иных санкций производятся органами валютного контроля, в том числе по предоставлению агентов валютного контроля, с юридических лиц – в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном. Должностные лица юридических лиц – резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вот так выглядит перечень нарушений валютного законодательства, влекущих за собой применение финансовых санкций:

- вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, без наличия соответствующего разрешения ЦБ РФ;

- нарушение установленного порядка совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом;

- нарушение порядка приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России, в том числе приобретение иностранной валюты минуя уполномоченные банки;

- осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, без наличия соответствующей лицензии ЦБ РФ;

- нарушение уполномоченными банками порядка открытия счетов нерезидентов РФ, а также проведения операций по счетам нерезидентов.

Таким образом валютный контроль во всей своей совокупности представляет довольно жестко контролирование со стороны государства всех сделок с другими государствами и выступая в качестве инструмента власти помогает Правительству в распределении валютных ресурсов. Но для того чтобы валютный контроль был эффективным, необходимо наличие сложной, многоуровневой системы управления, учитывающей все особенности внутренней экономики, положение страны в мировой торговле, а также интересы участников валютного рынка.


Глава 2. Инструменты валютного дилинга

2.1 Фундаментальный анализ


Фундаментальный анализ изучает движение цен на макроэкономическом уровне. Он может способствовать определению главного рыночного тренда, однако для определения конкретного момента совершения сделки фундаментального анализа зачастую бывает недостаточно. В этой области применяется технический анализ.

Технический анализ основан на следующей гипотезе — рыночные цены являются отражением желаний и действий всех участников рынка. В результате и цена и объем отражают каждую сделку, совершенную многотысячной армией трейдеров.

Школа фундаментального анализа рынка возникла с развитием прикладной экономической науки. За свою основу она взяла знания о макроэкономической жизни общества и ее влиянии на динамику цен конкретных товаров.

Если основная макроэкономическая задача школы технического анализа — сглаживать спекулятивные колебания цен, то главная задача школы фундаментального анализа — формировать и предугадывать новые тренды в динамике цен. Отсюда мы выводим предназначение фундаментального анализа — анализ и прогноз фундаментальных факторов и их влияния на трендовую динамику цен.

Стратегические инвесторы, осуществляющие долгосрочное инвестирование основное внимание в своей работе уделяют именно фундаментальному анализу, хотя при этом они пропускают краткосрочные технические колебания цен [16].

Легендарным примером правильного понимания, своевременного предвидения и удачного использования сложившейся ситуации, вошедшим в историю и фольк­лор валютного рынка, являются операции Д. Сороса, использовавшего назревавшее падение британского фунта (Рис. 2.1.).

Рис. 2.1 График британского курса фунта по отношению к немецкой марке


Незадолго перед этим фунт повторно вошел в евро­пейскую систему регулирования валютных курсов, объе­динившую единым механизмом основные европейские валюты. Коротко говоря, смысл механизма регулирова­ния (European Rate Mechanism, ERM) заключался в том, что назначались (именно назначались) некоторые цент­ральные обменные курсы по каждой паре валют, и от этих назначенных курсов валюта не могла отклониться более чем на заданное количество процентов. Таким образом валютные курсы ходили внутри своих коридоров, изви­ваясь некоторой змеей (от чего и всю систему регулиро­вания называли currency snake). Если обычных механиз­мов денежного регулирования (прежде всего - процент­ных ставок) центральным банкам не хватало для поддер­жания валют в этих коридорах, то применялись прямые валютные интервенции: на границе валютного коридора каждый из двух центральных банков должен был поку­пать или продавать свою валюту против валюты партнера, чтобы скорректировать курс, загнав его внутрь кори­дора.

Случилось так, что (как теперь уже для всех очевид­но) фунт вошел в эту валютную систему со слишком вы­соким обменным курсом по отношению к другим валю­там. По отношению к немецкой марке его курс был уста­новлен на уровне 2,95 марок за фунт.

Время было для Европы нелегкое, после объедине­ния Германии и других известных событий во многих эко­номиках было немало проблем. В Англии экономика так­же находилась на нижней стадии экономического цикла, сопровождаемой высокой инфляцией и высо­кими процентными ставками, падением произ­водства, высокой безработицей и т.д., что хорошо видно из приводимых графиков.

Выполняя оговоренные обязательства по регулиро­ванию валютных курсов, центральные банки потратили немало валюты; больше всех, десятки миллиардов дол­ларов, израсходовал Бундесбанк (Bundes Bаnk - централь­ный банк Германии), поскольку фунт непрерывно падал против немецкой марки. В итоге Банк Англии (Bank of England, ВОЕ) исчерпал все возможности выполнять обя­зательства по поддержанию курса фунта в соответствии с требованиями европейского механизма регулирования. Дальнейший подъем процентных ставок был невозможен - они и так уже находились на слишком высоком уровне, создавая дополнительные проблемы в экономике, в част­ности увеличивая безработицу. Поэтому в конце концов Банк принял неизбежное решение - предоставил рынку регулировать курса фунта, который сразу вслед за этим резко упал, и Англия вышла из европейского механизма регулирования обменных курсов. Правильное понимание сути ситуации и предвидение ее исхода позволили Соро­су вовремя сделать верные ставки против фунта и зара­ботать свой миллиард долларов [10].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.