| |||
Выпуск продукции, шт. |
Издержки, млн руб. |
||
постоянные |
переменные |
валовые |
|
0 1 2 3 4 |
200 200 200 200 200 |
0 200 350 500 700 |
200 400 550 700 900 |
Под предельными издержками понимается изменение величины валовых издержек в результате изменения объема выпуска на одну единицу.[6]
Предельные издержки можно исчислить по формуле:
MC=TC2-TC1 или (5)
где МС – предельные издержки;
- предыдущая и последующая величина валовых издержек соответственно;
- предыдущая и последующая величина объема выпуска соответственно.
Графически предельные издержки изображаются следующим образом (см. рис.5.)
Между кривыми предельных издержек, средних валовых и средних переменных существует прямая взаимосвязь:
Рис. 5. Предельные и средние издержки
- когда предельные издержки меньше средних валовых издержек и средних переменных издержек MC < AC, AVC производство каждой добавочной единицы продукта уменьшает средние издержки, поэтому кривые АС и AVC идут вниз;
- когда МС > АС, AVC производство каждой добавочной единицы продукта увеличивает средние издержки, поэтому кривые АС и AVC идут вниз;
- наконец, кривая МС пересекает кривые AC и AVC в точках их минимального значения, то есть МС = АС, AVC, когда АС, АVC = min.
Часто в процессе производства приходится делать выбор между разными ресурсами. Количество продуктов, от которого следует отказаться или которым
нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называются альтернативными или вмененными издержками. Подразумевается не действительно состоявшийся расход ресурсов, а потеря тех товаров, которые могли быть произведены из других ресурсов, дать иной доход. Это потеря возможностей.
Поскольку альтернативные издержки предполагают наличие выбора между различными вариантами использования имеющихся средств, они играют важную роль при планировании производственной деятельности. Отдавая предпочтение какому-либо варианту вложения средств, предприятие несет не только издержки, связанные с реализацией выбранного варианта, но также утратит часть возможных поступлений в качестве альтернативного варианта. Поэтому предпринимателю приходится постоянно сравнивать, оценивать, выбирать между соответствующими способами приложения средств.
Конкуренция породила трансакционные издержки. Они связаны с защитой предпринимательской позиции при рыночных сделках и не связаны с процессом создания стоимости. Они создают блага, имеющие ценность для индивида или коллективного агента экономики (предприятия, фирмы, ассоциации).[7] К ним относятся расходы по поиску нужной деловой информации, ведению переговоров, заключению контрактов, охраны фирменных знаков и торговых марок. Считается также, что разновидность такого рода издержек являются потери от так называемого оппортунистического поведения контрагентов, когда те ведут переговорный процесс с большей выгодой для себя.
Совокупность затрат торговых предприятий, связанных с процессом обращения товаров, составляет издержки обращения.[8] По своему экономическому содержанию издержки обращения делятся на чистые и дополнительные. К чистым издержкам обращения относятся затраты на реализацию товаров, т. е. рекламу, оплату продавцов, конторские и канцелярские расходы, содержание бухгалтерии. Дополнительные издержки обращения основаны на продолжении процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку товаров, их доработку, комплектирование, расфасовку, упаковку. Сюда же нужно отнести затраты на погрузочно – разгрузочные работы, расходы по аренде и содержанию зданий, сооружений и инвентаря, на текущий ремонт, монтаж холодильных установок. И чистые, и дополнительные издержки обращения включаются в цену товара в виде накидки на оптовую цену в пользу торговых предприятий. На рис. 6. приведена классификация издержек обращения.
Следует обратить внимание на различия в динамике издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде затраты переменных факторов могут быть изменены, тогда как затраты постоянных факторов являются фиксированными. При оптимизации переменного фактора издержки могут сократиться, но в процессе его наращивания издержки возрастут в силу действия закона убывающей отдачи.
В долгосрочном периоде все факторы становятся переменными. Товаропроизводитель располагает временем для усовершенствования производства, замены факторов на более прогрессивные виды. За счет этого достигается минимизация издержек. Однако в этом периоде на издержки влияет эффект масштаба.
Как мы видели, возникает экономия от масштаба, долгосрочные средние издержки сокращаются и, напротив, при отрицательной экономии от масштаба они возрастают.
Сокращение издержек зависит от общего состояния экономики и от внутрипроизводственных мероприятий. К первой группе факторов относят научно-технический прогресс, позволяющий предприятиям воспользоваться новинками для экономии средств, природно-климатические условия, удешевляющие естественные ресурсы. Вторая группа факторов основывается на умении использовать производственные мощности, обеспечить сбережение материальных ресурсов, снизить непроизводительные расходы.
Чистые издержки обращения |
Затраты на реализацию продукции |
Реклама |
Содержание административно- управленческого персонала |
Конторские и канцелярские расходы |
Оплата кредита |
Дополнительные издержки обращения |
Транспортные издержки |
Затраты на доработку товаров |
Затраты на комплектование товаров |
Затраты на погрузочно – разгрузочные работы |
Рис. 6. Классификация издержек обращения
1.3. Взаимосвязь прибыли и издержек
Прибыль, как основной мотив предпринимательской деятельности побуждает фирму искать способы максимизации прибыли. Существует несколько основных способов максимизации прибыли: увеличение массы прибыли, увеличение темпов прироста прибыли, снижение издержек производства и т.д.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.