Посредничество как вид предпринимательства, бизнеса характеризуется прежде всего тем, что посредник непосредственным образом не производит продукцию, не торгует товарами, валютой, ценными бумагами, не предоставляет деньги в кредит, но способствует осуществлению всех этих операций и заключению соответствующих сделок. Посредник чаше всего стоит между производителем, продавцом товара, с одной стороны, и покупателем, потребителем — с другой, соединяя их в единую цепь предпринимательской сделки.
Предприниматель, вступая в контакт с производителями, обладателями товаров и услуг, необходимых потребителям, получает у них информацию и о наличии данных товаров и условиях их продажи. За получение такой информации, являющейся фактором посреднического предпринимательства, предприниматель уплачивает деньги Дф. Следует, правда, отметить, что, так как продавец товаров заинтересован в их продаже, то вполне вероятно, что он не станет брать у посредника плату за информацию о своих товарах.
Получив информацию И от продавца, посредник сообщает ее покупателю, выясняя одновременно намерение потенциального покупателя приобрести предлагаемый товар, то есть получал встречную информацию И. За получение такой информации от покупателя, являющейся фактором посреднического предпринимательства, покупатель вправе потребовать от посредника деньги Дф. Однако, так как покупатель заинтересован в приобретении товара, вряд ли он такую плату будет требовать.
Далее предприниматель сообщает продавцу информацию И о желаниях и намерениях покупателя. Круг замыкается. Теперь уже и продавец, и покупатель обладают взаимной информацией, сведениями, достаточными, чтобы заключить сделку купли-продажи.
Если купля-продажа состоялась, то посредник вправе получить денежное вознаграждение Дт как от продавца, так и от покупателя. Впрочем, если сделка даже не состоялась, посредник вправе потребовать от той и другой стороны деньги Дт за предоставление каждой стороне информации И.
При этом, естественно, предприниматель запросит от продавцов и покупателей за информацию сумму Дт. большую, чем сумма Дф, которую, возможно, платил за информацию он сам. Так что в данной ситуации предприниматель становится коммерсантом, перепродающим информацию о продаже и покупке товаров обеим заинтересованным сторонам.
В российской экономической среде посредничество часто осуждается, как ненужное. Посредника считают “третьим лишним”. Само посредничество клеймится позорным словом “сводничество”, хотя в сводничестве нет ничего предосудительного. Между тем, в мире бизнеса не обойтись без посредников, они ускоряют и облегчают не только процессы купли-продажи, но и экономические процессы обращения товаров, услуг, денег в целом.
Предоставление информации правомерно считать услугой. С этих позиций посредничество можно относить к бизнесу услуг. Оказание услуги двум заинтересованным в ней сторонам состоит в данном случае в удовлетворении их взаимного желания вступить в контакт, чего они не могут, не способны сделать без посредника.
Обычно посредник — это брокер, маклер, торговый агент или просто побочный участник сделки, способствующий тому, чтобы увязать, связать между собой отдельные звенья, соединить лиц, так или иначе причастных к данной предпринимательской сделке. Посредническая деятельность распространена во многих сферах, посредник с одинаковым успехом способен соединить не только покупателя с продавцом, но и невесту с женихом, нанимателя и наемным работником, взяткодателя с взяткополучателем.
Посредничество как вид бизнеса привлекает тем, что не надо общаться с продукцией, товарами, деньгами, валютой, а только с людьми, которые имеют дело со всеми этими ценностями, обладают ими непосредственно. Бизнесмен-посредник получает свою долю прибыли не вследствие проведения им сделок купли-продажи, а за то, что он отыскал и свел нужных людей, выполнив тем самым посреднические услуги. Несомненно, что деятельность посредника носит вспомогательный, подсобный характер, но она во многом способствует ускорению и успешному проведению предпринимательских сделок.
Довольно многие пытаются быть посредниками в бизнесе, но далеко не всем это удается. Надо обладать высоким уровнем коммуникабельности, быть непрерывно связанным с каналами поступлений информации, понимать кого с кем следует или не следует соединять, мобильно восстанавливать нарушающиеся связи. К тому же посредник, соединив две стороны, часто рискует оказаться “сбоку припека” и быть отторгнутым от сделки.
Так, что распространенное убеждение, согласно которому посредник получает доходы “ни за что” должно быть подвергнуто сомнению. Другое дело, что зачастую посредник представляет себя как главное лицо, исходя из того, что он в некоторой степени координирует сделку, дирижирует ее исполнением. Поэтому посредник часто требует себе главный куш в виде высокого процента от общего объема заключенной с его участием сделки. Не следует забывать, что главными действующими лицами в бизнесе являются производители, продавцы, покупатели товаров и услуг.
Индивидуальный предприниматель (ИП) без образования юридического лица, являющийся физическим лицом, есть также организационно-правовая форма предприятия, например, крестьянское (фермерское) хозяйство является предприятием, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Преимущества данной организационно-правовой формы заключаются в следующем:
1. предприятие легко зарегистрировать, бюрократические процедуры незначительны;
2. владелец предприятия располагает полной свободой действий по сравнению с обществами или товариществами и поскольку доход предпринимателя непосредственно зависит от того, насколько успешно он действует в области бизнеса, таким образом, появляется стимул к эффективному ведению бизнеса;
3. достаточно низкие по сравнению с юридическими лицами ставки налогообложения: предприниматель не платит налог на добавленную стоимость (НДС) , налог на прибыль и т.д., он платит только индивидуальный подоходный налог, который относится к прогрессивным налогам (на нынешний момент ставка по нему составляет от 12 % до 45 % – максимальная ставка при годовом доходе свыше 300 тысяч рублей, правда есть серьезные опасения, что при реалиях существующей экономической системы с учетом инфляции максимальная ставка этого налога приведет к следующей ситуации: практически все слои населения, включая те, чей доход ниже прожиточного минимума, будут облагаться налогом по максимальной ставке) .
К недостаткам же можно отнести следующие моменты:
1. существует значительная ограниченность финансовых ресурсов: как правило финансов одного предпринимателя не достаточно, чтобы начать бизнес, не говоря уж о том, чтобы расширять уже начатое дело; например, предприниматель может взять ссуду в банке, но в нынешней экономической ситуации взять кредит в банке может лишь тот предприниматель, который имеет “блат” , т.е. знакомых в правлении или совете директоров банка, а чаще всего не просто какого-нибудь знакомого из правления, а знакомого председателя этого правления из-за того, что в нынешней экономической обстановке никаких юридических гарантий того, что ты возвратишь кредит, попросту нет. Это ставит начинающего свое дело предпринимателя в практически безнадежную ситуацию. В банке можно взять ссуду под залог имущества, но это к начинающему предпринимателю не относится, поскольку со сделками типа, когда под залог берут жилье, банки стараются не связываться из-за практически отсутствия возможности конфисковать это жилье в счет погашения займа. Проблема ограниченности финансовых ресурсов обостряется еще и тем, что существует определенный так называемый порог эффективности, т.е. минимальный размер бизнеса (в смысле объема оборота и капитала) , ниже этого порога предпринимательская деятельность становится порой не просто невыгодной, неэффективной, но и нежизнеспособной. Этот порог специалисты оценивают по-разному, но в любом случае счет идет на десятки тысяч долларов США. Как известно, для предпринимателя одна из острых проблем заключается в том, чтобы наладить стабильную, устойчивую связь с поставщиками, необходимость иметь надежное снабжение. Предприниматель часто испытывает со снабжением значительные трудности, в то время как средних размеров предприятие, которое выпускает аналогичную продукцию со снабжением не испытывает практически никаких проблем;
2. существующие отношения с властью: предприниматели не испытывают практически никакой поддержки со стороны властей;
3. одной из проблем, с которой сталкивается сегодня предприниматель является проблема отсутствия у него какого-либо профессионализма: он не знает, что такое бизнес, что такое бизнес-планирование; он, возможно и слышал о бизнес-плане, возможно видел его, но как правило не имеет ни малейшего представления о том, как его составлять; например, по сравнению с техническими навыками гораздо меньшее число людей обладает какими-либо познаниями в областях учета, организации, управления или маркетинга; в основной своей массе люди не представляют всех трудностей, с которыми им придется столкнуться при начинании бизнеса, в полном объеме, но даже если все-таки имеют представление, что их ждет, они все равно не знают, как справиться с этими проблемами. У многих предпринимателей отсутствует такое понятие как предпринимательская этика, например при распространении ложной информации предприниматель не несет практически никакой ответственности, т.е. фактически он может выдавать в рекламе любую информацию, предприниматели как говорится, делают деньги всеми возможными и невозможными способами;
4. она из трудностей при регистрации данной организационно-правовой формы заключается в следующем: иной раз очень трудно выбить лицензию на лицензируемый вид деятельности;
5. еще один недостаток состоит в том, что ответственность индивидуального предпринимателя неограниченна, т.е. предприниматель рискует всем своим имуществом, в отличие от акционеров, которые рискуют только активами фирмы, а не своим имуществом.
2.2. Понятие и виды некоммерческих организаций.
Общие положения. Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК).
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.[1]
Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. В сегодняшней России большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести концы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса.
Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, является слабым местом современного гражданского законодательства. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разграничения этих видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юридических лиц. Отмеченные законодателем признаки некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и бухгалтерского учета работоспособны, вопрос лишь в том, сможет ли законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается. В законодательстве, регулирующем правовое положение отдельных видов некоммерческих организаций, возобладал весьма странный принцип. В основу правового регулирования кладутся не особенности юридической формы, структуры субъектов права (как можно было бы ожидать), а специфика сферы их деятельности. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»[2] объединяет в одном документе нормы, регулирующие положение и производственных, и потребительских кооперативов в сельском хозяйстве, усматривая в них гораздо больше сходства, нежели различий. Аналогично и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[3] объединяет вместе такие разные виды юридических лиц, как фонды, общественные организации, учреждения лишь на том основании, что они занимаются благотворительностью. Непродуктивность такого законодательного подхода очевидна.
Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, предусмотренный ст. 116—123 ГК, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множества специальных нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое законодательное решение представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным. Уже история первых лет действия нового Гражданского кодекса дает множество примеров лавинообразного появления все новых и новых разновидностей юридических лиц. Но можно ли считать эти разновидности самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц? Отнюдь не всегда.
Согласно Гражданскому кодексу некоммерческими являются организации, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Помимо ГК, правовой статус некоммерческих организаций определен в Законе о некоммерческих организациях, принятом 8 декабря 1996 г.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ /п. 2 ст. 2 Закона/.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор.
В ГК определены следующие формы существования некоммерческих организаций в России: потребительские кооперативы /некоммерческие партнерства/, учреждения, фонды, общественные и религиозные организации /объединение/, объединения юридических лиц /ассоциации и союзы/. ГК РФ допускает создание некоммерческих организаций и в других формах, предусмотренных федеральными законами. Так же по соотношению в правах учредителей (участников) и самого юридического лица на имущество последнего некоммерческие организации делятся на:
1. юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права:
Ø хозяйственные общества и товарищества;
Ø потребительские кооперативы.
2. юридические лица, в отношение которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав:
Ø общественные и религиозные организации (объединения);
Ø благотворительные и иные фонды;
Ø объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
2.3 Акционерные общества – одна из форм коммерческого бизнеса
Коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями, называется акционерным обществом. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995. С. 16.
Акционерное общество - наиболее распространенная форма хозяйственного общества.
Особенностью акционерного общества является то, что все права акционера, их передача и прекращение связаны с передачей ценных бумаг (акций) и участник акционерного общества при выходе из него по общему правилу не может потребовать от общества никаких выплат, т.к. осуществить этот выход возможно лишь путем продажи или иного отчуждения своих акций другому лицу. Поэтому при выходе участников основной капитал акционерного общества не уменьшается.
В соответствии со ст. 97 ГК РФ акционерные общества подразделяются на два типа: акционерное общество открытого типа и акционерное общество закрытого типа.
Акционерное общество открытого типа распределяет свои акции среди неопределенного круга лиц, а потому только оно вправе проводить открытую подписку на акции, а его участники (акционеры) свободно отчуждают принадлежащие им акции, количество которых не может быть ограничено.
В акционерном обществе закрытого типа акции распределяются только между учредителями или среди заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на свои акции, а его участники приобретают имущественное право покупки акций, продаваемых выходящими из общества акционерами третьим лицам. Число участников в закрытом акционерном обществе не должно быть свыше 50.
Одной из важных форм контроля акционеров за деятельностью руководителей общества является принцип публичного ведения дел, который означает необходимость периодической публикации для всеобщего сведения годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну акционерного общества открытого типа (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Устав является единственным учредительным документом акционерного общества, где записана определенная система органов управления. В уставе указывается компетенция этих органов, а также фиксируются другие необходимые сведения, в частности о категориях выпускаемых акций, о размере его уставного капитала (п. 1 ст. 98 ГК РФ).
Акционерное общество может быть создано одним субъектом гражданского права или может сохраняться в случае приобретения всех его акций одним участником (п. 6 ст. 98 ГК РФ), что открывает возможность создания акционерных обществ (предприятий) с полным государственным или муниципальным участием. Однако единственным участником акционерного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 6 ст. 98 ГК РФ).
Для обеспечения гарантии прав кредиторов акционерного общества действующее законодательство предъявляет весьма жесткие требования к уставному капиталу. Так, до его полной оплаты запрещена открытая подписка на акции, что, по сути, означает обязанность учредителей общества оплатить акции первоначально самим по номинальной цене (п. 3 ст. 99 ГК РФ). В этих же целях установлено правило о том, что при уменьшении чистых активов общества ниже объявленного уставного капитала общество не вправе выплачивать дивиденд, а должно объявить и зарегистрировать уменьшение уставного капитала. Если стоимость таких активов становится меньше минимума, определенного законом, акционерное общество подлежит ликвидации. Оно обязано уведомить об этом своих кредиторов, которые получают право требовать досрочного исполнения или прекращения своих обязательств и возмещения в связи с этим убытков. Уменьшение уставного капитала общества может при этом производиться только двумя способами: либо путем уменьшения номинальной стоимости акций, либо покупки их части самим обществом с последующим погашением, если это прямо предусмотрено уставом общества.
Увеличение уставного капитала допускается путем повышения номинала акций либо выпуска дополнительных акций, и в уставе акционерного общества может быть предусмотрено преимущественное право владельцев голосующих акций на приобретение вновь выпускаемых акций. В то же время гражданское законодательство запрещает увеличение уставного капитала общества до его полной оплаты либо для покрытия убытков общества. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2 декабря 2004 г) Ст.28
Акционерное общество может реорганизоваться или ликвидироваться по решению общего собрания акционеров, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом его преобразование допускается только в иной вид хозяйственного общества или производственный кооператив (ст. 104 ГК РФ).
Организация акционерного капитала с помощью акций дает возможность быстрого отчуждения и приобретения акций, особенно с помощью биржевого механизма и предъявительских акций, что, по сути, означает возможность почти мгновенного переливания капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся рыночной конъюнктурой. В нынешних российских условиях форма акционерных обществ получила совершенно не свойственное ей развитие путем использования не для концентрации капитала, а для его раздачи в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
В то же время при наличии огромного числа мелких акционеров, как правило, некомпетентных в предпринимательской деятельности и заинтересованных только в получении дивидендов, руководители акционерного общества приобретают фактически бесконтрольную возможность распоряжения собранным громадным капиталом, что создает большую опасность злоупотреблений с их стороны или со стороны его учредителей.
Развитие различных форм бизнеса, количественный и качественный их рост, позволяют надеяться, что в ближайшем будущем этот сектор хозяйствования будет развиваться и в России. Поддержка предпринимательства в состоянии повлиять на оздоровление экономики в целом. Но для этого необходима государственная политика правительства, направленная на развитие бизнеса в нашей стране.
Как правило, развитие бизнеса является условием решения следующих проблем:
1. формирование рыночных отношений, которые способствуют большему удовлетворению потребностей населения; активизация научно-технического прогресса;
2. приближение производства товаров и услуг к потребителям;
3. повышение качества товаров и услуг из-за стремления к удовлетворению запросов потребителей;
4. привлечение средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
5. освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;
6. содействие перестройке в экономике: малый бизнес придает экономике гибкость, мобильность;
7. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
8. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств.
Именно предпринимательство, особенно в случае эффективно разработанной государственной политики, может стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 2006.
2. Анисимова Т. Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей. //Вопросы экономики.2002г.
3. Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс . ,2001 -М.,2001
4. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 2004
5. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 2003
6. Камаев В. Д. Экономика и бизнес. –М., 2005.
7. Карлоф Б. Деловая стратегия. -М., 2007.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. -М„ 2000.
9. Курс экономики : Учебник . Основы предпринимательства . - М.,2005
10. Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. -М., 1990.
11. Шумпетер И. Теория экономического развития. -М., 2000 с.
12. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. вып. 1. М., гл. 1, с.
14. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. М.: ТОО ”Вес”, 1995.
15. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. М. : Высш.шк.,1994.
16. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: “Экономика”, 2004.
[1]
[2] от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ (СЗ РФ 1995 № 50 Ст. 4870; 1997. № 10. Ст. 1120; 1999. № 8. Ст. 973; 2002. № 12. Ст. 1093)
[3] от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3334; 2002. № 12. Ст. 1093)
Страницы: 1, 2, 3