Рефераты. Внутренний контроль на предприятии. Внедрение системы внутреннего контроля бухгалтерского учета экон...






Внутренний контроль (аудит) организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только ос­новные направления внутреннего контроля — порядок проведения ин­вентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. Кроме того, государство регламентирует организацию внутреннего аудита в некото­рых областях хозяйственной жизни, в частности в банковской сфере. В настоящее время порядок организации внутреннего аудита в банках ус­танавливается в соответствии с приказом ЦБ РФ от 28 августа 1997 г, № 02-372 “О введении в действие Положения “Об организации внутрен­него контроля в банках”.

5. Используемые измерители

Так как целью внешнего аудита является подтверждение достоверно­сти бухгалтерского учета, который ведется в российской валюте - руб­лях, в рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансо­вая) отчетность.

При организации и осуществлении внутреннего контроля использу­ются как денежные, так и не денежные измерители. Успешно применяют­ся натуральные показатели (штуки, метры, тонны, литры и т.д.) - в за­висимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для измерения рабочего времени применяются такие показатели, как часы, машино-часы и т.д.


6. Объекты изучения

Объектами внешнего аудита являются разделы и участки бухгалтер­ского учета - основные средства, нематериальные активы, производ­ственные запасы, расчеты, уставный капитал, кредиты и займы и проч. По каждому разделу и участку бухгалтерского учета применяются тесты средств контроля и тесты оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.

При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы дея­тельности предприятия:

• снабжения — совокупность хозяйственных операций, предполага­ющих осуществление закупок товарно-материальных ценностей и плате­жей по ним, а также проведение соответствующих мероприятий и проце­дур контроля, действие которых распространяется на такие хозяйствен­ные операции, как направление заказа на закупку, получение товарно-материальных ценностей, оплата заказанных и полученных материаль­ных ценностей;

• производства — совокупность хозяйственных операций, предпола­гающих производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, ре­зультаты которых распространяются на такие хозяйственные операции,

как поддержание уровня запасов, передача товарно-материальных ценностей в производство, начисление и выплата заработной платы и др.;

* реализации (сбыта) или получения дохода совокупность хозяй­ственных операций, предполагающих получение предприятием доходов, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие хозяйственные опера­ции, как получение заказов на продажу продукции предприятия, отгруз­ка продукции и получение выручки.

7. Интеграция объектов изучения

При внешнем аудите хозяйственная деятельность предприятия вос­принимается как единое целое.

При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам ответственности структурным подразделениям, возглавляемым руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. К центрам ответственности относятся:

*   на промышленном предприятии — цех, участок, бригада;

*   на предприятии торговли - секция;

*   в научно-исследовательской организации — отдел;

*   в лечебном учреждении — отделение и т.д.

В отличие от управленческого учета, согласно принципам которого в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие, внутренний контроль включает в себя и соблюде­ние руководителями подразделений своих должностных обязанностей, нормативных документов, внутренних инструкций.

В управленческом учете различают центры ответственности:

•   затрат;

•   выручки;

•   прибыли.

Для целей внутреннего контроля все центры ответственности явля­ются, прежде всего, и центрами контроля.

8. Периодичность контроля

Обязательный внешний контроль (аудит), осуществляемый внешней (независимой) аудиторской организацией, проводится, как; правило, не чаще одного раза в год. Аудиторским заключением подтверждается го­довая бухгалтерская отчетность.

Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные конт­рольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодич­ность контрольных процедур. Главный принцип организации внутрен­него контроля — целесообразность и экономичность,

9. Степень открытости информации

Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользова­тель бухгалтерской отчетности экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденци­альной информацией предприятия является только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руковод­ству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. При публикации бухгалтерской отчетности указываются и ре­зультаты аудиторской проверки,

Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциаль­ный характер,

10. Степень надежности информации

При внешнем аудите аудитор должен оценить достоверность бухгал­терской отчетности экономического субъекта во всех существенных ас­пектах. Это означает, что оценки аудитора не могут быть абсолютно точ­ными.

Внутренний контроль зачастую не связан с операциями на счетах бух­галтерского учета. Руководство предприятия заинтересовано в предотв­ращении случаев мошенничества на своем предприятии (хищений, зло­употреблений служебным положением и проч.), однако атмосфера все­общей подозрительности, тотального надзора за каждым сотрудником не должна быть целью работы предприятия. Таким образом, внутренним контролем используются приблизительные, но оперативные оценки.

В то же время для внутреннего контроля важна каждая деталь. Сво­евременно незамеченный симптом может привести к существенным на­рушениям, мошенничеству.


11. Привязка ко времени

Внешний аудит изучает финансово-хозяйственную деятельность орга­низации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Таким образом, основной целью внешнего аудита является оценка достоверности отражения в учете того, что уже свершилось.

Внутренний контроль призван организовать структуру контроля, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внутреннего конт­роля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом/основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленны­ми правилами.

12. Функция управления

Являясь функцией управления, контроль подразделяется на предва­рительный, текущий и последующий. Внешний аудит представляет со­бой один из видов последующего контроля, А внутренний контроль — это совокупность методов предварительного текущего и последующего контроля.


1.3.             Законодательные основы организации внутреннего контроля.


Организация контроля со стороны руководства предприятия за своим имуществом, ресурсами и сотрудниками, как в целом, так и по отдельным вопросам регламентируется на уровне законов. Так, согласно ст. 295 Граж­данского кодекса РФ, “собственник имущества, находящегося в хозяйствен­ном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предпри­ятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществ­ляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадле­жащего предприятию имущества”. В соответствии с Кодексом законов о труде РФ (последние изменения внесены Федеральным законом от 30 ап­реля 1999 г, № 84-ФЗ) (ст. 146) “постоянный контроль за соблюдением ра­ботниками всех требований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций”

С утверждением в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения разнообразных средств внутреннего контроля в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают как вопросы бухгал­терского учета в целом, так и его контрольной функции в частности.

В настоящее время сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ “О бухгалтерском учете” и представлена тремя уровнями,

1. Законодательный уровень, включающий Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон “О бухгалтерском учете” и Положение “По ве­дению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций, устанавливать единые принци­пы внутреннего контроля в организации.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс­кой отчетности в РФ, основными задачами бухгалтерского учета являются:

• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредите­лям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности — инвесторам, кредито­рам и др.;

• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организаци­ей хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движе­нием имущества и обязательств, использованием материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

* предотвращение отрицательных результатов хозяйственной дея­тельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обес­печения ее финансовой устойчивости.

Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по контролю за деятельностью всех служб, участвующих в хозяй­ственных операциях и хозяйственной жизни.

2. Нормативный уровень, включающий нормативные акты, методи­ческие указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерско­го учета (преимущественно — документы Министерства финансов РФ). На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению.

Особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам учета имущества и контроля за его сохранностью и рациональным использованием, определяющие единообразный подход к отражаемым в бухгалтерском учете фактам. Применение этого подхода обязательно для всех предприятий и организаций независимо от их форм собственности, что само по себе является важнейшим из средств контроля.

3. Управленческий уровень, на котором общепринятые правила бух­галтерского учета и внутреннего контроля, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики.

Учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом организации внутреннего контроля на предприятии.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс­кой отчетности в РФ при формировании учетной политики утверждаются:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применя­емые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

• формы первичных учетных документов, применяемых для оформ­ления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

*   методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

*   порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Кроме того, для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных доку­ментов могут составляться сводные учетные документы.

Из всех перечисленных аспектов только возможность выбора одного из методов оценки отдельных видов имущества и обязательств относит­ся к области управленческого бухгалтерского учета. Все остальные аспекты — это основные направления создания системы внутреннего конт­роля в организации,

Согласно п. 5 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” предприя­тия имеют возможность выбора:

1) рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета,

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (в ред. при­казов Минфина РФ от 28 декабря 1994 г. 173, от 28 июля 1995 г. № 81, от 27 марта 1996 г. № 31, от 17 февраля 1997 г. № 15) субсчета, предусмотрен­ные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных субсче­тов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета;

2) форм первичных учетных документов, применяемых для оформле­ния хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Согласно п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в РФ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны про­водить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой прове­ряется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приложение к приказу Министерства финансов РФ от 13 июня 1995г. №49) (п.1.4)основными целями инвентаризации являются:

*   выявление фактического наличия имущества;

*    сопоставление фактического наличия имущества с данными бух­галтерского учета;

*   проверка полноты отражения в учете обязательств;

4) правил документооборота и технологии обработки учетной инфор­мации. В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. № 105, движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, при­нятие к учету, обработка, передача в архив — документооборот) регла­ментируется графиком. Работу по составлению графика документообо­рота организует главный бухгалтер. График документооборота утверж­дается приказом руководителя предприятия (учреждения). График дол­жен устанавливать на предприятии (в учреждении) рациональный доку­ментооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей, через которых будет проходить каждый первичный доку­мент, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всей учет­ной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных фун­кций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автома­тизации учетных работ;

5) порядка контроля за хозяйственными операциями.

Так, например, в соответствии с п. 1.3. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций целями учета долгосрочных инвестиций являются:

* своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по видам расходов и по учи­тываемым объектам;

* обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

* правильное определение и отражение инвентарной стоимости вво­димых в действие и приобретенных объектов основных средств, земель­ных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

* осуществление контроля за наличием и использованием источни­ков финансирования долгосрочных инвестиций.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (приложение к письму Министер­ства финансов СССР от 18 октября 1979 г. № 166) (п. 1.2) бухгалтерский учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов на предприятиях и в организациях должен обеспечить:

* контроль за сохранностью предметов в местах их хранения и эксп­луатации;

* правильное и своевременное документальное оформление опера­ций по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

* своевременное получение точных данных о наличии малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

* наблюдение за соответствием фактического наличия предметов ус­тановленным нормам запасов;

*   правильное исчисление суммы погашения стоимости предметов, на­ходящихся в эксплуатации, и отнесение этой суммы на себестоимость про­дукции, затраты непромышленных хозяйств, накладные расходы и т.п.

Согласно Федеральному закону “О бухгалтерском учете” (ст. 5 п. 3) “Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирую­щих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную по­литику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей дея­тельности”. Следовательно, в Законе подчеркивается, что система внут­реннего контроля каждого предприятия должна соответствовать размеру предприятия, структуре управления, составу и видам деятельности.

Таким образом, российским законодательством в настоящее время созданы объективные предпосылки для становления и развития на оте­чественных предприятиях современных систем внутреннего контроля с учетом ранее накопленного опыта и сложившихся традиций.































2.                    Система бухгалтерского учета как составная часть системы внутреннего контроля

2.1.        Цели и средства внутреннего контроля системы бухгалтерского учета

 

Любая хозяйственная деятельность предполагает осуществление хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета этих операций. Бухгалтерский учет включает в себя процедуру сбора данных, их регистрации и обработки. Такие процедуры могут выполняться как вручную, так и с помощью компьютеров. Соответствующие процедуры, выполняемые на компьютере, называются программируемыми процедурами бухгалтерского учета. Система на базе компьютера обычно, включает в себя набор как ручных, так и компьютеризованных процедур, обеспечивающих регистрацию данных по хозяйственным операциям с самого начала и до занесения в Главную книгу. Ведение бухгалтерского учета обеспечивается автоматизированной программой учета “1С-Бухгалтерия.7.7”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.