Постоянное соблюдение игровой дисциплины — залог успеха в борьбе с любым противником.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ
Классификация является основой для изучения и совершенствования тактики игры и повышения качества учебно-тренировочного процесса. До настоящего времени нет четко разработанной классификации игры, не существует также единых понятий и терминологии.
Тактику можно подразделить на два раздела: тактику нападения и тактику защиты. Каждый из этих разделов в зависимости от принципа организации действий игрока подразделяется на группы, включающие индивидуальные действия, групповые и командные.
В свою очередь, каждая из этих групп подразделяется на виды: например, индивидуальные действия в нападении могут быть двух видов — действия игрока без мяча и действия игрока с мячом.
Виды в зависимости от конкретного содержания игровых действий подразделяются на способы, или системы. Например, система игры в нападении со второй передачи игрока передней линии или система игры в нападении со второй передачи выходящего игрока задней линии.
Отдельные способы, имеющие различные особенности, подразделяются на варианты и комбинации. Например, одним из способов нападения со второй передачи является система нападения через выходящего игрока задней линии. Однако эта система; в зависимости от зоны выхода игрока подразделяется на три варианта: нападение через игрока, выходящего из зоны 1 (6,5).
а) изменения зоны передачи (благодаря чему нападающий принимает длинные, диагональные и отвесные пасы) и тренировки во всех зонах нападения;
б) применения различных видов и вариантов удара при различной удаленности от сетки и полном использовании ее ширины;
в) введения маркировки цели. Лишь тот, кто умеет пласировать мяч, будет технически хорошо выполнять точные нападающие удары.
Выполнять эти упражнения можно также под звуковой сигнал тренера или другого игрока о виде и цели удара (например, «Финт близко!»).
Проведение таких упражнений, связанных с отработкой технических умений и навыков, имеет смысл, хотя и не должно быть слишком интенсивным (при 12 игроках каждый из них должен выполнять на тренировке максимум один удар в минуту). Более целесообразными как для повышения интенсивности, так и для отработки тактики являются следующие комплексные упражнения, специально разработанные для нападения.
2. Упражнения с блоком: а) блокирующие (одиночный или двойной блок, смотря по численности игроков) непрерывно подпрыгивают, стараясь любым способом перехитрить нападающего игрока;
б) блокирующие подпрыгивают не при всяком на падающем ударе. Нападающий игрок должен прибегать к обманным действиям, если блокирующие подпрыгивают, в противном же случае выполнять нападающий удар (блокирующие должны при этом подпрыгивать полностью и действительно стремиться к блокированию мяча, а не к обману любой ценой на падающего) ;
в) оба блокирующих игрока ставят (по взаимной договоренности) одиночный или двойной блок. Задача нападающего при одиночном блоке заключается в преодолении его наиболее целесообразным видом удара, при двойном блоке — в применении обманных действий.
3. Упражнения с игроками площадки: а) принимающий игрок располагается в глубине центра игровой площадки. В тот момент, когда нападающий прыгает, принимающий игрок перебегает вправо или влево.
Задача нападающего заключается в том, чтобы попасть в незащищенную половину глубины площадки;
б) то же, что и в п. «а», но защитник перебегает от центральной точки игровой площадки в зону 1 или в зону 5.
4. Упражнения с игроками блока и площадки. Если все перечисленные выше упражнения посильны при необходимой концентрации игроку среднего класса, то при такой двойной комбинации трудности мгновенно возрастают вдвое. Поэтому рекомендуется повышать требования постепенно, начиная, например, с двойного блока и одного игрока площадки, причем последний меняет свою позицию, как описано выше. В этом случае перед нападающим могли бы открыться, в частности, такие варианты решения:
— при отсутствии блока или при одиночном блоке нападающий удар производится по незащищенной площадке (в зависимости от позиции, занимаемой блокирующим игроком площадки);
— при двойном блоке производится удар кистью руки или обманный удар (в зависимости откачества передачи для нападающего удара и позиции блокирующего) по незащищенной части площадки.
Для дальнейшего усложнения упражнений вводят дополнительных игроков площадки (вплоть до полной комбинации защиты), постепенно сокращая пустоты на игровой площадке.
Технику и тактику нападающего удара совершенствуют при выполнении всех комплексных упражнений, предназначенных для отработки коллективной тактики нападения (см. 2. 2. б).
2.1.5. Блокирование
Значение в игре. После появления первых нападающих ударов (в Европе в начале 20-х годов) невольно сформировалось блокирование, как наиболее эффективное защитное средство. Оно развивается от одиночного блока (около 1930 г.) до группового (конец 30-х годов).
Блокирование составляет ядро всей защиты и является ориентиром для защитников площадки при игре в волейбол. Если блокирующие не имеют успеха, т. е.дезориентированы, не прыгают или плохо прыгают, если мощь ударов не ослабевает или нападающий обнаруживает в защите пустоты, то вся команда позади блокирующих производит впечатление беспомощности.
С 1964 г., когда возможности блокирующих значительно расширились благодаря введению «переноса рук» и разрешению двойного касания, блок отчасти становится при возрастающем уровне игры даже средством нападения.
По частоте своего применения блокирование занимает первое место среди всех технических элементов. В среднем оно является каждым третьим действием отдельного игрока.
Из-за непосредственного влияния блока возникает около 18% всех ошибок в нападении противника (первенство мира 1966 г.). Ошибки при блокировании ведут к потере около 9 % (женщины — 11%) всех очков, а также являются причиной значительной части неудачных действий со стороны защитников.
Основной формой блокирования является двойной блок (72%). Одиночный (23,5%) и тройной блок (4,5%) применяют реже. Одиночный блок, как правило, не является для хорошего нападающего серьезным препятствием. Тройной блок представляет собой прежде всего в зоне 3 «вынужденное решение» под давлением противника за счет защиты игрового поля.
По техническому исполнению в настоящее время различают два основных варианта:
— блокирование с «консервативным», пассивным положением рук, причем руки переносятся мало или вовсе не переносятся;
— так называемый нападающий блок с активным перехватом.
Индивидуальная тактика. Индивидуальная тактика блокирующего игрока основывается прежде всего на достижимой высоте перехвата, которая зависит от прыгучести и длины тела блокирующего. При этом игрок прежде всего обдумывает, какую технику выбрать.
Наиболее эффективен нападающий блок, при выполнении которого блокирующий игрок стремится к тому, чтобы не только принять мяч на верхнем продолжении плоскости сетки, но и вслед за тем круто направить его активным действием рук и кистевых суставов на игровую площадку противника. Предпосылкой к этому является положение предплечий игрока (локти вблизи верхнего края сетки), обеспечивающее «свободу перемещения» рук над сеткой (не менее 50 см). Следует, однако, заметить, что высота, которой блокирующий игрок достигает обеими руками при прыжке из стойки, на 35—40 см ниже высоты, достигаемой им при прыжке в нападении. Тем самым, чтобы обеспечить в прыжке из стойки нападающий блок, блокирующий должен достичь максимальной высоты (при прыжке с разбега) — не менее 3,30 м (женщины — около 3 м). При блокировании прыжок из стойки тактически благоприятней, поскольку блокирующие игроки имеют возможность дольше наблюдать за нападающим игроком и могут лучше выбрать место и время для выполнения прыжка.
Однако большинство волейболистов ГДР пока еще не пользуются этим методом для отработки прыжков в высоту, достаточную для нападающего блока. Смотря по игровой манере нападающего команды противника, эти игроки решают, не целесообразней ли отказаться от эффекта нападающего блока и ограничиться, выполнив прыжок из стойки, при относительной надежности и хорошей возможности обзора, так сказать, пассивным, «легким» выбросом рук над сеткой. Таким игрокам следовало бы стремиться к наращиванию высоты прыжка до уровня, достаточного для блокирования, причем прыжок выполнять с разбега, хотя вначале будет затруднено наблюдение за противником и взаимодействие с партнерами по команде (это наблюдается в женских командах вследствие низкого уровня выброса рук над сеткой).
Если игрок предпочтет первый из вариантов блокирования, то его внимание должно концентрироваться на зоне и поведении игрока команды противника, выполняющего передачу для нападающего удара, чтобы по возможности раньше достичь зоны предполагаемого нападения. В последнем случае внимание следует концентрировать в первую очередь на мяче.
Далее нужно подумать о моменте прыжка. Если прыжок выполняют из стойки, то установить этот момент относительно просто. Визуально оценив действия нападающего при разбеге (направление разбега),
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР планирует соревнования на 4 года вперед в зависимости от сроков проведения спартакиады народов СССР.
Местные советы спортивных обществ и организаций составляют планы спортивных соревнований по территориальному, а ведомственные организации и добровольные спортивные общества— по ведомственному принципу.
Основой любого соревнования является соревнование в низовом коллективе.
Спортивные соревнования различают по целевому назначению, составу участников и некоторым другим признакам.
По формам проведения и целевому назначению они подразделяются на виды. Виды соревнований могут быть объединены в группы.
Спортивные соревнования в советской системе физического воспитания—неотъемлемая часть педагогического процесса. В них подводятся итоги, проверяется качество учебно-тренировочной работы игроков, команд, тренеров, а также всего коллектива в целом.
Соревнования способствуют повышению качества учебно-тренировочного процесса, организационному укреплению волейбольных секций коллективов физкультуры, воспитанию чувства товарищества, дружбы. Они служат одной из форм обмена опытом работы, средством внедрения в практику передовой спортивной техники и тактики и наиболее совершенных методов современной тренировки.
Участники соревнований учатся подчинять личные интересы коллективным, преодолевать трудности, проявлять волю в упорной спортивной борьбе.
В процессе соревнований укрепляются дружеские связи с различными странами.
В нашей стране сложилась определенная система спортивных соревнований, соответствующая особенностям организационной структуры физкультурного движения.
Эта система основана на четком планировании соревнований в четырехлетнем цикле с учетом возрастной преемственности, квалификации команд и закономерного чередования их проведения по территориальному, ведомственному и территориально-ведомственному принципу.
В волейболе соревнования преимущественно проводятся по территориально-ведомственному принципу, где основой является не сборная команда, а команда коллектива физической культуры или спортивного клуба.
Планирование спортивных соревнований носит централизованный характер.
ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнования могут быть календарными и товарищескими.
Календарные соревнования — официальные. Они предусматриваются календарным планом спортивных мероприятий, имеющим разработанное положение об их проведении. На основании результатов календарных соревнований определяется выполнение игроками норм Единой всесоюзной спортивной классификации.
Первенства (чемпионаты)—это наиболее ответственные соревнования, определяющие победителя (чемпиона) и место остальных команд-участниц.
Чемпионы первенств СССР награждаются золотыми медалями, а игроки команд, занявших II и III места, — соответственно серебряными и бронзовыми медалями. Чемпионы республик, городов, ДСО, ведомств награждаются жетонами.
Первенства проводятся один раз в год. На них не только выявляется победитель, но и проверяется состояние развития волейбола и уровень мастерства участников, а также подводятся итоги учебно-тренировочной работы за год.
В соревнованиях на кубок участвует много команд различной подготовленности и победитель выявляется в сравнительно короткие сроки. Такие соревнования проводятся один раз в год.
Товарищеские соревнования проводятся в учебно-тренировочных целях между отдельными командами или коллективами для проверки готовности к календарным соревнованиям.
Матчевые встречи могут проводиться между отдельными командами или группой команд неограниченное число раз в год. В них решаются различные учебно-тренировочные задачи. Эти соревнования также предусматриваются календарем и часто носят традиционный характер.
Показательные выступления проводятся между отдельными командами или группой команд. Цель контрольных игр — проверка подготовленности команд к календарным соревнованиям.
ГРУППЫ СОРЕВНОВАНИЮ
Соревнования объединяются в следующие группы:
1. Основные — первенства или чемпионаты и соревнования на кубок.
2. Вспомогательные — классификационные, или отборочные, или турниры претендентов.
3. Агитационно-массовые и показательные встречи.
В зависимости от состава участников соревнования проводятся для: 1) мальчиков и девочек (13—14 лет),
2) юношей и девушек (15—16 лет, 17—18 лет),
3) мужчин и женщин (19 лет и старше).
По масштабу соревнования подразделяются на: соревнования внутри коллектива физкультуры или клуба (цех, отдел, курс, факультет и между ними); районные и городские; областные, краевые и автономных республик; республиканские; всесоюзные; международные.
В соответствии со структурой физкультурного движения соревнования могут быть территориальными, ведомственными и территориально-ведомственными.
В территориальных соревнованиях участвуют сборные команды территориально-административных подразделений; в ведомственных— сборные команды коллективов физкультуры и спортивных клубов ведомства или ДСО либо сборные команды территориальных подразделений данного ведомства или ДСО; в межведомственных— сборные команды ведомств или ДСО (армии, профсоюзов, «Динамо» и др.); в территориально-ведомственных— сборные команды коллективов физкультуры и спортклубов различных ведомств и ДСО, представленных в территориальном делении, например «Буревестник» (Харьков), ЦСКА (Москва), «Динамо» (Краснодар).
Подготовка к соревнованиям начинается с составления положения.
ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ
Этот документ содержит следующие разделы:
1. Цели и задачи соревнований.
2. Место и сроки проведения.
3. Руководство проведением соревнования.
4. Участвующие организации и участники соревнований.
5. Способы розыгрыша, оценка результатов, выявление победителей.
6. Условия подачи и порядок рассмотрения протестов. 7. Порядок награждения команд-победителей и участников соревнований.
8. Условия приема команд.
9. Формы и сроки представления заявок, время и место проведения жеребьевки.
ЖЕРЕБЬЕВКА КОМАНД
Основное назначение жеребьевки — присвоить команде определенные номера. Перед жеребьевкой объявляется, по какой таблице будет составляться календарь игр. Проводится общая жеребьевка для всех команд одновременно или же с рассеиванием команд. Общая жеребьевка нужна в тех случаях, когда команды играют друг с другом без деления на подгруппы. Заранее заготовленные номера по количеству участвующих команд опускаются в урну.
Затем поочередно называются наименования команд и; для каждой из них вынимается номер из урны.
Жеребьевка с рассеиванием применяется при проведении соревнований с разделением команд на подгруппы. При рассеивании команд можно сформировать подгруппы, примерно равные по силам.
Применяются два способа рассеивания: рассеивание жребием и рассеивание по способу «змейка».
Команды рассеиваются по результатам, показанным ими на предыдущих или предварительных соревнованиях, или же по другим признакам.
Рассеивание жеребьевкой производится следующим образом. После определения принципа рассеивания берется число команд, соответствующее количеству подгрупп, и между ними бросается: жребий для распределения по подгруппам. Затем таким же образом распределяется по жребию следующая группа команд и т. д. Рассеиванию могут подвергаться или все команды или часть команд.
Это предусматривается положением о соревнованиях.. Если рассеиванию подвергается часть команд, то остальные команды распределяются по подгруппам чистой жеребьевкой.
Рассеивание по способу «змейка» производится следующим образом.
Командам в соответствии с их местом, занятым на предыдущих соревнованиях, присваиваются номера, и команды распределяются «змейкой» по подгруппам. При рассеивании команд на две подгруппы конфигурация «змейки» одна, а при рассеивании на три группы и более — другая.
При рассеивании по способу «змейка» создается условное равенство в подгруппах.
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
Существует два основных способа проведения соревнований по волейболу:
1) круговой способ в двух вариантах — без разбивки команд на подгруппы и с разбивкой команд на подгруппы — и
2) способ с выбыванием в двух вариантах — с выбыванием после одного поражения и с выбыванием после двух поражений.
Круговой способ. Принцип построения этого способа заключается в том, что команды встречаются друг с другом или по одному разу (в один круг) или дважды (в два круга). Победителем считается команда, набравшая наибольшую сумму очков за все соревнования. Круговой способ позволяет точно выявить победителя соревнований, определить места всех участвующих команд.
Недостатком этого способа является то, что для проведения соревнований требуется много времени. Этот недостаток частично устраняется при применении варианта разбивки на подгруппы. При проведении соревнований по круговому способу четному количеству команд потребуется календарных дней на единицу меньше их числа, а при нечетном—-равное числу команд.
Для определения количества встреч при проведении соревнований по круговому способу пользуются следующей формулой
А(А-1)
2 ~Х'
<где А — число команд, х — количество встреч.
Например, узнаем количество встреч при 24 командах:
24 х (24 — 1) 24 X 23 552
Следовательно, для проведения соревнований по круговому ^способу для 24 команд потребуется 276 встреч.
Разовые встречи проводятся на площадках (в залах) играющих команд с интервалами в несколько дней между каждой календарной игрой. Как правило, игры чередуются на своем поле и поле противника. Разовые встречи можно назначать в различные дни и часы с учетом занятости участников на работе и учебе.
Страницы: 1, 2, 3, 4