Рефераты. Волейбол






Постоянное соблюдение игровой дисциплины — залог успеха в борьбе с любым противником.


КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ


Классификация является основой для изучения и совершен­ствования тактики игры и повышения качества учебно-трениро­вочного процесса. До настоящего времени нет четко разработан­ной классификации игры, не существует также единых понятий и терминологии.

Тактику можно подразделить на два раздела: тактику напа­дения и тактику защиты. Каждый из этих разделов в зависимо­сти от принципа организации действий игрока подразделяется на группы, включающие индивидуальные действия, групповые и командные.                                                                 

В свою очередь, каждая из этих групп подразделяется на ви­ды: например, индивидуальные действия в нападении могут быть двух видов — действия игрока без мяча и действия игрока с мячом.

Виды в зависимости от конкретного содержания игровых дей­ствий подразделяются на способы, или системы. Например, си­стема игры в нападении со второй передачи игрока передней ли­нии или система игры в нападении со второй передачи выходя­щего игрока задней линии.

Отдельные способы, имеющие различные особенности, под­разделяются на варианты и комбинации. Например, одним из способов нападения со второй передачи является система нападе­ния через выходящего игрока задней линии. Однако эта система; в зависимости от зоны выхода игрока подразделяется на три варианта: нападение через игрока, выходящего из зоны 1 (6,5).

а)       изменения зоны передачи (благодаря чему на­падающий принимает длинные, диагональные и отвесные пасы) и тренировки во всех зонах нападения;

б)      применения различных видов и вариантов удара при различной удаленности от сетки и полном исполь­зовании ее ширины;

в)       введения маркировки цели. Лишь тот, кто умеет пласировать мяч, будет технически хорошо выполнять точные нападающие удары.

Выполнять эти упражнения можно также под зву­ковой сигнал тренера или другого игрока о виде и цели удара (например, «Финт близко!»).

Проведение таких упражнений, связанных с отра­боткой технических умений и навыков, имеет смысл, хотя и не должно быть слишком интенсивным (при 12 игроках каждый из них должен выполнять на тре­нировке максимум один удар в минуту). Более целесо­образными как для повышения интенсивности, так и для отработки тактики являются следующие комплекс­ные упражнения, специально разработанные для напа­дения.

2.       Упражнения с блоком: а) блокирующие (одиноч­ный или двойной блок, смотря по численности игроков) непрерывно подпрыгивают, стараясь любым способом перехитрить нападающего игрока;

б)      блокирующие подпрыгивают не при всяком на­ падающем ударе. Нападающий игрок должен прибе­гать к обманным действиям, если блокирующие под­прыгивают, в противном же случае выполнять на­падающий удар (блокирующие должны при этом подпрыгивать полностью и действительно стремиться к блокированию мяча, а не к обману любой ценой на­ падающего) ;

в)       оба блокирующих игрока ставят (по взаимной договоренности) одиночный или двойной блок. Задача нападающего при одиночном блоке заключается в пре­одолении его наиболее целесообразным видом удара, при двойном блоке — в применении обманных дей­ствий.

3.       Упражнения с игроками площадки: а) прини­мающий игрок располагается в глубине центра игровой площадки. В тот момент, когда нападающий пры­гает, принимающий игрок перебегает вправо или влево.

Задача нападающего заключается в том, чтобы попасть в незащищенную половину глубины площадки;

б) то же, что и в п. «а», но защитник перебегает от центральной точки игровой площадки в зону 1 или в зону 5.

4. Упражнения с игроками блока и площадки. Если все перечисленные выше упражнения посильны при необходимой концентрации игроку среднего класса, то при такой двойной комбинации трудности мгновенно возрастают вдвое. Поэтому рекомендуется повышать требования постепенно, начиная, например, с двойного блока и одного игрока площадки, причем последний меняет свою позицию, как описано выше. В этом слу­чае перед нападающим могли бы открыться, в частно­сти, такие варианты решения:

—  при отсутствии блока или при одиночном блоке нападающий удар производится по незащищенной пло­щадке (в зависимости от позиции, занимаемой блоки­рующим игроком площадки);

—  при двойном блоке производится удар кистью руки или обманный удар (в зависимости откачества передачи для нападающего удара и позиции блокирую­щего) по незащищенной части площадки.

Для дальнейшего усложнения упражнений вводят дополнительных игроков площадки (вплоть до полной комбинации защиты), постепенно сокращая пустоты на игровой площадке.

Технику и тактику нападающего удара совершен­ствуют при выполнении всех комплексных упражне­ний, предназначенных для отработки коллективной тактики нападения (см. 2. 2. б).

2.1.5. Блокирование

Значение в игре. После появления первых нападающих ударов (в Европе в начале 20-х годов) не­вольно сформировалось блокирование, как наиболее эффективное защитное средство. Оно развивается от одиночного блока (около 1930 г.) до группового (конец 30-х годов).

Блокирование составляет ядро всей защиты и явля­ется ориентиром для защитников площадки при игре в волейбол. Если блокирующие не имеют успеха, т. е.дезориентированы, не прыгают или плохо прыгают, если мощь ударов не ослабевает или нападающий обна­руживает в защите пустоты, то вся команда позади блокирующих производит впечатление беспомощности.

С 1964 г., когда возможности блокирующих значи­тельно расширились благодаря введению «переноса рук» и разрешению двойного касания, блок отчасти становится при возрастающем уровне игры даже средством нападения.

По частоте своего применения блокирование зани­мает первое место среди всех технических элементов. В среднем оно является каждым третьим действием отдельного игрока.

Из-за непосредственного влияния блока возникает около 18% всех ошибок в нападении противника (пер­венство мира 1966 г.). Ошибки при блокировании ведут к потере около 9 % (женщины — 11%) всех очков, а так­же являются причиной значительной части неудачных действий со стороны защитников.

Основной формой блокирования является двойной блок (72%). Одиночный (23,5%) и тройной блок (4,5%) применяют реже. Одиночный блок, как правило, не яв­ляется для хорошего нападающего серьезным препят­ствием. Тройной блок представляет собой прежде всего в зоне 3 «вынужденное решение» под давлением про­тивника за счет защиты игрового поля.

По техническому исполнению в настоящее время различают два основных варианта:

—  блокирование с «консервативным», пассивным положением рук, причем руки переносятся мало или вовсе не переносятся;

—  так называемый нападающий блок с активным перехватом.

Индивидуальная тактика. Индивидуальная тактика блокирующего игрока основывается прежде всего на достижимой высоте перехвата, которая зависит от пры­гучести и длины тела блокирующего. При этом игрок прежде всего обдумывает, какую технику выбрать.

Наиболее эффективен нападающий блок, при вы­полнении которого блокирующий игрок стремится к тому, чтобы не только принять мяч на верхнем про­должении плоскости сетки, но и вслед за тем круто на­править его активным действием рук и кистевых суставов на игровую площадку противника. Предпосылкой к этому является положение предплечий игрока (локти вблизи верхнего края сетки), обеспечивающее «свобо­ду перемещения» рук над сеткой (не менее 50 см). Сле­дует, однако, заметить, что высота, которой блокирую­щий игрок достигает обеими руками при прыжке из стойки, на 35—40 см ниже высоты, достигаемой им при прыжке в нападении. Тем самым, чтобы обеспечить в прыжке из стойки нападающий блок, блокирующий должен достичь максимальной высоты (при прыжке с разбега) — не менее 3,30 м (женщины — около 3 м). При блокировании прыжок из стойки тактически бла­гоприятней, поскольку блокирующие игроки имеют возможность дольше наблюдать за нападающим игро­ком и могут лучше выбрать место и время для выпол­нения прыжка.

Однако большинство волейболистов ГДР пока еще не пользуются этим методом для отработки прыжков в высоту, достаточную для нападающего блока. Смот­ря по игровой манере нападающего команды против­ника, эти игроки решают, не целесообразней ли отка­заться от эффекта нападающего блока и ограничиться, выполнив прыжок из стойки, при относительной на­дежности и хорошей возможности обзора, так сказать, пассивным, «легким» выбросом рук над сеткой. Таким игрокам следовало бы стремиться к наращиванию вы­соты прыжка до уровня, достаточного для блокирова­ния, причем прыжок выполнять с разбега, хотя внача­ле будет затруднено наблюдение за противником и взаимодействие с партнерами по команде (это наблю­дается в женских командах вследствие низкого уровня выброса рук над сеткой).

Если игрок предпочтет первый из вариантов блоки­рования, то его внимание должно концентрироваться на зоне и поведении игрока команды противника, вы­полняющего передачу для нападающего удара, чтобы по возможности раньше достичь зоны предполагаемого нападения. В последнем случае внимание следует кон­центрировать в первую очередь на мяче.

Далее нужно подумать о моменте прыжка. Если прыжок выполняют из стойки, то установить этот момент относительно просто. Визуально оценив дейст­вия нападающего при разбеге (направление разбега),

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР планирует соревнования на 4 года вперед в зависимости от сроков проведения спартакиады народов СССР.

Местные советы спортивных обществ и организаций составля­ют планы спортивных соревнований по территориальному, а ве­домственные организации и добровольные спортивные общест­ва— по ведомственному принципу.

Основой любого соревнования является соревнование в низо­вом коллективе.

Спортивные соревнования различают по целевому назначе­нию, составу участников и некоторым другим признакам.

По формам проведения и целевому назначению они подразде­ляются на виды. Виды соревнований могут быть объединены в группы.

 Спортивные соревнования в советской системе физического воспитания—неотъемлемая часть педагогического процесса. В них подводятся итоги, проверяется качество учебно-тренировоч­ной работы игроков, команд, тренеров, а также всего коллектива в целом.

Соревнования способствуют повышению качества учебно-тре­нировочного процесса, организационному укреплению волейболь­ных секций коллективов физкультуры, воспитанию чувства това­рищества, дружбы. Они служат одной из форм обмена опытом работы, средством внедрения в практику передовой спортивной техники и тактики и наиболее совершенных методов современной тренировки.

Участники соревнований учатся подчинять личные интересы коллективным, преодолевать трудности, проявлять волю в упор­ной спортивной борьбе.

В процессе соревнований укрепляются дружеские связи с раз­личными странами.

В нашей стране сложилась определенная система спортивных соревнований, соответствующая особенностям организационной структуры физкультурного движения.

Эта система основана на четком планировании соревнований в четырехлетнем цикле с учетом возрастной преемственности, ква­лификации команд и закономерного чередования их проведения по территориальному, ведомственному и территориально-ведом­ственному принципу.

В волейболе соревнования преимущественно проводятся по территориально-ведомственному принципу, где основой является не сборная команда, а команда коллектива физической культуры или спортивного клуба.

Планирование спортивных соревнований носит централизован­ный характер.


ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ


Соревнования могут быть календарными и товарищескими.

Календарные соревнования — официальные. Они предусмат­риваются календарным планом спортивных мероприятий, имею­щим разработанное положение об их проведении. На основании результатов календарных соревнований определяется выполнение игроками норм Единой всесоюзной спортивной классификации.

Первенства (чемпионаты)—это наиболее ответственные соревнования, определяющие победителя (чемпиона) и место остальных команд-участниц.

Чемпионы первенств СССР награждаются золотыми медаля­ми, а игроки команд, занявших II и III места, — соответственно серебряными и бронзовыми медалями. Чемпионы республик, го­родов, ДСО, ведомств награждаются жетонами.

Первенства проводятся один раз в год. На них не только выяв­ляется победитель, но и проверяется состояние развития волей­бола и уровень мастерства участников, а также подводятся ито­ги учебно-тренировочной работы за год.

В соревнованиях на кубок участвует много команд различной подготовленности и победитель выявляется в сравни­тельно короткие сроки. Такие соревнования проводятся один раз в год.

Товарищеские соревнования проводятся в учебно-тренировоч­ных целях между отдельными командами или коллективами для проверки готовности к календарным соревнованиям.

Матчевые встречи могут проводиться между отдельными командами или группой команд неограниченное число раз в год. В них решаются различные учебно-тренировочные задачи. Эти соревнования также предусматриваются календарем и часто но­сят традиционный характер.

Показательные выступления проводятся между отдельными командами или группой команд. Цель контрольных игр — про­верка подготовленности команд к календарным соревнованиям.


ГРУППЫ СОРЕВНОВАНИЮ


Соревнования объединяются в следующие группы:

1.  Основные — первенства или чемпионаты и соревнования на
кубок.

2.  Вспомогательные — классификационные, или отборочные,
или турниры претендентов.

3.  Агитационно-массовые и показательные встречи.

В зависимости от состава участников соревнования проводят­ся для: 1) мальчиков и девочек (13—14 лет),

2)   юношей и девушек (15—16 лет, 17—18 лет),

3)   мужчин и женщин (19 лет и старше).

По масштабу соревнования подразделяются на: соревнования внутри коллектива физкультуры или клуба (цех, отдел, курс, фа­культет и между ними); районные и городские; областные, крае­вые и автономных республик; республиканские; всесоюзные; ме­ждународные.

В соответствии со структурой физкультурного движения со­ревнования могут быть территориальными, ведомственными и территориально-ведомственными.

В территориальных соревнованиях участвуют сборные коман­ды территориально-административных подразделений; в ведомст­венных— сборные команды коллективов физкультуры и спортив­ных клубов ведомства или ДСО либо сборные команды террито­риальных подразделений данного ведомства или ДСО; в межве­домственных— сборные команды ведомств или ДСО (армии, профсоюзов, «Динамо» и др.); в территориально-ведомственных— сборные команды коллективов физкультуры и спортклубов раз­личных ведомств и ДСО, представленных в территориальном де­лении, например «Буревестник» (Харьков), ЦСКА (Москва), «Динамо» (Краснодар).

Подготовка к соревнованиям начинается с составления поло­жения.

ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ


Этот документ содержит следующие разделы:

1.  Цели и задачи соревнований.

2.  Место и сроки проведения.

3.  Руководство проведением соревнования.

4.  Участвующие организации и участники соревнований.

5.  Способы розыгрыша, оценка результатов, выявление побе­дителей.

6. Условия подачи и порядок рассмотрения протестов. 7. Порядок награждения команд-победителей и участников со­ревнований.

8. Условия приема команд.

9. Формы и сроки представления заявок, время и место прове­дения жеребьевки.

ЖЕРЕБЬЕВКА КОМАНД

Основное назначение жеребьевки — присвоить команде опре­деленные номера. Перед жеребьевкой объявляется, по какой таб­лице будет составляться календарь игр. Проводится общая же­ребьевка для всех команд одновременно или же с рассеиванием команд. Общая жеребьевка нужна в тех случаях, когда команды играют друг с другом без деления на подгруппы. Заранее заготов­ленные номера по количеству участвующих команд опускаются в урну.

Затем поочередно называются наименования команд и; для каждой из них вынимается номер из урны.

Жеребьевка с рассеиванием применяется при проведении со­ревнований с разделением команд на подгруппы. При рассеива­нии команд можно сформировать подгруппы, примерно равные по силам.

Применяются два способа рассеивания: рассеивание жребием и рассеивание по способу «змейка».

Команды рассеиваются по результатам, показанным ими на предыдущих или предварительных соревнованиях, или же по другим признакам.

Рассеивание жеребьевкой производится следующим образом. После определения принципа рассеивания берется число команд, соответствующее количеству подгрупп, и между ними бросается: жребий для распределения по подгруппам. Затем таким же обра­зом распределяется по жребию следующая группа команд и т. д. Рассеиванию могут подвергаться или все команды или часть команд.

Это предусматривается положением о соревнованиях.. Если рассеиванию подвергается часть команд, то остальные команды распределяются по подгруппам чистой жеребьевкой.

Рассеивание по способу «змейка» производится следующим образом.

Командам в соответствии с их местом, занятым на предыду­щих соревнованиях, присваиваются номера, и команды распре­деляются «змейкой» по подгруппам. При рассеивании команд на две подгруппы конфигурация «змейки» одна, а при рассеивании на три группы и более — другая.

При рассеивании по способу «змейка» создается условное ра­венство в подгруппах.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ


Существует два основных способа проведения соревнований по волейболу:

1)   круговой способ в двух вариантах — без разбивки команд
на подгруппы и с разбивкой команд на подгруппы — и

2)   способ с выбыванием в двух вариантах — с выбыванием
после одного поражения и с выбыванием после двух поражений.

Круговой способ. Принцип построения этого способа заклю­чается в том, что команды встречаются друг с другом или по од­ному разу (в один круг) или дважды (в два круга). Победителем считается команда, набравшая наибольшую сумму очков за все соревнования. Круговой способ позволяет точно выявить победи­теля соревнований, определить места всех участвующих команд.

Недостатком этого способа является то, что для проведения соревнований требуется много времени. Этот недостаток частич­но устраняется при применении варианта разбивки на подгруппы. При проведении соревнований по круговому способу четному ко­личеству команд потребуется календарных дней на единицу меньше их числа, а при нечетном—-равное числу команд.

Для определения количества встреч при проведении соревнований по круговому способу пользуются следующей формулой

А(А-1)

~Х'

<где А — число команд, х — количество встреч.

Например, узнаем количество встреч при 24 командах:

24 х (24 — 1)      24 X 23  552

Следовательно, для проведения соревнований по круговому ^способу для 24 команд потребуется 276 встреч.

Разовые встречи проводятся на площадках (в залах) играющих команд с интервалами в несколько дней между каждой календарной игрой. Как правило, игры чередуются на своем поле и поле противника. Разовые встречи можно назначать в различ­ные дни и часы с учетом занятости участников на работе и учебе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.