– разработку комплекса информационных и представительских материалов о Екатеринбурге, ассортимента сувениров с символикой города;
– привлечение представителей науки, культуры, бизнеса, работников органов управления и широких кругов общественности к обсуждению перспектив развития Екатеринбурга как туристского центра.
На сегодняшний день имеется достаточное количество положительных факторов, которые выделяют Екатеринбург из числа других российских городов и позитивно влияют на развитие в городе въездного и внутреннего туризма:
– большой интерес иностранцев к истории, культуре, искусству нашей страны, ее разнообразной природе, национальным особенностям, что является основным мотивом для развития туризма в любой стране (научный, познавательный, образовательный и спортивный виды туризма), растущий интерес к таким туристическим маршрутам как «Путешествие по Транссибирской магистрали»;
– экономическая заинтересованность жителей других регионов и стран в установлении деловых контактов с предприятиями и организациями города (деловой и научный туризм);
– являясь административным центром Уральского Федерального округа, центром развития академической и отраслевой науки, город принимает большинство выставок, конгрессов, спортивных соревнований, культурных мероприятий, рассчитанных на привлечение всех областей, входящих в округ;
– наличие в регионе естественных природных условий для развития спортивного, охотничьего и экстремального туризма;
– тот факт, что транспортная инфраструктура города делает его начальным и конечным пунктом туристских маршрутов по Уралу;
– богатый спектр памятников архитектуры, инженерного искусства, истории, археологии и культуры, находящихся как в Екатеринбурге, так и близлежащих городах;
– увеличение в городе числа гостиниц со средним и высоким уровнем обслуживания (47 гостиниц, пригодных для размещения туристов, имеют 4273 мест);
– прямое воздушное и железнодорожное сообщение со многими городами СНГ и через связывающие рейсы (Lufthansa, British Airlines, Чешские авиалинии) с городами всех континентов;
– большое количество ресторанов и развлекательных центров, соответствующих мировым стандартам;
– наличие в городе Уральской Ассоциации туризма и крупных, обладающих хорошей деловой репутацией и опытом туристских фирм, способных организовывать качественные туристские и экскурсионные маршруты.
Вместе с тем в настоящее время на развитие въездного туризма в Екатеринбурге влияет ряд негативных факторов как макроэкономического, так и микроэкономического характера:
– образ России в целом как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
– действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
– отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику Екатеринбурга как места для туризма;
– недостаточное развитие инфраструктуры гостинично-туристского комплекса города, состояние которого еще не соответствует мировым стандартам в туризме;
– проблема нехватки гостиничных номеров среднего класса, категории 2-3 звезды, ценового диапазона до 100 долларов США и дешевых гостиниц для молодежного туризма;
– малое количество специализированных автотранспортных средств для перевозки туристов;
– состояние объектов показа;
– отсутствие целенаправленной программы по предоставлению туристских предложений в периоды «мертвого сезона» (основные потоки загрузки гостиниц приходятся на апрель, июнь, сентябрь и октябрь);
– исторически Екатеринбург не ассоциировался как город, интересный для туризма, вследствие чего необходима масштабная и системная работа по созданию и продвижению нового имиджа города;
– отсутствие системы учета потоков въездного туризма и показателей его влияния на экономику города;
– отсутствие программы поддержки туристских фирм, занимающихся въездным туризмом.
За период с 2000 года значительно изменилась туристская инфраструктура города.
Изменения в туристической инфраструктуре города за период действия Программы «Развитие туризма в городе Екатеринбурге до 2003г»
Наименование элемента туристической инфраструктуры
2000 год
Первое полугодие 2004 года
Турфирм всего
Из них занимающихся въездным туризмом
118
240 (из них 200 турфирм и 40 туроператоров)
10
32
Экскурсионные маршруты по городу
около 15
46
Рестораны, бары, кафе
24, 22, 71
32, 39, 135
Средства размещения (гостиницы, кемпинги, дополнительные средства проживания)
27
47
Вузы, готовящие кадры для туризма
3
2 - государственных,
1 - негосударственный
7 - государственных,
3 - негосударственных
Авиакомпании
5
7
Магазины, торгующие сувенирной продукцией с символикой города
Отсутствовали
34
Объекты предпринимательской деятельности, предоставляющие
услуги культурно-развлекательного характера:
казино,
точки игровых автоматов,
букмекерские конторы,
бильярд, боулинг,
культурно-развлекательные заведения.
152
13
124
23
11
Гостиничный комплекс города Екатеринбурга представлен 26 гостиницами на 2034 номера и 3302 места. Кроме того, активно эксплуатируются 2 кемпинга на 23 номера и 46 мест и 19 дополнительных средств проживания на 482 номера и 925 мест (по данным Комитета по бытовому обслуживанию Администрации города Екатеринбурга на 01.10.2004).
Объем номерного фонда всех средств размещения города Екатеринбурга в 2001-2004 годах и прогноз на 2005 год
Объем номерного фонда всех средств размещения города
2001 год
2002 год
2003 год
2004 год
Прогноз на 2005 год
Общее количество номеров
1945
1777
2539
2914
Общее количество мест
3449
3252
4273
4857
Таким образом, в 2004 году прирост номерного фонда составил 30,5% по количеству номеров и 23,9% по количеству мест по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года.
В настоящее время в гостиничном хозяйстве города занято 1937 человек.
В 2002 году в гостиницах, по экспертной оценке, было зарегистрировано 678566 ночевок, что на 11% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя продолжительность пребывания одного туриста составила 2,6 дней (в 2001 году – 2,4 дня). В 2003 году в гостиницах, по данным Комитета по бытовому обслуживанию населения Администрации города Екатеринбурга на 01.07.2004, было зарегистрировано 622164 ночевки. Небольшие колебания данного показателя отразились и на коэффициенте загрузки номерного фонда. Тем не менее, данный коэффициент по-прежнему превышает общепринятую норму загрузки номерного фонда на 6%.
Уровень загрузки номерного фонда гостиниц Екатеринбурга в 2000-2003 годах
Коэффициент загрузки номерного фонда гостиниц Екатеринбурга
Общепринятая норма загрузки номерного фонда гостиниц
50%
42%
53%
59,3%
56%
Рентабельность гостиничного комплекса города Екатеринбурга в последние годы последовательно растет, что напрямую связано с увеличением доходов предприятий от эксплуатации гостиничных мест.
Изменения доходов предприятий от эксплуатации гостиничных мест (2001-2003 годы)
Доходы предприятий от эксплуатации гостиничных мест
в расчете на 1 ночевку (руб.)
496,3
566,2
785,4
Таким образом, в 2003 году прирост доходов предприятий от эксплуатации гостиничных мест составил 39% по сравнению с 2002 годом и 58% – с 2001 годом.
На сегодняшний день активно проводятся мероприятия по техническому перевооружению гостиничных предприятий, наружному и внутреннему оформлению, производится капитальный ремонт номерного фонда. Проводятся обучающие семинары и вводятся дополнительные услуги.
Введена в действие паспортизация гостиниц города, позволяющая определить необходимые мероприятия по улучшению работы всех средств размещения.
В целях улучшения организации гостиничных услуг, повышения профессионализма специалистов отрасли в вопросах менеджмента, маркетинга, продвижения новых технологий, повышения качества услуг во II квартале 2003 года создан Координационный совет директоров по гостиницам.
Одной из неотъемлемых сфер обслуживания туризма является ресторанный и развлекательный бизнес, который развивается в Екатеринбурге достаточно динамично. Если в 2000 году в городе Екатеринбурге функционировали 24 ресторана, 22 бара, 71 кафе, то сейчас, по данным Комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга на 01.07.2004, в городе насчитывается 32 ресторана с разнообразными кухнями (европейская, русская, восточная, кавказская, отдельные предприятия специализируются на итальянской, немецкой, украинской, китайской, индийской, венгерской кухнях), 39 баров, 135 кафе. Общее количество объектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги игорного и культурно-развлекательного характера составляет 152 ед., в том числе 13 предприятий, предоставляющих услуги казино; 124 точки игровых автоматов (рост по сравнению с прошлым годом составил 136%); 3 букмекерские конторы; 20 предприятий, предоставляющих услуги бильярда услуги боулинга – 3 предприятия; 11 культурно-развлекательных заведений. Важной составляющей въездного туризма является транспортная доступность. Аэропорт “Кольцово” в Екатеринбурге имеет статус международного и принимает прямые рейсы авиакомпании «Lufthansa», а также международные рейсы авиакомпаний «Уральские Авиалинии», «Аэрофлот», «Трансаэро» и другие. Всего в 2000 году в Екатеринбурге работало 5 авиаперевозчиков. В 2004 году количество авиакомпаний, работающих в Екатеринбурге, увеличилось почти в 2 раза по сравнению с 2000 годом. С мая 2004 года открылись регулярные рейсы британской авиакомпании “British Airways” из Екатеринбурга в Лондон и “Чешских авиалиний” – в Прагу.
В городе действует ряд транспортных компаний, предоставляющих услуги туристам: автобусные перевозки – Ю-Ви-Эй-Транс, Профиль, Урал-авто, МОАП; такси: Екатеринбургское такси, Справочное-19, Автолайн.
Екатеринбург на сегодняшний день – это крупный деловой центр как российского, так и международного значения, что подтверждается активностью иностранных и российских компаний, финансово-кредитных организаций, инвесторов, а также проведением международных форумов, выставок, конференций, делегаций бизнесменов.
Организацией и проведением основного числа выставок в Екатеринбурге и области занимаются 11 выставочных организаций. В 2003 году на территории города было проведено 172 выставки, ярмарки. Среднее количество участников одной выставки при этом составляет от 70 до 100 предприятий, а посетителей – до 4000 человек. Запуск в действие двух новых выставочных площадок – второй очереди Атриум Палас Отеля (5 тыс. м2) в 2005 году и Международного Выставочного Центра (38 тыс. м2 выставочной площади) в 2008 году позволит увеличить количество приезжающих в город для участия в выставках.
Конгрессный туризм считается самой развитой системой международного общения, в особенности при разработке стратегий развития, разработке и реализации международных программ взаимодействия, служит значительным фактором повышения количества визитов влиятельных представителей культуры, науки, экономики, молодежи, общественности.
Екатеринбург на сегодняшний день становится местом для проведения межрегиональных и международных конференций. Вузы и академические институты города, государственные и муниципальные органы власти, Центр Международной торговли – Екатеринбург, отраслевые ассоциации регулярно организуют такого рода мероприятия. Урало-Сибирский центр ЮНЕСКО, к примеру, за последние 3 года провел более 50 конференций, которые посетили 5 тыс. человек, в том числе и зарубежных участников.
В то же время необходимо отметить, что в Екатеринбурге отсутствует координация в проведении конгрессных мероприятий, особенно с точки зрения использования их в качестве средства загрузки гостиничного комплекса города в периоды сезонных спадов.
Музейная сеть Свердловской области по данным информационного центра Министерства культуры является третьей в России по количеству музеев, составу музейных фондов, выставок и посетителей после Москвы и Санкт-Петербурга. На сегодняшний день в Екатеринбурге функционируют 24 музея, экспозиции которых могут быть интересны как для жителей, так и для гостей города.
Основными тенденциями развития музейной сети города в последние 10-15 лет можно считать следующие:
– увеличение числа музеев за счет открытия новых муниципальных и частных музеев;
– параллельное закрытие музеев ряда заводов и утрата коллекций;
– поиск и освоение музеями новых тем и новых форм деятельности.
На сегодняшний день в Екатеринбурге уже функционируют 32 туристские компании, обеспечивающих экскурсионное обслуживание в Екатеринбурге и окрестностях и имеющих значительный потенциал дальнейшего развития для приема иностранных и российских туристов), из них 3 специализируются только на приеме иностранных туристов, а 4 – на обслуживании детских групп. Всего предлагается 46 тематических маршрутов по городу. Однако вопрос «что показывать в городе?» требует комплексного подхода с точки зрения создания новых объектов показа, поддержания внешнего вида уже существующих, организации специальных туристских зон в центральной части города, к примеру, вблизи больших гостиничных комплексов. Кроме того, использование маркетингового подхода к формированию нового туристского продукта в части целенаправленного привлечения в город различных категорий туристов.
Важным пунктом организации въездного туризма на территории города Екатеринбурга и обеспечения безопасности туриста является наличие сервисной службы, организующей в круглосуточном режиме централизованное оказание медицинской, языковой, юридической, транспортной и технической помощи прибывающим гостям. Данной службой на сегодняшний день является сервисная компания ООО «Урал-Ассист», входящая в структуру международной службы «Ассистанс». При обращении застрахованных туристов в данную службу круглосуточно оказывается требуемый вид помощи через базовые городские учреждения либо учреждения по пути следования туриста и оперативно отслеживается качество оказываемых услуг.
Академическая база развития кадров для туристической отрасли представлена в Екатеринбурге довольно широко: Уральский институт туризма, Уральский государственный университет, Уральский государственный экономический университет, Уральский государственный технический университет - Уральский политехнический институт, другие вузы и профессиональные учебные заведения, такие как Кулинарный колледж, Торгово-экономический колледж. Следует также отметить, что регулярно проводятся курсы повышения квалификации для работников сферы обслуживания. В то же время остается потребность в расширении и повышении качества обучения с привлечением зарубежных специалистов, имеющих значительный опыт в развитии сферы въездного и внутреннего туризма, внедрении в обучающие программы современных методов обучения в сфере обслуживания, формировании программ для вновь создающихся профессий, направленных на обслуживание туристской индустрии, повышение социального статуса профессий индустрии туризма, соединение теории с практикой.
По экспертным оценкам, на 2000 год объем квалифицированных туристских кадров на российском рынке труда составил не более 10-12% годовой потребности. С помощью отечественной системы образования, занимающейся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации может удовлетвориться общая потребность в туристских кадрах на 40-53%, с помощью зарубежного рынка труда – на 2-3%. При этом значительно повысится качество туристского продукта и уровень обслуживания.
Спортивно-туристическое движение представлено муниципальным учреждением “Спортивно-туристский клуб города Екатеринбурга” – одним из ведущих клубов России, объем деятельности которого составляет около 10% подобной деятельности в России. Мероприятия, проводимые клубом, охватывают до 10 000 человек, клуб регулярно организовывает походы выходного дня для жителей города с участием до 30 000 человек, спортивные путешествия, экспедиции по Российскому Заполярью.
Страницы: 1, 2, 3, 4