Рефераты. Воровские традиции, обычаи, нравы и их роль в воспроизведении преступности






Как правило, в системе криминальных сообществ наркоманы не занимают высоких «постов», а выступают в роли бойцов, торпед и т.д., то есть исполнителей.


Сексуально-эротические (эротика как ценность, мужеложство)

Сексуально-эротические ценности (эротика, порнография, отношение к лицам противоположного пола, половые извращения, проституция и гомосексуализм) являются составными частями криминальной субкультуры и занимают в системе ее ценностей не последнее место.

Ниже будет кратко рассмотрен гомосексуализм, как довольно распространенное явление в системе исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов.

Половые извращения - это нарушения направленности полового влечения или условий его удовлетворения.

Распространенность гомосексуализма в мире, по различным данным, составляет от 3 до процентов среди лиц мужского пола. Естественно, в исправительно-трудовых учреждениях и следственных изоляторах этот процент гораздо выше.

Некоторые половые извращения, гомосексуализм в том числе, могут сочетаться как с нормальным половым влечением (бисексуализм), так и с другими перверсиями. Для гомосексуализма в чистом виде характерно качественное изменение полового влечения и поведения с частичным или полным замещением им нормальной половой жизни.

Обычно различают гомосексуализм двух видов: врожденный и приобретенный. Есть предположение, что врожденные гомосексуалисты биологически отличаются от гетеросексуалов, т.е. у них имеются изменения на хромосомном уровне. Если принять эту точку зрения (а она получает все более широкое распространение), то приходится констатировать, что излечение гомосексуализма (врожденного) невозможно, никакое лечение здесь не поможет. Поведение же данного индивида в обществе (сокрытие или открытая демонстрация своей половой направленности) зависит исключительно от него самого, т.е. от наличия сильной воли, способной препятствовать и противостоять его необычным половым привязанностям.

Для ИТУ и СИЗО в большей степени характерен приобретенный и насильственный гомосексуализм. Особенно это касается контингента несовершеннолетних. Причем, среди самих осужденных (да и не только) извращением считается только пассивный гомосексуализм.

Активный гомосексуализм в ИТУ (и особенно в ВТК), как правило, преследует цель не только полового удовлетворения, но и самоутверждения среди других осужденных и как форма самозащиты от посягательств других. Как правило, по освобождению из мест лишения свободы, активные гомосексуалисты возвращаются к нормальной половой жизни.

Гораздо труднее в колониях (особенно в ВТК и колониях общего режима для взрослых) приходится пассивным гомосексуалистам. В "табели о рангах" криминальной субкультуры они занимают самую низшую ступень. Любой другой осужденный или заключенный имеет право потребовать от них полового удовлетворения, выполнения других услуг (стирка и т.д.). Отказаться обиженные, опущенные, петухи и т.д. не имеют права. Питаются они из отдельной посуды и за отдельным столом, спят также отдельно. Лицо, докурившее, например, за обиженным сигарету, автоматически переходит в их маcть (касту) со всеми вытекающими отсюда последствиями. В некоторых колониях администрация пыталась бороться с этим разделением, заставляя осужденных садиться в столовой вместе с петухами. Кончалось это, в лучшем случае, массовыми отказами от приема пищи.

Объектами гомосексуальных притязаний становятся, как правило, физически слабые и умственно неполноценные личности, внешне миловидные осужденные и заключенные молодежного возраста, а также лица, не прошедшие прописку, проигравшиеся в карты и не заплатившие долг (фуфлыжники), не сдержавшие данного ими слова или клятвы, замеченные в негласном сотрудничестве с администрацией ИТУ, СИЗО либо милицией, пойманные на крысятничестве.

Педагогическая и психологическая работа с пассивными гомосексуалистами достаточно сложна. Здесь необходим особый такт и умение воспитателя найти общий язык с лицом, подвергнутым или вовлеченным в гомосексуализм, так как не всякий станет разговаривать об этом с человеком, которого он не уважает и ли к которому не испытывает доверия.

Таким образом, после рассмотрения всех элементов криминальной субкультуры можно сказать, о том, что указанные мною элементы являются неотъемлемой частью преступного мира. Большинство из них определяют статус, служат средствами общения и передачи информации, в некоторых случаях кодирования информации. Также проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что многие элементы криминальной субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки, например — этические и эстетические ценности, выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации и коммуникации, опознания «своих», а клички — этические и эстетические ценности, выполняющие те же функции); во-вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной функцией (например, татуировки — функцией стратификации, а клички — функцией коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальной субкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интериоризируется индивидом (от удовлетворенности престижной кличкой или татуировкой до стремления всеми способами избавиться от них). Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям (например, увлеченность карате) позволяет с достаточной вероятностью прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.

Хотя приведенная классификация атрибутов криминальной субкультуры в известной мере является условной, носящей рабочий характер, однако она позволяет моделировать элементы криминальной субкультуры для более глубокого и всестороннего изучения.


Глава II Специальные особенности элементов криминальной субкультуры в различных асоциальных образованиях

В современном обществе криминальная субкультура представляет собой многообразие форм: «...многопланова и криминальная субкультура, представляющая собой как бы слоеный пирог. Каждый «слой» в таком «пироге» представляет субкультуру групп, занятых конкретной криминальной деятельностью, отражающей степень их организованности и профессионализма. С этих позиций в рамках криминальной субкультуры в целом можно говорить о субкультуре тюремной, воровской, субкультуре валютчиков и фарцовщиков, проституток и наркоманов, рэкетиров, сексуальных насильников, сутенеров и т. п.»[49]. В настоящее время можно выделить разные асоциальные образования, например, преступные группы, иные группы с асоциальным поведением. Преступная группа - это неформальная общность людей, имеющая антиобщественную направленность и выступающая в виде единого субъекта совместной противоправной деятельности. Выделяют следующие виды преступных групп: случайные группы; типа компании; организованные группы; преступные организации.

Случайная группа включает в себя лиц, случайно или ситуативно объединившихся для совершения группового преступления. Если случайная преступная группа продолжает противоправную деятельность, становясь более организованной и устойчивой, то ее относят к преступной группе типа дружеской компании, организованная преступная группа.

Преступная организация - это организованная преступная группа, отличающаяся высоким уровнем организованности, сплочения, надежными способами совершения и сокрытия преступления, а непосредственное общение между ее членами часто заменяется информационными и деятельностными контактами, взаимоотношения приобретают характер «делового» взаимодействия.

Организованная преступность — это преступность мафии. Криминальная субкультура отечественных «мафиози», как и организованная преступность, относительно молода и своим появлением, главным образом, обязана территориальным подростковым группировкам, которые в начале 80-х годов XX в. представляли собой лишь сплоченные группы хулиганствующих подростков.. Профессиональные преступники — это те, кто совершаемые преступления против собственности делает источником средств существования[50].

Р. Кловард и Л. Олин показали, что, когда, молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать разочарование и фрустрации. Типичная реакция на это:

— создание воровских шаек, в которых посредством хищений молодые люди получают возможность жить в соответствии с господствующими в обществе стандартами потребления;

— объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение, вызванное общественной несправедливостью, совершением актов насилия и вандализма;

— вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются заслониться от окружающего их коварства и лицемерия[51].

С течением времени произошло сращивание элиты профессиональной преступности с молодежными группировками, лидерами указанных группировок являются, как показывает практика лица, ранее судимые к лишению свободы. Указанная категория лиц является носителем преступных обычаев и традиций, что служит основой для воспроизводства, как организованной преступности, так и преступности в целом.

Среди постоянного роста людей зависимых от наркотиков можно выделить в отдельную категорию, а именно субкультуру наркоманов.

Таким образом, рассматривая структуру криминальной субкультуры, можно выделить три самостоятельных вида:

1. Субкультура представителей профессиональной преступности.

2. Субкультура представителей организованной преступности.  

3. Субкультура наркоманов.

Помимо криминальной субкультуры можно выделить тюремную субкультуру. С культурологической точки зрения тюремная субкультура является полноценной субкультурой, так как обладает всеми необходимыми атрибутами (система ценностей, особая форма организации людей и совокупность некоторых негативных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве традиционной культуры преступного слоя общества)[52].

Психологи под асоциальной субкультурой осужденных понимают: «не имеющую правового статуса самоорганизацию осужденных, возникающую в результате удовлетворения разнообразных потребностей личности в сфере психологических отношений или иных значимых целей в период отбывания наказания»[53].

С социологической точки зрения тюремная субкультура — это выражение индивидуальности заключенных, их желание самостоятельно организовывать свои социальные взаимодействия даже при условии жесткого контроля и ограничений[54].

Далее рассмотрим элементы криминальной субкультуры применительно к лицам состоящим в той или иной преступной группе.

Таким образом в современной России существует несколько видов преступных групп, различающиеся степенью сплоченности, криминальной направленностью и организацией. Также можно добавить, что помимо преступных групп, существуют иные асоциальные образования, имеющие криминальную направленность. Не так давно происходили процессы реорганизации (исчезновение одних и появление других) преступных групп. Можно отметить, что существует несколько мнений о том, по каким критериям следует делить традиции и обычаи, существующие в преступных группах.

2.1. Традиции и обычаи в преступной среде


Существенным моментом психологии преступных групп является распределение внутригрупповых статусов и ролей, начиная от лидеров, авторитетов и заканчивая рядовыми исполнителями преступных акций. Исследования показывают, что статус члена группы зависит от знания криминальных (воровских) законов и традиций, неуклонного следования в своем поведении этим законам, преступного опыта, времени и частоты отбывания наказания в местах лишения свободы, индивидуально-психологических особенностей (интеллекта, организаторских способностей, сильной воли, физической силы, преступной квалификации и т.п.).

Межличностное восприятие в преступных группах отражает особенности статусов участников групповой преступной деятельности. Установлено, что существуют особые психологические механизмы восходящего и нисходящего восприятия. Проявляется это в том, что преступники, находящиеся на более низких уровнях внутригрупповой иерархии, как бы делегируют при восприятии своих лидеров и авторитетов им такие личностные качества как сообразительность, смелость, справедливость, знание жизни и т.п. Наряду с этим восприятие по нисходящей ветви основывается на оценке лидерами иных членов группы, в основном, как носителей определенных ролевых качеств («боец», исполнитель, «киллер» и т.д.). Таким образом, восприятие «сверху» обедняет представление о личностных возможностях других членов группы и часто ведет к неточному образу-представлению о других участниках совместной преступной деятельности.

Отношения между членами группировок строятся в соответствии с иерархической структурой. С обязательным наличием лидера в своей структуре.

Для группировок характерен, как правило, авторитарный стиль лидерства, рядовые участники, находясь в большой зависимости от лидеров, реализовывают их программу поведения. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, антиобщественным характером деятельности группировок, господствовавшими в них нормами и ценностями ориентациями участников.

Главой группировки может являться «Вор в законе», которым может считаться лишь преступник, имеющий судимости, авторитет в уголовной среде и принятый в группировку специальной сходкой.

«Воры в законе» - это бывшие убийцы и грабители, воры и мошенники разных мастей, это самые изощренные представители профессионального уголовного мира и его элита. Как правило, это рецидивисты со стажем, 70% которых имеют более трех судимостей. Они являются хранителями уголовных традиций и законов в преступных сообществах, часто выступают в качестве организатора преступной деятельности или консультанта. Воры в законе также осуществляют «разборки», то есть выступают в виде третейского судьи при возникновении конфликтов между преступными группами или преступными организациями. Периодически воры в законе проводят сходки, на которых решаются вопросы раздела сфер влияния, организационные проблемы и т.п. Воры в законе осуществляют контроль за «общаком», то есть воровской кассой, за «справедливостью» расходования денег для поддержки уголовных элементов, в том числе преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В их обслуге не только «шестерки», но и телохранители.

Коллегиальным органом управления группировок являлись «сходки» на которых присутствуют в основном взрослые участники.

Лица, принятые в группировку переходят в качественно новую криминальную категорию и должны беспрекословно выполнять требования воровского закона, представляющего собой совокупность выработанных преступным опытом норм поведения. Надо сказать, что сила уголовных традиций значительна. Они передаются от поколения к поколению, их носителями выступает сама преступная среда. Жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение статусов и ролей в «своей» группе с однозначным определением прав и обязанностей: «кому что положено» и что «не положено.» Социальное клейменение: использование благозвучных, возвышающих терминов, типа «хозяин», «директор», «шишка», «барин» «старшак», «босс», «авторитет», «автор» и др. для обозначения принадлежности несовершеннолетних и молодежи к высшим иерархическим группам. Чтобы обозначить принадлежность человека к низшим иерархическим группам используют менее благозвучные, а чаще - оскорбительные термины («шавка», «чушка», «крыса», «стукач», «обиженный» и др.).

В преступных группах весьма затруднительна мобильность вверх при одновременной облегченности мобильности вниз, означающая, что перемена социальных ролей и статусов (с низших на высшие) затруднена, а для ряда категорий несовершеннолетних и молодежи (пассивных гомосексуалистов, склонных к оральным половым контактам, «стукачей», «крыс», и др.) исключена. При этом перемена социальных ролей с высших на низшие облегчена. Это положение сохраняется и при либерализации отношения в нашем обществе к «голубым» (легализация мужского гомосексуализма и женского лесбиянства), создании ими своих «партий», отстаивающих интересы сексуальных меньшинств.

В отличии от лиц находящихся в местах лишения свободы, в которых мобильность в верх сведена к нулю и практически не возможна, в преступных группах мобильность вверх все таки возможна, при этом, чтобы стать неофициальным «начальством» в группе (сообществе, подростковой среде в целом) или подняться на ступеньку выше в групповой иерархии (мобильности вверх), необходимо как минимум: пройти жесткую систему отбора (испытаний и конкуренции); иметь покровителя из высшей касты (из числа «земляков», «поделыциков» и т.д.); иметь «выслугу лет» или особые заслуги в криминальной деятельности. Для того чтобы выбиться вверх, часто необходимо совершить особо дерзкое преступление. Однако в настоящий момент можно выйти в «люди», стать «бугром» («паханом», «вором в законе»), не имея никаких криминальных «заслуг» и «выслуги лет», а купив это звание или опираясь на силу и преобладание своей этнической группировки.

Строгая субординация в межличностных отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «низов» «верхами» - непременное условие стратификации. Обращение с представителями «низов» как со своими слугами и рабами является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической группе. Разработана целая система унижений и издевательств, которым подвергаются «низы». Это приводит к «закону бумеранга». Человек, выбившийся из «низов» в «верхи», не забывает испытанные в прошлом унижения и начинает унижать, притеснять, обирать других. В «законе бумеранга» необходимо видеть одно из условий живучести криминальной субкультуры, саморазвития и «самосовершенствования» стратификации людей в асоциальной, преступной среде.

Следует помнить об устойчивости статуса. Попытки избавиться от него, например, при переезде на новое место жительства или переводе в другое спецучреждение, жестоко наказываются. Наказуемы попытки и завысить свой статус (путем нанесения «не положенной» татуировки, присвоения «не положенной» клички и т.д.), либо воспользоваться «привилегиями», «не положенными» по статусу.

В преступной группе существует система норм поведения, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе («жить по понятиям»). Условно все нормы можно разделить на:

·                   нормы-ценности, отражающие систему должного, необходимого и поощряемого в поведении членов преступной группы;

·                   нормы общения и коммуникаций;

·                   нормы проведения свободного времени;

·                   нормы, регулирующие разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и наказания за отступления кого-либо из членов группы от принятых норм и правил поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.