Рефераты. Вступление России во Всемирную торговую организацию: проблемы и перспективы






Конечный уровень связывания пошлин по отдельным наиболее чувствительным для партнеров видам рыбы допустимо зафиксировать на уровне даже ниже действующего, используя эту уступку для организации совместных усилий по продвижению российского рыбного экспорта на рынки третьих стран. В отношении остальных позиций по рыбе (т.е. готовой продукции) руководящим остается первый принцип – конечный уровень связывания не может быть ниже действующей ставки ввозной таможенной пошлины.

По сливочному маслу важным является отстаивание конечного уровня связывания, адекватно обеспечивающего защиту интересов отечественных товаропроизводителей (под конечным уровнем подразумеваются величины пошлин, примерно в полтора-два  раза выше действующих ставок).

Ставки пошлин на не производимые в России фрукты и овощи могут быть снижены до 5% для достижения компромисса по чувствительным для России товарам в случае необходимости. Общая картина связывания пошлин по овощам и фруктам такова, что начальный уровень связывания в несколько раз выше действующей ставки ввозной таможенной пошлины, а конечный, кроме упомянутых моментов, равен или чуть ниже действующей.

Уровень тарифной защиты по группе хлебных злаков должен увязываться, с одной стороны, с достижением договоренности по разрешенному для России объему мер государственной поддержки, а с другой,  с тем фактическим уровнем помощи, который государство способно оказывать в ближайшие десятилетие с тем, чтобы обеспечить равные конкурентные условия отечественным и зарубежным производителям на российском рынке.

Необходимый для российских  товаропроизводителей уровень тарифной защиты по подсолнечному и соевому маслу (в первую очередь для масел, поступающих в готовом для розничной продажи виде) обеспечивается «первым принципом» и при необходимости - уступками по не производимым в России видам масел (например, пальмовому).

В области мясопродуктов преследуется цель обеспечения необходимого для отечественных товаропроизводителей уровня тарифной защиты, который и по истечении имплементационного (переходного) периода не должен быть ниже ныне действующего.

В сфере морепродуктов на протяжении длительного имплементационного периода (от пяти и более лет) предполагается сохранить адекватный для развития отечественной рыбоперерабатывающей отрасли уровень тарифной защиты. Возможные компромиссы могут быть достигнуты либо за счет подвижек по непринципиальным для России товарам (анчоусы, лобстеры и т.п.), либо за пределами указанного имплементационного периода.

Необходимый уровень защиты для отечественных производителей макаронных изделий обеспечивается достаточно высокими уровнями связывания ставок пошлин как по начальному, так и по конечному уровням связывания (в два и более раз), а также за счет возможных уступок по другим секторам изделий из муки (торты, сухари, маца).

Компромисс с партнерами в отношении величин связывания ставок таможенных пошлин на пиво достигается при условии получения от них встречных уступок в чувствительных для России областях, поскольку пошлины на эту продукцию играют в России значительную фискальную роль. Аналогично достижение компромисса со странами-членами ВТО по уровням конечного связывания пошлин на вино, крепкие спиртные напитки, сигары и сигареты с учетом особой значимости этих товаров для стран - традиционных экспортеров, при условии получения встречных уступок от них в чувствительных для России областях. Как в отношении пива, так и в отношении остальной «спиртовой номенклатуры ВЭД» отстаиваются оба переговорных принципа.

Поскольку в отношении товаров химической группы существует большая заинтересованность партнеров в снижении ставок пошлин на нее, только в целях достижения компромисса допускается рассмотрение возможности понижения ставок пошлин на те виды химической продукции, которые  будут определены отечественными товаропроизводителями. В остальном же в области химических товаров решено исходить из возможности постепенной гармонизации конечных уровней связывания до 5,5% (сырье) и 6,5% (готовые изделия) для большинства товаров этой группы. Необходимая степень селективной тарифной защиты чувствительной для отечественных производителей продукции будет производиться путем сохранения адекватных ставок пошлин или за счет продления имплементационного периода.

В отношении лекарственных средств уровень связывания  ставок пошлин может составлять не менее 5 - 6,5% и  может быть достигнут по прошествии не менее чем 3 - 5-летнего имплементационного периода.

На шины отстаивается действующий уровень тарифной защиты, с возможностью его снижения только по окончании периода, необходимого для привлечения инвестиций в эту отрасль российской промышленности.

На кожаные и меховые изделия отстаивается действующий уровень пошлин, допуская возможность его незначительного снижения только по истечении 6-летнего переходного периода за счет снижения пошлин на сырье и полуфабрикаты.

По деревянным строительным изделиям  и изделиям из бумаги возможно обеспечить необходимый уровень тарифной защиты за счет уступок в отношении сырья (пиломатериалы, целлюлоза).

По основным видам тканей, производимых в России, переговоры ведутся на базе действующего уровня пошлин с возможностью его незначительного снижения на два-три процентных пункта по истечении 5-летнего переходного периода.

На ковры отстаивается адекватная тарифная защита на уровне действующих ставок с возможностью уступок  в отношении продукции «экзотических» типов, не производимой  в России.

В отношении готовой одежды и обуви переговорный процесс ведется к на уровне ныне действующих ставок. И только в отдельных случаях,  учитывая особую заинтересованность партнеров, обозначается возможность некоторого снижения уровня связывания по истечении переходного периода в ответ на их встречные уступки. Возможны определенные подвижки по ставкам пошлин на сырье и полуфабрикаты для текстильных изделий.

В переговорах обеспечивается адекватная степень тарифной защиты в отношении изделий из цветных металлов  и  селективная защита изделий из черных металлов в соответствии с предложениями  отечественных товаропроизводителей с учетом современной ситуации на рынке изделий совместно с стали.

Предполагается постепенно, в течение трех-четырех лет после присоединения к ВТО обозначить возможность снижения ставок пошлин на товары, охватываемые номенклатурой товаров информационных технологий (т.е. ЭВМ и средства их производства), за исключением отдельных товаров, где это может нанести серьезный ущерб отечественным производителям.

Начальный уровень связывания пошлин на легковые автомобили фиксируется на уровне не менее 35%. Далее снижение ставок пошлин на легковые автомобили будет осуществляться по формуле «6+1», по которой изменение пошлин происходит не постепенно, каждый год, а резко по истечении последнего года.

В отношении ставок пошлин на товары  гражданской авиатехники возможно снижение ставок пошлин только на те виды элементов и комплектующих гражданской авиатехники, которые производятся в России на уровне, не соответствующем мировым стандартам, а также на малые летательные аппараты и самолеты ограниченного радиуса действия.

В отношении ставок пошлин на мебель предлагается формула снижения ставок пошлин «6+1», по которой возможное снижение ставок будет происходить только по истечении последнего года этого периода.

3.2 Состояние переговоров по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо тарифного аспекта, они включают обсуждение объемов государственной поддержки аграрного сектора и размеров экспортных субсидий.

Переговоры по сельскохозяйственной тематике ведутся с 1998 года. Именно тогда были представлены на рассмотрение Рабочей группы по присоединению России к ВТО (РГ), включающей ныне 65 cтран - основных торговых партнеров России, первоначальные предложения по обязательствам Российской Федерации в отношении уровня внутренней поддержки производства сельского хозяйства (агрегированной меры поддержки) и субсидирования экспорта сельхозпродукции и продовольствия.

Следует отметить, что к агрегированной мере поддержки (АМП) относятся лишь те меры, которые в наибольшей степени оказывают искажающее воздействие на торговлю и производство (дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсации части затрат на приобретение материально-технических средств, льготное кредитование, ценовая поддержка отечественных сельхозтоваропроизводителей, льготы на транспортировку сельхозпродукции и др.). Это меры так называемой «желтой или янтарной» корзины.

В отношении данных мер в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству принимаются обязательства по связыванию или фиксированию уровня поддержки и его последующему поэтапному сокращению в размере 20 процентов в течение 6-летнего с момента присоединения переходного периода.

В то время как меры, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю и производство сельхозпродукции и не имеющие целью поддержание цен производителей (научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, совершенствование инфраструктуры, содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий, содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства и др.), не связываются обязательствами по сокращению и относятся к так называемой «зеленой корзине».

Первоначальный уровень связывания обычно рассчитывается как среднегодовая величина фактических расходов за последние три репрезентативные года («базисный период») как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Аналогичная схема существует и для связывания, а затем поэтапного сокращения экспортного субсидирования сельхозпродукции и продовольствия (в течение 6-летнего периода по затратам – на 36% от первоначально связанного размера субсидий, и по объему – на 21%).

Первоначальные предложения Российской Федерации в отношении «мер желтой корзины» и экспортных субсидий основывались на среднегодовых расчетах с базисным периодом 1989-1991 гг., характеризующимся предкризисными показателями поддержки сельскохозяйственного производства. В результате российская позиция в 1998 году выглядела следующим образом: исходный уровень АМП – 84 млрд.долл., экспортных субсидий – 1,6 млрд.долл.

В ходе переговорного процесса в силу неприятия со стороны основных торговых партнеров России предлагаемых параметров российские предложения в области внутренней поддержки и экспортных субсидий дважды обновлялись на основе использования различных комбинаций с параметрами продолжительности базисного периода. Так, в 2000 году предлагалось рассматривать в качестве базисного периода для расчета АМП 2 варианта – период 1989-1995 гг., что соответствовало 62,4 млрд.долл. и 1989-1995 гг. за вычетом минимального и максимального значений в указанный период (1992 г. и 1990 г.), эквивалентный 35 млрд. долл., по экспортным субсидиям предлагался период 1988-1995 гг. с уровнем связывания 0,64 млрд.долл.

Однако, эти предложения не нашли должного понимания со стороны главных партнеров по переговорам.

Самыми радикальными переговорщиками из т.н. Кернской группы (основные экспортеры сельхозпродукции) – Новая Зеландия, Австралия и др.- предлагался вариант использования в качестве репрезентативного периода 1997-1999 годы.

Однако такой подход неприемлем для российской стороны в силу ряда причин.

·        Во-первых, означенный период не может быть принят в качестве репрезентативного из-за незначительного размера государственной поддержки агропромышленного производства в эти годы (2-3 млрд.долл.), которая к тому же подлежит сокращению после присоединения к ВТО;

·        Во-вторых, условия экономических преобразований в стране и, в частности, в аграрном секторе, вызвавших массу негативных последствий во всех сферах агропромышленного производства и жизнедеятельности сельского населения, вряд ли можно считать нормальными;

·        В-третьих, опыт присоединения к ВТО других стран показывает, что любое присоединяющееся государство вправе заявлять определенные «особые» условия присоединения, приводя соответствующую аргументацию, и вопрос в конечном итоге сводится к договоренностям сторон;

·        В-четвертых, соответствующий данному периоду объем поддержки сопоставим с уровнем de minimis, который не подпадает под сокращение (в соответствии с нормами ВТО для развитых стран он составляет 5% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства)

Последняя официальная заявленная позиция Российской Федерации, представленная в Секретариат ВТО в марте 2001 г., основывалась на базисном периоде по уровню внутренней поддержки агропромышленного производства 1991-1993 гг. и по экспортным субсидиям – на периоде 1990-1992 гг. Данная позиция предусматривала:

-                    в отношении агрегированной меры поддержки (АМП) - сумму 16,2 млрд. долларов (общий средний АМП, подлежащий связыванию), с поэтапным сокращением в течение 6-летнего периода до 12,9 млрд. долл..

-                    в отношении экспортных субсидий – среднюю величину подлежащего связыванию экспортного субсидирования в размере 726 млн.долларов, с поэтапным сокращением в течение 6-летнего периода до 464,7 млн. долл.

      Одновременно позиция российской стороны была обоснована предполагаемыми потребностями в бюджетном финансировании сельскохозяйственного сектора, рассчитанными на базе «Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 –2010 гг.».

Как показали итоги многосторонних и двусторонних переговоров и консультаций в 2001 году напряженность вокруг определения как базисного периода, так и объемов финансирования мер «желтой корзины» продолжает сохраняться. Несмотря на то, что в большинстве промышленно развитых стран существует разрыв между фиксированными уровнями связывания внутренней поддержки села и фактическими затратами государств на цели развития аграрного сектора, оппоненты по переговорному процессу подвергают критике несоразмерность предлагаемых российской стороной уровней связывания поддержки сельского хозяйства и нынешних затрат государства в этой области.

В развитие своей позиции основные страны-члены ВТО предлагают обосновать потребность в столь значительных средствах на использование мер «желтой корзины» в среднесрочной перспективе на базе законодательного закрепления основных положений по реформированию российского аграрного сектора. Их основными опасениями в этой связи являются недостаточность транспарентности механизмов распределения соответствующих бюджетных средств и адекватной статистической базы проведения соответствующих расчетов мер поддержки (особенно на региональном уровне).

В отношении экспортных субсидий предложения российской стороны не находят понимания у Новой Зеландии, Австралии и ряда других стран. Их позиция основывается на попытке навязать российской стороне отказ от использования мер экспортного субсидирования, применение которых в принципе допускается нормами Соглашения ВТО по сельскому хозяйству. Однако российская позиция в области экспортного субсидирования основывается на отстаивании права иметь возможность после присоединения к ВТО использовать экспортные субсидии.

Основными итогами последних многосторонних консультаций, проходивших в Женеве в декабре 2001 г. и январе 2002 г., с точки зрения обсуждения странами-членами РГ заявленных российских позиций в отношении основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации, в том числе текущих и предполагаемых мер государственного финансирования мер внутренней поддержки агропромышленного производства (АМП), являются:

-                    более детальное определение механизмов расходования такой поддержки, обоснование их применения с точки зрения критериев Соглашения ВТО по сельскому хозяйству (это касается как мер «желтой корзины», так и мер «зеленой корзины»);

-                    обеспечение законодательного и правоприменительного регулирования мер поддержки в соответствии с «Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы».

Вместе с тем, отход партнеров на нынешнем этапе переговоров от предметного обсуждения количественных параметров российской позиции не снимает остроты проблемы поиска взаимоприемлемого уровня будущих российских обязательств в рамках ВТО в области внутренней поддержки и экспортного субсидирования.

Мартовскими заседаниями (2002 г.) Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, а также Правительства Российской Федерации были отмечены основные проблемы переговорного процесса в сфере сельского хозяйства и рассмотрены новые подходы в определении внутренней поддержки и экспортных субсидий, не нарушающие общего баланса интересов национальных сельхозтоваропроизводителей с учетом тарифной составляющей переговорного процесса.

Одновременно российская сторона в ходе планируемых 18 июня 2002 г. многосторонних консультаций по сельскому хозяйству намерена продолжить диалог с партнерами по переговорам по соответствию используемых в России мер поддержки аграрного сектора критериям «желтой» и «зеленой» корзин в целях уточнения и согласования их структурного наполнения.

В этой связи Минсельхозом России был подготовлен пакет документов с описанием конкретных мер поддержки в разрезе соответствующих «корзин» в формате нотификаций, а также включающий скорректированный вариант обоснования соответствия мер «зеленой корзины» критериям Соглашения ВТО по сельскому хозяйству с учетом замечаний стран-членов РГ.

26 сентября прошли многосторонние консультации по сельскому хозяйству с участием США, ЕС, стран Кернской группы (ведущих экспортеров сельхозпродукции), ряда стран Центральной и Восточной Европы, Азии и Лат.Америки (всего около 30 стран). Переговоры по данному направлению носят крайне сложный характер, т.к. позиции сторон по уровню разрешенных России в качестве члена ВТО господдержки сельскому хозяйству и объему экспортных субсидий резко расходятся.

Правительством Российской Федерации на заседании 14 марта 2002 г. одобрены новые подходы к переговорам по сельскому хозяйству. Вместе с тем, для продолжения переговоров члены ВТО ожидают от России представления обновленной версии документов по мерам субсидирования, на основе которых может быть произведена оценка обоснованности российской позиции.

3.3 Ход переговоров по доступу на рынок услуг.

Их цель - согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. В марте с.г. Правительством Российской Федерации была утверждена в качестве основы для переговоров третья редакция предложений по доступу на рынок услуг (в редакции, одобренной на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО 12 марта 2002 г.).

Двусторонние переговоры показали, что существуют различия в толковании странами правил ВТО в отношении горизонтального регулирования торговли услугами. В связи с этим 19 марта 2002 г. были проведены многосторонние консультации по специальным аспектам такого регулирования в России (естественные монополии, субсидии, ЗАТО, приграничные территории, культурное наследие и достояние, антимонопольное регулирование, услуги общего пользования и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.