Рефераты. Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду






·                   участие, в пределах своей компетенции, в реализации на под­ведомственной территории проводимой МПР России государствен­ной политики;

·                   обеспечение организации и проведения экологической экспертизы по объектам экспертизы, указанным в ст. 12 Федерального |закона «Об экологической экспертизе», других правовых актах российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной де­ятельности экологическим требованиям, для определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий;

·                   участие, в пределах своей компетенции, в разработке и реализации мер, направленных на обеспечение охраны, оздоровления и Улучшения качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

·                   участие, в пределах своей компетенции, в осуществлении комплексной оценки и прогнозирования состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;

·                   обеспечение, в пределах своей компетенции, соблюдения фи­зическими и юридическими лицами природоохранного законодательства.

Основания и случай проведения экологической экспертизы в законодательстве четко не определены. Как отмечают практики, "представляется важным дать более определенное описание случая, не ограничиваясь только перечнем объектов, подлежащих ГЭЭ...". Предлагаются критерии для определения случая ГЭЭ, к числу которых относятся:

·                   конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требования по своему составу и объему;

·                   решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти;

·                   инициативное решение самого специально уполномоченного в области ЭЭ государственного органа (органа государственной ЭЭ);

·                   решение органа местного самоуправления или результаты референдума (опроса - для ОЭЭ), выражающие мнение не менее одной трети голосов граждан, проживающих на данной территории.

Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности ЭЭ, она очевидно должна проводиться во всех случаях по указанным в законе объектам ‑ на основании представления материалов в экспертизу. Но отсюда не следует прямое основание для её назначения, а только лишь косвенное, определяемое через права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ ¾ это решение соответствующего уровня органа управления. Единственное прямое, законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14) закона “Об ЭЭ”.

На уровне подзаконных актов (в Регламенте проведения ЭЭ) основания сформулированы следующим образом ‑ Государственная экологическая экспертиза проводится на основании:

·                   поручений Правительства Российской Федерации;

·                   решений органов государственной власти субъектов РФ (для территориальных органов);

·                   указаний руководства Госкомэкологии России;

·                   заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе;

·                   решения судебных органов соответствующей инстанции;

·                   в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.

Статья 12 этого же закона конкретизирует случаи проведения повторной экологической экспертизы по объектам, ранее получившим положительное заключение ГЭЭ:

изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;

доработка объектов ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

внесение изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ;

реализация объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ;

Положение "О порядке проведения ГЭЭ" конкретизирует некоторые нормы Закона в отношении государственной ЭЭ, устанавливая, что ГЭЭ организуется и проводится при условиях:

регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;

оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;

соответствии материалов установленным требованиям;

создания экспертной комиссии и назначения приказом по специально уполномоченному органу в области ЭЭ её состава;

назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях ‑ до 6 месяцев);

выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;

информирования заинтересованных организаций о её результатах.

Все вышеперечисленные условия организации и проведения экологической экспертизы применяются как в случае государственной, так и ОЭЭ.

Процедура ГЭЭ закреплена её Регламентом, описывающим эколого-экспертный процесс. Регламент разработан с целью установления единых правил проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и предназначен для использования: государственными органами, организующими государственную экологическую экспертизу; экспертами государственной экологической экспертизы; заказчиками материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Регламент рекомендован для общественных организаций (объединений), осуществляющих экологическую экспертизу.

Государственная экологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование государственной ЭЭ осуществляется за счет средств заказчика материалов, подлежащих ГЭЭ. Стоимость проведения государственной экологической экспертизы определяется в соответствии с нормативными документами Госкомэкологии России, утвержденными в установленном порядке (в частности, постановления Правительства).

При непоступлении документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации счета на оплату, государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику с письменным уведомлением.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее, чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного поручения).

В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии (ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников, обычно это - ранее назначенный ответственный исполнитель).

Руководитель экспертной комиссии и ответственный исполнитель: уточняют численный состав экспертной комиссии, определяют персональный состав экспертной комиссии и формируют при необходимости группы экспертов; подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии; подготавливают техническое задание руководителям групп. Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех.

Ответственный исполнитель подготавливает: техническое задание на проведение ГЭЭ; трудовые соглашения с каждым членом экспертной комиссии; проект приказа на проведение ГЭЭ и представляет его руководству Госмкомэкологии России или его территориального органа.

Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказа Госкомэкологии России (его территориального органа) о проведении экспертизы.

Продолжительность проведения ГЭЭ определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ по объекту экспертизы, но не должна превышать 120 дней.

Ответственный исполнитель в течение 10 дней после подписания приказа о проведении ГЭЭ информирует об этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта экспертизы.

Руководитель экспертного подразделения утверждает техническое задание на проведение ГЭЭ, а также технические задания руководителям групп и экспертам. Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня, реализация которых затрагивает интересы субъекта Российской Федерации, проводится с участием соответствующего территориального органа Госкомэкологии России. Участие территориального органа может осуществляться в следующих формах: территориальный орган делегирует в состав экспертной комиссии своего представителя (или нескольких экспертов); территориальный орган передает свои аргументированные заключения с выводами о возможности реализации объекта экспертизы.

Члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, и подготавливают индивидуальные экспертные заключения. Проекты групповых заключений обсуждаются на заседаниях экспертных групп. Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают заключения экспертов и готовят проект сводного заключения.

До проведения заключительного заседания экспертной комиссии ответственный секретарь информирует заказчика о проекте заключения государственной экологической экспертизы и приглашает на заключительное заседание экспертной комиссии представителя заказчика документации.

Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители других заинтересованных организаций. Принятие решения по сводному заключению государственной экологической экспертизы проводится в присутствии только членов экспертной комиссии и сотрудников Госкомэкологии России (его территориального органа).

Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации проектных решений.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, обретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством Госкомэкологии России (территориального органа).

Заключения ГЭЭ, утвержденные в установленном порядке, аннулированию не подлежат, за исключением случаев: утраты документами юридической силы в соответствии с законом; признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда.

При отрицательном заключении ГЭЭ заказчик вправе обеспечить доработку документации в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на ГЭЭ.

При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением ГЭЭ, результаты государственной экологической экспертизы могут быть обжалованы в судебном порядке. В данном случае повторная ГЭЭ проводится по решению Арбитражного суда.


3.2. Общественная экологическая экспертиза


Государственная и общественная экологические экспертизы ре­гулируются одними и теми же законами, однако функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений суще­ственным образом различаются. При этом процедура ОЭЭ пока прак­тически не регламентирована.

Организовывать участие общественности в процессе экологи­ческой оценки может инициатор деятельности или государствен­ные органы. По российскому законодательству мероприятия по участию общественности могут проводиться по инициативе самой общественности и организовываться в форме ОЭЭ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и про­водится по инициативе граждан и общественных организаций (объе­динений), а также органов местного самоуправления обществен­ными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охра­на окружающей природной среды, в том числе организация и про­ведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации.

Рассматривая общие принципы проведе­ния экологической экспертизы, установленные законодательством, можно определить, что к ОЭЭ применимо большинство из них. Обществен­ная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов ГЭЭ за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Общественная экологическая экспертиза проводится до прове­дения государственной или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при ус­ловии государственной регистрации заявления общественных орга­низаций о ее проведении.

В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ дол­жны быть приведены наименование, юридический адрес, харак­тер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправ­ления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации.

В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:

·                   она ранее была дважды проведена в отношении объекта;

·                   она проводилась в отношении объекта, сведения о котором со­ставляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

·                   порядок государственной регистрации общественной органи­зации (объединения) не соответствует установленному порядку;

·                   устав общественной организации (объединения), организую­щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на­стоящего Федерального закона;

·                   требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, пре­дусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выпол­нены.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистра­ции заявления о проведении ОЭЭ.

Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны из­вестить население о начале и результатах ее проведения.

Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

·                   получать от заказчика документацию, подлежащую экологичес­кой экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерально­го закона «Об экологической экспертизе»;

·                   получать от структурных подразделений МПР России, специализированных в области экологической экспертизы, для ознаком­ления нормативно-технические документы, которые устанавлива­ют требования к проведению ГЭЭ;

·                   участвовать в качестве наблюдателей через своих представите­лей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в прово­димом ими обсуждении заключений ОЭЭ.

Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по про­ведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний.

Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказ­чика техническое задание, во многом, естественно, сходное с за­данием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее.

1.                 Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций и ОВОС проекта.

2.                 Определить достоверность и достаточность представленной информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам-аналогам.

3.                 Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих оценок.

4.                 Проанализировать соответствие технических решений совре­менным требованиям.

5.                 Оценить экономическую эффективность предложенных при­родоохранных решений.

6.                 Определить соответствие намечаемой деятельности и ее по­следствий нормативным правовым актам РФ и международным обязательствам России.

7.                 Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации намечаемой деятельности по экологическим требованиям.

Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологи­ческой экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверж­дения его специально уполномоченным государственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документа­ции, подлежащей общественной экологической экспертизе, и дру­гим заинтересованным лицам.

Финансирование ОЭЭ осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделя­емых в соответствии с решением соответствующих органов мест­ного самоуправления.

3.3. Государственный экологический контроль


Государственная экологическая экспертиза является организа­ционно-правовой формой предупредительного контроля. Как уже отмечалось, ее основным документом является заключение, со­держащее обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельно­сти и о возможности реализации объекта ГЭЭ. Для осуществления контрольных функций за выполнением требований заключения ГЭЭ информация о нем направляется органам государственного эколо­гического контроля, исполнительной власти субъектов и местного самоуправления. В отдельных случаях по решению государственно­го органа в области экологической экспертизы информация о зак­лючении ГЭЭ может быть направлена банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта экс­пертизы.

Задачами экологического контроля являются: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выпол­нения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранитель­ного законодательства и нормативов качества окружающей при­родной среды.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружаю­щей среды» экологический контроль — это система мер, направ­ленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспе­чение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятель­ности требований, в том числе нормативов и нормативных доку­ментов, в области охраны окружающей среды.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный экологи­ческий контроль.

Правительством РФ определен особый порядок организации и осуществления государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил России, объектов вооружения и военной техники, военных объектов и воен­ной деятельности. Этот особый порядок в первую очередь касается порядка допуска уполномоченных должностных лиц, осуществляю­щих государственный экологический контроль над ними.

Заключения ГЭЭ по федеральным объектам поступают для осу­ществления государственного экологического контроля в Депар­тамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды и (или) Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Федера­ции МПР России, поскольку в соответствии с требованиями Фе­дерального закона «Об охране окружающей среды» федеральные государственные инспекторы в области государственного эколо­гического контроля осуществляют контроль федеральных объек­тов. Осуществление государственного экологического контроля за выполнением заключений ГЭЭ на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил России не отличается от контроля за другими объектами.

4. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

        

В Российской Федерации на основании федеральных законов и иных НПА осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем:

·                   установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

·                   освобождение от налогообложения экологических фондов;

·                   передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и граждан для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

·                   установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;

·                   применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

·                   введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

·                   применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

         Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.

Заключение


Самой острой экологической проблемой современности ока­зывается проблема выживания самой цивилизации. В ближайшее время человечество обязано сделать выбор: либо продолжать экс­тенсивное использование природных ресурсов, либо переключить экономику на экологически чистые источники минерального сы­рья и энергии. Важно осознать, что без процедуры экологической оценки и экологического сопровождения проекта вопросы экологической безопасности хозяйственной и иной дея­тельности положительно решены быть не могут.

Для эффективного развития ЭО необходима организация «обрат­ной связи», дающей возможность оценить соответствие или несо­ответствие сделанных предсказаний реальному воздействию на окружающую среду и при необходимости осуществить мероприя­тия по корректировке деятельности. Эта цель достигается путем разработки по результатам ОВОС и ГЭЭ планов экологического менеджмента и программ послепроектного анализа.

Завершая обсуждение вопросов экологической экспертизы, сле­дует отметить, что в ряде стран созданы специальные библиотеки или депозитарии (хранилища), в которые передаются ОВОС после завершения процесса ЭО. Эти библиотеки доступны для заинтере­сованных лиц—практиков, исследователей, студентов. Доступность таких хранилищ вносит значительный вклад в улучшение практи­ки ЭО, способствует как качественной подготовке ОВОС в конк­ретных случаях, так и развитию национальной системы экологи­ческой оценки в целом. Хранилища существенно ускоряют накоп­ление, анализ и распространение опыта в этой области.

Подобные хранилища могут создаваться при соответствующих государственных органах или исследовательских центрах. В России для проектов, проходящих экологическую экспертизу федераль­ного уровня, эти функции выполняет журнал «Экологическая эк­спертиза и оценка воздействия на окружающую среду», издавае­мый с 1996 г.

Библиографический список:

1.   Бганба В.Р. «Социальная экология», учебное пособие, М., 2004

2.   Бринчук М.М. «Введение в экологическое право», учебник, М., 1996

3.   Донченко В.К., Питулько В.М. и др. «Экологическая экспертиза», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2004

4.   Емельянов А.Г. «Основы природопользования», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2003

5.   Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования», учебное пособие, М., 2001

6.   Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ

7.   Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ (с изм. и доп. от 15.04.98)

8.   Комментарии к федеральным законам




Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.