|
1975 |
1985 |
1989 |
1993 |
||
Сельское хозяйство |
6.3 |
3.9 |
4.1 |
3.2 |
2.4 |
2.0 |
Промышленность |
36.4 |
31.6 |
29.9 |
29.9 |
27.1 |
31.0 |
Обрабатывающая промышленность |
31.0 |
27.7 |
25.4 |
24.2 |
22.7 |
22.0 |
Строительство |
5.6 |
6.2 |
6.5 |
6.5 |
6.2 |
— |
Услуги |
51.6 |
58.3 |
59.5 |
60.4 |
64.2 |
67.0 |
Институциональная структура внутренних рынков
Функционирование внутренних рынков определяется не только спросом и предложением, их структурой, но и институциональной, организационной структурой, характером взаимоотношений контрагентов. Институциональная структура рынков, т. е. совокупность хозяйствующих субъектов, имеет отраслевой, размерный и социальный аспекты. Наибольшее значение имеет размерная структура, которая формируется в результате концентрации и специализации производства. Она характеризуется определенным соотношением предприятий различных размеров. Тип размерной структуры определяется в основном степенью дифференциации отраслевой продукции и размером ее рынка.
Крупные и крупнейшие компании. Организационная структура экономики представляет собой соотношение различных компаний с точки зрения достигнутой интеграции, форм организации в стоимости продукции отрасли, страны, числе занятых, в общем числе компаний. На рынках целого ряда крупных стран во многих секторах ведущее место занимают крупные и крупнейшие компании (число занятых соответственно свыше 500 и свыше 1000 человек). Основой их возвышения являлась концентрация и централизация капитала в рамках отрасли.
В ходе роста компаний развивалась горизонтальная, внутриотраслевая интеграция, вершиной которой становилась отраслевая монополия. Одноотраслевая компания соответствует низшей ступени интеграции в экономике и является низшей формой организации. Образование подобных крупнейших компаний приходится на конец XIX в., их организационной формой выступал трест (объединившиеся капиталы). Стимулом их развития являлось достижение монопольного положения и экономия на масштабе производства, которая образуется при увеличении объема выпуска за счет сокращения средних издержек на единицу продукции.
Стремление к получению экономии на масштабе сферы деятельности или экономия на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта способствовала движению компании за пределы отрасли и зарождению процесса вертикальной интеграции. Этот вид экономии, называемой также экономией на росте, образуется в результате несбалансированности роста фирмы, в которой постоянно возникают не используемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов становится стимулом к расширению сферы деятельности компании. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому многие компании стремятся к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с их основным производством. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные вертикально интегрированные компании (комбинаты). Их появление относится к концу 20-х годов, в начале 50-х годов этот процесс в основном закончился.
Сектор крупных и крупнейших компаний сосредоточивает основную долю промышленных товаров, услуг связи, транспорта, торговли и операций кредитных учреждений — 40—70%. В 70— 80-е годы произошло некоторое сокращение доли крупнейших компаний в производстве продукции обрабатывающей промышленности. Так, доля ста крупнейших компаний за 1970— 1990-е гг. снизилась в Британии — с 40 до 36%, в Германии — с 30 до 24%, в Японии — с 22 до 21%, но в США она повысилась (табл. 17.6).
Уровень концентрации в обрабатывающей промышленности
(доля 100 фирм )
Годы
США
ФРГ
Британия
ЕС
Япония
1918
22
17
17
—
24
1947
23
—
—
—
1949
—
—
22
—
—
1963
33
—
37
—
—
1972
33
30
41
—
22
1975
—
—
42
24
—
1977
33
—
41
24
—
1982
—
—
41
26
—
1990
34
24
36
—
21
Крупнейшие компании промышленно развитых стран составляют подавляющую часть крупнейших промышленных и банковских компаний мира. Из 500 крупнейших промышленных компаний мира свыше 420 базируются в западных странах.
Ведущие позиции занимают американские и японские корпорации — соответственно 157 и 119 в 1991 г. Компании западноевропейских стран, отдельно взятых, представлены значительно меньшим количеством: Британия — 43, ФРГ — 33, Франция — 32. Немногие западноевропейские компании наукоемких отраслей входят в число ведущих: среди 15 компаний по выпуску электронно-вычислительной техники — только 2, среди 9 ведущих компаний по выпуску научного оборудования — 2, среди 19 фармацевтических компаний — 5. Тенденция последних десятилетий характеризуется увеличением числа крупнейших компаний из Японии и их уменьшением из США и Британии.
Ведущие компании западных стран являются ТНК. Важнейшие решения и общая стратегия инвестирования в значительной мере вышли из-под влияния внутренних рынков. Обладая огромной экономической мощью, исследовательским аппаратом, крупнейшие ТНК вполне могут контролировать некоторые рынки в малых индустриальных и развивающихся странах.
Малые и средние компании. Возникновение многоотраслевых концернов и становление массового производства создали необходимость в автономном существовании мелкого и среднего производства как элемента общественного разделения труда. По числу занятых к малым и средним компаниям относятся объединения с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, а в оптовой торговле — до 100, розничной торговле и других отраслях сферы услуг — до 50 занятых. Они относятся к мелкотоварному и товарному производству. Основной социально-экономической чертой этого сектора является его неустойчивость, структурный характер которой предопределяет возможность длительной стабилизации отдельных сфер приложения мелких и средних капиталов. Степень учреждения фирм (отношение новых к существующим компаниям) колеблется от 8 до 12%. Три четверти новых фирм являются мини-предприятиями, их возникновение обычно связано с неудовлетворенным спросом на товары и рабочую силу в ряде отраслей. Столь же высок уровень банкротства малых предприятий, особенно в первый — третий год после регистрации.
Важное явление в развитии мелкотоварного и товарного сектора — его подчинение крупным и крупнейшим компаниям на основе технико-экономической перестройки и специализации. Реальность этого подчинения выступает в виде контроля основных параметров экономической деятельности мелких и средних предприятий по линии поставок и сбыта продукции, Часть малых и средних компаний непосредственно контролируется крупным капиталом, являясь дочерними и ассоциированными фирмами. Например, во Франции 4% малых и 20% средних предприятий принадлежит к категории дочерних.
В большинстве стран более 90% общего числа фирм являются малыми и средними и на их долю приходится более половины всех занятых, продаж и производства. Роль этих компаний обычно выше в национальных хозяйствах со средними и малыми внутренними рынками. В США в середине 70-х годов их доля в ВВП не превышала 39% по сравнению с 43—44% в начале 60-х годов.
Мелкие и средние компании традиционно доминировали в обрабатывающей промышленности Италии и Японии. В других крупных странах крупные и крупнейшие компании дают большую часть продукции обрабатывающей промышленности, но отдельные малые и средние фирмы выступают крупнейшими производителя некоторых видов продукции, чаще всего специфической.
Малые и средние предприятия в экономике промышленно развитых стран, % от общего, числа предприятий
Страна
Число предприятий
Число занятых
Оборот
Условно чистая продукция
Австрия (1987)
98,8
53,3
45,5
43,4
Австрия (1988)
97.6
59,9
58,0
56,7
Германия (1986)
93.8
46,6
33.5
34,5
Британия (1983)
98,4
53,2
—
47.6
Ирландия (1983)
97,8
81,1
83,6
84.0
Италия (1982)
96,7
53,4
49,0
—
Канада (1988)
98.9
75,1
64,6
65,1
Нидерланды (1968)
97,6
60,0
49.0
—
Новая Зеландия (1979)
99,3
78,2
78.8
75.6
Норвегия (1982)
97,9
62,4
58,2
56,4
США (1982)
98.5
62,2
53.8
53,5
Финляндия (1989)
99,4
49,4
38.3
—
Франция (1986)
92,5
47,0
37.4
40,7
Япония (1989)
92.5
79,1
61,4
63.6
Розничная торговля
Австралия (1980)
98,6
72,7
72,2
73.2
Британия (1984)
99,2
43,4
34,8
—
Германия (1985)
98,0
52,2
46,5
—
Норвегия (1986)
99,2
88,8
86.6
—
США (1982)
96,4
67.5
66,5
—
Швеция (19»9)
97.7
—
61.7
—
Япония (1985)
99,6
88.0
79,4
---
В целом ряде стран значительная часть малых и средних компаний (40—50%) обслуживает только внутренний рынок. Их роль в экспорте невелика: во Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии доля малых и средних фирм чуть превышает 1/3, а в Японии роль этих фирм в экспорте снизилась с 16% в 1980 г. до 13.3 % в 1990 г.
Динамика внутренних цен
Внутренние рынки, их структура и состояние выступают одной из важнейших причин изменения внутренних цен. Ценообразование происходит на уровне первичных хозяйственных единиц, благодаря которому складывается совокупная ценовая структура. Общий уровень цен формируется в сфере денежного обращения национального хозяйства.
Изменение внутренних цен. На протяжении многих лет динамика цен претерпела огромные изменения.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.