|
17 |
35 |
||||
СНГ в целом. .... |
66 |
50 |
72 |
33 |
24 |
76 |
Таблица 3.Экономический рост, инфляция и безработица в странах СНГ3
Страна
Экономический рост
Инфляция
Безработица
1991 -
2000 г
1991 г
2000 г
1991 г.
2000 г
Азербайджан.
-0,7
7,5
107
1,5
н/д
13,9
Армения.
-11,7
3,5
274
-0,5
н/д
11.6
Белоруссия.
-1.2
2,0
94,1
168
0,1
2,1
Грузия.
-20,6
3,0
79
4,4
0,1
14,9
Казахстан.
-13,0
8,2
78,8
13,2
0,1
14,1
Кыргызстан.
-5,0
5,0
85,0
13,6
н/д
н/д
Молдова.
-17,5
-3,0
98,0
32
0,0
2,0
Россия.
-5,0
6,5
92,7
20,7
н/д
11,7
Таджикистан.
-7 1
5,1
112
24,2
0,0
1,8
Туркменистан.
-4 7
20,0
103
10,0
2,0
н/д
Узбекистан.
-0 5
1,0
82.2
30
0,0
0.6
Украина.
-11.6
3,0
91
28
0,0
4,3
2." Содружество Независимых Государств в 2000 г. Статежегодник. Статомитет СНГ - М : 2001 С. 13, 23, 25, 27, 29, 86.
Согласно данным Статкомитета СНГ, годовые темпы прироста ВВП в странах Содружества составили: в 2000 г. — 8,3%, в 2001г. — 6.1. в 2002 г. — 4,8%4. Максимальные темпы роста ВВП в этот период отмечены в Азербайджане и Армении (свыше 10% в год), высокие — в Казахстане (в 2001 г. — 13,5, в 2000 и в 2002 гг. — более 9%). Наметился выход из трансформационного кризиса в беднейших странах региона — Молдавии, Грузии и Таджикистане, переживших в 90-е годы, вооруженные конфликты. Начался и сохраняется рост ВВП на Украине (около 6% в 2000 г., свыше 9% — в 2001 г.), которая считалась одним из аутсайдеров по макроэкономическим параметрам (это связывалось с медленным и непоследовательным проведением рыночных реформ), а также с особенно сильным негативным воздействием на украинскую экономику российского финансового кризиса). В России после максимального - девятипроцентного прироста ВВП в 2000 г. отмечается устойчивый средний по меркам СНГ рост: 5.0%— в 2001 г.. 4.3 — в 2002 г.В 2000 г. в совокупном ВВП стран-членов СНГ доля России составляла 67.5%. Украины I I.I. Узбекистана 6.2, Казахстана - 5,8, Белоруссии -3,9%. На другие государства приходилось менее 6%.
По производству национального дохода на душу населения, производительности труда и душевного потребления товаров и услуг на первых местах оказываются Белоруссия, Россия и Украина, а на последних Таджикистан. Армения, Грузия и Молдова. Экономический рост, обозначившийся в последние годы в странах СНГ, пока не в силах преодолеть сложившиеся в них деформации воспроизводственного процесса. Можно говорить лишь о некотором ослаблении их негативных последствий для макроэкономики за прошедшее десятилетие. В среднем по странам СНГ за 1991-2000 гг. ВВП снизился на 34%. объем промышленного производства - на 40. продукция сельского хозяйства - на 28. инвестиции в основной капитал на 67%. Почти
3.Таблица подготовлена на основании доклада Европейского банка реконструкции и развития.
4.Здесь и далее, в том числе в таблицах, использованы данные Статистического комитета СНГ (сайт cisstat.com). во всех странах Содружества еще не достигнут дореформенный уровень ключевых экономических показателей. Так. ВВП России в 2000 г. составил 68% объема 1991 г, Белоруссии – 90, Казахстана – 78, Киргизии - 72, Украины – 47, Молдовы – 60, Азербайджана - 60%. В среднем по странам СНГ объем ВВП в 2000 г. был равен 66% уровня 1991 г. Все страны формировали дефицитные бюджеты, а, начиная с 1998 г. - озабочены выплатами по внешнему долгу. Иностранные инвестиции так и не достигли больших объемов, промышленность оставалась на низком технологическом уровне и не смогла начать выпуск конкурентоспособной продукции. Только в последние годы темпы роста ВВП стабилизировались (табл. 4). Валовой внутренний продукт в постоянных ценах5.
Страна
1992г.
1995г.
1999г.
2000г.
Азербайджан.
77,4
882
107.4
111,4
Армения.
58,2
106,9
103,3
106.0
Белоруссия.
90,4
89,6
103,4
106.0
Грузия.
55,1
102,6
103,0
101,9
Казахстан.
94,7
91,8
102,7
109.6
Кыргызстан.
86,1
94,6
103,7
105.0
Молдова.
98,6
96,6
101.9
Россия.
85,5
95,9
103.5
107,7
Таджикистан. ..............
87,6
103,7
108,3
Узбекистан. ............
88,9
99,1
104,4
104,5
Украина. .............
90,1
87,8
99,6
106,0
В среднем по Содружеству.
86,1
94,7
103,2
107,5
Развитие экономики и внешней торговли
В 1991 г. все государства СНГ начали экономические реформы, которые характеризуются как общими (либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, стремление к конвертируемости национальных валют, приватизация Государственной собственности), так и специфическими (преодоление внешней зависимости в сырьевой, продовольственной, военной и других областях) мерами.
____________________________________________________-
5. Содружество Независимых Государств. 2000 г Статежегодник Статкомитет СНГ – М., 2001 С. 13
К позитивным итогам постсоветской эволюции стран Содружества можно отнести достижение относительной стабилизации курсов национальных валют. Практически все государства пережили период высокой инфляции; сегодня лишь в Белоруссии этот показатель (индекс потребительских цен) превышает40%. Начальный этап реформ завершился формированием основных рыночных институтов. В рассматриваемых постсоветских государствах складывается новая законодательная база, заработали (пусть далеко не в полную силу) фондовые рынки. Проведена определенная работа по созданию национальных валютных рынков, основой которых являются межбанковский и биржевой рынки. В результате достигнута внутренняя конвертируемость национальных валют, хотя пока по преимуществу формальная6. Курсы ограниченно конвертируемых валют стран СНГ формируются на внутреннем валютном рынке главным образом на основе спроса и предложения.
Эти позитивные тенденции, безусловно, закладывают предпосылки для активизации сотрудничества в валютно-финансовой сфере и преодоления сохраняющейся разобщенности валютных и фондовых рынков России и ее постсоветских партнеров. Создаются условия для согласования движения капиталов между странами (отсутствие соответствующих норм затрудняет трансграничное инвестирование российских компаний), а также для взаимной увязки валютных механизмов в рамках региональных группировок стран СНГ.
Происходят серьезные преобразования форм собственности, идет становление частного сектора. В последнее время прежние аутсайдеры в области приватизации крупной промышленности - Украина и Белоруссия - приняли принципиальные политические решения, касающиеся активизации этого процесса и вовлечения в него иностранных инвесторов, в том числе из России и других государств СНГ. Украина в 2001—2002 гг. интенсивно продавала контрольные пакеты акций своих крупнейших предприятий базовых отраслей (энергетики, цветной металлургии, нефтепереработки и машиностроения), привлекая в качестве покупателей и российских стратегических инвесторов7. Белоруссия в 2002 г. начала акционирование предприятий базовых отраслей, в первую очередь нефтеперерабатывающих, заявив о перспективе продажи части государственных пакетов акций в обмен на инвестиции в модернизацию отрасли8
__________________________________________________________
6.Семь из двенадцати стран СНГ (Россия, Украина, Армения. Молдавия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия) уже присоединились к статье VIII Устава МВФ о применении обратимости национальных валют по текущим операциям. В настоящее время вводит обратимость своей валюты и Узбекистан.
.
В ходе проводимых рыночных реформ расширяются возможности допуска иностранных инвесторов в промышленность и в финансовый сектор, на страховой рынок стран СНГ. Все это создает важные предпосылки для активизации деятельности хозяйственных субъектов на внутреннем и на внешних рынках. Это мы и наблюдаем сегодня в постсоветском ареале, где бизнес становится важным проводником процессов экономического сближения — либо посредством установления новых хозяйственных связей, либо на основе восстановления в рыночном режиме элементов прежних схем межреспубликанского сотрудничества.
Экономический рост в СНГ в сочетании с продвижением стран в рыночном направлении порождает новые формы хозяйственного сотрудничества России с партнерами по Содружеству, немыслимые в 90-е годы: перекрестное акционирование объектов промышленности и инфраструктуры, прямое инвестирование со стороны хозяйствующих субъектов разных государств и активизацию создания совместных предприятий, покупку собственности на территории других стран постсоветского пространства, перенос производств на территорию соседней страны-партнера, выкуп акций и предприятий за долги, создание различного рода интегрированных транснациональных корпораций6. И если сегодня можно говорить о вызревании в самих переходных экономиках реальных предпосылок для подлинно рыночной интеграции России со странами СНГ, то именно в смысле развития контактов непосредственных хозяйствующих субъектов, развертывания микроуровневых хозяйственных связей.
__________________________________________________________
7. Подробно об этом см, Косикова Л. Приватизация на Украине: тенденции, проблемы, внешний фактор// Вестник Содружества. – 2002.- №№9-10.
8. Черковец О. Возможности и перспективы экономического сближения России и Белоруссии (точка зрения российского экономиста)// Российский экономический журнал. – 2003. - №7
Наблюдаются тенденции оживления как торговых, так и кооперационных связей между Россией и ее постсоветскими партнерами. Благоприятное влияние на развитие взаимного сотрудничества в период 2000—2002 гг. оказала также конъюнктура мирового рынка, особенно рынка энергоносителей. В 2000-г. товарооборот России с государствами СНГ достиг 25.4 млрд. долл. (увеличившись почти на 34%) и далее стабилизировался: в 2002 г. его объем составил 25.8 млрд., в том числе экспорта — 15.6 млрд. (рост на б.7%), импорта— 10,2 млрд. (снижение на 8,9%), В 2003 г. объем торговли РФ со странами СНГ, как ожидается, увеличится почти на 30%, составив примерно 27 млрд. долл.
Рост взаимной торговли и резкое повышение интереса новых независимых государств к российскому рынку связаны не только с их внутренним экономическим ростом. Важнее то, что многие из них столкнулись с серьезными барьерами на пути переориентации хозяйственных связей на рынки «дальнего зарубежья», происходившей параллельно дезинтеграции постсоюзного экономического пространства. Сегодня эйфория «открытия» мировому рынку неконкурентоспособных, сильно подверженных влиянию внешней конъюнктуры экономик, постепенно проходит. Скажем, страны СНГ убедились в практической невозможности наращивания выгодных для них экспортных поставок за пределы Содружества — вследствие как слабости соответствующего собственного потенциала и узости номенклатуры конкурентоспособных товаров, так и применения протекционистских мер со стороны ведущих импортеров по отношению к их товарам (те постсоветские государства, которые не получили статуса «стран с рыночной экономикой», особенно
___________________________________________________________
9. Винслав. Ю. Утверждая научные принципы убавления интегрированными корпорациями// Российский экономический журнал. — 2001. — №10.-С16-19.
сильно ощущают протекционизм в форме антидемпинговых расследований10. В результате к нашим партнерам приходит понимание того, что развивать многие отрасли обрабатывающей промышленности они могут только в расчете на расширение сбыта их продукции в России и других государствах Содружества. Отсюда и рост в последние годы популярности идеи создания многосторонней зоны свободной торговли или хотя бы двусторонних (с Россией) зон. Заинтересованность в российском рынке готовых изделий сегодня проявляют практически все страны СНГ (кроме экспортирующих на мировой рынок преимущественно сырье).
Важнейшим фактором оживления хозяйственных связей на постсоветском пространстве, причем в наиболее прогрессивных формах (производственно-технологической кооперации и инвестиционной деятельности), как уже отмечалось, становится активность рыночных субъектов — промышленных компаний и банков, в первую очередь российских. В своей промышленной стратегии крупные отечественные компании учитывают маркетинговые условия «ближнего зарубежья»; отчетливо прослеживается «точечная» экспансия экспортоориентированного российского бизнеса в страны СНГ11. Предприятия отраслей российской индустрии, обладающие наибольшим экспортным потенциалом и накопившие за последние годы инвестиционные ресурсы (нефтегазовой, алюминиевой и энергетики), проявляют интерес к расширению своей сырьевой базы, а также к производственным мощностям
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.