Рефераты. Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров






Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе пред­ставляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит об­щие направления и тенденции его развития.

Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в перспективе может включать предположения о том, что:

• рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потре­бительского спроса;

• будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;

• умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;

   •развитие материально-технической базы и современных тор-гово-технологических процессов в отраслях товарного обра­щения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

В процессе расчетов прогнозов спроса на перспективу выпол­няемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формиру­ющих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой — отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. По­этому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и дина­мику потребительского спроса:

• роста внутреннего валового продукта и основных направлений его использования;

• роста денежных доходов и расходов населения;

• изменения уровня цен на потребительские товары и услуги,

• изменения численности населения, его социально-экономи­ческой и половозрастной структуры.

Кроме перечисленных факторов общего порядка, учитывается влияние специфических факторов, формирующих'спрос на отдель­ные группы товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного пользования необходим предварительный про­гноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т. п. Сле­довательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, фор­мирующих основные тенденции его развития.

Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детер­минированности и неопределенности его будущего развития, по­стольку оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому про­гнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребитель­ского спроса в прогнозируемом периоде.

Таковы логика и содержание процесса прогнозирования потре­бительского спроса. Выбор же конкретных методов его прогно­зирования в значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования и степени детализации или агрегирования потребительского спроса.

В зависимости от продолжительности периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1—2 года), среднесрочным (на 3—5 лет) и долгосрочным (на срок свыше 5 лет). В силу инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода сущест­венных изменений в действии основных факторов спроса не про­исходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.

При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.

При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы про­гнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.

В зависимости от степени детализации или агрегированности структуры спроса различают:

• прогноз общего объема платежеспособного спроса;

• прогноз макроструктуры спроса;

• прогноз спроса на отдельные товары;

• прогноз микроспроса.

Прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка на краткосрочную перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов на­селения. Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического мо­делирования динамики общего объема спроса.

Прогноз макроспроса включает расчеты спроса в разрезе укруп­ненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров — в разрезе товаров растительного и животного проис­хождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со ста­бильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — методов экспертных оценок и аналогий.

Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кон­дитерские изделия, мебель или радиотовары и т. п., может произ­водиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — на основе норм рационального по­требления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.

Рассмотренные виды прогнозов потребительского спроса раз­личаются между собой как по содержанию, так и по применяемым методам расчетов. В совокупности они представляют собой систему комплексного изучения и прогнозирования спроса, позволяющую производить многовариантные расчеты прогнозов.


1.4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СПРОСА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предло­жения товаров и исходной основой прогнозирования потребитель­ского спроса и предложения является емкость рынка. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товаров, опреде­ляемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке.

В условиях насыщенности товарного рынка его емкость нахо­дится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает пла­тежеспособность покупателей на данном рынке. Это может быть выражено следующей формулой:

                                            ЕР=(EP/Iц)-EP                           №2

гдеЕР — изменение емкости рынка вследствие изменения уровня

цен на товары, руб.;

ЕР — емкость рынка за определенный период, руб.;

Iц — индекс цен на товары за указанный период.

В зависимости от масштабов рынка различают:

• общую емкость рынка страны или региона;

• емкость рынка какой-либо группы товаров;

• емкость рынка фирмы, компании.

Общая емкость рынка страны определятся на основе суммирова­ния ее источников (покупки товаров населением и организациями социального характера) или источников ее товарного покрытия13, например

                                    ЕР= П - Э + И,                         №3

где П — объем производства товаров в стране, руб.; Э — объем экспорта товаров, руб.;

И — объем импорта товаров, руб.

Емкость рынка определенного региона определяется суммиро­ванием ее источников по таблице (Приложение таблица № 1).

Основным источником формирования емкости рынка являются покупки товаров местным населением, которые рассчитываются на основе разработки баланса денежных доходов и расходов насе­ления. В этом балансе отражается движение той части националь­ного дохода, которая в денежной форме распределяется между наемными работниками, предпринимателями и другими группами населения. Баланс состоит из двух частей. В первой части отражаются источники поступления денег населению, а во второй — обратное движение денег от населения (см. Приложение таблица № 2) основе расчета покупательных фондов населения по данным ба­ланса его денежных доходов и расходов.

Покупательные фонды населения представляют собой ту часть его денежных доходов, которая может быть направлена на покупку товаров. Их величина определяется как разность между суммой денежных доходов и суммой нетоварных расходов.

                                      ПФ=                                №4

где ПФ — покупательные фонды населения, руб.;

ДД, — денежные доходы населения по статье руб.;

ДРу — денежные расходы населения руб.

Тогда возможная сумма покупок товаров местным населением (ПТМ) составит:

ПТМ = ПФ ± Пр,

где Пр — сумма превышения доходов над расходами, руб. (вычи­тается) или расходов над доходами, руб. (прибавляется).

Суммы превышения денежных доходов над расходами или рас­ходов над доходами отражают:

•ввоз денег населением в данный регион или их вывоз из региона;

•изменение остатка денег на руках местного населения. Миграция денежных средств населения считается нормальной, если она обусловлена передвижением населения в места отдыха, лечения, командировок и т. П. Экономически необоснованной, вынужденной считается миграция денег, связанная с поездками населения за пределы своего региона с целью покупки товаров. Аналогичный характер имеет увеличение денег на руках у населе­ния, связанное с недостаточным уровнем организации торговли в данном регионе. Последние два обстоятельства свойственны то­варно-дефицитной экономике.

Суммы превышения доходов над расходами и расходов над доходами в отчетном балансе являются сальдирующими статьями и отражаются в соответствующих разделах баланса. На планиру­емый год эти суммы прогнозируются исходя из оценки их динамики за последние годы с учетом прогнозируемого насыщения рынка товарами и повышения уровня торгового обслуживания населения в данном регионе.

Второй источник емкости рынка региона — возможные покупки товаров приезжим населением — прогнозируется на основе выбо­рочных обследований таких покупок и экспертных оценок их ди­намики за последние годы с учетом намечаемых в планируемом году условий их финансирования.[3]

Таким образом, общая емкость рынка, характеризующая объем потребительского спроса страны или региона, может быть опреде­лена прямым суммированием ее источников. При этом основной источник — возможные покупки товаров местным населением — может быть определен как методом прямого счета на основе ба­ланса денежных доходов и расходов населения, так и небалансо- выми методами прогнозирования на основе экономико-статисти­ческого моделирования их динамики за последние годы.

Прогнозы общей емкости рынка страны или региона являются исходной основой прогнозирования емкости рынка отдельных групп товаров.[1]

Микроспрос на товары и услуги.Одним из основных элементов потребительского рынка являет­ся категория «потребительский спрос».

Спрос — это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений.

Спрос населения на потребительском рынке определяется по­требностями людей в пище, жилье, в духовной х<сизни и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность. Таким образом, спрос на рынке потребительских товаров и услуг характе­ризует платежеспособные потребности населения в товарах и услу­гах личного потребления.

Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный и избирательный характер. Индивидуальный спрос — это спрос, предъявляемый на товар или услугу отдельным потреби­телем. Он характеризуется значительной эластичностью и изменчи­востью. В целом рыночный спрос представляет собой спрос на то­вар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услу­гу отражает поведение массового потребителя, вызванное измене­нием цен на товары или услуги.

Являясь выражением конкретных платежеспособных потребнос­тей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии соответствующего им товарного предложения. В усло­виях рынка предложение потребительских товаров и услуг должно обладать повышенной способностью реагировать на различные из­менения спроса.

В системе рыночных отношений категория спроса может высту­пать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рас­смотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).

В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому на­значению — одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макро­спрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объеди­ненные группы, например, одежда для женщин, одежда для муж­чин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.

С точки зрения объекта макроспрос рассматривается на уровне какого-либо единого пространства — страны, республики, эконо­мического региона, края, области, города и т.д.

По первому признаку классификации микроспрос — это спрос на отдельные разновидности товаров.

По второму признаку микроспрос будет характеризовать спрос потребителей на товары и услуги, формирующийся на уровне от­дельного предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг.

Каждое предприятие имеет различную специализацию, поэто­му микроспрос можно рассматривать как локальный спрос на кон­кретные товары и услуги широкого ассортимента, предъявляемый определенными группами потребителей данного предприятия.

Микроспрос формируется и развивается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Наиболее существенными факторами являются:

месторасположение предприятия;

тип предприятия и его специализация;

организация обслуживания покупателей и ее эффективность;

качество товаров и предлагаемых услуг;

уровень цен;

наличие рекламы;

перечень предлагаемых дополнительных услуг;

другие.[4]

Но главное, что определяет объем и структуру микроспроса, — это состав и характер потребителей.

Микроспрос каждого предприятия отражает специфику опре­деленного контингента потребителей и свои, присущие только ему черты, отличающиеся, иногда весьма существенно, от спроса на других предприятиях.

Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Классификация мик­роспроса см. приложении 3.

Повседневный спрос — это спрос, который предъявляется практи­чески ежедневно (продукты питания, табачные изделия, мыло и т.д.).

Периодический спрос — предъявляется через определенные пе­риоды (обувь, одежда и т.п.).

Эпизодический спрос предъявляется изредка, «от случая к слу­чаю» (мебель, ювелирные изделия, деликатесы и т.п.).

Импульсивный спрос может быть предъявлен в любое время без заранее определенной периодичности и под влиянием различных факторов, в частности, рекламы, другой дополнительной инфор­мации, покупок других людей — родственников, знакомых (обыч­но это недорогие товары массового спроса — парфюмерия, хозяй­ственные товары, кондитерские изделия и т.п.).

Действительный (потенциальный) спрос — это объем спроса населе­ния во всей его совокупности на уровне крупного региона. В значитель­ной степени он характеризует величину макроспроса и определяется на основе балансов денежных доходов и расходов населения. С точ­ки зрения микроспроса это — потенциально возможный объем спро­са населения на все товары или на конкретный товар. Таким образом, действительный (потенциальный) спрос отражает возможность населения действительно направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг, т.е. покупательные фонды.

Реализованный спрос — это спрос, который был фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного (потенциального) только в том случае, если пред­ложение товаров и услуг по объему, ассортименту, качеству или каким-либо другим характеристикам не соответствует спросу насе­ления. В этом случае часть действительного (потенциального) спро­са не находит соответствующего товарного эквивалента на рынке и остается нереализованной.

Неудовлетворенный спрос — это спрос, оставшийся нереализо­ванным из-за отсутствия необходимого товара по различным при­чинам (низкое качество, высокая цена и т.п.). Неудовлетворенный спрос — это разница между действительным (потенциальным) спро­сом и спросом реализованным. Неудовлетворенный спрос имеет несколько разновидностей:

1)явный — когда покупатель имеет определенную сумму денег,
но не может приобрести товар по различным причинам. Особенно­
стью данного вида спроса является то, что он действительно пред­
ставлен денежной массой, которая при появлении на рынке нуж­
ных товаров и услуг будет удовлетворена;

2)скрытый — проявляется при покупке товара или услуги, ко­
торые не являются полноценными заменителями отсутствующего
товара или услуги либо вообще не связаны с ним отношениями
взаимозаменяемости поскольку в случае отсутствия одних товаров и услуг спрос переключается на другие, имеющиеся на рынке;

3)отложенный — существующий, но как бы отложенный на
время спрос по различным причинам, например, в случае необхо­
димости накопления определенной суммы денег для приобретения
конкретных товара и услуги, обязательного приобретения товара
или услуги к конкретному событию и т.п.

Базовый спрос предъявляется в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг.

Мобильный спрос предъявляется в местах временного нахожде­ния и потребления данных товаров и услуг (в командировке, на отдыхе и т.п.).

Четко сформулированный (твердо сформулированный) спрос — это заранее обдуманный спрос, выражающий твердое намерение покупателей купить именно эти товар или услугу.

Альтернативный спрос предъявляется на достаточно широкий круг однотипных товаров или услуг.

Первичный (начальный) спрос — это предъявленный спрос на товары, приобретаемые впервые.

Спрос на замену — это спрос, возникающий после того, как потребляемый ранее товар, чаще всего длительного пользования, полностью утрачивает свои потребительские свойства или мораль­но устаревает.

Дополнительный спрос — это спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров.

Формирующийся спрос — это спрос на новые, незнакомые то­вары и услуги.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.