Рефераты. Экономическая сущность рынка и рыночных отношений






17)общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18)специальные зоны свободного предпринимательства.


Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.

Биржа – это организованная форма оптовой торговли массовыми стандартными товарами или систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг.

Биржа предназначена для всесторонней организации рынка. Биржевая торговля позволяет продавцам и покупателям определённого товара легче найти друг друга, чем при поиске наугад.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, её элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры следующие:

1)     облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

2)     повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

3)     организационное оформление рыночных отношений;

4)     облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.



Рынок и государство.

 

Общество нуждается в воспроизводстве  всех условий его жизни – материальных и духовных; рынок же не заинтересован в расширенном воспроизводстве духовных условий развития общества. Более того, он не только не в состоянии способствовать разрешению многих проблем жизнедеятельности общества, но и способен многократно их усугубить.

Во-первых, рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. Те ископаемые ресурсы, что создавались природой в течение сотен тысяч или даже миллионов лет, рыночная среда в состоянии реализовать в самое ближайшее время, подвергая жизни грядущих поколений лишениям и опасности, необходимости решать проблемы будущего, но уже в экстремальных ситуациях.

Во-вторых, рынок не имеет механизмов эффективной экономической защиты окружающей среды от её разрушения и загрязнения производственной, бытовой и сельскохозяйственной деятельностью. Стараясь сохранить среду обитания своих территорий, развитые промышленные страны активно (и часто противозаконно) вывозят ядовитые и канцерогенные отходы своих производств в страны Азии и Африки, а за последнее время и на территорию стран СНГ, пользуясь бесконтрольностью и слабым законодательством. Даже в промышленно развитых странах при жестоком законодательстве требуются большие условия общественного мнения для обуздания попыток фирм-загрязнителей бесконтрольно сбрасывать отходы своих производств. Создание экологически чистых производств – занятие в высшей степени дорогостоящее. Западные страны идут на это, занимаясь в то же время экспортом не только своих недоброкачественных товаров, но и экологически чистых технологий. Этот экспорт приобрёл уже угрожающие масштабы.

Рынок не может эффективно регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству,- это третий неизбежный вывод из практики развития мировой экономики. К таким ресурсам относятся рыбные богатства, тропические леса, образующие “лёгкие” нашей планеты, основной продуцент кислорода на планете.

В-четвёртых, рынок не заинтересован в проведении глубоких исследований потенциальной опасности внедряемых технологий, материалов, товаров.

В-пятых, рынок не создаёт стимулов для развития системы жизнеобеспечения – здравоохранения, просвещения, коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.д.

В-шестых, рынок не гарантирует реализацию права на труд, доход, на все виды и формы социальной защиты. Можно утверждать, что рынок и социальная защита населения и отдельного человека – это антиподы. Рыночная система воспроизводит в увеличивающейся степени социальное неравенство. Именно поэтому рыночные отношения должны быть подвержены действию строгих регуляторов общества.

В-седьмых, рынок не заинтересован непосредственно в развитии фундаментальных исследований в науке. Если он ещё как-то проявляет активность в поисковых фундаментальных исследованиях в тех областях, которые связаны с новыми направлениями создания перспективных и наукоёмких товаров, то в других областях фундаментальные исследования должно поддерживать государство.

В-восьмых, рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение спроса той массы населения, которая имеет деньги.

В-девятых, рынок подвержен влиянию нестабильных процессов развития экономики, причём нестабильность и издержки рынок, естественно, перекладывает на потребителей, отчего страдают малоимущие и социально не защищённые слои населения.

Решать не только перечисленные, но и ряд других проблем должно государство. Осуществляя развитие рынка, государство должно синхронно осуществлять и социальную защиту населения от действий рыночной стихии. Однако этого не происходит по ряду причин. Одна из низ заключается в том, что представители рыночных структур стремятся через властные структуры проводить законы, поддерживающие деятельность товаропроизводителей и собственников, и одновременно тормозить законы и решения, направленные на социальную защиту населения и повышение ответственности товаропроизводителей и собственников. В результате на государственном уровне не только воспроизводится, но и усиливается масштаб диспропорций между рынком и социальной защитой. Поляризация сил возрастает, что не может не приводить к социальным столкновениям и конфликтам.

Рынок и социальная защита не могут развиваться как два отдельных, самостоятельных направления развития общества. Развитие рынка должно включать аспекты социальной защиты, а социальная защита должна ориентироваться на реальные возможности, избегая явных актов чисто потребительского поведения. Регулировщиком должно выступать государство.



Рынок как объект комплексного и системного исследования.

 

Рынок всегда должен рассматриваться как системная сфера деятельности фирмы, которая характеризуется сложными и взаимосвязанными процессами. Обычно для своей практической деятельности фирма занимается конкретным исследованием рынков, на которые она уже либо вышла и стремится закрепиться, либо собирается выходить и осторожно исследует возможности и опасности, либо собирается организованно покинуть тот или иной рынок.

При анализе рынка фирма обязана учитывать конкретные особенности, например, такие, как:

- национальные, региональные рынки (например, Франция, Юг Франции);

- рынки определённых товаров или услуг (горнолыжное снаряжение, туризм, путешествия и т.д.)

- рынки с нестабильной конъюнктурой;

- рынки с повышенной долей финансового риска;

- рынки с наибольшей стабильностью прибыли и т.д.

При  анализе рынков наибольший интерес представляют следующие факторы:

- определение ёмкости рынка, то есть возможных объёмов продаж того или иного товара, в зависимости от общей экономической конъюнктуры и складывающихся политических условий;

- конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта;

- исследование поведения покупателей (отношение к товару, фирме-производителю, методы и способы покупки и т.д.)

- изучение практики деятельности конкурентов;

- исследование возможной реакции (например, конкурентов или правительства) на появление на рынке той или иной страны нового товара.

Не исключено, например, что конкуренты могут добиться от правительства определённых протекционистских мер по защите своего внутреннего рынка  от внешних конкурент, потребуют повысить таможенные пошлины и многое другое.

Для определения реакции рынка часто практикуются товарные интервенции – неожиданный выброс партии товаров, особенно с новыми потребительскими свойствами. Затем системно изучается поведение покупателей, конкурентов, правительства. При общем положительном итоге фирма может увеличить масштабы вторжения на рынки, корректируя свои действия.

Рыночные исследования обычно осуществляются комплексно, всем персоналом фирмы, ещё задолго до выхода товаров на рынок. Постепенно набирается статистический материал о ёмкости рынка, динамические изменения его показателей. Считается наиболее приемлемым иметь ежемесячные показатели, по которым строятся динамические ряды и проводится систематический анализ.

Системность исследования рынков означает необходимость изучения их как больших систем, которые могут быть разбиты (подвергнуты декомпозиции) на составляющие подсистемы, вплоть до элементарных. Например, рынок товаров отдыха на территории Франции может быть представлен как система рынков отдельных регионов (Su Франции, Север Франции, Приальпийская зона и т.д.), рынков субрегионов, рынков курортных мест, рынков социальных групп.

Комплексность изучения рынка означает, что должны быть приняты во внимание все качественные особенности рынка на каждом из уровней разложения. Это, например, может проявиться в ассортименте товаров, ассортиментных группах, отдельных товарах.

Только в тех случаях, когда системность исследования рынка дополняется комплексностью, могут быть получены серьёзные положительные результаты.




Сегментация рынка.


В рыночной деятельности весьма важное значение имеет понятие сегментации. Под ней понимается разделение всей массы покупателей, где бы они не находились, на определённые группы (сегменты). Они характеризуются  общностью главных черт и основных требований к товару, а также общей мотивацией покупок данного товара.

Сегментация рынка может рассматриваться также как процесс разбиения потребителей на однородные группы на основе различий в доходах, привычках, характеристиках или поведении.

Возможны и другие виды сегментации. Так, например, может быть осуществлена сегментация по первичности покупок – разделение потребителей по признакам первичного приобретения ( покупки ) товара – впервые или для замены аналогичного.

Сегментация покупателей может быть также осуществлена и по географическим факторам – по регионам, районам, городам и т.д.

Возможна сегментация по адаптивности потребителей к новым товарам – по их реакции на появление или покупку нового товара.

Также применяется сегментация по социальным факторам, например в зависимости от пола, возраста, состав семьи.

Рыночная сегментация имеет большое значение для исследования рынков. Стратегия сегментации рынков направлена на то, чтобы найти для одного и того же продукта однородные группы потребителей, обладающими некоторыми общими характеристиками.

В основе рыночной сегментации лежат два момента: признание неоднородной природы товарных рынков и дифференциация продукции и методов её сбыта. Они и обуславливают выделение групп потребителей, предъявляющих одинаковые требования к рыночной продукции.  (например, через политику рыночной сегментации проводиться в жизнь один из  принципов маркетинга – ориентация производства на известного, адресного потребителя.

Принцип рыночной сегментации стал использоваться значительно недавно. Промышленные компании неохотно отказывались от тех преимуществ, которые вытекали из массового производства однотипной продукции, массового её сбыта, единообразной рекламы с использованием средств массовой информации. Сравнительно низкие издержки такого типа производства длительный период обеспечивали устойчивую норму и рост нормы прибыли. Однако дальнейшее обострение проблемы реализации и конкурентной борьбы намети явный переход в производстве от политики обслуживания массового потребителя к максимальному приспособлению к требованиям различных покупательских сегментов. В реализации товаров новая ситуация нашла отражение в максимальной дифференциации сбытовой и рекламной деятельности по выявленным сегментам.

Рыночная сегментация, как правило, ведёт к росту издержек производства и обращения, однако она получает всё большее распространение, так как обеспечивает фирме-производителю ряд преимуществ. Они заключаются в том, что фирма может сосредоточить свои усилия на обслуживании таких групп потребителей, спрос которых недостаточно удовлетворён в данное время; при дифференциации рекламной и сбытовой деятельности фирма добивается наибольших результатов в формировании потребностей конечных покупателей.


Классификация факторов, служащих для сегментации рынков товаров личного пользования и товаров производственного назначения, осуществляется различным образом.

Сегментация товаров личного пользования:

1)     по социальным факторам (национальность, возраст, пол, состояние здоровья, уровень общей и профессиональной культуры…);

2)     по экономическим факторам (доходы, обеспеченность жильём, возможность кредита, уровень потребления товара, льготы, обеспечение платными и бесплатными услугами…);

3)     по географическим факторам (часть света, страна, регион, субрегион, климат…);

4)     по политическим факторам (тип политической власти, политическая стабильность, активность политических сил, ориентация политики);

5)     по психологическим факторам (эти факторы наиболее распространённые, поскольку отражают самые различные аспекты психологии. Это: отношение к товару, к новому, к покупке, к рекламе, к здоровью, к престижу…);

6)     по потребительским мотивам (цена, обслуживание, качество, марка, экономические мотивы, совместимость с приобретёнными ранее товарами).

Сегментация товаров производственного назначения:

1)     по хозяйственным целям

2)     по типу финансирования

3)     по отраслям экономики

4)     по отраслям промышленности

5)     по использованию продукта.



Поиск «ниши» рынка.


В современных условиях важно не просто правильно определить для себя рынок, но и отыскать на нём ту, часто очень узкую область, место, ещё не занятое или недостаточно используемое конкурентами, - так называемую «нишу» рынка. Попав в неё, новое предприятие, новое производство или вид коммерческой деятельности может стать прибыльным и быстрорастущим.

Суть поиска вертикальной «ниши» заключается в поиске путей реализации данного изделия или группы функционально близких изделий по различным группам потребителей.

Сущность поиска горизонтальной «ниши» рынка заключается в удовлетворении потребителей изделиями и услугами, в которых он может нуждаться. В отличие от поиска вертикальной «ниши», здесь предполагается диверсификация производства предприятия-изготовотеля, расширение выпускаемого им ассортимента изделий или предоставление всё более полного набора услуг своим потребителям, независимо от того, есть ли между этими продуктами или услугами тесная функциональная взаимосвязь.

Поиск «ниши» рынка напоминает поиск свободного пространства, которое надо поскорее заполнить. В сущности, «ниши» рынка – совмещение назревших и вполне осознанных и потребностей и проблем общества с нетрадиционными формами, способами и методами их решения и удовлетворения.

Одним из важнейших условий внедрения и работы в «нише» рынка является высокое качество продукции или услуг. Как показывает зарубежный опыт, руководство каждой компании, оперирующей в «ниши» рынка, убеждено в том, что качество их товаров является наивысшим. Работники этих фирм испытывают чувство гордости за качество продукции, в производстве которой они принимают участие. Потребители и заказчики фирмы также ощущают большую ценность приобретаемых товаров. В настоящее время редким исключением, а не правилом является быстрый рост компании, если она не уделяет первостепенного внимания качеству своей продукции. Далеко  не всегда компании, ориентирующиеся на определённую «нишу» рынка, оказываются в положении лидеров в своих отраслях, но бесспорным остаётся одно – они выпускают то, чего не может больше делать никто.

Однако поиск «ниши» рынка не ограничивается только собственно анализом рынка. Необходимы люди, которые смогли бы наладить хозяйственную узкоспециализированную деятельность, нужны предприимчивость, изощрённость коммерческого ума, своего рода дар предвидения изменений ситуации на рынке, способность идти на риск, другие связанные с этим черты. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в развитии так называемого «интрапренерства», то есть в формировании внутрифирменного предпринимательства.

Крупные предприятия, пытаясь найти «нишу» рынка, должны учитывать то обязательство, что при создании специальных подразделений по поиску «ниши» рынка в той или иной области общие расходы по финансированию этой деятельности могут намного превысить объёмы продаж, которые можно получить за счёт этой «ниши». Иными словами, «ниша» рынка может  оказаться  слишком мала, чтобы компенсировать корпорации расходы по её обнаружению.

Например, компании с общим оборотом в 1 млрд. вряд ли стоит всерьёз изучать возможность выхода на сегмент рынка, где совокупный объём продаж в принципе не может превысить 1 млн. компания должна оперировать на рынке определённой ёмкости, где она сможет получить достаточную экономию на масштабах производства.



Конъюнктура рынка


Под конъюнктурой рынка понимается определённое соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и  их группам, так и по товарной и денежной массе в целом.

Исследование конъюнктуры рынка является одной из стадий изучения рынка. Предмет этого изучения составляют явления и процессы, отражающие специфику развития рынка во времени и пространстве под действием конъюнктурообразующих факторов.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и нециклические. Циклические факторы определяются циклическим развитием экономики. Конъюнктура зависит от   фазы цикла (спад, депрессия, оживление, подъём).

Нециклические факторы, которые могут затушевывать и изменять действие  циклических факторов на противоположное,  подразделяются на постоянные  и  непостоянные. К постоянным факторам относятся научно-технический  прогресс, изменение внешних условий, влияние монополизма, государственное  регулирование, милитаризация, а также инфляция  и другие факторы.

Непостоянно действующие факторы включают политические кризисы, социальные конфликты, сезонность, стихийные бедствия, крупные аварии и т.п.

Исследования конъюнктуры должно опираться на следующие принципы:

1)     необходимость  системного  подхода,  который  учитывает  взаимосвязь, а также  взаимозависимость  экономических  явлений, происходящих на  рынке;

2)     недопустимость механического перенесения тенденций, выявленных на одних рынках, на другие рынки, даже смежные, а общехозяйственной конъюнктуры – на все отраслевые рынки: так, даже в период спада могут бурно развиваться новые отрасли, а период подъёма некоторые отрасли будут пребывать в состоянии депрессии;

3)     необходимость постоянного и непрерывного наблюдения за рынками в силу их динамичности;

4)     определённая последовательность изучения рынков – на предварительном этапе исследуются основные их особенности; на следующем – накапливается необходимая информация статистического характера, а затем после этого проводится анализ и прогноз  конъюнктуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.