Рефераты. Экономическая деятельность здравоохранения






Седьмая и последняя из рассматриваемых здесь групп про­блем может быть сформулирована следующим образом: «Как достичь экономического успеха?» В рамках этого комплекса проблем экономика здравоохранения исследует такие вопросы, как спрос, предложение и ценообразование в области медицинских услуг, медицинский маркетинг, реклама, экономическая эмбле­матика (товарные знаки, фирменные наименования, символы и т.п.), психология потребителя и целый ряд других чрезвычайно важных вопросов.

В любом случае современная экономика здравоохранения рассматривает медицинскую организацию как:

 во-первых, специфический хозяйствующий субъект, наделенный всеми основными экономическими правами и обязан-

ностями;

во-вторых, как самостоятельного участника рыночных отношений, взятых во всей их сложности и противоречивости и    одновременно с учетом всей специфики здравоохранения.



2. МЕСТО ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Естественно, что экономика здравоохранения не может су­ществовать в отрыве от родственных ей экономических наук и медицины. Медицинская деятельность, осуществляемая в оп­ределенных организационно-хозяйственных формах, дает эко­номике здравоохранения объект исследования, воплощаемый в то, ради чего, собственно говоря, эта наука и существует — в экономическую практику здравоохранения. У экономической те­ории (общей экономики) экономика здравоохранения заимству­ет терминологию. Прикладные экономические науки привлека­ются в основном для экономических исследований здравоохра­нения на микро-, а специальные — для исследований на макро­уровне. Наконец, у гуманитарных наук, прежде всего у филосо­фии, экономика здравоохранения неизбежно воспринимает оп­ределенную идеологию, мировоззрение.

Выделение экономики здравоохранения в область самостоя­тельных научных знаний состоялось лишь во второй половине XX века. Это произошло под влиянием ряда причин. Укажем важнейшие из них.

1. Двадцатый век — это столетие небывалого ранее увеличе­ния объема и социально-экономической значимости сферы ус­луг. И хотя медицина «стара как мир», но никогда ранее она не формировалась в столь крупную отрасль народного хозяйства, притягивающую к себе миллионы людей. А раз объект исследо­вания столь быстро и значительно вырос, то возрос, соответ­ственно, и научный к нему интерес.

2. Здравоохранение одновременно заявило о себе как о нео­бычайно ресурсоемкой отрасли, способной использовать раз­личные материальные, финансовые, трудовые и прочие ре­сурсы.

3. В XX в. здравоохранение стало рассматриваться как вы­годная, экономически целесообразная область приложения ин­вестиционных средств.

Таким образом, была сформирована новая научная и учеб­ная дисциплина — экономика здравоохранения.



3. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ

 

(Очевидно, нет необходимости лишний раз доказывать, что производство жизненных благ, организованное в рамках любой (социально-экономической модели, объективно носит обществен­ный характер. Пожалуй, лучше всего об этом сказал Адам Смит, когда, анализируя цели отдельного предпринимателя, указал на то, что предприниматель имеет при этом в виду свою собствен­ную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Но когда он прини­мает во внимание свою собственную выгоду, это естественно или, точнее, неизбежно приводит его к предпочтению того заня­тия, которое наиболее выгодно обществу.


3.1. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

КАК ОТРАСЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

В процессе перехода России к рыночной экономике сформи­ровалась новая отраслевая экономика здравоохранения. Воз­никновение новой научной дисциплины — экономики здравоох­ранения обусловлено:

— формированием здравоохранения как крупнейшей отрас­ли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на меди­цинские услуги;

— необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых
средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;

—         особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;

—        повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.

Цель экономики здравоохранения — изучение экономичес­ких отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся между людьми в процессе обеспечения меди­цинской деятельности.

Объектом исследований экономики здравоохранения явля­ются экономические отношения в сфере здравоохранения.

Основные задачи экономики здравоохранения:

—определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

—расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

— изучение тенденций в изменении структуры здравоохране­ния;

—расчет и оценка экономической эффективности лечебно диагностической и профилактической работы учреждений здра­воохранения;

—оценка экономической эффективности новых организаци­онных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.);

—экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

—разработка и оценка эффективных форм оплаты труда ме­дицинских работников;

—расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работни­ков (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);

—подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.


3.2. МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


Экономика здравоохранения, являясь отраслью обществен­ного здоровья и здравоохранения, использует все методы этой дисциплины. Среди них важнейшими являются:

—математически-статистический метод, позволяющий оце­нить количественную и качественную связь между медико-диаг­ностическими и профилактическими процессами;

—балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соот­ношение между лечебными, диагностическими и реабилитаци­онными процессами;

—экспериментальный метод, позволяющий отработать наи­более эффективные меры по улучшению качества здоровья на­селения и хозяйствования органов и учреждений здравоохране­ния.

Экономика здравоохранения тесно связана с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь здравоохране­ния со всеми отраслями народного хозяйства. Это взаимодействие, прежде всего, касается:

—влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;

—влияния экономики отдельных отраслей на здоровье насе­ления.

Это значит, что экономика здравоохранения — отраслевая экономическая наука, которая изучает взаимодействие здраво­охранения с экономикой народного хозяйства, формирование, распределение и использование в здравоохранении материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов.

Здравоохранение влияет на развитие экономики народного хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение сме­ртности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и инвалиднос­ти, увеличение средней продолжительности жизни).

Важнейшие направления развития экономики здравоохране­ния:

—определение видов, объемов медицинских услуг с органи­зационно-правовым обеспечением;

—экономическая оценка  эффективности использования ре­сурсов здравоохранения;

— финансовое обеспечение деятельности ЛПУ с экономическим его обоснованием;

—      экономическая оценка профессиональной деятельности

работников здравоохранения;

—          отработка экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;

—разработка системы менеджмента и маркетинга, включая
отработки действенных форм пропаганды новых методов лечеб­но-профилактической деятельности.

4. УСЛУГА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

Структура производства определяется в конечном итоге составом совокупных потребностей, выдвигаемых данным об­ществом. Состав потребностей общественного организма (жиз­ненных благ, необходимых для существования и развития каждого о индивидуума, тех или иных социальных групп, а также об­щества в целом) включает в себя создание материальных благ и услуг. Производство материальных благ и производство мате­риальных услуг представляют собой крупные сферы обществен­ного производства. Здравоохранение — это одна из ведущих отраслей сферы производства услуг.

Содержательно сфера услуг в целом и здравоохранение в их числе относятся к разряду потребительского производства: там происходит потребление материальных благ, созданных в от­раслях соответствующей сферы. Одновременно в здравоохра­нении происходит создание физической и психологической ос­новы деятельности, трудового потенциала, производство лич­ного фактора жизни общества.

С точки зрения функционирования предприятий (фирм) и лиц, действующих за пределами сферы производства материальных благ, сфера услуг не имеет принципиальных отличий. Родовые особенности производства в данной сфере определяются лишь характером самих создаваемых услуг.

Услуга, наряду с материальным благом, рассматривается, таким образом, как одна из разновидностей проявления резуль­тата конкретной профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить, что сфера производства услуг чрезвычайно разнообразна по своему отраслевому составу. Сфера услуг — это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в создании и реализации той части комплекса жизненных благ, предназначенных для совокупного потребителя, которая выходит за рамки продукции, изготовляе­мой сферой материального производства. К сфере услуг отно­сятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслужива­ние населения, народное образование, здравоохранение, соци­альное обеспечение, спорт и туризм, культура и искусство, транс­порт, связь, торговля и общественное питание, государственное управление.

В зависимости от роли услуг в процессе непрерывного и ло­гически обусловленного производственного процесса (т.е. вос­производства), а также от характера удовлетворяемых теми или иными услугами потребностей отрасли сферы услуг можно объ­единить в две информационно-статистические группы. Одна из этих групп представляет отрасли, деятельность которых направ­лена на удовлетворение социально-культурных, духовных, ин­теллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности. К ней относятся образование, здравоохранение спорт и туризм, социальное обеспечение, культура,

искусство и др. Другая группа охватывает отрасли бытового обслуживания, транспорта, связи, торговли и т.п. Эти отрасли призваны способствовать сокращению затрат совокупного труда, расширению возможностей для достижения большей профессиональной специализации.

Несколько иной квалификационный подход позволяет раз­делить все услуги на услуги производственного и личного назначения, исходя из различий в потребителях, пользователях.

Далее, как среди производственных, так и среди личных ус-Чуг правомерно выделить материальные (материализован­ные) и чистые услуги. В чем смысл этого последнего способа классификации? Дело заключается в том, что любая услуга связана с получением, производством определенного, скажем, полезного результата, выступающего в форме (или получаю­щего «экономическую маску») полезного эффекта. Однако ма­териальные услуги используются потребителем через какой-либо вещественный объект — например произведение искусст­ва, а чистые услуги воплощают свой результат непосредствен­но в самом человеке.

Основная масса услуг, предлагаемых здравоохранением, от­носится к категории личных услуг. Вместе с тем услуги здраво­охранения относятся по большей части к чистым услугам, не имеющим самостоятельно существующего материального объек­та-носителя.

Необходимо отметить, что здравоохранение как отрасль на­родного хозяйства очень неоднородна и разнообразна. В соста­ве современного здравоохранения, относимого статистиками к категории так называемых больших отраслей, выделяется мас­са довольно-таки самостоятельных и одновременно чрезвычай­но тесно взаимодействующих между собой структурных элемен­тов, которые определяются как подотрасли специализации и про­изводства. В качестве иллюстрации достаточно указать лишь некоторые из них: терапия, хирургия, педиатрия и санитария; рентгенология, радиология, иммунология, диетология и др.; кли­ническая, медико-профилактическая, научно-исследовательс­кая, организационно-управленческая специализации; стационар­ная, диспансерная, санаторно-курортная, амбулаторно-поликлиническая, хосписная и другие виды медицинской помощи; дер­матология, гистология, микробиология, нейрофизиология, пси­хиатрия, стоматология, онкология, кардиология, диабетология, отоларингология, гастрология, эндокринология, цитология и многие другие виды специализированной помощи имеют свою специфику.

Таким образом, услуги здравоохранения столь же разнооб­разны по своему проявлению, сколь многопланова и сложна сама отрасль здравоохранения.


5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


Экономические особенности медицинских услуг могут быть сведены в три большие взаимообусловленные классификацион­ные группы.

Первую группу составляют особенности услуг здравоохранения, связанные со спецификой проявления самого резуль­тата профессиональной деятельности яиц, занятых в рассматри­ваемой нами области человеческой деятельности. Что это за особенности?

1. Результат профессиональной деятельности в здравоохранении, как правило, воплощен в самом человеке. Матери­альные услуги — скорее исключение для здравоохранения (на­пример, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, ре­цепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, по­добно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.). При этом стоит обратить внимание на то, что между мате­риальными и чистыми услугами вовсе не лежит непреодолимая грань. Напротив, они во многих случаях взаимопроникают и дополняют друг друга, образуют переходные, пограничные, смешанные формы и модификации.

2. Услуга, как отраслевой результат здравоохранения, всегда носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не только массового, но и мелкосерийного производства. Нельзя также произвести (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и реализации этого своеобразного товара. На рынок услуг здравоохранения (и это характерно для многих видов чистых услуг) «выносятся» отнюдь не сами услуги, а лишь информация о тех услугах, которые могут быть оказаны пациентам.

Потребление значительного числа услуг здравоохранения во времени совпадает с их производством. Индивидуальность оказания услуг здравоохранения и творческий характер многих форм медицинской деятельности приводит к тому, что необходимый результат (эффект) зачастую может быть достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже действиями одного человека. Поэтому данная особенность Проявления результата в здравоохранении приводит к тому, что местный (локальный) рынок услуг здравоохранения гораздо чаще и значительно легче смыкается со своей противоположностью — мировым рынком. Для высоко стандартизированной про­мышленной продукции сферы материального производства та­ков соединение представляется менее вероятным.

3. Рассматриваемый нами результат, несмотря на всю свою индивидуальность, может быть разнообразным по своему физическому объему. В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов. Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, — личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае резуль­тат его труда будет индивидуален в буквальном смысле. Впро­чем, для поддержания собственной квалификации и этому вра­чу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную прак­тику.

Семейная медицинская сестра, исходя из многопланового характера своих функций, должна добиваться получения адек­ватных потребностям результатов уже в более широком физи­ческом объеме, имея дело с рядом индивидуумов разного возра­ста (как правило, начиная с детей школьных лет) и социального положения. Оказывая помощь каждому члену семьи с учетом конкретных условий, семейная медсестра может добиться жела­емого эффекта, только решая широкий круг профессиональных задач. Она должна быть также компетентна в вопросах плани­рования семьи, воспитания детей, психологии и физиологии раз­вития ребенка, проблем преодоления стрессов и эмоциональных барьеров, сексуального поведения, знаний гериатрии и т.п.

4. Результат здравоохранения имеет сложную структуру и может распадаться на много подрезультатов (или квазире­зультатов). Отсюда следует важность осознания того, что для достижения общего истинного результата — здоровья — необ­ходимы усилия как врачей — узких специалистов, так и врачей общей практики, а также и других категорий работников здра­воохранения.

При этом целесообразно остановиться на самом понятии здо­ровья как результата медицинской деятельности.

Укрепление здоровья населения является не только необхо­димым, но и, быть может, единственно возможным универ­сальным показателем получения определенного положительно­го результата труда работников здравоохранения в форме полезного эффекта. Здоровье определяется рядом демографи­ческих и других факторов. Оно характеризуется несколькими основными группами показателей. К первой группе относятся такие демографические показатели, как численность населения, его состав, рождаемость, смертность, естественный прирост и др. Вторую группу составляют показатели заболеваемости на­селения. И в третью группу входят показатели физического раз­вития отдельных групп жителей. Многие конкретные методы оценки результата врачебной деятельности и соответственно здоровья населения основаны на определении ряда показателей лечебно-профилактического характера, которые непосредствен­но и более тесно связаны с трудом медицинских работников.

5.     Результативность в здравоохранении напрямую не связа­на с величиной затрат.

6.      Результат разнообразен по сроку проявления и необходимости повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия
может быть весьма значителен: от мгновенного достижения ре­зультата, как это бывает, например, при снятии болевых ощущений, и до долговременных, зачастую мучительных, повторяющихся с определенной периодичностью врачебных воздействий, которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной цели.

7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказан­ную услугу) также может быть различным. Это и прямая оп­лата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондов, формирующихся в страховых организациях.

Вторая группа определения особенностей услуг здраво­охранения связана с выражением количественных характерис­тик ее стоимости. Здесь важно выделить несколько моментов:

1.                Услуга может предоставляться как в товарной (и имен­но в этом случае она начинает обладать стоимостными пара­метрами), так и внетоварной форме. Товарный характер услуг здравоохранения, а, следовательно, и первоначальный рынок медицинских услуг возник уже в эпоху древних цивили­заций (6—8 тыс. лет назад). С появлением эквивалента стоимос­ти товарные отношения в здравоохранении трансформировались в товарно-нежные, которые являются господствующими в отрасли и сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

2.                                  Исходя из уже приведенных положений, можно отметить, что определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплекс­ной клинико-экономической задачи.      Далее отметим, что стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда величина. На­оборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторо­ну увеличения (особенно при длительном лечении).

3.                                  Возможно, несмотря на всю неопределенность и непред­сказуемость лечебно-профилактического процесса, создание эко­номических нормативов, включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и по­зволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обой­дется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.

Наконец, третья группа особенностей связана с процессом оказания (производства) услуг здравоохранения.

К этим особенностям целесообразно отнести следующие черты:

1. Наличие большого количества инвесторов (пациент, се­мья, предприятие, работодатель, общественные организации, включая конфессии, страховые компании, государство и меж­дународные структуры), оплачивающих процесс оказания ус­луг. Только совместное использование различных инвестицион­ных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здраво­охранения непрерывным, качественным и эффективным.

Многообразие хозяйственных связей, которые проявляют­ся в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значитель­ной индустриализации здравоохранения.

2.   Зависимость хода оказания услуги здравоохранения от местных природно-климатических условий, которые могут пре­пятствовать или, наоборот, быть благоприятными для осуще­ствления процесса лечения или профилактики различных забо­леваний.

4.      Наличие активной взаимосвязи по линии «врач—пациент».
В процессе оказания услуг здравоохранения используются все известные методы воздействия на предмет труда: механические, физические, химические, биологические, социально-психологические. Пациент же, как объект медицинского воздействия, обладает наибольшей активностью, которая также может быть направлена как во вред ему, так и на благо. При этом в необходимых случаях сознательная активность пациента отклю­чается (наркоз, гипноз).

5.   Возможность территориальных перемещений в процес­се оказания услуг здравоохранения также отличает отрасль от многих видов деятельности в сфере материального производства, где процесс создания благ, как правило, территориально проис­ходит в одном определенном месте.

6.   В процессе оказания услуг здравоохранения существует возможность ограничения усилий достижением промежуточно­го результата с последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении условий осуществления этого процесса.

7.     Длительность процесса оказания услуги здравоохранения может быть разной.В целом же она охватывает всю жизнь,
а в определенных случаях даже выходит за рамки пределов жиз­
ни конкретного человека.

Рассмотрев некоторые проблемы, связанные с общей харак­теристикой хозяйственной стороны деятельности в здравоохра­нении, представляется логически возможным перейти к анализу предпосылок формирования структуры и механизма действия рынка услуг здравоохранения, специфические особенности ко­торого определяются своеобразием самого объекта данной груп­пы рыночных отношений — т. е. услуги.

Экономика здравоохранения проводит экономический анализ:

—влияния показателей здоровья населения на общественное
производство;

—экономического эффекта ликвидации определенных забо­леваний;

—стоимости лечебно-профилактической деятельности;

—экономической эффективности профилактических мероп­риятий;

—использования материально-технической базы здраво­охранения и выявления ее внутренних ресурсов.

Различают следующие виды эффективности здравоохранения:

1. Медицинская эффективность — это степень достижения поставленных задач в области-профилактики, диагностики, ле­чения и реабилитации.

2. Социальная эффективность — оценка улучшения здоровья

населения.

 3. Экономическая эффективность — прямые и косвенные показатели влияния здравоохранения на экономику страны за счет улучшения показателей здоровья населения и проведения профилактических мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА


1.                 Экономика и управление здравоохранением: Учебник/ Л. Ю. Трушкина и др. – Изд. 4 –е. Ростов – на – Дону:Феникс, 2005. – 384с.

2.                 Лаврова И. Г. Социальная гигиена и организация здравоохранения.М., 1981. 256с.

3.                 Кохно П.А. / Микрюков В.А./  Коморов  С.Е. Менеджмент.  М.: Финансы и статистика, 1993.

4.                 М.Ф. Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф. Стерликов «Экономика 100 вопросов» «Владос» М : 1999г.

5.                 Виноградов В.В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2001. - 398с

6.                 Минаев В. А., Вишняков Н. И., Юрьев В. К. Лучкевич В. С. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т2, С-ПБ.,1997. 443с.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.