Рефераты. Выносливость человека






Выносливость человека

План:


1. Понятие о выносливости

2. Задачи по воспитанию общей выносливости

3. Средства воспитания выносливости

4. Методы воспитания выносливости

5. Воспитание выносливости путём воздействия на анаэробные возможности человека:

    а) совершенствование гликолитического механизма;

    б) совершенствование фосфоркреатинового механизма.

6. Методика воспитания общей выносливости

7. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости

1. Понятие о выносливости


Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению.

Как известно, утомлением принято называть вызываемое работой временное снижение уровня оперативной работоспособности. При значительной продолжительности работа с  определенного момента начинает протекать в условиях  преодоления возрастающих внутренних трудностей и с повышенной мобилизацией воли, благодаря чему удается сохранять  заданные внешние параметры и результативность работы (фаза компенсированного утомления); затем, несмотря на все усилия продолжение работы возможно лишь при все более значительном снижении уровня ее качественных и количественных показателей (фаза декомпенсированного утом­ления); наконец, в крайних случаях работа прекращается из-за переутомления. Установлено, что способность не допускать по ходу работы падения ее эффектив­ности в течение того или иного времени, несмотря на наступающее утомление, а также продолжать ее в фазе декомпенсированного утомления с возможно мень­шим снижением результативности зависит от степени развития определенных свойств организма и личности.

Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смы­сле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности.

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характе­ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется мини­мальное время преодоления заданной дистанции. В игровых ви­дах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности дви­гательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятель­ности, связанных с выполнением точности движений (спортив­ная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем вынос­ливости является стабильность технически правильного выпол­нения действия.

Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос­ливостьэто способность длительно выполнять работу умерен­ной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Человек, который может выдержать длительный бег в уме­ренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимиза­ции жизнедеятельности, выступает как важный компонент физи­ческого здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой разви­тия специальной выносливости.

Специальная выносливостьэто выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная вынос­ливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятель­ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри­мер, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с дру­гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос­ливость и т.д.).

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональ­ной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наслед­ственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные воз­можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановле­ние энергии в процессе работы. Образование энергии, необходи­мой для работы на выносливость, происходит в результате хими­ческих превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и ана­эробные алактатные реакции, которые характеризуются скорос­тью высвобождения энергии, объемом допустимых для использова­ния жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме .

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому вос­становлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удале­ние продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максималь­ной интенсивности продолжительностью до 15—20 с. Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5—6 мин.

Факторы функциональной и биохимической энономизации опре­деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат­рат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энер­гообеспечением организма во время работы, а так как энергоре­сурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затруд­няющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше ква­лификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих про­явления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биоме­ханическую), зависящую от уровня владения техникой или раци­ональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматри­вать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использова­ния жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагопри­ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на­растание кислородного долга, увеличение концентрации молоч­ной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, ус­тойчивость установки на процесс и результаты длительной дея­тельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен­ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэроб­ная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наслед­ственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в статической вынос­ливости; для динамической силовой выносливости влияния на­следственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при ра­боте умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влия­ют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максималь­ного потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наи­более интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.


2. Задачи по воспитанию общей выносливости


Они состоят в пер­вую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной вы­носливости. Хотя аэробные возможности организма достигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее условия для их направленного увеличения можно и нужно создавать в фи­зическом воспитании уже с детского возраста. Это — важнейшая предпосылка повышения общего уровня физической работоспособности и развития специфической выносливости. По мере возрастного созревания     организма     в     воспитании общей выносливости  (в широком смысле  этого  слова)   увеличива­ется значение комплексного  воз­действия    на    все    ее    факторы. Основная задача при этом заклю­чается в обеспечении неуклонного соразмерного   повышения    функ­циональных возможностей, лимитирующих способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности. Главное здесь, следовательно, не избирательно воздействие на какие-либо от­дельные факторы выносливости, а создание условий для повышения   общего   уровня   работоспособности   по   отношению  к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлени­ем  выносливости.   Это   предполагает  систематическую   адаптации к   разнообразным   видам   утомительной   работы,   предъявляющей комплексные требования к двигательным способностям.

Основны­ми задачами развития общей выносливости явля­ются:

- способствовать повышению максималь­ного уровня потребления кислорода как важ­нейшего фактора аэробной производительнос­ти;

- развивать способность и поддерживать дли­тельное время работу в условиях максимального потребления кислорода;

- совершенствовать быстроту развертыва­ния согласованной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма.


 3. Средства воспитания выносливости


Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля­ются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника: интенсивность работы может быть умеренной, большой, пере­менной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Средствами развития общей выносливости яв­ляются разнообразные физические упражнения, преимущественно циклического характера при со­блюдении следующих условий:

-активное участие в работе крупных групп мышц;

-значительная продолжительность работы;

-интенсивность выполняемой работы долж­на быть умеренно-большой, но не выходить за пре­делы аэробного энергообеспечения.

К таким средствам относятся:

1. Бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным увеличением продолжитель­ности бега (например, с 10 до 25-30 мин).

2. Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чередуемый с ускоре­ниями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с переменной скоростью).

3. Бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин.

4. Челночный бег 4 х  100 м.

5. Плавание в равномерном темпе (до 30 мин).

6. Безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое про­извольными ускорениями.

7. Марш-бросок на 3-4 км и более (примерная схема: 100-200 м ходьба, 600-800 м бег и т.д.).

8. Продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин).

9. Лыжные гонки на 5-10 км (на время).

10. Спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин.

11. Подвижные игры «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эстафета-поезд» и др.

12. Прыжки через короткую скакалку. Длитель­ность непрерывных прыжков 3 мин и более. Темп прыжков - 135-140 раз в минуту.

13. Преодоление несколько раз подряд отдель­ных элементов и их сочетаний из полосы препят­ствий.

При выполнении большинства физических упражнений сум­марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует­ся следующими компонентами:

1) ин­тенсивность упражнения;

2) продолжительность упражнения;

3) число повторений;

4) продолжительность интервалов отдыха;

5) характер отдыха.

Интенсивность упражнения в циклических упражнениях ха­рактеризуется скоростью движения, а в ациклических — ко­личеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо­ту функциональных систем организма и характер энергообес­печения двигательной деятельности. При умеренной интен­сивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыха­ния и кровообращения без большого напряжения обеспечива­ют организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения уп­ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол­ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль­нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.

При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максималь­ным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической называют над- критической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20—25 с до 4—5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее! увеличение продолжительности упражнения приводит к менее! выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения. Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блоки­рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращает­ся, либо резко снижается интенсивность их.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значе­ние для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преиму­щественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Это позволяет вызвать в дея­тельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, ис­ходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовно­сти к эффективному выполнению очередного упражнения, ле­жит в основе варианта интервального метода, называемого по­вторным. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление рабо­тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного на­пряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изме­нение внешних количественных показателей (в течение известно­го времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха меж­ду упражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо­тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде­ленных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити­ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэроб­ной.


4.  Методы воспитания выносливости


Основными методами развития общей выносливости являют­ся: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игро­вой метод; 5) соревновательный метод.

Равномерный метод. Характеризуется непре­рывным продолжительным режимом работы с рав­номерной скоростью или усилиями. Продолжи­тельность работы в зависимости от уровня подго­товленности занимающихся составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин мало­эффективна, так как не успевают развернуться ды­хательные процессы и вывести кислородотранс-портную систему (сердце, сосуды, дыхание) на мак­симальный уровень потребления кислорода.

Интенсивность упражнений (скорость передви­жения) должна повышаться постепенно: от невы­соких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к оптималь­ным (140-170 уд/мин). Такая постепенность необ­ходима для адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем организма. Малоинтенсивная работа не спо­собствует активизации аэробного обмена, поэто­му она малопродуктивна.

По мере увеличения функциональных возмож­ностей организма занимающихся продолжитель­ность непрерывной работы и ее интенсивность постепенно возрастают.

Переменный метод. Отличается от равномер­ного последовательным варьированием нагруз­ки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоро­стей). Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка рабо­ты увеличивается до 170-175 уд/мин, а к концу ма­лоинтенсивного участка снижается до 140-145 уд/мин.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.