Рефераты. Венчурное инвестирование в России: проблемы развития






- инвестиции венчурного капитала в Индийскую промышленность в первой половине 2006 года составляют 3 миллиарда долларов, а к концу года прогнозируется рост до 6.5 миллиарда долларов.

Экстраполяция данных по тенденциям в сегменте венчурного капитала показывает: взрывной рост инвестиций в развивающихся странах продолжится, а вот инвестиции в Европе будут сокращаться. Высокие темпы роста венчурного финансирования в Китае и Индии означают, что именно сюда перетекает капитал, который раньше пошел бы в развитые страны. Американские венчурные фонды в последние годы особенно активно переводили капитал из Европы в Азию.

Однако США и Европа остаются главными рынками для венчурного капитала, несмотря на бурный рост венчурного финансирования в азиатских странах. В 2006 году объем венчурного капитала, инвестированного в США, составил 28,4 млрд долларов, а в 2007 году венчурные капиталисты США мобилизовали капитал уже на сумму 35 млрд долл, из которых 10 млрд – были сфокусированы для инвестиций в компании ранних стадий развития. Для сравнения, рынок прямых и венчурных инвестиций Швеции составляет порядка 1,4% от ВВП, в то время как в России он достигает менее 0,01% или порядка $6 -10 млрд.

В Европе 2006 год продемонстрировал рост доверия к прямым инвестициям и венчурному капиталу, выразившийся в рекордной сумме мобилизованных фондами средств – 112 млрд.долл. Осуществленные инвестиции также достигли своего максимума, составив сумму 70 млрд. долл.

13. Почему мало проектов[16]


Многие разработчики предпочитают не использовать потенциальные возможности частного капитала, опасаясь хищения технологии «коварными инвесторами». С другой стороны, существует проблема дефицита менеджеров инновационных проектов: профессии серийного предпринимателя и бизнес-ангела в России только начали зарождаться.

Среди основных причин отсутствия адекватного потребностям рынка прямых и венчурных инвестиций количества компаний научно-технического сектора, можно выделить малое число привлекательных инновационных проектов с требуемой фондами доходностью и темпами роста, низкий уровень культуры корпоративного управления в малых компаниях, недостаточную осведомленность и неверное представление о деятельности и особенностях подходов венчурных фондов.

Кроме того, недостаточное присутствие инвестиционных институтов в регионах и существующие приоритеты большинства фондов инвестировать преимущественно в компании более поздних стадий оказывают сдерживающее влияние на развитие и рост компаний, особенно высокотехнологичного сектора.

14. Венчурный капитал и инновации


Привлечение венчурного капитала в стратегически важные области российского технологического сектора, являясь необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, обретает статус одной из приоритетных государственных задач. Развитие национальной индустрии венчурного капитала, как правило, пользуется государственной поддержкой в качестве компонента общей инновационной политики роста.

Адресные меры государственного вмешательства играют важную роль в формировании динамично развивающейся индустрии венчурного капитала: так было в США (SBIC), Финляндии (SITRA), в Израиле (Yozma) и почти во всех развитых странах.

Явные успехи инновационных предприятий на глобальных рынках не остались незамеченными правительствами и предпринимателями развивающихся стран. Соблазненные чужим примером, они вкладывают средства в отечественные высокотехнологичные компании, призывая их завоевывать мировой рынок.

15. Источники инвестиций[17]


В России около 100 различных инвестиционных институтов, которые обладают достаточным количеством капитала, это более 6 млрд. долларов, и его можно использовать. Конечно, часть инвестируется в компании на более поздних стадиях, но есть достаточно средств, которые можно использовать в них на ранних стадиях развития.

Источники капитала в этих фондах.

Отмечу: российские источники – 24 процента. Некоторое время назад, в 1994 году, когда появились первые венчурные фонды в России в рамках специальной программы Европейского банка реконструкции и развития, эта цифра была 3 процента, может быть, даже меньше. А сейчас наш прогноз говорит о том, что через пару лет 35 процентов капитала будет чисто из российских источников.

Кто же дает из российских источников деньги в венчурные фонды? В основном, конечно, институциональные инвесторы: частные лица, государственные агентства, промышленные предприятия. Банки, пенсионные фонды, к большому сожалению, до последнего времени или вообще не работали на этом рынке, или очень слабо себя позиционировали, не проявляли интерес к этому капиталу, к этому инструменту. Но надо отметить, что в последний год и банки, и пенсионные фонды стали создавать венчурные фонды, используя те ресурсы, которые у них есть.

Зарубежные источники.

Помните, более 70 процентов зарубежных источников? Здесь мы посмотрим: институциональные инвесторы (больше 70 процентов) — банки и частные лица, примерно так же, как и у нас. Так как частные лица в последнее время активизировались, мы с Торгово-промышленной палатой в прошлом году выступили инициаторами по созданию ассоциации или союза "бизнес-ангелов" России. Уже год эта ассоциация функционирует, мы за ней тщательно наблюдаем, посмотрим, каких результатов она достигнет в следующем году.

Что же делается в Европе, откуда поступает капитал? Банки 14 процентов, пенсионные фонды 27 процентов своих средств поставляют в венчурные фонды.

Самое интересное для инновационных компаний – это малые фонды. У них (41 фонд, 35 управляющих компаний по статистике 2006 года) небольшая общая капитализация — полмиллиарда долларов. Но именно они важны для малых инновационных компаний, которые в начале своего развития не нуждаются в больших капиталах, но очень нуждаются в малых для того, чтобы развиваться и не сойти с дистанции.

Россия также жаждет совершить такой рывок и стать полноправной участницей большой игры, в которой ставки делаются на технологии мирового уровня, принципиально новые товары и венчурный капитал. Российское правительство предпринимает ряд мер, направленных на диверсификацию российской экономики и снижение ее зависимости от природных ресурсов. При этом большая часть бюджета инноваций достается проектам построения инфраструктуры – создания свободных экономических зон, технопарков и инкубаторов.

Самая крупная инициатива – Российская Венчурная Компания, которая призвана создать около 20 инвестиционных фондов для разных отраслей. Государство готово выделить огромные деньги, чтобы двинуть страну по пути технического прогресса и начать производство технологии мирового уровня.

Однако прошедший период с момента создания РВК показал, - России пока не удается набрать критическую массу технологических идей и инновационных компаний, способных привлечь российских и иностранных венчурных инвесторов. И причина не столько в недостатке денег, сколько в отсутствии числа перспективных и привлекательных для инвесторов проектов. Для достижения поставленных целей необходимо проделать огромный пул работ, включающий и построение инфраструктуры, и создание условий для появления инновационных компаний, и внедрение международных стандартов в деятельности создаваемых фондов.

Поэтому рынок венчурных инвестиций в России, который находится на этапе становления, требует (как это было и в других странах на данном этапе) участия государства – для создания адекватных институтов венчурного инвестирования. Важной задачей при этом является определение путей комплексного развития венчурной индустрии и повышения роли государственного участия в ее становлении. Также не менее важным является определение роли и частного бизнеса в развитии национальной венчурной индустрии.

По мнению экспертов, из 50–55 так называемых макротехнологий, которые определяют техническое могущество государств сегодня, наша страна полностью конкурентоспособна лишь по пяти-шести направлениям, еще по семи-восьми отставание от лидеров не критично. Следовательно, целесообразно для усиления конкурентоспособности российской экономики сосредоточиться на поддержке инвестирования в наиболее развитые направления, отказавшись или ограничив инвестирование в отстающие.

16. Проблемы отечественного венчурного инвестирования[18]


В качестве основных проблем, стоящих на пути развития российской венчурной индустрии, можно выделить:

-        несовершенство законодательной базы;

-        недостаточное количество проектов с высоким экономическим потенциалом, привлекательных для венчурных инвесторов;

-        низкую активность банков, пенсионных фондов и страховых компаний в венчурном инвестировании;

-        недостаточную надёжность механизмов защиты прав инвесторов;

-        отсутствие налоговых стимулов перехода малых и средних предприятий на инновационный путь развития;

-        отсутствие развитой системы коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности;

-        недостаточную информационную поддержку венчурной индустрии.

В большинстве российских регионов либо слабо развита, либо полностью отсутствует инфраструктура венчурного инвестирования, наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов, способных управлять венчурными проектами.

В целях эффективного развития системы венчурного инвестирования в России Совет считает необходимым рекомендовать принять следующие меры по развитию системы венчурного инвестирования в Российской Федерации и его законодательного обеспечения

1.                Активизировать разработку и принятие федерального закона об
инновационной деятельности в Российской Федерации.

2.                В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной
политике в 2008 - 2010 годах разработать и принять федеральный закон, направленный на налоговое стимулирование научной и инновационной деятельности.

3.                Внести изменения в законодательство об инвестиционных фондах, отражающие особенности деятельности венчурных инвестиционных фондов с учетом мирового опыта, в том числе особенности их формирования, перечисления средств со стороны инвесторов, принятия инвестиционных решений, переоценки их активов и др.

4.                Рассмотреть вопрос о включении новых и расширении состава
существующих мероприятий федеральных целевых программ, направленных
на развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и венчурного предпринимательства, в частности, Федеральной целевой
программы  "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" выделения в её рамках определенной доли средств, целевым образом предназначенных для финансирования малых и средних инновационных предприятий.

5.                Активизировать работу по совершенствованию законодательства о защите интеллектуальной собственности, в части чёткого определения правил осуществления прав на результаты научно-технической деятельности, полученные полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе внести изменения в законодательство Российской Федерации в развитие подхода, содержащегося в Постановлении Правительства от 17 ноября 2005 года № 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета".

6.                Внести изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в федеральные законы о хозяйственных обществах и рынке ценных бумаг в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных споров.

7.                Активизировать разработку законодательных и нормативных актов, регулирующих права государственных высших учебных заведений, научных учреждений и унитарных предприятий на распоряжение объектами интеллектуальной собственности и результатами научно-технической деятельности, созданными в ходе научной деятельности данных учреждений, а также регламентировать их право на участие в капитале малых инновационных компаний.

8.                Внести изменения в гражданское законодательство, регламентирующие правовой статус договоров между участниками хозяйственных обществ о порядке осуществления прав участника (акционера) и прав на акции.

9.                Внести изменения в гражданское законодательство в части
ограничения права свободного выхода участника из общества с ограниченной ответственностью.

10.            Для представления интересов российского сообщества венчурных предпринимателей и инвесторов рассмотреть вопрос о включении в состав Совета директоров Российской венчурной компании (РВК) представителя Российской Ассоциации прямых и венчурных инвестиций (РАВИ).

11.           Оказывать всестороннюю поддержку в проведении Российского венчурного форума и Ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям - российский капитал», как мероприятиям федерального значения.

12.           Поддержать инициативу и обращение Российской Ассоциации прямых и венчурных инвестиций (РАВИ) в Европейскую Ассоциацию прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA) о проведении Годового Собрания EVCA 2010 года в г. Санкт-Петербурге.

17. Выводы:


Индустрия прямого и венчурного капитала в России занимает важную позицию в комплексе мер по переходу на модель инновационного развития и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке. Она способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и сферы услуг.

Механизмы частно-государственного партнерства широко используются для дальнейшего экономического развития России и создания эффективной системы поддержки отечественных технологий, повышения конкурентоспособности и инновационной активности.

Анализируя процессы формирования института венчурных инвестиций в России на основе партнерства общества и бизнеса, можно сделать некоторые выводы:

·                   Спецификой российского пути развития венчурного инвестирования является осознание государством своей роли в этом процессе, которая стала значительной в 2006-2007 годы.

·                   Государство должно научиться включать частный бизнес в решение своих приоритетных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения и введение фидуциарной ответственности; введения поправок в закон об инвестиционных фондах, закон об акционерных обществах и т.п.; изменений соотношения риск-доходность и других.

·                   В России впервые создается модель государственного стимулирования инноваций и создания института венчурного бизнеса такого масштаба.

·                   Частному бизнесу целесообразно адаптироваться к глобальной венчурной модели - научиться увеличивать стоимость инновационных компаний и ориентироваться на капитализацию как главный критерий успеха.

Наиболее эффективными с точки зрения стимулирования развития венчурного предпринимательства в России могут быть следующие виды государственной поддержки:

·                   Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.

·                   Страхование и другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов, вкладывающих средства в эти компании.

·                   Поддержка развития финансирования ранних стадий, например, путем покрытия некоторых расходов фондов, таких как расходы на экспертизу или текущие расходы, что поможет увеличить доход от портфельных инвестиций и снизить риски инвестирования.

·                   Интегрированная, четкая и эффективная система по защите прав на интеллектуальную собственность.

·                   Обучение и подготовка предпринимателей, формирование эффективной коммуникативной среды.

Если говорить о перспективах дальнейшего партнерства государства и общества, то представляется, что государству, обществу и бизнесу целесообразно уже сегодня приступить к формированию среднесрочной стратегии развития венчурного предпринимательства как одного из существенных источников финансирования инновационного сектора в России и/или ее отдельных регионов.

Одним из основных шагов на ближайшем этапе должна стать совместная разработка вариантного прогноза с тем, чтобы оценить возможности и понять цели, которые могли бы быть достигнуты при различных внешних условиях и инвестициях, а также разработка программ реализации сформулированных целей как стратегического плана (программы) действий государства и бизнеса с использованием венчурного инвестирования и частно-государственного партнерства в области инновационной экономики.

Литература:


1.                   АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации

2.                   Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3.                   Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г., Инновационное инвестирование, СПБ, Наука, 2001 год

4.                   Фоломьев А.Н.,Нойтберт М. Венчурный капитал. –СПБ, Наука 1999год.

5.                   Государственное регулирование экономических процессов. Под редакцией ​В.И. Кушлина, В.П. Чичканова. М., Изд. РАГС, 2004.

6.                   Журнал Thomson Financial 1(2005)

7.                   Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)

8.                   Материал Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ

9.                   материалы шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации

10.               Национальной Ассоциации Венчурного Капитала США (NVCA)

11.               Инновационный тип развития экономики России: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2005.


[1] Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

[2] Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

[3] Фоломьев А.Н.,Нойтберт М. Венчурный капитал. –СПБ, Наука 1999год. 

[4] Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г., Инновационное инвестирование, СПБ, Наука, 2001 год

[5] Материал Национальной Ассоциации Венчурного Капитала

[6] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)


[7] Материал Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ

[8] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)

[9] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)


[10] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)


[11] материалы шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации

[12] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[13] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[14] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[15] Национальной Ассоциации Венчурного Капитала США (NVCA)

[16] Фоломьев А.Н. М.Нойберг Венчурный капитал СПБ,Наука 1999год.

[17] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[18] материалы шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.