Рефераты. Государственный бюджет






Государственный бюджет

                                       Содержание:

Введение.

1.                 Государственный бюджет и его сбалансированность.

            Государственный бюджет – сущность , роль в               экономике.

            Доходы государственного бюджета.

            Расходы государственного бюджета.

            особенности современной бюджетной политики.

            Проблема государственного долга.

            Проблемы российской финансовой (бюджетной) политики.

2.                 Организационные принципы и функции финансов.

3.                 Бюджетный процесс и его стадии.

            бюджетное планирование и бюджетный процесс.

            Составление проектов бюджетов.

            Рассмотрение и утверждение бюджетов.

            Исполнение бюджетов.

            Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

4.                 Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение


Ведущую , определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование , осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов , позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование , является финансовый механизм  - финансовая система общества , главным звеном которой является государственный бюджет . Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует  на формирование децентрализованных фондов денежных средств , обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы , проводимые в России не могли не затронуть сферу государственных финансов , и , в первую очередь , бюджетную систему . Государственный бюджет , являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства , дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику , финансировать ее структурную перестройку , стимулировать развитие приоритетных секторов экономики . обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно , что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того , в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества , насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Политика доходов и политика расходов государственного бюджета взаимосвязаны . При отсутствии поступлений нет средств для финансирования необходимых мероприятий – на развитие научно – технического прогресса , в социальную сферу и т.д. Поэтому важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной , отвечающей интересам национальной  экономики финансово – кредитной и денежной политики , направленной на развитие национального производства ,отвечающей интересам государства и населения , позволяющей занять достойное место в мире .


Целью  настоящей работы является анализ государственного бюджета  как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса .выявления  наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса ) Российской Федерации .

1.             Государственный бюджет и его сбалансированность

1.1 Государственный бюджет – сущность , роль в экономике.


Центральное место в системе государственных  финансов принадлежит государственному бюджету , представляющему централизованный фонд денежных ресурсов , которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата , вооруженных сил , а также выполнения  необходимых     социально-экономических  функций .

Государственный бюджет «балансирует» денежные доходы и расходы государства . Является мощным рычагом государственного регулирования экономики , воздействия на хозяйственную конъюнктуру , осуществления антикризисных мероприятий.

    

1.2 Доходы государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета состоят из трех основных источников:

1)                   налогов , прямых и косвенных , взимаемых как центральными , так и местными финансовыми структурами ;

2)                   государственных займов ;

3)                   поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов , значимость которых в современных условиях  чрезвычайно высока , поскольку они имеют социально – экономическую направленность – социальное страхование , подготовку и переподготовку рабочей силы , строительство дорог , охрану окружающей природной среды и т.д., хотя и невелика их налогооблагаемая база .

Подавляющая часть доходов бюджета  в западных странах формируется за счет налогов  , составляющих  около 90 % поступлений на центральном и 70 % - на местном уровне .

В структуре налогов ведущее место занимает  индивидуальный подоходный налог , достигающий половины всех поступлений в бюджет . При этом объектами  налогообложения выступают  личные доходы граждан , независимо от источников получения – заработная плата , прибыль , процент , рента , гонорары и т.д. В различных странах существуют различные методики их изъятия . Как правило , используются прогрессивные системы налогообложения доходов.

Важную часть бюджетных доходов  - до 20 % составляют налоги на прибыли компаний. Вместе с тем в большинстве западных стран проявляется  тенденция к их уменьшению. Максимальная ставка налогов на  прибыль , как правило , колеблется в размере от 30 % до 50 %. В большинстве стран установлены пониженные ставки  налогообложения для мелкого бизнеса  с целью стимулирования его деятельности.

Существенная роль принадлежит косвенным налогам , включаемым в цену товаров и целиком оплачиваемым покупателями.

К косвенным налогам относятся : акцизы (вид косвенного налога на товары массового потребления – акцизная марка ) , таможенные пошлины , фискальный монопольный  налог ( лат. fiscus – государственная казна ) и т.д.

Относительно невысокие поступления обеспечивают традиционные налоги : с наследства , дарений , поимущественный налог –с земли , домостроений и т.д.

Коль скоро налоги составляют важнейшую и значительную доходную часть  государственного бюджета , являются основным финансовым источником производства ВНП , по сути дела , они выступают важнейшим источником государственного  регулирования экономики.


1.3 Расходы государственного бюджета


Вторым важнейшим направлением бюджетной политики являются расходы , обеспечивающие финансовыми ресурсами потребности государства и населения.

Расходными статьями бюджета являются :

- расходы на государственное управление ;

- на военные нужды ;

- на социально – экономические цели , в том числе создание социальной инфраструктуры ;

- на хозяйственную деятельность государства ;

- на осуществление внешнеэкономической деятельности и т.д.

Важная роль в национальной экономике принадлежит местным  бюджетам.

За счет средств местных бюджетов финансируются объекты коммунальной собственности ,  строительство дорог , школ , средств связи и т.д.

Бюджеты местных органов власти используются также на социально культурные  нужды , содержание местной администрации , полиции , органов суда , прокуратуры и т.д.

На западе через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2  всех инвестиций в основной капитал. При этом значительная часть средств направляется на фундаментальные научные работы , прикладные исследования и разработки.  Значительные средства выделяются в форме кредитов , субсидий , дотаций предпринимателям , участвующим в выполнении  государственных программ экономического развития .

Бюджет выступает основным инструментом социальной политики  государств . С его помощью осуществляется перераспределение доходов  в целях достижения большей социальной справедливости . При этом значительная часть денежных средств , полученных в форме налогов , выплачивается неимущим в виде социальных пособий (трансфертов ) .


1.4. Особенности современной бюджетной политики

За последние три десятилетия в западных странах произошли существенные структурные сдвиги  в расходной части государственного бюджета

- увеличился удельный вес инвестиций в «человеческий капитал» , направленный на рост благосостояния – здравоохранение , образование , пенсионное обеспечение и т.д.;

- замедлились темпы в известной мере сократились расходы на оборону , управление ;

- в большинстве стран  возрос удельный вес затрат центрального бюджета в валовом внутреннем продукте .

Важной особенностью является то , что со второй половины  ххв. наряду с традиционным  финансированием потребностей  национальной экономики правительства западных стран начали использовать государственный бюджет  для «обеспечения» устойчивости экономического роста.

В частности , за счет воздействия на уровень государственных расходов и систему налогообложения осуществляется регулирование величины потребительских и инвестиционных  расходов , оказывается влияние на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры .

Различают экспансивную (расширительную ) и рестриктивную ( ограничительную ) бюджетную политику.

Экспансивная бюджетная политика основывается на увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения  , что позволяет преодолевать  экономические кризисы  и ускорять  экономический рост.

Рестриктивная – напротив , предполагает уменьшение расходов  и повышение налогов , что позволяет ослабить инфляцию  и нормализовать хозяйственную конъюнктуру .

Два названных механизма финансовой политики могут не дать эффекта без увязки их  с денежно – кредитными механизмами.

Если экспансивная бюджетная политика  не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита , это углубляет инфляционные тенденции .

В свою очередь , если рестриктивная  бюджетная политика сочетается  с жесткими кредитно-денежными мерами , это может вызвать экономический кризис.

Стабилизацию экономики государственный бюджет может осуществлять как в соответствии с отдельными , конкретными решениями  правительства ( дискреционная фискальная политика ), так и выступая непосредственно в роли «встроенного бюджетного стабилизатора» ( недискреционная фискальная политика ).

Обоснованная бюджетная политика , сообразующаяся с потребностями экономического развития , в долгом периоде может явиться основой проведения (финансирования ,поддержания ) крупных структурных сдвигов – развития наукоемких производств , осуществления прогрессивных научно-технических перемен , подъема отстающих регионов , решения социальных проблем и т.д.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов.

В период классического капитализма  бюджеты таких стран , как Великобритания , США и др. , отличались большой устойчивостью, что соответствовало их экономическому положению в рассматриваемый период.

В современный период многие страны все более сталкиваются с превышением расходов над доходами , следствием чего являются бюджетные дефициты.

Как правило , бюджетные дефициты – результат несбалансированности государственных финансов , нарушений в сфере денежного обращения.

На динамику государственного бюджета , помимо отмеченного , оказывают влияние текущие колебания  хозяйственной конъюнктуры , периодические спады  и подъемы производства , которые уменьшают налоговые поступления в бюджет . Рост безработицы , обострение социальных проблем  требует увеличения государственных расходов на социальные нужды , на поддержание секторов экономики , имеющих общегосударственное значение и т.д.

Характеризуемые противоречия приводят к тому , что возрастание бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых и других поступлений . В итоге стабилизируются превышение расходов над доходами , бюджетный дефицит , приобретший во многих странах хронический характер.

Существует два важнейших способа ,  с помощью которых федеральное правительство может финансировать  бюджетный дефицит :

1)                  заимствования

2)                  создание денег

Важнейшим средством покрытия бюджетного дефицита  традиционно выступает государственный кредит , при котором государство выполняет роль заемщика финансовых ресурсов . Основной формой такого заимствования выступают государственный займы , при размещении которых государство привлекает временно свободные денежные средства населения , страховых и промышленных компаний .

В условиях крупных бюджетных дефицитов государства стремятся к отсрочке погашения займов , прекращения краткосрочных обязательств в средне- и долгосрочные.

Наряду с этим государство может использовать более простой ,но менее привлекательный и наиболее опасный маневр – выпуск дополнительных денег в обращение . Это чисто инфляционный способ , негативно влияющий на денежное обращение.

В случае появившегося бюджетного излишка антиинфляционными  мерами могут выступать противоположные меры :

  1) погашение долга;

  2)изъятие из обращения.

Механизм манипулирования денежными потоками широко использовался в западных странах до 30-х гг. периода Великой депрессии . Он являлся основой ежегодной  сбалансированности бюджета , которая считалась желанной целью государственных финансов.

Вместе с тем в последующий период такая ориентация  бюджетной политики была признана ограниченной.

В связи с циклическим  развитием национальных экономик целесообразным представилось балансирование бюджета на циклической основе .

Идея бюджета , балансируемого на циклической основе , предполагает и реализацию антициклической  политики и балансирование бюджета . При этом считается ,  что бюджет не должен балансироваться ежегодно . Достаточно , чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла .

В ходе последующего развития  возникла проблема учета не только циклического , но и структурного дефицита  государственного  бюджета , которые потребовали соответствующих механизмов регулирования .

Современная бюджетная политика  ориентируется не только на манипулирование денежными выбросами ,  но и на налоговую политику , которая играет важную роль и без которой ни расширительные , ни ограничительные процессы  оказываются недостаточными .

Исследования показали , что динамика бюджета  , как и производства , имеет циклические колебания .

Во время спада производства для него характерного отрицательное сальдо , т.е. при приравнивании доходов и расходов он сводится с дефицитом

В период роста (бума ) бюджет имеет положительное  сальдо . Существенное превышение доходов над расходами является следствием значительных налоговых поступлений  , который , с одной стороны , пополняют казну ,а с другой – способствуют уменьшению «перегрева» экономики .

Эта новая для современных условий контртенденция  , связанная с положительным сальдо государственного бюджета , наиболее заметно начала проявляться  в последние десятилетия . Она получила название профицита государственного бюджета .

Итак , теоретические исследования и практика  показали , что государственный бюджет не является нейтральным по отношению к экономическим колебаниям . Так же как экономику , его целесообразно «балансировать» на циклической основе .

В последние несколько лет государственный бюджет США обнаружил тенденцию к профициту . Вместе с тем это не отменяет противоположной тенденции к дефициту государственного бюджета , которая , несомненно , будет иметь место в последующем , при соответствующих экономических условиях .


1.5 Проблема государственного долга

Несбалансированный бюджет  приводит к государственному долгу . Государственный долг – сумма задолженности государства по кредитным операциям  , являющаяся результатом заимствований при дефиците государственного бюджета .

Может быть внутренним и внешним .

В последние годы во всех странах проявилась тенденция к значительному росту государственного долга , а также увеличению доли государственного долга , приходящиеся на иностранных кредиторов , т.е. внешнего долга . Это повод для серьезного беспокойства правительств государств .

Погашение долга  требует ежегодных процентных платежей .

Выплата процентов и суммы долга предполагает передачу  части реального ВВП в распоряжение кредиторов . С одной стороны , это приводит к снижению реального уровня жизни . С другой – к сокращению инвестиций , что определяет воспроизводственный процесс с уменьшением производственным потенциалом , означает перенос бремени государственного долга  на плечи будущих  поколений , замедление роста в долгом периоде .

Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт  и сдерживать экспорт , что нередко ведет к распродаже национального богатства .

Приток иностранных средств означает прирост  внешнего долга , вызывает сокращение будущего национального производства .

Важным негативом внешней задолженности является усиливающаяся  зависимость экономик от внешних факторов , не поддающихся контролю национальным механизмам и др.


1.6 Проблемы российской финансовой ( бюджетной ) политики.


В России переход от одной модели регулирования  экономики к другой потребовал изменения финансово-кредитной и денежной политики .

Прежний механизм предельно централизованной  мобилизации и расходования денежных средств  в условиях перехода к рынку  оказался несостоятельным .

Преобразование отношений собственности изменило состав налогоплательщиков . Раньше основными налогоплательщиками  выступали предприятия и  , соответственно , основными формами налогов  являлись налоги с государственных предприятий  и налог с оборота . Налоги  с населения составляли незначительную часть доходов государственного бюджета .

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.