Рефераты. Государственные ценные бумаги РФ и их виды






Начало выпуска казначейских обязательств (КО) — август 1994 года, эмитентом является Министерство финансов. Эти цен­ные бумаги выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Министерства финансов). Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стои­мость, процентную ставку, т.е. представляет собой самостоя­тельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Министерством финансов одновременно с погашением казначейских обязательств.

Владельцами этих ценных бумаг могут быть юридические и физические лица Российской Федерации. Размещение осущест­вляется путем перевода того или иного количества казначей­ских обязательств на счета-депо первых владельцев в централь­ном уполномоченном депозитарии или на счета в других упол­номоченных депозитариях.

Казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. Кроме того, они могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет.

Рынок казначейских обязательств в I квартале 1995 года стал наиболее доходным сектором фондового рынка. При этом обо­рот обязательств на межбанковском рынке за первые три меся­ца увеличился более чем в два раза.

Постоянный спрос на рынке казначейских обязательств и снижение темпов их эмиссии позволили банкам-депозитариям повышать цены на КО. Среди участников рынка выделились две группы дилеров, привле­кающих казначейские обязательства для спекулятивных опера­ций и получения налоговых освобождений (пред­приятия, осуществляющие платежи в бюджет). В итоге с марта по май 1995 года стоимость КО, привлекаемых под налоговые осво­бождения, возросла со 100 до 115% номинала, а средневзве­шенная доходность рынка КО составляла 200—250% годовых.

Однако в это же время было официально объявлено об ог­раниченных    сроках обращения казначейских обязательств (первое полугодие 1996 года). Основным поводом для подобного решения стало несоответствие КО стандартам МВФ, имеющим такие требования к ценным бумагам, как рыночная доходность и рыночные условия размещения и обращения. Вместе с тем казначейские обязательства заняли важное место на рынке государственных ценных бумаг, а их доходность превысила уровень доходности ГКО. Положение изменилось к началу июня 1996 года, когда доходность по операциям с казначейскими обязательствами снизилась почти в три раза, а к середине июня составила 65 - 80% годовых.

Причинами снижения доходности государственных казна­чейских обязательств также являются: падение доходности на рынке ГКО, падение биржевого курса доллара и доходности валютных инструментов, рост стоимости казначейских обяза­тельств, привлекаемых прежде всего под портфель.

Дело в том, что казначейские обязательства не попадают в реальный сектор: из отраслевой структуры, ведающей их рас­пределением, они направляются в банк или финансовую ком­панию. В итоге посредник получает проценты, финансовые компании проводят высокодоходные операции, государству достаются 35% дохода в виде налога на прибыль, а предпри­ятия, вынужденные продавать с дисконтом имеющиеся у них КО для финансирования производственной деятельности, тер­пят убытки.

С января 1996 года эмиссия казначейских обязательств была прекращена, а срок погашения их последних выпусков был назначен на 28 марта 1996 года.

 

3.3 Облигации  государственного  сберегательного  займа (ОГСЗ)


На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства — облигации го­сударственного сберегательного займа (ОГСЗ), призванные стать дополнительным средством для покрытия растущего де­фицита федерального бюджета.[11] Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпус­каются сроком на один год с 27 сентября 1995 года (первая серия ОГСЗ) по 26 сентября 1996 года с номинальной стоимостью 100 и 500 тыс. рублей. Они являются государственными ценными бума­гами на предъявителя. Объем выпуска составляет 1 трлн. руб. Каждая облигация имеет четыре купона, купонный период со­ставляет четыре календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. ОГСЗ дает их владельцам право на получение процентного дохода, который превышает уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Доходы по купо­нам выплачиваются ежеквартально в виде процента к номи­нальной стоимости. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72% годовых.[12]

Бумажная форма облигаций и их предъявительский харак­тер обусловливают простоту обращения. При этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или переда­чи ценной бумаги. Эти условия являются более привлекатель­ными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бу­мажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.

Срок размещения ОГСЗ среди юридических и физических лиц определен в 90 дней с даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней с даты приобрете­ния должен разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно быть реализовано за наличный расчет.

Условия выпуска предусматривают возможность разме­щения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми орга­низациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов должно быть уплачено не менее 10 млрд. руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, кото­рые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов ввело максимальный объем покуп­ки облигаций в размере 200 млрд. руб. по номинальной стоимости.

Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн. рублей был выкуплен банками-дилерами по сред­невзвешенной цене, составившей 98,6% номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги. Вместе с тем, несмотря на вве­денные ограничения с целью не допустить сосредоточения об­лигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессио­налами финансового рынка.

В начале ноября 1995 года выпущена в обращение вторая се­рия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов установило премию к перво­начальной доходности. В результате суммарная доходность пер­вого купона составила 97,12% годовых. Такое решение эмитен­та можно объяснить двумя причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России ОГСЗ являются долгосрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соот­ветствует ожиданиям эмитента.

Из 52 заявок, поданных на распространение облигаций вто­рого транша, была отклонена лишь одна. Об­лигации по номинальной стоимости распространены на сумму 768,7 млрд. рублей.

К началу января 1997 года Министерством финансов эмитиро­вано 10 выпусков облигаций на общую сумму 11 трлн. рублей по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств, по­ступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн. рублей. Были погашены три выпуска. Платежи по ку­понному доходу, в том числе плата за обслуживание (2,4%), составили около 5 трлн. рублей.

Структура заключаемых сделок свидетельствовала о том, что они носили краткосрочный спекулятивный характер, так как в 1996 году торговали в основном ближайшими к купонно­му погашению выпусками.

Спецификация и основные характеристики ОГСЗ представлены в

табл. 1.[13]

табл. 1

Спецификация и основные характеристики ОГСЗ

Облигации государственного сберегательного займа ОГСЗ

Эмитент

Правительство РФ

Форма эмиссии

документарная

Вид облигаций

на предъявителя, купонная

Валюта займа

рубль

Номинал

100 и 500 руб.

Срок обращения

1 год

Частота выплат по купону

4 раза в год

Размещение и обращение

внебиржевой рынок, СПФБ и др.



3.4               Перспективы развития рынка ценных бумаг.


Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

-                     концентрация и централизация капиталов;

-                     интернационализация и глобализация рынка;

-                     повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

-                     компьютеризация рынка ценных бумаг;

-                     нововведения на рынке;

-                     секьюритизация;

-                     взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой  идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка -  государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без  этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах  был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

-                     новые инструменты данного рынка;

-                     новые системы торговли ценными бумагами;

-                     новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка ценных бумаг  являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных  контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм  в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе  не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит  процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой – перемещает эти капиталы через механизм  ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

 

Заключение


В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита бюджета, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.

В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс. В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.

В процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным. При этом умелое использование государственных ценных бумаг в перспективе станет обоюдовыгодным: предприятия, страховые общества, внебюджетные  фонды приобретут еще одну возможность для эффективного вложения средств; правительство же сможет дополнительно финансировать расходы бюджета.

Список используемой литературы

1.                    Алёхин Б. Есть ли в России рынок ценных бумаг?//Рынок ценных бумаг.-2001-№23.

2.                    Андреев В.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Сборник нормативных актов . 2004.

3.                    Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - М.:ИНФРА-М, 2000.

4.                    Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг.- М.: Экзамен, 2001.

5.                    Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

6.                    Васильев М. Срочный рынок в России: проблемы и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2002, № 3. С. 46-50.

7.                    Голанов В.А. Рынок ценных бумаг – М.: Финансы и статистика, 2004.

8.                    Гражданский кодекс РФ, М.: 2003. Изд-во: Норма-Инфра-М.

9.                    Данилов Ю.А. Анализ и прогноз развития российского рынка ценных бумаг.// ЭКО. - 1995 - №2 - с.21-67.

10.               Жукова Е.Ф. Рынок ценных бумаг6 учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям – 2-еизд., переб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

11.               Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. - М.:Русская Деловая Литература, 1999г.

12.               Каратцев А. Г. Ценные бумаги: виды и разновидности: Учебное пособие. – М.: РДЛ, 1997.

13.               Килячков А.А., Чалдаева Л.Г. РЦБ и биржевое дело – М.: ЮРИСТ, 2002.

14.               Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг. – СПб.: изд. Михайлова В.А., 2000.

15.               Кравченко В.В. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг РФ //Менеджмент в России и за рубежом. - 2000 - №2.

16.               Литвиненко Л.Т., Ништатов Н.П., Удалищев Д.П. Рынок государственных ценных бумаг. – М.: ЮНИТИ, 1998.

17.               Лялин В.А., Воробьев П.В. Рынок ценных бумаг – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,

18.               Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М., 2002.

19.               Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.

20.               Операции с ценными бумагами: Учебник / Под ред. Е.В. Семенова. – М.: Перспектива, 2002.

21.               Пантеллев С.С.  Рынок ценных бумаг //М., 1996

22.               Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. – М.: Финансы и статистика, 2001 г.

23.               Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. - М., 1997,гл. 2-4.

24.                Семилютина Н.О. Государственные ценные бумаги. Проблемы эмиссии и обращения //Право и экономика, № 2; 3; 4, 1997

25.               Ступаков Н. Л. Рынок ценных бумаг и иностранные инвестиции //Право и экономика, № 1, 1997

26.               Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.

27.               Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

28.               Ценные бумаги: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Берзона Н.И. – М.: ВШЭ, 1998.

29.               Ценные бумаги. Сборник нормативных документов с комментариями / Сост. П.С.  Изюмин. - М.: Бизнес-Информ, 2005.

30.               Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.

31.                Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

32.                Шовинков С.Н. Нерешенные проблемы российского фондового рынка. // Финансы и кредит. 2004, №12.



[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

[3] Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.

[4] Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.

[5] Жукова Е.Ф. Рынок ценных бумаг6 учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям – 2-еизд., переб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.


[6] Шабалин А.О. Особенности фондового рынка России в период НЭПа // Финансы. 1997. №3. С. 59.

[7] Черников Г.П. Фондовая биржа: международный опыт. М.: Международные отношения, 1991. С. 144.

[8] Жукова Е.Ф. Рынок ценных бумаг6 учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям – 2-еизд., переб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.


[9] Постановление Правительства РФ № 107 от 8.02.1993.

[10] Московская межбанковская валютная биржа

[11] Указ Президента РФ № 836 от 09.08.1995 г. В настоящее время основным нормативном документом для ОГСЗ выступают Генеральные условия эмиссии и обращения ОГСЗ РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 379 от 16.05.2001 г.

[12] Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.

[13] Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.