Огромные финансовые ресурсы выведены из бюджета в стабилизационным фонд, имеющий свою процедуру использования (на покрытие дефицита пенсионного фонда, выплаты внешнего долга, формирование бюджетного инвестиционного фонда).
Все эти во многом позитивные моменты привели, однако, бюджетный процесс к определенным противоречиям. Дело в том, что множественность специальных, в значительной мере независимых друг от друга, форм аккумулирования и расходования государственных финансовых ресурсов лишает государственный бюджет характере: единого и главного финансового документа страны. Бюджет как бы распадается на ряд самостоятельных финансовых документов, живущих своей жизнью.
Для преодоления этого противоречия необходимо законодательно установить согласованный порядок использования средств названных выше самостоятельных финансовых документов, методов их распределения и доведения до конечного потребителя.
Второе. Бесспорно, что такой важнейший государственный документ, как бюджет, должен базироваться на четкой и достоверной расчетной основе, каковой являются прогнозные параметры. Однако важно подчеркнуть, что прогнозные расчеты должны иметь обоснованную и прозрачную методику их осуществления, начиная с формирования исходных данных. Следует сказать, что государственный бюджет России с каждым годом нес больше теряет характер документа, базирующегося на доброкачественной расчетной основе, т.к. при его разработке используются условные параметры, принятые без какого-либо аналитического и расчетного обоснования.
Так, первостепенное значение для всех параметров бюджета имеют два базовых показателя: цена отсечения и заложенная в доходную часть бюджета цена на нефть. В проекте бюджета на 2006 г. было принято увеличение цены отсечения до 27 долл./бар. и цены, принятой в расчетах бюджета, до 40долл./бар. Однако никакой расчетной базы за этими показателями нет. Почему 27, а не 29, например, и 40, а не 43? Сейчас не существует каких-либо более или менее достоверных прогнозов мировых цен на 2006 г. ниже 45 долл./бар. Почему же в проекте бюджета принята цифра 40 (даже с учетом различия цен на российскую нефть)? На это нет ответа. Приняли по общему согласию такие цифры и все. А ведь изменение каждой из этих цифр всего на 2-3 долл./бар. коренным образом меняет бюджетные проектировки.
В результате государственный бюджет во все большей мере становится финансовым документом, базирующимся не на экономических расчетах, а на базовых цифрах, являющихся результатом политической договоренности между отдельными ведомствами (МЭРТ, Минфин, Госдума и др.), а вернее, между их руководителями.
Такой характер бюджета особенно ярко проявляется на примере формирования инвестиционного фонда. Его сумма в 70 млрд руб. расчетно ничем не обоснована.
Почему 70, а не 50 или 100? Чем вообще может определяться сумма этого фонда? Конечно, ограничителем может быть недостаток финансовых ресурсов. Однако количество накопленных в стабилизационном фонде денег настолько велико, что увеличение инвестиционного фонда даже в 2 раза будет мало заметным для величины стабилизационного фонда. Вторым ограничителем величины инвестиционного фонда может быть опасность создания инфляционного всплеска. Однако сумма предлагаемого увеличения инвестиционного фонда может составить всего порядка 2-3% от уже имеющейся в обороте денежной массы, что вряд ли вызовет сколько-либо заметное увеличение инфляции. Наконец, величина инвестиционного фонда может учитывать реальные потребности в осуществлении конкретных проектов. Однако такого перечня проектов к моменту окончания разработки проекта бюджета МЭРТом так и не было представлено. Таким образом, величина инвестиционного фонда также является не результатом экономических расчетов, а политической договоренности.
Заключение
В ходе своей курсовой работы я рассмотрела понятие доходов бюджета РФ, их формирование, а также провела ретроспективный анализ доходов бюджета РФ за период 1991-1999 г.г.
После выполнения работы я сделала следующие выводы.
Список используемых источников
1. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. - М.: Дашков и К. - 2002.- С. 14
2. Валлих Кристин. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма. Сокращенный вариант доклада, подготовленного экспертами и консультантами Всемирного банка-М.,- 1993.
3. Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль: социальная сфера и наука. – М.: Финансовый контроль. - 2003. - С. 9.
4. Задорнов М.М. Бюджет жесткий, но реальный// Финансы.- №3.-1999.- с.3
5. Ковалева А.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и статистика- 1998.
6. Ковалева А.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и статистика- 1999.
7. Лопатин В. Н. О проблемах разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического форума. - М.: Финансовый контроль. - 2003.- С. 54.
8. Лопатин В. Н. О проблемах разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического форума. -М.: Финансовый контроль.- 2003.- С. 59.
9. Пономаренко Е. В. Государственная казна.//Экономист.-№3.-2004.-С.36-40
10. Пономаренко Е. В. Финансы общественного сектора России. - М.: Экономика. -2001
11. Санина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать // Финансы.- № 7.-1996.
12. Сенчагов В. К., Гельвановский М. И. , Гловацкая Н. Г. и др. Экспертное заключение на проект Федерального бюджета на 2006 г. и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации//Банковское дело.-№11.-2005.-С.6-10
13. Черковец В. Н., Кульков В.М. Собственность в экономической системе России. - М.: ТЕИС.- 1998.- С. 309.
14. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки.- СПб., - 1904.- С. 101.
15. Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации”” от 31 июля 1998г. № 150- ФЗ
16. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995 г. (с изм. и доп. от 24 апреля, 22 августа, 27 декабря 1995 г.)
17. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1996 год» от 31 декабря 1995 г. (с изм. и доп. от 20 июня, 19, 21, 23 августа 1996 г.)
18. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 1997 г.»
19. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 г. »
20. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 г. »
21. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 г. »
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1. Доходы федерального и консолидированного бюджетов Российской Федерации за 1994 год[13]
Наименование показателей
Исполнено с начала года
консолидированный бюджет
Федеральный бюджет
бюджеты субъектов РФ
Налог на прибыль предприятий и организаций
49007033
17177304
31829729
Налог на операции с ценными бумагами
447189
377116
70073
Подоходный налог с физических лиц
17548546
108164
17440382
Доходы от внешнеэкономической деятельности
23475386
23306111
169275
Платежи за пользование недрами и природными ресурсами
3076503
1011370
2065133
в том числе:
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
637406
Государственная пошлина
468498
178557
289941
Налог на имущество
4840812
НДС
37425764
23770427
13655337
Акцизы
7468805
4485639
2983166
акцизы на нефть
1704233
Доходы от приватизации
750021
116041
633980
Лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом
133800
Специальный налог
5708659
425472
1453932
продолжение Приложения 1
Средства обязательного мед. страхования
304905
80000
224905
Земельный налог
1646224
123353
12104797
Остатки бюджетных средств на начало года, обращаемые на покрытие расходов
890449
Итого доходов
170427712
80119130
90308582
Ссуды, полученные из банков для финансирования целевых программ
662164
Субвенции, полученные из федерального бюджета РФ
x
2621580
Дотации, полученные из федерального бюджета РФ для ЗАТО
585090
Средства фонда финансовой поддержки из федерального бюджета (трансферты)
2252168
Средства, получаемые по взаимным расчетам
1471246
17914004
Краткосрочные ссуды, полученные из федерального бюджета РФ
102952
Расчеты с бюджетами по зачету ссуд
61750
Бюджетные ссуды
921470
Привлеченные ссуды для покрытия превышения расходов над доходами (дефицита) бюджета
306466
Всего доходов
172379562
81652126
115674476
Остатки бюджетных средств на начало года, за исключением сумм, обращаемых на покрытие расходов
1223339
Приложение 2
Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета в 1993 и 1994 годах
Приложение 3
Рисунок 2. Структура доходов консолидированного бюджета в 1993 и 1994 годах
Приложение 4
Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 1995 год[14] (млн. руб.)
Наименование видов доходов
Утверждено
Исполнено
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
175214100
175345255
Налог на прибыль
45215400
41504403
3637000
3269453
Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации и услуги
64631000
61075207
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
9531100
10712432
14268600
17527221
Специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства
8062200
7321089
Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлива и оптовую реализацию алкогольной продукции
661600
732800
Платежи за использование природных ресурсов
3141900
2996888
861900
831425
Прочие налоги, платежи и сборы
184908
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
24575900
24875113
Импортные пошлины
8563900
9069754
Экспортные пошлины
16012000
15805359
Прочие налоги, сборы и пошлины
627500
4314316
продолжение Приложения 4
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
29501600
40281661
Доходы от федеральной собственности или деятельности
5301700
4056520
Дивиденды по акциям, принадлежащим государству
301700
281520
Перечисление прибыли Центрального Банка Российской Федерации
5000000
3775000
Доходы от продажи принадлежащего государству имущества
4785400
4774214
Доходы от реализации государственных запасов
4622400
8123912
14792100
23327015
Поступление средств от централизованного экспорта
2120000
3332845
Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности
12672100
19994170
Прочие неналоговые доходы
4185893
1228982
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
1265093
От других уровней власти
Средства, перечисляемые по взаимным расчетам
ИТОГО ДОХОДОВ
208901593
218120991
Приложение 5
Рисунок 3. Поступление налогов и сборов, контролируемых МНС России, в федеральный бюджет «живыми» деньгами в январе-октябре 1998 и 1999 годов (без целевых бюджетных фондов)[15]
Приложение 6
Таблица 3. Доля консолидированного бюджета России по отношению к ВВП[16]
Года
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
ВВП, млрд. руб.
611
1540
2146
2479
2741
4757
7063
7750
10950
Доходы консолидированного бюджета:
млрд. руб.
172,4
437,0
597,7
711,6
686,8
1213,6
2097,7
2674,0
2974,0
% ВВП
28,2
28,4
27,9
28,7
25,1
25,5
29,7
34,5
27,2
[1] В соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации”” от 31 июля 1998г. № 150- ФЗ вновь введён налог с продаж.
[2] ст. 11 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год"
[3] См.: Российский статистический ежегодник. Официальное издание 2000. - М.: Госкомстат РФ. , - 2000. - 277с.; Россия в цифрах. - М., - 2001. - 155с.
[4] См.: Минимущество России. 2002. Январь.
[5] См.: Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль: социальная сфера и наука. – М.: Финансовый контроль., - 2003. - С. 9.
[6] См.: Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. - М.: Дашков и К. - 2002.- С. 14.
[7] Черковец В. Н., Кульков В.М. Собственность в экономической системе России. - М.: ТЕИС.- 1998.- С. 309.
[8] Янжул И. И. Основные начала финансовой науки.- СПб., - 1904.- С. 101.
[9] См.: Пономаренко Е. В. Финансы общественного сектора России. - М.: Экономика. -2001.
[10] См.: Лопатин В. Н. О проблемах разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического форума. -М.:Финансовый контроль.- 2003.- С. 59.
[11] См.: Лопатии В. Н. О проблемах разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического форума. - М.: Финансовый контроль. - 2003.- С. 54.
[12] Из выступления аудитора Счетной палаты РФ Ю. М. Воронина на научно-практическом семинаре "Бюджетная реформа и проблемы совершенствования бюджетного законодательства России" 25 февраля 2003 г. в Финансовой академии.
[13] см. Материалы по исполнению федерального и консолидированного бюджетов за 1994 год. М.: Главное управление федерального казначейства Отдел учета исполнения бюджетной системы и внебюджетных фондов. 1995 год.
[14] см. проект федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 1995 год» от 10 октября 1996 г.
[15] См. ст. 11 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год"
[16] отчетные данные Министерства финансов РФ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6