В примечании Римский-Корсаков отметил: настроение не
может быть вызвано одними тембрами, оно «главным образом зависит от
мелодического склада, гармонии, ритма, темпа и динамических оттенков, т. е. от
общего сложения данного музыкального куска.
Малая флейта и малый кларнет продляют звукоряд их родовых
представителей. Усиливают характерные особенности высших регистров флейты и
кларнета. Контрфагот продляет звукоряд фагота. Нижний регистр его отличается
густотою своего грозного тембра при значительной силе в piano. Английский рожок обладает большей нежностью своего
лениво-мечтательного тембра.
Басовый кларнет в нижнем регистре мрачнее и угрюмее
кларнета.
Альтовая флейта – тембр холодный и несколько стеклянный в
своем среднем и высоком регистре.
Медные духовые
a)
1. Трубы (Trombe in B-A). Ясная и несколько резкая, вызывающая звучность в forte. В piano густые, серебристые высокие звуки и
несколько сдавленные, как бы роковые – низкие.
2. Альтовая труба (Tromba c.-alta
in F). Инструмент,
придуманный и введенный мною впервые в партитуре оперы-балета «Млада». Цель его
употребления: получить низкие тоны (от II до III натуральной, обыкновенной трубы) сравнительно большей густоты и
прелести. Трехголосные сочетания из двух обыкновенных труб и третьей – альтовой
звучат ровнее, чем при трех трубах единого строя. Убедившись в красоте и пользе
альтовой трубы, я продолжал ее применять и во многих последующих моих операх с
троечным составом деревянных.
3. Малая труба (Tromba piccola in Es-D), придумана и
применена впервые мною впервые тоже в партитуре «Млады» с целью получить вполне
свободно издаваемые высшие тоны трубного тембра. Инструмент по строю и
звукоряду сходный с малым корнетом военных оркестров.
b)
Корнет (Cornetto in B-A). Тембр близкий к тембру трубы, но несколько слабее и мягче. Прекрасный
инструмент, сравнительно редко употребляемый в современном оперном или
концертном оркестре. Хорошие исполнители умеют подражать на трубах тембру
корнетов, а на корнетах – характеру труб.
c)
Валторна или рог(Corno in F). Значительно мрачный в нижней области и
светлый , как бы круглый и полный, в верхней, поэтично-красивый и мягкий тембр.
В средних своих тонах инструмент этот оказывается весьма подходящим и вяжущимся
с тембром фагота, почему и служит как бы переходом или связью между медной и деревянной
группами. В общем, несмотря на механизм пистонов, инструмент мало подвижный и
как бы несколько ленивый в смысле издавания звука.
d)
Тромбон (Trombone). Тембр мрачно-грозовой в низших тонах и торжественно-светлый в верхних.
Густое и тяжеловатое piano, зычно е мощное forte. Тромбоны с механизмом пистонов обладают большею подвижностью по
сравнению с тромбонами кулисными, тем не менее, по ровности и благородству
звука последние несомненно предпочтительнее первых, тем более, что случаи
применения звучности тромбонов по характеру своему мало нуждаются в
подвижности.
e)
Басовая или контрабасовая Туба (Tuba
c.-bassa). Густой, суровый тембр, менее характерный по сравнению с тромбоном, но
драгоценный в силу своих прекрасных низких тонов. Подобно контрабасу и
контрфаготу имеет значение главным образом, как удвоение басового голоса своей
группы октавою ниже. Механизм пистонов, подвижность достаточная».
Соединения
тембров
«Соединение деревянных духовых инструментов в унисон с
медными дает мелодии большую связность (legato) по
сравнению с медными инструментами solo».
«Связь между группами деревянных и медных духовых лежит в
фаготах и валторнах, являющих собою некоторое сходство тембров в piano и mezzoforte, а также в низком регистре флейт,
напоминающих собою тембр труб в pianissimo. Закрытые тона
и сурдинные ноты валторн и труб напоминают собой тембр гобоев и английских
рожков и с ними вяжутся тесно».
«Несомненно также, что частое соединение тембров,
образующее сложные тембры, ведут к некоторому обезличиванию каждого из них и к
однообразию общей красочности, и что применение одиночных или простых тембров,
наоборот, дает возможность большего разнообразия оркестровых красок».
IV. Заключение
Слава выдающегося оркестратора прочно закрепилась за
Римским-Корсаковым уже в середине его творческой карьеры. Тяжело больной
Даргомыжский доверил композитору даже оркестровку «Каменного гостя» в случае
своей вероятной смерти.
Римский-Корсаков писал в летописи, как бы разъясняя
самому себе, почему была оказана ему такая высокая честь: «Я слыл за
талантливого инструментатора. Способность к оркестровому колориту в связи с
наклонностью к частоте голосоведения и гармонии у меня действительно была…»,
однако, самокритично добавил, что «… опытности и основного знания не было. Не
знал я скрипичных позиций, не знал хорошо штрихов; сбитый с толку Берлиозовским
Traité, я имел спутанные понятия о трубах и
валторнах».
Список
литературы:
1.
Н. А. Римский-Корсаков Летопись моей музыкальной
жизни. //Гос. Муз. Издат. 1935г
2.
Н. А. Римский-Корсаков Основы оркестровки ( ред.
Штейнберга) // Росс. Муз. Издат. М.
- Сп-Б. 1913г.
3.
А. Соловцев Николай Андреевич Римский-Корсаков
очерк жизни и творчества. //М. «Музыка» 1984г.
4.
В. В, Стасов Николай Андреевич Римский-Корсаков /
в сборн. Статьи о музыке вып. 4// М. «Музыка» 1978г.
5.
Материалы лекций Е. М. Царевой и В. П. Фраенова.