Рефераты. Декоративный текстиль






Для удаления излишков краски и ее остатков используют палочки с намотанной на них ватой, бумагой и креп.

Сушка расписанных изделий осуществляется при помощи фена. Фен используют только для того, чтобы удалить влагу, ускорить ее высыхание, а потому нужно заметить, что обработки при его помощи оказывается недостаточно. Кроме того, посредством фена можно добиться достаточного интересных эффектов.

Кисти для нанесения красок используют самые разные, в первую очередь в зависимости от того, какие цели ставит перед собой мастер. Для покрытия ткани сплошным слоем одноцветной краски используют широкие плоские кисти, называемые флейцами. Для меньших поверхностей, а также для выполнения мелких деталей используют тонкоконечные кисти № 6-12. Вместо кистей можно использовать ватные тампоны. Они представляют собой куски ваты, намотанные на специальные палочки. С одной стороны, это удобно, так как при использовании нескольких красок не требуется большого количества кисточек (при использовании одной кисточки могут образовываться грязные пятна). С другой стороны, этот способ не всегда позволяет добиться той же детализированности и выразительности рисунка, которых можно достичь при помощи кистей.

Для нанесения контурных красок и контурных составов используются специальные бутылочки для красок. Поступление их на ткань, а последовательно, и толщину линии регулируют при помощи пера.

Если таких бутылочек нет, их заменяют стеклянными трубочками. При этом необходимо, чтобы трубки были изготовлены из тонкого стекла. Дело в том, что толщина линии зависит не только от толщины отверстия в трубке, но и от ее общего диаметра: чем он больше, тем толще получается линия. Кроме того, слишком толстые стенки трубок могут приводить к непредвиденному растеканию краски по ткани, а следовательно, к браку.

Более толстые трубочки применяют при нанесении контура на толстые ткани, более тонкие трубочки – при нанесении на прозрачные ткани, например, на тонкие разновидности шелка.

Желательно, чтобы такие трубочки были снабжены резервом. Такие трубочки не требуют слишком частого наполнения и, соответственно, частых перерывов в работе, что, конечно же, сказывается на качестве нанесения резерва. После работы трубочки обязательно промывают бензином и прочищают при помощи проволоки, на конец которой намотан кусок ваты.

Для работы в технике горячего батика используют не трубочки, а специальные воронки с отверстиями разных диаметров. Такие воронки при желании можно изготовить самостоятельно. Кроме того, для работы в данной технике необходимо иметь кружку для разогревания резерва. Она должна иметь два дна, между которыми находится электролампочка.

Для разведения современных красок, которые не требуют кипячения, можно взять обыкновенный стакан, стеклянный или пластмассовый. Понадобиться также другие емкости для хранения разведенных красок, которые нередко остаются, а потому лучше взять закрывающие стаканчики или коробочки, в которых выпускают некоторые продукты, например, йогурты, масло и т.д.


Красители

Красители для росписи тканей используют разные, которые различаются сферой своего применения. Кроме того, их можно противопоставить друг другу и на основании способов приготовления краски и закрепления ее на поверхности ткани. Однако главным основанием для разделения красителей на группы являются все-таки технические свойства. С этой точки зрения выделяют прямые, кислотные, основные и хромовые красители.

Характер красителя обычно обозначается при помощи специальной маркировки. На красителях отечественного производства проставляются буквенные и цифровые обозначения, на основании которых можно выяснить характеристики красителя. Сначала указывают тип красителя, затем буквой обозначают его цвет (С-синий, З-зеленый, К-красный и т.п.).

Интенсивность цвета и оттенок обозначается посредством буквы и цифры. Так, например, если красный краситель имеет ярко выраженный синеватый оттенок и приближается к фиолетовому цвету, то на упаковке будет стоять «ЗС». Это касается, прежде всего, буквы. Цифровое обозначение призвано показать, какова интенсивность дополнительного оттенка – в нашем случае синего оттенка в красном красителе. Краситель, на котором стоит «2С», будет иметь менее выраженный оттенок, чем краситель, маркированный «3С». Другими словами, чем больше цифра, тем интенсивнее оттенок. Иногда на упаковках обозначают также характеристику красителя с точки зрения прочности.

Для различных тканей используются различные красители, хотя существуют универсальные красители, но они не всегда полностью соответствуют своему названию.

Пользуясь концентрированными импортными красителями, необходимо разобраться, чем их разводят – спиртом или водой. Отечественные красители Дербеневского химзавода требуют специальной подготовки перед росписью. Важно знать и способ закрепления красителя на ткани можно ли ограничится обычной утюжкой или необходимо запаривание. Существуют так же фломастеры, предназначенные специально для тканей. Рисунок, нанесенный с их помощью, закрепляют, проглаживают утюгом.

Красители по своим техническим свойствам делятся на группы. Хромовые – применяются для росписи ткани из натурального шелка и шерсти, растворяются в воде и хорошо смешиваются между собой и прямыми красителями, после запарки меняют цвет. Прямые – применяются для росписи хлопчатобумажных тканей, растворяются в воде, имеют яркие краски и хорошо сливаются между собой. Кислотные – применяются для росписи ткани из шелковых, шерстяных, штапельных и синтетических волокон, растворяются в воде, в которую добавлен уксус, муравьиная или серная кислота, хорошо смешиваются между собой и ровно растекаются по ткани. Анилиновые – продаются в порошках, растворяются в воде, имеют способность хорошо растекаться.

Вся работа по росписи ткани основана на большой или меньшей способности красителя растекаться по ткани. Перед началом работы необходимо подобрать красители по тонам, соответствующим эскизу, путем сливания добиваться нужных оттенков.

5 Творческая часть

 

5.1. Идея


С Древних времен люди стремились улучшить и украсить свое жилище. Расписывая стены люди, изображали охоту, животных, птиц. Изображения птиц служили символами божественной сущности, духа неба, солнца, грома, ветра, облака, свободы, роста, плодородия, изобилия, подъёма, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, связи между зонами, души, дитяти, духа жизни.

Птица – широко распространенный символ духа и души в древнем мире, сохранивший это значение в христианской символике. По преданию, индийское древо жизни было населено птицами, которые символизировали человеческие души.

Птица является символом воздуха, когда она олицетворяет воздух, а также атрибутом одного из пяти чувств – осязания. В аллегорических изображениях Весны, пойманные и прирученные птицы сидят в клетке. Во многих религиозных традициях птицы осуществляют связь между небом и землей. В египетской символике птицы – петух, феникс, орел, лебедь – ассоциировались со светом и духом, считались солнечными символами.

Изображение головы божества или человека на фоне птицы имеет древние традиции: египетский бог Тот являлся в виде ибиса, а коленопреклоненные верующие изображались с пером на голове, которое свидетельствовало о передаче указаний свыше. Крылатым был и римский Амур (Купидон).

По аналогии многие народы изображали в виде птицы существо с более высоким уровнем сознания, посредника между человеком и богом. У американских индейцев жреца охраняет и вдохновляет птица грома орел. Еще одним примером птицы, символизирующей божественную мощь, является Гаруда в индийской Вишнавите. В этом смысле ангелы стали продолжением и развитием культового образа птицы.

В Африке птицы олицетворяют жизненную силу и часто изображаются в схватке со змеей, символизирующей силы смерти и разрушения. Этот же мотив встречается в Древнем Китае, где известен вид единоборства, называемый «схваткой журавля и змеи».

Древние сказания весьма богаты образами фантастических птиц. Так, птица рассвета Анка, недоступная взору, служит своеобразным символом недостижимого, а легендарная птица румынской мифологии Майстра, которая кричит в сумерки, предвещает человеку его судьбу. Среди мифических птиц известны: Алконост – райская птица древнерусских сказаний, Острофил – ногайская птица, олицетворяющая силу Хаоса, птица Феникс, ставшая символом воскресения, гигантская птица Рух и невидимая птица Симург. Индусы эпохи Вед изображали солнце в виде огромной птицы – орла или лебедя. В нордической традиции считалось, что ветер порождается взмахами крыльев мифической птицы. Стимфалийские птицы с бронзовыми крыльями, клювами и когтями, которых перестрелял из лука Геракл во время путешествия аргонавтов за золотым руном, символизируют низменные желания.

Птиц, обладающих загадочным даром полета, с глубокой древности почитали божественными существами. Например, в Риме жрецы-авгуры совершали предсказания, изучая полет, крики и поведение птиц. Следы этих многовековых верований сохранились и в современных суевериях. Так, многим не нравится наблюдать птиц в полете, если их невозможно пересчитать. Одиночная птица, стучащаяся в окно или влетающая в помещение, обычно предвещает смерть, особенно если в доме есть больной. Дурной приметой считается увидеть или услышать днем ночную птицу. Птица с пестрым оперением в легендах разных народов нередко ассоциируется с дьяволом, а белая – со смертью.

До сих пор не забыто суеверие, что мертвые иногда возвращаются в птичьем обличье. Согласно поверью, души утонувших моряков вселяются в морских птиц. Во многих европейских странах существуют легенды о птицах-вестниках, связанных конкретными семьями.

Большое значение имеют образы и связанная сними символика отдельных птиц. Аист символизирует обилие, плодородие, долголетие, материнские чувства – отсюда и пошло значение: «ребёнка аист принес». Воробей воплощает привязанность к человеку, меланхоличность, низость, драчливость, жадность, похотливость. Ворона – символ ловкости, хитрости, коварства, всеядности, воровства. Голубь выступает в ряде традиций как символ души умершего, небесный вестник. В христианской традиции голубь символизирует святой дух. Гусь – как птица хаос, но вместе с тем и как творец вселенной, снесший золотое яйцо – солнце. Журавль в некоторых традициях выступает как вестник плодородия, приносящий дождь. О том, что древнейший языческий культ водоплавающей птицы сохранял на Руси свое религиозное значение достаточно долго и был хорошо знаком православному духовенству, свидетельствует то, что еще в XIV-XV вв. монахи Муромского монастыря на Онежском озере высекли христианский крест не только на главном в композиции “Бесова Носа” изображении Беса, но и на находящемся на значительном расстоянии от него изображении лебедя.

Утицы, гуси и лебеди русской народной вышивки, уткообразные притужальники ткацких станов, солоницы, скобкари и братины в форме утки или лебедя, утицы, венчающие крыши домов, крыловидные гусли и гуси-лебеди, утицы народных обрядовых песен — все это свидетельствует об огромной древности и важности этих архаических языческих образов в народном мифопоэтическом восприятии мира.[?]

Птицы обладают замечательным свойством: способностью летать. Птицы - интересная натура для изображения. Посещение художественной выставки и фото выставки с изображением птиц впечатлила многообразием видов птиц, красотой живых форм и красок, особой пластичностью и динамикой. Возникла идея - изобразить летящих ввысь птиц к солнцу, с прекрасными переливами цвета, выполняя задуманную идею в технике батик. За основу своей работы я взяла два символа

Птичьи образы в мифах охватывает не только реально существующие виды птицы, но и фантастических птиц.

Птица завершает перечень главных сюжетов народного искусства, сюжетов первой величины. Содержание этого сюжета более многозначно, чем, скажем, содержание сюжета дерева, медведя, оленя или конника, и в то же время, несмотря на многозначность, птица часто была наделена лишь вспомогательными "функциями" во множестве композиций, зафиксированных в народном искусстве. Птица – не тотем, чаще всего не божество, она лишь сопровождает их изображения. И не случайно, что в ритуальном захоронении на Оленьем острове справа и слева от основной фигуры шамана положены птичьи крылья. А если рассмотреть варианты "русской троицы", фиксирующей древний обряд, то очень часто центральную фигуру изображения дерева, человека, солнца, окружают изображения птиц. Примеров тому множество. И прежде всего, конечно, ярославская прялка, на которой до последних дней существования промысла, мастер изображал двух птиц, расположенных справа и слева от дерева. Изображения птиц, скажем, начала девятнадцатого века просты и незамысловаты, к концу же века изображения птиц становятся пышны и затейливы, искусны, но все равно в общем составляют ту же трехчленную композицию дерева и двух птиц. Иногда две птицы завершали ту же ярославскую прялку и над ними сияла розетка солнца.

Птицы олицетворяли и весну, встреча весны на праздник "Красная горка" часто сопровождалась выпечкой из муки ритуального печенья в виде птиц – "жаворонков", которые несли в себе знак возвращающегося тепла, наступления весны, солнца.

Русский знаменитый колобок тоже имеет отношение к солнцу, а лепешки, также связанные с забытым культом солнца, и сегодня на юге часто украшаются орнаментом в виде розеток и крестов. Птицы, как и кони часто сопровождали изображения солнца, а иногда заменяли его.

Не случайно именно птицу народ наделил чудом движения, вдохнул в нее жизнь, научил звучать, говорить, развлекать, участвовать в магическом действии защиты человека, земли, природы от злых сил. Магический свист деревянных и глиняных птиц не одну тысячу лет берег наших предков от злых духов.

Сколько героев становилось-оборачивалось птицами, чтобы спастись от беды. Таким образом, один из смыслов птицы – оберег – был подтвержден множество раз. К птице в старину обращались за помощью в заговоре: "Есть славное Мугай-море. На Мугай-море есть Мугай-остров, в Мугай-острове сидит Мугай-птица", она "отдирает ногтями, отклюивает носом, перьями отмахивает притчи и призоры, и уроки, и ветреные переломы, падежи и пристрелы..." Заговаривая кровоточащие раны, заклинающий говорил:

Встреча Весны-красны сопровождалось появлением птиц. К ним – жаворонкам, куликам, синичкам, снегирюшкам, обращались люди в своих заклинаниях-песнях, призывая на землю Лето-летушко, Тепло-батюшку, Весну-матушку.

Жаворонки, перепелушки, Птички-ласточки... Весну ясную, весну красную Принесите нам...

Птица – знак весны, удачного брака, а значит и материнства, но птица же и знак памяти об усопших, родных, для которых в северных деревнях вывешивали на окнах полотенца с вышитыми на них птицами. В виде птиц, утиц встречались в этих деревнях и солоницы, и ковши, и скобкари, когда-то древние магические сосуды перешли в крестьянский быт, утратив свое культовое назначение.

Птица знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, петух поет на рассвете, когда всходит солнце. Птица знак хорошего урожая.

Где утка шла, тут рожь густа...

Птица знак счастливого брака. Жениха и невесту величают "лебедем да лебедушкой", на голове женщины кокошник – две птицы, повернутые друг к другу, свадебное ритуальное блюдо из курицы.

Птица также совпадала с солярным знаком, заменяла его, сопутствовала ему.

Красно солнышко восходит на сырую землю

И тьму ночи рассевая, а день предвещая

Лучами своими озаряет, все оживотворяет,

Всем живущим возвещает, светом освещает,

Теплотою согревает, на твердь поспешает,

На небесном своде будет, всех земных разбудит


5.2. Описание творческой работы


Декоративное панно прямоугольной формы размером 94/73. Выполнено в технике холодного батика. Материал – шелк. Основной мотив композиции – птицы расположенные на плоскости, вписанные в панно с соблюдением законов декоративной композиции.

Работа над произведением началась с выбора темы, соответственно назначения изделия. На данном этапе особенно важна была не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое хотелось бы передать с помощью различных художественных средств.

Работа была начата с проработки эскизов на не большом листе. После того, как он был разработан в цвете, переносим его в натуральную величину на шаблон.

Одно из главных в работе является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и назначению изделия. При большом увеличении рисунок становится огрубленным, не текстильным. Огромное значение приобретает хорошо найденный силуэт, точная прорисовка элементов. Ведь ручная работа тем и должна отличатся от механического, что в каждом новом произведении сохраняется прелесть индивидуального творчества.

Шаблон рисуется одной четкой линией на бумагу, все плоскости рисунка имеют замкнутый контур. Рисунок шаблона предварительно переводится на ткань, прикрепив ее булавками к обратной стороне ткани. Ткань соответственно предварительно натянута на раму. Далее наносим легкий подтонок и наводим резервирующую линию. При ее наводке нужно обратить внимание на ее качество: линия должна быть ровной, без разрывов и капель.

Роспись панно была поделена на 3 этапа: роспись птиц и крыльев, прорисовка солнца и роспись нижней части панно. Произведение выполнено в теплой цветовой гамме, оживляя контрастными акцентами. Последовательность наложения тонов от самого светлого к самому насыщенному и темному: в верхней плоскости – более насыщенные и яркие тона; роспись средней плоскости – птицы – самый орнаментальный, переходящий к самому насыщенному и темному тону.

При росписи панно применялись технические приемы: растяжка тона, гладка роспись, свободная роспись.

После того как работа была завершена, роспись высохла. Далее она была запарена, обработана по краям, прикреплена в раму и помещена  в интерьер.

Заключение


Ручная работа из покон веков до наших дней очень ценна. Это не только модно, но и очень красиво.

Данная дипломная работа – это результат многих поисков и труда, стремление донести людям всю прелесть природы. И чтобы отобразить красоту окружающего мира была выбрана анималистическая тематика. Были изучены особенности специфики панно, его композиции в сочетании с интерьером. Умелым подбором и сочетанием цвета ткани, стен, панно, можно оптически видоизменить пропорции и размеры помещения. Так же работа над темой расширила представления о мировой художественной культуре, обогатила понимание настоящего через прошлое. Выполняя работу в полюбившейся технике, которая вдохновила меня в дальнейшей творческой работе, применила те знания, умения и навыки, которые приобретены за время обучения. Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи.

Список литературы


1.     Алферов Л., Технологии росписи. Дерево. Металл.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2000

2.     Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М.: 2002г.

3.     Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководства по росписи ткани. М.: 1931г.

4.     Аскова Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. – М.: Сов.Художник, 1986г.

5.     Барадулин. Основы художественного ремесла. М.: 1978г.

6.     Виноградова. Современное прикладное искусство Китая. М.: 1959г.

7.     Гильман Р., Художественная роспись тканей. – М.: Владос, 2003г.

8.     Давыдов С.Г. Батик – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005г.

9.     Дашкевич В., Иск-тво современной Японии.–Л.: Советский художник,1965

10.  Дашкевич В., Декоративно – прикладное искусство Китая. – М.: Восточная литература, 1959

11.  Дворкина И. батик. М.: 2000г.

12.  Демин Л., Искусство Индонезии.- М.: Знание, 1965

13. Жоголь Л.Е. декоративное искусство в современном интерьере.- Киев: Будiвельник, 1986г.

14. Коган М. С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы о теории. – Л.: Художник РСФСР, 1961г.

15.  Кузнецова С.С. У истоков индонезийской культуры. М.: 1989г.

16.  Мартынова Л. Художественная роспись тканей 1966г.

17.  Миронова Л.А. цветоделение. Минск: 1984г.

18.  Моран А. Декоративно – прикладное искусство. М.: 1999г.

19.  Минклявичус И.К. интерьер и монументально – декоративное искусство. – М.: Стройиздат, 1974г.

20.  Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – Минск: Вышейш. Шк., 1984г.

21.  Рогинская Ф. Советский текстиль. М.: 1930г.

22.  Сараев Ю.С. Роспись по ткани. – Ростов – на Дону: Феникс, 2000г.

23.  Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М.: 1998г.

24.  Синеглазова М.А. ремесло и рукоделие. М.: 2000г.

25.  Синеглазова М., Батик. – М.: Издательский дом МСП, 2005

26.  Степанов Н.Н. Цвет в интерьере – Киев, Высшейш. Шк., 1985г.

27.  Стоку С., Батик. Современный подход к традиционному искусству росписи тканей. – М.: Ниола 21-й век, 2005

28.  Статья. Выставка вятских народных художественных промыслов «Умелые руки мастеров». Государственный Кировской областной художественный музей им. В.М. и А.М.Воснецовых

29.  Хансен Б., Роспис по шелку для начинающих. – Германия, 1997

30.  http: //www. PTattoo_Ru  П — Птица

31.  http: //www. CULTINFO. RU

32.  http: //diaspora.ukrinform.com.ua/traditions-july.shtm


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.