На протяжении 10-13 вв., в результате проникновения на территорию Крыма печенегов и половцев тюркские языки, языческие культы и обряды, воздействовали на сознание местных народов.
Фашистская Германия оккупировав среди прочих земель СССР и Крымский полуостров, осуществила геноцид крымчаков, как приверженцев ортодоксального иудаизма. По оценочным данным, до Великой Отечественной войны насчитывалось около 9 000 представителей этой национальности, перепись 1959 г. отметила около 2 000 человек.
Язык крымчаков относится к кыпчакско-половецкой подгруппе тюркских языков (вместе с татарами, северокавказскими тюрками и казахами) и сближается с крымско-татарским, от которого отличается несильно, как и караимский язык.
Антропологически крымчаки сближаются с другими крымскими народами и представляют историческое смешение монголоидной расы с северо-понтийским и арменоидным типами европеоидной расы. Иногда выделяют специфический смешанный или переходный крымский тип.
Т.о. в Крыму различаются 3 группы народов, исповедующих иудаизм: этнические крымские евреи (традиционный иудаизм раббанитской ветви; арменоидный антропотип), крымчаки - потомки тюркских народов (традиционный иудаизм раббанитской ветви; крымский смешанный антропотип), караимы - потомки тюркских народов (иудаизм караимской ветви; крымский смешанный антропотип).
O Эбраэли (грузинские евреи).
Численность в Грузии - 14,31 тыс. человек, в России - 1 172 человек. До 1970-х гг. проживали в основном в Грузии, часть - в Армении. Говорят на жаргоне киврули (т.е. еврейский), включающем многие корни из языка иврит. У большинства окончания фамилий «-швили».
Арменоидный антроптип. 135 Информация Эвлии Челеби ошибочна. Джучи умер в 1227 г. и во вторжении в Крым (1223) сам не участвовал. Генуэзцы появились в Крыму в 1261 г. и владели лишь юго-восточным побережьем полуострова. Дата возникновения перекопского рва неизвестна Перекопский перешеек имеет 8-23 км ширины. Располагается он, начиная от залива Азовского моря, называющегося Сивашом, и до Перекопского залива, части Каркинитского залива. Употребляемое здесь последнее название — Мертвое море — автор объясняет на с. 59 Крымское название Перекопа (рва) звучит «Ор». Это непонятное для османцев выражение Эвлия Челеби объясняет неоднократно, переводя его понятным для турок арабским выражением «хендек». Оба эти выражения означают «ров», «перекоп». Крымское название Ор, а также русское название Перекоп как нельзя более друг другу соответствуют. Оба они относятся и к самому рву, и к крепости над ним. Крепость эта также иногда называется в турецких источниках Ор-калеси, т.е. «орская, перекопская крепость». На стр. 22 можно прочесть другое популярное название — Ор агзы — дословно, «орские уста», или же «вход в Ор (Перекоп)». Смысл этого названия мы поймем еще лучше, принимая во внимание третье турецкое название: Ор капусу, т.е. «орские, (перекопские) ворота». В противоположность вышеперечисленным, название перекопской крепости Ферахкерман (араб.-крым.-тат. — «Град Радости», «Веселая Крепость») — это официальное, но несколько искусственное название; мы знаем его из крымских документов и, естественно, из трудов крымских историков. Объяснение его мы найдем несколько далее на с, 59.
136 Эвлия Челеби здесь ошибается. Сахиб Герей I правил в Крыму в 1532-1551 гг., а название Ферахкерман (или перс.-араб. Шехр-и-Ферах — «Град Радости (Радостное, Веселое)» мы знаем из посланий Менгли Герея I уже в 1509 г. Сахиб Герей I тогда мог разве что обновить тамошние укрепления, которые «радовали» его предшественников.
Еврейский элемент оставил свой след в жизни Тавриды, еще с античных времен. У нас нет никаих данных о контактах этого района с древними финикийскими мореплавателями или и период основания первых греческих колоний в VI-V вв., однако в эллинистическую эпоху (т.е. где-то во II-I вв. до н.э) и отдельные иудеи и целые общины уже существовали на черноморских берегах. Еврейские поселенцы основали здесь свои религиозные общины и братства из язычников (прозелитов), признавших единого Бога-Иегову. О существовании еврейской диаспоры в Тавриде говорят многочисленные надписи из Анапы, Керчи, Феодосии, Херсонеса, Ольвии и др. Они говорят об освобождении рабов и рабынь по данному Богу обету с одобрения иудейской общины и под условием посещения ими синагоги.
Число евреев увеличилось в Римскую эпоху, особенно после разгрома Палестины и разрушения Иерусалима во времена Веспасиана и Тита (70 г. по Р.Х.). В Византийское время евреи претерпевают в империи ряд гонений и массами бегут «в сторону наименьшего сопротивления», в том числе, на Кавказ, в Тавриду и в водораздел Дона и Волги. В Тавриде евреи чувствуют себя особенно хорошо в ту эпоху, когда иудейство было принято хазарами (VIII в.) в качестве религии кагана (Булан) и высшего класса. Похоже, что его центрами были районы Тамани а в самом Крыму – южнобережье (Партенит возле Ялты) и Херсонес. Отсюда оно ведет обширную пропаганду по югу России. Посольство святого Константина (Кирилла), брата св. Мефодия, в Тавриду и Хазарию имело целью противодействовать иудейской проповеди, которая, как видим, приняла громадные размеры, и поддержать православие. Из русской летописи мы знаем, что евреи добирались и на Русь - в Киев, подтверждая это недавно было найдено рекомендательное письмо на иврите от раввинистической еврейской общины Киева ее члену, в X в. собиравшему деньги на выкуп из долговой кабалы и дошедшем аж до Каира.
Еврейские группы прибывали в Крым в период ордынского правления, приплывали из Европы и Византии через генуэзские колонии, начиная с XIII в. В конце XV в. еврейство Тавриды приняло беглецов из Литвы и Киева, оставивших нам несколько интересных надгробий восточноевропейского типа на Чуфут-Кале. Они принесли новые веяния в религиозную жизнь евреев, но угрожавший раскол был предотвращен мудрой плитикой одного из влиятельных раввинов –изгнанником – Моисеем из Киева, создавшим компромиссный вариант общего молитвенника и добившегося компромисса в некоторых обычаях, отличавших «пришельцев» от «аборигенов». Погромы на Украине при Хмельницком дали Крыму толпы пленных, приведенных его союзниками-татарами, среди которых были и европейские «ашкеназские» евреи, частично влившиеся потом в местные общины.
Евреи Тавриды не имели какого-нибудь определенного пункта, где бы они могли сосредоточить свои силы и образовать нечто похожее на государство, они были в разных местах, где можно было заработать, преимущественно занимаясь торговлей и разными ремеслами, не брезгуя и посреднечеством в торговле пленниками, как у татр, так и у генуэзцев. Жили они между христианами и мусульманами; но иногда, как видимо, их сосредотачивали в определенных кварталах, так было, на Мангупе (мыс Чуфут (еврейский)- Чаурган - бурун) или в предместьях Бахчисарая – Чуфут –Кале, в Каффе. Шилькбергер (XV в.) говорит, что в предместье Каффы было до 4000 еврейских домов. Гонения на евреев и всякого рода притеснения были довольно часты в средневековой генуэзской Каффе, об этом говорит устав генуэзских колоний 1449 г., предписывающий защищать от них евреев.
Путешественник XVI в. Мартин Броневский говорит, что евреи живут в урочище Инкермана ("Ингерманц"), Балаклаве ("Ямбольц"), Мангуп ("Манкоп"), Феодосии ("Каффе"), где они занимаются садоводством и торговлей. Доминиканец Жан де Люк в своем "Описании перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин" 1625 г. говорит, что Мангуп был населен евреями и что их было много и в Каффе.
Нам часто трудно понять, о какой именно еврейской группе говорит тот или иной источник – а в Крыму их было целых две, отличавшихся друг ли друга религиозными взглядами, а много позже и разошедшимися на путях своего национального самосознания. О них и пойдет речь далее.
С переходом Крыма к России положение евреев, в целом, изменяется к худшему, но одна из его групп не только не притесняется, но даже пользуется особыми привилегиями и покровительством - это еврейская секта, враждебно относящаяся ко всему прочему еврейству, - караимов (библейцы). Название это, в качестве обозначения национальности, а не религии, сравнительно недавнего происхождения. Караимы называли себя также «Бней-Микра» - т.е. «люди Писания». Эта секта, противопоставившая себя талмудическому раввинизму, была основана Ананом бен Давидом [VIII в.]. Её первоначальной идеей было признание только библейского Закона (без поздних талмудических добавлений) в качестве основы религии, и право верующих на свободное толкование Писания (впрочем, оставшееся чисто теоретическим и очень скоро подмененное появлением признанных религиозных авторитетов). Очень скоро караимы создали и нечто аналогичное еврейским талмудическим кодексам религиозных законов (один из них, наиболее известный – «Плащ Илии» - «Аддерет Элияху», по которому жили и в Крыму с XV-XVI вв.). Со стороны поборников раввинизма эта секта была, в свое время, презираема, как ересь, хотя в разные эпохи степень отторжения менялась, вплоть до обучения караимов в еврейских духовных школах. Ананиты держались стойко и постепенно распространяли свои взгляды. Не исключено, что какая-то их часть , вместе с другими еврейскими беженцами и торговцами дошла и до южнорусских степей и Кавказа – т.е р-нов Хазарского Каганата, хотя никаких конкретных данных на этот чсет в науке нет, и идея о том, что хазары приняли караимизм не имеет под собой никакого основания. Надгробие раввина Сангари, якобы обратившего в иудаизм хазарского царя Булана в VIII веке, это подделка 19 в, плод рук А. Фирковича.Сама история о том, что Сангари был караимом также противоречит всем историческим источника.
Первые бесспорные данные о караимах в Крыму относятся к периоду монгольской экспансии в XIII веке (это соответствует и тому, что сами караимы рассказывали о себе вплоть до 30-х годов XIX в.). Их община, вместе с общиной евреев-раввинистов, проживала в Солхате (Эски-Крым - Старый Крым), столице татарского крымского юрта; пользуясь достаточной веротерпимостью татар, бывших тогда еще язычниками и сохранивших ее и после принятия ими ислсма в XIV в. После переноса столицы ханства в Бахчисарай, Солхат теряет свое значение и караимы пербираются в выделенное им (и, возможно, армянам), «гетто» в Чуфут-Кале (в самом Бахчисарае им можно было держать лавки и находиться только днем). Раввинистическая и караимская еврейские общины жили в Кафе (Феодосия), Гезлеве (Евпатория). В период расцвета Мангупского княжества в 15 веке , там складывается еврейская община, пополняемая беженцами из страдавшей от турецких вторжений Византии, а после захвата Крыма турками, и падения княжества Феодоро в 1475 г. – ее члены оказываются под властью османских губернаторов, приписавших Мангуп к личным владениям султана. Караимы известны как торговцы, крестьяне, ремесленники,в частности - кожевенники (знаменитые мангупские сафьяны), врачи. В общинах были школы, духовные училища, переписывались книги, создавались даже немногочисленные оригинальные труды, писали стихи. Существовали тесные связи с собратьями в Литве и Галиче, Константинополе, Египте, Дамаске, Иерусалиме. Были часты браки с невестами из далеких стран.
Для мусульман (турок и татар) статус евреев раввинистов и евреев-караимов был одинаков – они считались «зимми», подвластным немусульманским населением, платившим особый подушный налог. При этом отдельные личности и целые семьи и группы, могли, особенно у крымских ханов, получать специальные «ярлыки», гарантирующе ханские милости и освобождение от тех или иных ограничений. Хан Селямет-Гирей (1608-10) дал евреям большие льготы, он же освободил их от налогов и охранял их от насилия в Чуфут-Кале. Хан Мюрад-Гирей I (1678-83) в 1682 г. выдал ярлык евреям города Чуфут-Кале, в котором подтверждает права их собственности на земли около столицы Бакчэ (Бахчи)-Сарай. В 1728 г. ханом был дан ярлык евреям города Карасубазара на право земельной собственности в Карасубазаре и на освобождение их от государственных налогов и торговых пошлин. Такие явления широко известны и во всем окрестном мусульманском, да и христианском средневековом мире. Тем не менее евреям всех толков много пришлось немало претерпеть в татарскую эпоху: их, из-за корыстных целей, притесняли капризные и своевольные эмиры, беи и мурзы. Особенно ухудшалось положение во время «замятен» - переделов власти, бунтов, междуусобиц. Одной из таких тяжелых эпох была анархия при последнем хане – Шагин Гирее, в к. XVIII в. В караимскую память вошел такой гонитель, как Адиль (Эдиль) –бей.
Однако, в конце XVIII в., после захвата Крыма Россией, ситуация складывается так, что караимы получают возможность начинают поднять голову и получить особые привелегии отделяющие их от своих, по-прежнему униженных, собратьев-конкурентов - евреев раввинистов (интересно, что в караимских документах евреев раввинистов называли «наши братья –раввинисты», или «наши братья сыны Устного Закона»). При этом они, постепенно,становятся в воинственную позу против своих соплеменников за чужой сильной спиной новой власти. Одним из аргументов было то, что караимы обьявляли себя «чистой» еврейской группой, пришедшей в Крым до распятия Христа и, следовательно, неповинной в его крови, а так же никогда не слышавшей его проповедей, поэтому невиновной и в том, что не стали христианами
При Императрице Екатерине II-й караимы заявили себя жаркими приверженцами России (хотя значительная часть их руководства ушла в Турцию вместе с турками и татарами) и врагами евреев-раввинистов.. Русское правительство оказало им существенное покровительство; особенно много и разнообразных льгот они получили при Императоре Николае I, вплоть до освобождения от рекрутского набора.
В прошлое столетие для создания нового исторического мифа о великой и древней караимской истории много потрудился их ревностный сочинитель Авраам Фиркович, часто, не гнушавшийся массовыми подделками древних рукописей и надгробий на кладбищах. Он представил караимов исконными жителями Тавриды со времен Кира и Камбиза (VI в. до Р.Х.). По Фирковичу, израильтяне-караимы (не иудеи из Иудеи , а члены т.н. «пропавших 10 колен», населявших остальную территорию Древнего Израиля) прибыли в Крым при Камбизе (529-522 г. до Р.Х.) и построили три города: Солхат, Онхат и Села-Га-егудим (Чуфут-Кале). Насколько это неосновательно, говорит хотя бы то, что Чуфут-Кале (по-турецки) значит иудейская (а не израильская) крепость, притом это наименование появилось в XVII в., да и вообще, никаких археологическимх данных о существовании так крепости в древности у нас нет.
В XIV в. Чуфут-Кале, по сообщению арабского географа Абульфеды (ум. 1331 г.), был занят аланами, и до перенесения (при Гиреях - конец XV в.) татарской столицы из Солхата в Бахчэ-Сарай здесь была резиденция особого хана. Крепость эта называлась Киркир-ери (или Кирк-иер), а хан в русских и польских литературных памятниках называется киркиельским, хирхиельским и т.п. В Чуфут-Кале сохранилась тюрбе (гробница), в которой была погребена дочь хана Золотой Орды Тохтамыша, Ненкеджан-ханым, умершая в 1437 г. Путешественник XV в. Шильтбергер говорит, что нашел эту крепость населенной греческими христианами ( очевидно, как и евреи, отделенными от мусульманского населения). В начале XVII века город, называвшийся, иногда, просто Кале (крепость), а его население стало , в основном, караимским – отсюда и утвердилось название «Еврейская крепость» (произвольно изменяемое сейчас, экскурсоводами, на табличках и даже в путеводителях на никогда не существовавшее, Джуфт-Кале «двойная крепость»)
Древнейшие надгробия на караимском кладбище Кале появляются только со середины XIV в., хотя, вроде бы, путешественники видели там 200 лет назад и могилы конца XIII в., те. монгольского времени, как и в Солхате. А. Фиркович сфальсифицировал на кладбище много десятков надписей, удревняя реальные даты минимум на 600 лет, а то и больше.
В 50 г.г. XVIII в, по свидетельству Симхи Исаака Луцкого, караимы жили. в 4-х общинах: Чуфут-Кале, Евпатории, Мангупе и Феодосии. К середине XIX в. Чуфут-Кале и Мангуп ( оставленный еще в к.XVIII в. ) окончательно обезлюдели, в Солхате тоже почти не осталось караимов и раввинистов, а центром караимской жизни стала Евпатория.
Позднее, к середине-концу XIX в. , когда акцент антисемитско пропаганды начал смещаться с религиозных обвинений на вопросы рассовой неполноценности евреев, в караимской среде получила развитие новая теория, полностью отрицпаящая связь крымских караимов с семитами, а записывавшая их в хазры. Еее главным глашатаем стал Серая Шапшал, создавший новый исторический миф (кстати, спасший караимов при нацистах), ставший ныне, вместе с попыткой реконструкции хазарского язычкства, главным знаменем идеологии руководителей этой общины.
В заключение о евреях нужно сказать, что в Крыму сохранились и другие потомки древнего еврейства, так называемые, "крымчаки" (в Симферополе, Карасубазаре и др. местах), сложившиеся из различных иудейских групп, как проживавших в Крыму в раннее средневековье, так и миргировавших сюда в эпоху Крымского ханства. По внешности, обычаям, нравам и быту крымчаки, так же , как и караимы, были близки к горным татарам, но отличались от них золотисто-рыжим цветом волос, не брили головы . Путешественники XIX в. отмечали, что в женщинах особенно проявляется «еврейский тип», они много белились, румяннились, красили ладони желто-красной краской. Говорили крымчаки на джагатайском наречии, в письме же прибегали к еврейскому шрифту. Они занимались ремеслами и, особенно, садоводством. У них были колоритные брачные церемонии. Они слыли хорошие семьянинами; отличались честностью, гостеприимством и любовью к домашнему хозяйству, которое почти всегда было в цветущем состоянии.
Община крымчаков в Карасубазаре была удалена от центров торговли и ханской власти, поэтому была довольно бедной, ее положение еще более ухудшилось после того, как получившие поддержку Росси, караимы вытеснили мх из мноих традиционных сфер экономики, а рекрутчина упала тяжелым ярмом на маленькую общину. В первые десятилетия по присоединении Крыма на запросы русского правительства управляющие делами Крыма отзывались о крымчаках, как о хорошем и желанном элементе населения, но это не избавило их от дискриминационных мер царской политики. Попытка развить крымчацкое земледелие в новой общине Рогатлыкой, около Евпатории, в сердине XIX была сорвана Крымской войной. Духовная жизнь общины была тусклой. Те не менее, в конце XIX в. ее последний известный глава – раввин Хизкиягу Медини попытался вернуть в общину талмудическую ученость, составил , за 33 года в Крыму, знаменитую на весь мир, своего рода, первую талмудическую Энциклопедию «Сдэ Хемед», которую он закончил уже в Святой Земле, где основал духовное училще в Хевроне в начале XХ века. В это же время отец недавно умершего известного крымского краеведа Льва Исааковича Кая, ставший первым крымчаком, получившим высшее образование, основал первую крымчацкую школу с преподаванием светских дисциплин. Во время ВОВ почти все крымчаки были уничтожены нацистскими зондеркомандами.
Иудеи послевоенного Крыма
Все так: зеленое море в разрезе скал и спрятанный за ними город с крепостными руинами. Туристы весело, как на рекламном ролике, скользят мимо базара к прибрежной гальке – к зонтикам и лежакам.
Крым, место пересечения разных культур и народов, сегодня напоминает пороховую бочку. C политическими и религиозными проблемами полуострова тесно переплелись этнические, главная из них – православно-исламский диалог.
Полвека назад подобных коллизий не возникало вовсе. Татары вместе с греками, болгарами, турками, поляками и другими «чуждыми элементами» были выселены в края не столь отдаленные, а оставшиеся жители старались жить тихо, не высовываясь.
О жизни послевоенного Крыма написано немало. Однако статей, проливающих свет на духовную жизнь полуострова, крайне мало. К тому же до сих пор не изучены многие архивные материалы, и прежде всего – документы уполномоченных Совета по делам религиозных культов, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации. Знакомство с ними позволяет, например, сделать некоторые штрихи к картине иудейской жизни послевоенного Крыма.
Евреи Крыма по праву считались одной из самых значительных групп на полуострове. Дело было и в их численности – община объединяла 3000 человек, – и в высоком социальном статусе многих членов общества. Это врачи, учителя, юристы, директора предприятий, жены руководящих работников.
До революции в Таврической губернии проживало примерно 25000 евреев. В Симферополе находилось 4 синагоги, в Евпатории – 3. В каждом из этих городов одна принадлежала крымчакам. Имелись синагоги в Ялте, Керчи и некоторых других районах.
При советской власти последнюю синагогу в Крыму закрыли в 1938 г., а вновь открыли в 1946-м, в областном центре. Так получилось, что долгие годы она оставалась единственной на полуострове. Сюда приходили крымчаки (в Симферополе насчитывалось до 100 семейств), жители других городов и сел, отдыхающие. Ежедневно молитвенное собрание посещало человек 20-25.
Зато на праздники в синагоге яблоку негде было упасть. В 1947 г. в Йом-Кипур присутствовало больше тысячи человек. Кантор из Днепродзержинска Борис Герценштейн пел «с большим вдохновением. На женщин его пение подействовало настолько, что они с громким плачем, как бы ища в этом успокоение, продолжали молиться». На собрании «присутствовали и члены ВКП (б), из них: Зусман З. С., директор симферопольского Райпромкомбината, Гольдберг Д. Б., председатель артели “Красный прядильщик”».
«По договоренности община уплатила кантору 5000 руб. Для денежных сборов были оборудованы две копилки из коробок от пулеметных лент».
После столь вдохновенного пения уполномоченный Совета по делам религиозных культов посоветовал руководству больше не приглашать кантора. Это была только одна из его тишайших просьб. В рамках «ограничительной» политики, проводимой советской властью по отношению ко всем религиозным объединениям, он потребовал прекратить помощь бедным, не распространять пригласительные билеты на б-гослужение, не устанавливать радиорепродукторы и даже «не расширять молитвенных помещений за счет постройки в виде шалашей» (на праздник Суккот). В соответствии с общими установками Совета подходит он и к попыткам молитвенно почтить память погибших земляков.
6 августа 1946 г. была проведена панихида «по расстрелянным евреям с массовым выездом на место совершения расстрела, для этой цели были наняты 3 автомашины». Уполномоченный тут же поставил раввина в известность, «что эти действия являются нарушением». От евреев поступило два заявления. «В одном из них они ходатайствуют о разрешении установить памятник на месте расстрела. Во втором... – о разрешении совершать погребения по еврейскому обряду, для чего требуется 3 человека погребальщиков». Погребения Совет разрешил, а вот дать «добро» на социально значимую инициативу, какой являлось сооружение памятника, отказался. Памятник этот все же открыли, хотя и не скоро – 28 июня 1958 г., и он стал «боком» общине.
«Перед открытием памятника погибшим гражданам от руки фашистских палачей председатель совета синагоги Франклах и председатель ревкомиссии Мостовой из кассы синагоги пожертвовали одну тысячу рублей на строительство гроба при памятнике, чем нарушили советское законодательство. Франклах и Мостовой с регистрации сняты».
Сразу после войны численность евреев в Крыму быстро возрастала за счет реэвакуированных семей, и во многих местах появились новые религиозные общины: в Евпатории, в Джанкое, в Саках, в пос. Азовском. Вначале уполномоченный настраивал их на подачу заявлений на регистрацию. Однако Совет недвусмысленно дал понять, что этого делать не стоит, и потребовал принятия мер к прекращению их деятельности. В частности, Совет порекомендовал уполномоченному «поставить в известность финорганы на предмет обложения подоходным налогом лиц, сдающих свои квартиры под эти собрания. Опыт показывает, что налоговый пресс в этих случаях является наиболее эффективным».
Для выявления состава общины и самого факта незаконного собрания уполномоченный посоветовал представителям местной власти «проверять в определенные дни и часы правильность заполнения домовой книги, сверять с наличием проживающих в данной квартире. Этот метод в городах и поселках оправдывает себя».
Особенно остро борьба за открытие синагоги развернулась в Евпатории. Оттуда одна за другой в Симферополь и Москву ехали делегации, писались письма. Иногда горсовет разрешал верующим проведение молитвенных собраний на дому, но чаще всего отказывал. Причем для запрещения собраний власти неизменно ссылались на отсутствие подходящего помещения. Евреи пытались договориться с караимами и адвентистами, но уполномоченный помешал им сделать это. Евпаторийские евреи «ходили к пресвитеру адвентистов и к руководителю караимской общины, чтобы они свои здания предоставили для проведения молитвенного собрания. Мною категорически запрещено передавать молитвенные дома для еврейских собраний». Когда же, наконец, верующим удалось приобрести здание, последовали новые репрессии.
31 мая в праздник Швуэс новый уполномоченный вместе с секретарем горисполкома пришел на квартиру, где собрались евреи. «У домохозяйки Литвиновой Суры Иосифовны обнаружили полностью оборудованную синагогу: престол, кафедру, все необходимые для еврейской молитвы атрибуты и на 200-250 человек стульев и скамеек, часть скамеек расставлена во дворе, так как дом обнесен высокой оградой, в 2,5 метра каменной, стеной с дороги и других дворов.
В момент нашего прихода шло молитвенное собрание, на котором присутствовало 46 чел., из них женщин 28. Из слов руководителя этой нелегальной общины выяснилось, что в г. Евпатории имеется более 300 верующих евреев. Лихтинштейн заявил, что “мы на имя т. Македонова подавали заявление, письменного разрешения нет, а устное получили”. Я категорически запретил всякие дальнейшие сборы, пока община не будет зарегистрирована».
Слова о регистрации – для отвода глаз: «Для полного прекращения деятельности общины мною рекомендовано составить соответствующие акты на домохозяйку синагоги и руководителей общины, для обложения налогом».
Председатель Совета Полянский поддерживает действия уполномоченного: «Вам следует через Облисполком обязать власти города Евпатории не выпускать из поля зрения вышеупомянутую группу верующих, не допуская возобновления ею вновь своей деятельности в другом месте города».
Эпопея с открытием синагоги тянулась долгие годы. Евреи даже обратились с письмом к патриарху Алексию I с просьбой о помощи, действовали через дипломатические каналы. Но власть упорно не шла на уступки. Почему? Ответ, видимо, связан и с внешнеполитической ситуацией (отношения СССР с Израилем окончательно испортились), и с внутренней, российской. В одном из писем из центра подчеркивалось: «Город Евпатория является союзным курортом, в летний период много тысяч трудящихся приезжают на лечение по курсовкам; в числе приезжающих имеется большое количество евреев. Если открыть синагогу в г. Евпатории, то она будет иметь уже не местное значение».
Из послевоенных событий религиозной жизни в Крыму стоит, наверное, обратить внимание на необычную службу 21 декабря 1949 г. В этот день в синагоге «состоялось б-гослужение в честь 70-летия со дня рождения Великого Вождя и учителя Иосифа Виссарионовича Сталина.
В помещении синагоги (напротив кафедры) были вывешены две доски (изготовленные с разделкой под мрамор) с надписями на русском и еврейском шрифтах со следующим содержанием: “Благословение ко дню исполнения 70-летия товарища И. В. Сталина.
Тот, кто благословил наших предков Авраама, Исаака и Иакова, Он же пусть благословит, возвысит и возвеличит вождя народов, мудрого учителя трудящихся всего мира, борца за мир во всем мире Генералиссимуса тов. И. В. Сталина.
Г-сподь Б-г сохранит его на долгие, долгие годы, продлит ему жизнь на благо и счастье нашей любимой Родины и всего человечества. Аминь”. На бгослужении присутствовало около 20 мужчин».
В конце правления Сталина, как известно, подули антисемитские ветра. Их холод ощутим и в отчетах крымского уполномоченного. О событиях, связанных с «делом врачей», говорится достаточно выразительно: «После опубликования материалов об аресте группы врачей и ареста нескольких врачей по национальности евреев, среди верующих евреев началась некоторая паника. Ряд активных религиозных деятелей синагоги стали подавать заявления об освобождении их от обязанностей членов совета, председателя совета. Кроме того, резко снизилась посещаемость синагоги. До опубликования в печати об аресте группы врачей по субботам молитвенное собрание посещало от 100 до 300 человек, после опубликования от 17 до 25 чел.
7 февраля 1953 г. на молитвенном собрании раввин выступил с проповедью и призвал к спокойствию.
После опубликования сообщения Министерства Внутренних Дел СССР о реабилитации арестованных профессоров и врачей, посещаемость синагоги резко увеличилась. Например, 5 апреля на вечернем служении присутствовало до 420 человек».
В заключении хотелось бы сказать несколько слов о межрелигиозном диалоге, в центре которого находился архиепископ Симферопольский и Крымский Лука. Хирург с мировым именем, лауреат Сталинской премии, многие годы проведший в тюрьмах и ссылках за исповедание, был активным сторонником налаживания межрелигиозных связей. Лука считал, что не только православные, но и верующие других религий сообща могут противостоять духовной деградации общества. 27 апреля 1957 года, в день своего восьмидесятилетия, во время праздничного обеда он попросил стенографистку принести поздравительную телеграмму от иудеев. «Лука рассказал, что поздравления еврейская община прислала потому, что он в одной из проповедей сказал о важной миссии еврейского народа».
Староста симферопольской синагоги Франклах, которого архиепископ когда-то лечил и спас от смерти, сам приходил поздравить архипастыря в дни церковных празднеств. А когда архиепископ болел, за него даже молились в синагоге.
Борис Колымагин
Страницы: 1, 2, 3