Рефераты. Манипулятивные технологии в политической рекламе и пропаганде






От печатных слов Геббельс плавно перешёл к реальным делам. Он быстро понял, что существовало всего две главных возможности привлечь внимание немцев к НСДАП и приблизить достижение целей партии. Первая представляла собой «войну лозунгов» и включала в себя изобретение все новых пропагандистских трюков, выпуск открыток и плакатов, оформленных в простом и понятном стиле. Вторая заключалась в устройстве ссор, провокационных стычек и драк со злейшими врагами - марксистами. Она имела целью завоевать улицы города, утвердив на них свою власть: «Мы говорим откровенно: наша цель - завоевать улицы, чтобы руководить массами и привлечь народ на свою сторону!»

Одним из изобретений Геббельса стал новый метод борьбы с коммунистами, заключавшийся в копировании и передразнивании не только их лозунгов, но и методов работы. Собственно говоря, даже «штурмовые отряды» напоминали в какой-то степени коммунистические «красные бригады»; вообще же коммунистическая партия во многом была для нацистов объектом для подражания и в то же время - самым ненавистным врагом.

В феврале 1927 года нацисты расклеили в рабочих кварталах Берлина ярко-красные плакаты, оформленные «под коммунистов», с призывами «готовиться к краху буржуазного государства». Это были приглашения на массовый митинг в «Фарус-холл» - общественный центр, расположенный в пролетарском районе на севере Берлина, в котором коммунисты часто устраивали свои собрания. Сообщалось, что выступит доктор Геббельс с речью на чисто марксистскую тему: «О крушении буржуазного государства». Плакаты в решительном тоне призывали «выковать новую Германию - государство труда и дисциплины». Текст был составлен в стиле прямого обращения к читателю, которого называли на «ты»: «Ты должен решить эту историческую задачу! Рабочие - это ум и сила общества! Судьба германского народа - в твоих руках!»

Большой эффект произвел не только сам митинг, но и процесс его подготовки. Нацисты призвали всех членов своей организации промаршировать по улицам «красного севера» под развернутыми знаменами со свастикой - и с припрятанным оружием. Геббельс, бросая вызов врагам на их собственной территории, намеренно провоцировал их на драку. Когда нацистская процессия прибыла в Фарус-холл, там как раз находились члены коммунистического «Красного фронта», занимавшиеся своими делами. Возникла перебранка, зазвучали ругательства и оскорбления с обеих сторон. Коммунисты стали прерывать выкриками речи нацистских ораторов, открывших митинг, и когда нацистские охранники начали удалять зачинщиков беспорядков из зала, завязалась грандиозная драка.

Когда несколько штурмовиков из его охраны получили ранения в потасовке, Геббельс понял, что его план удался. Пострадавших уложили на носилки и стали выносить из зала по одному, а их громкие стоны будоражили публику. Это были первые мученики нацистской пропаганды. Вслед за ними стали появляться всё новые и новые «неизвестные герои СА». Апофеозом этой PR-кампании стала легенда о Хорсте Весселе. его именем назывались улицы, якобы написанные им стихи вошли в основу официального партийного гимна: «Сомкнув ряды и подняв знамёна, идут вперёд штурмовые отряды. Товарищи погибшие от рук красных и реакционеров незримо шагают вместе с нами…»

Гитлеровская партия создавала всё новые средства пропаганды и легальной нейтрализации политических противников. Борьба с несогласными, подчас принимала курьёзные или экзотические виды. К примеру, премьера знаменитого антивоенного фильма «На Западном фронте - без перемен» (по роману Э.М.Ремарка) была сорвана мышами и ужами, которых выпустили в кинозал нанятые Геббельсом «зрители».

Нацисты принимали «креативное» участие в политических дебатах перед публикой: в апреле 1932 года на выборах в парламент Пруссии Геббельс бросил вызов канцлеру Брюнингу, предложив ему выступить в совместных политических дебатах, но Брюнинг, хорошо знакомый с трюками и уловками гитлеровцев, отказался. Тогда Геббельс взял запись речи Брюнинга, произнесённой им незадолго перед этим в Кёнигсберге (современном Калининграде), и воспользовался ею во время своего выступления на массовом митинге нацистов в Берлине. Геббельс несколько раз включал запись, а потом комментировал и опровергал высказывания своего оппонента, который, естественно, никак не мог себя защитить.

Как легальная форма протеста, организовывались марши. В августе 1927 года пятьдесят штурмовиков, прошли от Берлина (где нацистская партия уже была запрещена) до Нюрнберга, на съезд партии неся транспаранты, слоган на одном из которых гласил: «Марш Берлин - Нюрнберг: мы запрещены, но не убиты!»

Было проведено первое воздушное предвыборное турне Гитлера под запоминающимся лозунгом «Гитлер над Германией». Подобные полёты, совершаемые в рамках политического мероприятия, воспринимались в то время, как абсолютная новинка. Гитлер перелетал из одной части Германии в другую, выступая повсюду на огромных предвыборных митингах, проводившихся под открытым небом. Действуя таким образом, он иногда успевал появиться за один день в четырёх разных городах страны.

Использовалась тизерная политическая реклама. Характерным примером такой техники были рекламные мероприятия, приуроченные к выходу в свет еженедельной газеты «Der Angriff» - «Атака». На улицах Берлина были расклеены один за другим три рекламных плаката. Сначала шли два тизера - первый вопрошал: «В атаку с нами?»; второй объявлял: «Мы атакуем 4 июля!». Затем шёл плейзер с разъяснением: «Атака» - это новая германская еженедельная газета, выходящая под девизом «За угнетённых! Долой эксплуататоров!», а редактор её - доктор Йозеф Геббельс. Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на неё!» Новая газета адресовала свои нападки по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии (Веймарской республики), а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. В итоге газета имела оглушительный успех, став, впоследствии, главным рупором партии.

Применялись ambient media. Гитлер широко использовал нестандартные рекламоносители для пропаганды нацистской идеологии. Наибольшее распространение это явление получило в среде СС (охранных отрядах). Как сугубо эсэсовская, так и общая государственная символика прослеживалась в деталях одежды (причём, и форменной и цивильной), снаряжении, декоративных элементах, личных вещах (портсигарах, бумажниках, фляжках) и т.д. Среди самых ярких примеров подобных проявлений следует отметить кольца и перстни с соответствующей символикой, выпускавшиеся в Третьем Рейхе, как на заказ, так централизованно. Члены СС вообще были живой рекламой для НСДАП. Их формированиям присваивали говорящие названия, такие как: LAH (Liebstandarte Adolf Hitler), Deutschland, Das Reich, Der Führer.

Все эти действия благотворно повлияли на политический имидж и популярность Адольфа Гитлера, и в 1933 году возглавляемая им Национал-социалистическая немецкая рабочая партия пришла к власти в Германии. Возникла новая задача - тотальное информационное воздействие на психику людей. Именно Гитлер, после прихода к власти в Германии, впервые предпринял попытку глобального информационного воздействия на население других стран. Информационное влияние осуществлялось следующими способами:

1. Распространением информации через информационные агентства, радио, путём доставки за границу немецких газет и журналов, листовок через агентурную сеть;

2. Через немецких корреспондентов за границей, а также через иностранные газеты, находящиеся под немецким влиянием;

3. Путём проведения выставок и ярмарок в Германии, участия в ярмарках и выставках за рубежом;

4. Осуществлением культурного обмена с дружественными странами во всевозможных областях (наука, искусство, спорт, воспитание молодежи и т.д.).

Информационные воздействия на войска и население Австрии в 1938 году, содействовали успеху военной операции по присоединению её к Германии. После этого были созданы (в августе 1938 года) специальные воинские формирования пропаганды. Именно они сыграли решающую роль в успешном проведении стратегической дезинформационной кампании под кодовым названием «Ледокол», по обеспечению внезапного нападения на СССР.

В дальнейшем для обеспечения более благоприятных условий для ведения радиопропаганды в Австрию была направлена большая партия дешёвых радиоприёмников.

В самом Вермахте при штабе Верховного главнокомандования в апреле 1939 года был сформирован отдел пропаганды. Ему подчинили специальные воинские подразделения - роты пропаганды. Согласно инструкции № 51/39, они предназначались для решения следующих задач: ведения пропаганды среди немецкого населения и военнослужащих («пропаганда на родину»), ведения пропаганды в прифронтовой полосе («фронтовая пропаганда») и ведения пропаганды среди войск противника («пропаганда на врага»). Кроме того задачи по подготовке и распространению листовок, а также обратного отпуска военнопленных выполняли группы по разложению противника из состава команд и армейских групп «Абвера». По степени важности пропаганда на противника приравнивалась к вооруженной форме борьбы.

К началу второй мировой войны Вермахт располагал 14 ротами пропаганды, которыми руководил отдел пропаганды во главе с Хассо фон Веделем.

В конце 1940 года руководителям основных информационно-пропагандистских центров рейха - министерства пропаганды, иностранных дел, Главного управления имперской безопасности (РСХА), а также Восточного отдела внешнеполитического управления имперского руководства нацистской партии (НСДАП) - лично Гитлером была поставлена задача по подготовке к ведению войны против СССР.

Немецкие ведомства, начали активную работу по сбору информации в интересах проведения информационно-психологического обеспечения нападения на СССР: обрабатывались материалы красноармейских газет приграничных военных округов и другая периодическая печать, вплоть до многотиражек крупных заводов и ведомственных журналов, выходящих небольшими тиражами. К работе привлекались так называемые «специалисты по России», в том числе и из состава эмигрантских организаций, изъявивших желание сотрудничать с немцами. Они готовили аналитические материалы, определяли слабые стороны советских военнослужащих, вскрывали проблемы советского общества, разрабатывали рекомендации по информационно-психологическому воздействию на личный состав Красной Армии и население с учётом национально-психологических особенностей, традиций и культуры.

21 февраля 1941 года с планом нападения на Советский Союз был ознакомлен начальник отдела пропаганды Вермахта полковник Ведель.

Армейская разведка «Абвер» начала засылку в СССР агентов, подготовленных для ведения информационного противоборства. Они должны были проводить акции информационно-психологического характера, в частности, сеять слухи, распространять компрометирующие материалы на руководство страны, командный состав РККА и т.п.

Так, одна из школ «Абвера» первую партию таких агентов-пропагандистов направила в феврале 1941 года, вторую - в мае 1941 года. Они осели в приграничных военных округах, имея задачу до начала военных действий «подготовить почву» для предстоящих акций. Агенты вербовали недовольных советской властью, распространяли через них листовки, компрометирующие материалы, слухи, способствующие разжиганию национальной вражды и т. д. О тщательности и скрупулезности подготовки содержательной стороны пропаганды, расстановки акцентов наглядно свидетельствует запись Геббельса в дневнике от 5 июня 1941 года: «Директивы о пропаганде против России: никакого антисоциализма; никакого возвращения царизма; не говорить открыто о расчленении русского государства, так как мы озлобим армию, которая состоит в основном из русских; против Сталина и стоящих за ним евреев; земля - крестьянам, но колхозы пока сохраняются, чтобы спасти урожай; острые обвинения в адрес большевизма».

Отдел пропаганды штаба Главнокомандования Вермахта подготовил директиву о применении пропаганды в операции «Барбаросса». Она стала основополагающим документом по организации и ведению психологической войны против СССР. В директиве определялись цели пропаганды, её формы и методы, она была направлена в войска 6 июня 1941 года.

Основными целями информационно-психологического воздействия являлись:

1. Устрашение противника;

2. Усиление пораженческих настроений;

3. Создание позитивного представления о плене;

4. Подрыв авторитета государственного и военно-политического руководства СССР;

5. Побуждение к добровольной сдаче в плен и к дезертирству;

6. Подрыв авторитета командиров и начальников, неповиновение им;

7. Усиление недовольства гражданского населения положением в стране;

8. Побуждение населения к лояльному отношению к военнослужащим вермахта;

9. Усиление тревоги за судьбу родных.

Министерство пропаганды отпечатало к 22 июня 1941 года свыше 30 миллионов листовок, красочных пропагандистских брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР и подготовило несколько радиопередач. На Восточном фронте было сосредоточено 17 рот пропаганды. Когда 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут немецкая артиллерия наносила огневой удар по объектам на территории Советского Союза, при помощи агитснарядов было распространено значительное количество листовок с обращением к красноармейцам, командирам Красной Армии. Так началось информационно-психологическое воздействие в ходе боевых действий. В течение первых двух месяцев войны немцами было распространено около 200 миллионов листовок.

Основной формой пропаганды проводимой вермахтом, являлась печатная пропаганда (листовки, газеты, журналы, использовалось и устное вещание).(См. Приложения) Наибольших успехов пропагандистская машина вермахта добилась в 1942 году. После этого командование Вермахта предпринимает дополнительные меры по усилению воздействия на психику военнослужащих Красной Армии, населения Советского Союза (происходит усиление подразделений пропаганды, они становятся самостоятельным родом войск).

На начало 1943 года войска пропаганды Вермахта включали: 21 роту пропаганды сухопутных войск, 7 взводов военных корреспондентов сухопутных войск, взвод военных корреспондентов «Великая Германия», 8 батальонов пропаганды на оккупированной территории, состоящих из добровольцев-пропагандистов.

На министерском инструктаже 6 января 1943 г., после разгрома 6-й армии под Сталинградом, Геббельс заявил: «...пропаганда с самого начала войны приняла следующее ошибочное развитие: 1-й год войны: Мы победили. 2-й год войны: Мы победим. 3-й год войны: Мы должны победить. 4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными. Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить».

Поэтому, вплоть до последних минут существования рейха пропаганда, увлекала зомбированные массы навстречу гибели. В последней оставшейся у него газете - боевом листке «Панцербер», выпускаемом для защитников Большого Берлина, министр продолжал утверждать, что столица будет вызволена, большевиков отбросят и положение Германии изменится в лучшую сторону. 27 апреля Геббельс издал распоряжение о том, чтобы осажденный город был буквально забросан листовками. Берлинцы могли убедиться, что листовки эти предназначены для солдат армии Венка, а не для них. На самом же деле они были адресованы местным жителям - для поднятия их боевого духа. Геббельсу было отлично известно, что армии генерала Венка более не существует.

29 апреля 1945 года в фюрербункере состоялась последняя PR-акция Гитлера - его бракосочетание с Евой Браун. На следующий день фюрер застрелился. Следом за ним покончила с собой его супруга Ева Гитлер.

Даже последние минуты своей жизни Гитлер превратил в циничную апологию своих деяний, обеление своей так называемой «идеологической работы», заключавшейся в культивировании зверских инстинктов, во внедрении в сознание немецкого народа нелепой идеи расового превосходства и практических задач уничтожения и порабощения людей «неполноценных рас», представлявших якобы лишь удобрение для произрастания «расы господ». Примером тому могут послужить его «Последняя воля» и «Политическое завещание».

Последняя воля Адольфа Гитлера:

«Так как в годы моей борьбы я считал, что не могу принять на себя ответственность, связанную с супружеством, то теперь, прежде чем закончится мое земное существование, я решил взять в жены женщину, которая после многих лет преданной дружбы добровольно приехала в этот город, уже практически окруженный, чтобы разделить со мной свою судьбу. По собственной воле она умрет вместе со мной, как моя жена. Это вознаградит нас за все, чего мы оба были лишены из-за моей работы на благо моего народа.

Все, чем я обладаю - если это имеет хоть какую-то ценность - принадлежит партии. Если же она прекратит существование, - то государству. Если и государство будет уничтожено - ни в каком дальнейшем решении с моей стороны нет надобности.

Моя коллекция картин, которые я приобретал в течение многих лет, не может быть предназначена для частных собраний, а лишь для пополнения галереи моего родного города Линца-на-Дунае.

Мое самое искреннее желание, чтобы это наследство могло быть должным образом использовано.

Я назначаю моим душеприказчиком своего самого верного соратника по партии, Мартина Бормана.

Он наделяется полностью законными полномочиями для исполнения всех решений. Ему дозволяется использовать все, что представляет хоть какую-то ценность или является необходимым для поддержания скромной простой жизни моих братьев и сестер и прежде всего матери моей жены и моих преданных сотрудников, которые хорошо известны ему, как, например, мой давний секретарь фрау Винтер и т. д., которые многие годы поддерживали меня своей работой.

Моя жена и я, чтобы избежать позора краха или капитуляции, выбираем смерть. Мы хотим, чтобы наши останки были тотчас же сожжены на том месте, где я выполнял большинство своих каждодневных дел на протяжении 12 лет моего служения народу».

Политическое завещание фюрера:

«I часть

Более тридцати лет прошло с тех пор, как я в 1914 году внес свой скромный вклад, став добровольцем во время Первой мировой войны, навязанной рейху. В течение этих трех десятилетий я действовал исключительно исходя из любви и верности моему народу во всех своих помыслах, поступках и жизни. Это давало мне силу принимать наиболее трудные решения, перед которыми когда-либо оказывался простой смертный. В течение этих трех десятилетий я тратил свое время, рабочую энергию и здоровье.

Неправда, что я или кто-либо другой в Германии хотел войны в 1939 году. Ее жаждали и спровоцировали именно те государственные деятели других стран, которые либо сами были еврейского происхождения, либо действовали в интересах евреев. Я внес слишком много предложений по ограничению вооружений и контролю над ними, чего никогда не смогут сбросить со счетов будущие поколения, когда будет решаться вопрос, лежит ли ответственность за развязывание этой войны на мне. Более того, я никогда не стремился к тому, чтобы после первой фатальной мировой войны, разразилась бы вторая против Англии или тем более Америки. Пройдут столетия, и из руин наших городов и монументов вырастет ненависть против тех, кто в итоге несет ответственность, кого мы должны благодарить за все - международное еврейство и его приспешники.

За три дня до начала германо-польской войны я вновь предложил британскому послу в Берлине решение германо-польской проблемы - подобное тому, которое было в случае с Саарской областью - международный контроль. Этого предложения также нельзя отрицать. Оно было отвергнуто лишь потому, что в руководящих кругах английской политики хотели войны, отчасти исходя из деловых соображений, а отчасти под влиянием пропаганды, организованной международным еврейством.

Для меня также было совершенно очевидным, что если народы Европы станут разменной монетой, то именно евреи, как истинные преступники в этой кровавой борьбе, будет нести за это ответственность. У меня не оставалось ни капли сомнения в том, что за это время не только миллионы детей европейских арийских народов умрут от голода, не только миллионы взрослых людей найдут смерть, не только сотни тысяч женщин и детей сгорят и погибнут под бомбежками в городах, и истинный преступник не искупит своей вины, даже с помощью самых гуманных средств.

После шести лет войны, которая несмотря на все неудачи, однажды канет в историю, как большинство славных и доблестных проявлений жизненных устремлений нации, я не могу покинуть город, который является столицей рейха. Поскольку сил осталось слишком мало, чтобы оказать дальнейшее сопротивление вражескому наступлению в этом месте, и наше сопротивление постепенно ослабевает, поскольку солдаты, введенные в заблуждение, испытывают недостаток инициативы, я бы хотел, оставаясь в этом городе, разделить свою судьбу с теми миллионами других людей, кто добровольно решил поступить таким же образом. Кроме того, я не желаю попадать в руки врага, который жаждет нового спектакля, организованного евреями ради удовлетворения истеричных масс.

Поэтому я решил остаться в Берлине и добровольно избрать смерть в тот момент, когда я пойму, что пост фюрера и канцлера нельзя будет далее сохранить. Я умираю со счастливым сердцем, сознавая безмерные дела и подвиги наших солдат на фронте, наших женщин в тылу, подвиги наших крестьян и рабочих, и небывалый в истории вклад нашей молодежи, носящей мое имя.

Этим я из глубины моего сердца выражаю благодарность всем вам, как единственное свое желание, чтобы вы, несмотря ни на что не захотели отказаться от борьбы, но и дальше продолжали ее против врагов отечества, неважно где, верные убеждению великого Клаузевица. От жертвы наших солдат и от моего собственного единства с ними до самой смерти, в любом случае взойдут в истории Германии семена лучезарного возрождения национал-социалистического движения и затем осуществление истинного единства нации. Многие из наиболее храбрых мужчин и женщин решили соединить свои жизни с моей до самого конца. Я просил и в конце концов приказывал им не делать этого, а принять участие в дальнейшей битве нации. Я прошу командиров армии, флота и военно-воздушных сил укрепить всеми возможными способами дух сопротивления наших солдат в национал-социалистическом сознании, особо упоминая тот факт, что и я лично, как основатель и творец этого движения, предпочел смерть трусливому отречению или даже капитуляции.

Возможно, в будущем, это станет частью кодекса чести германского офицера - как это уже случилось на нашем флоте - что сдача района или города является невозможной и что прежде всего командиры должны идти впереди как блестящий пример, честно выполнив свой долг до самой смерти.

II часть

Перед смертью я исключаю из партии бывшего рейхсмаршала Германа Геринга и лишаю его всех прав, которыми он пользовался на основании указа от 29 июня 1941 года, а также благодаря моему заявлению в рейхстаге 1 сентября 1939 года. Я назначаю вместо него гросс-адмирала Дёница президентом рейха и верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Перед смертью я исключаю из партии и снимаю со всех государственных постов бывшего рейхсфюрера СС и министра внутренних дел Генриха Гиммлера. Вместо него я назначаю рейхсфюрером СС и руководителем германской полиции гауляйтера Карла Ханке, а рейхсминистром внутренних дел гауляйтера Пауля Гислера. Геринг и Гиммлер, совершенно независимо от их предательства по отношению ко мне лично, нанесли неизмеримый ущерб стране и всей нации, ведя тайные переговоры с врагом, которые они проводили без моего ведома и против моих желаний, и незаконно пытались присвоить себе власть в государстве...

Хотя многие люди, такие как Мартин Борман, доктор Геббельс, вместе с их женами, присоединились ко мне по собственной воле и не пожелали оставлять столицу рейха ни при каких обстоятельствах, а пожелали погибнуть здесь вместе со мной, я должен тем не менее просить их подчиниться моему требованию и в этом случае поставить интересы нации выше их собственных чувств. Благодаря их работе и товарищеской верности они будут еще ближе мне после смерти, я надеюсь, что мой дух останется в них навсегда. Пусть они всегда будут стойкими, но никогда несправедливыми, и прежде всего пусть они никогда не позволят страху окутать их действия, и пусть честь нации станет превыше всего в мире. И в конце, пусть они осознают тот факт, что наша задача, состоящая в продолжении строительства национал-социалистического государства, означает работу грядущих веков, что требует от каждого простого человека всегда служить общим интересам и подчинять этому собственную выгоду до полного выполнения этой задачи. Я требую от всех немцев, всех национал-социалистов, мужчин, женщин и всех солдат вооруженных сил, чтобы они были верны и послушны до самой смерти новому правительству и своему президенту.

Прежде всего я поручаю руководителям нации и тем, кто им подчиняется, тщательно соблюдать законы расы и безжалостно противостоять всемирному отравителю всех народов - международному еврейству.»

Заключение.

Изучение и анализ средств пропаганды нацистской Германии показали, что она отличалась системным подходом, адресностью и методичностью воздействия. Основными её формами были: радио, плакаты, агитационные печатные материалы (газеты, листовки и т.д.), кино, театрализованные представления, а также особые средства пропаганды (нестандартные носители пропагандистских текстов и изображений, психологическое воздействие).

В эти годы, по своим техническим характеристикам и возможности охватить самую широкую аудиторию, радио стало основным средством пропаганды. Мощным средством воздействия на целевую аудиторию являлись плакаты. Они отличались разнообразием и злободневностью тем и оригинальностью стилей художников, занятых в их создании. Агитационные печатные материалы дополняли воздействие радио и плакатов и носили характер завершающего удара в массированной пропагандистской атаке на целевые группы.

Кино для этого времени было наиболее технически совершенным средством воздействия, открывавшим для своих создателей широкие возможности для творчества и инноваций. Вовлечение в сферу агитационной деятельности таких выдающихся мастеров, как Лени Рифеншталь вызывало своеобразную цепную реакцию воздействия идей на целевую аудиторию. Часть населения, ещё сохранявшая здоровый скепсис по отношению к нацистским идеям после просмотра кинолент, становилась их убеждёнными сторонниками и проводниками.

В поддержку основных средств пропаганды, продуктивно работали особые средства пропаганды отличавшиеся целенаправленностью и разнообразием.

По мнению автора, изучение материалов, относящихся к периоду фашистской Германии не несёт опасности внедрения безусловно античеловеческих идей нацистов, напротив, для людей, которым небезразлично их национальное самоопределение, результаты такого изучения позволят вовремя почувствовать момент превращения патриотизма в фанатичный нацизм.

Список литературы

Литература на русском языке:

1. Александров Г.Ф., Галактионов М.Р. и др. Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая Биография. - М., 1952.

2. Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. Страницы истории. - М., 1976.

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.

4. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. - М., 1987.

5. Музыкант В.Л. Реклама и PR - технологии в бизнесе, коммерции, политике. - М., 2002.

6. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения.

7. Ольшанский Д.В. Психология террора. - Екатеринбург: Деловая книга, М.: Академический Проект, ОППЛ, 2002.

8. Острогорский В. Радио называли «Манихен». - М., 1972.

9. Плакаты Великой Отечественной войны. - М., 1985.

10. Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. - М.: Центр, 2004.

11. Сахаров А.Н., Троицкий С.М. Живые голоса истории. - М.: Мол. гвардия, 1978.

12. Словарь русского языка. - М., 1981 - 1984.

13. Смирнов С. За Родину! За Сталина! - М., 1951.

14. Современный словарь иностранных слов. - М., 2001.

15. Телицын В. Энциклопедия третьего рейха. - М., 2004.

16. Учёнова В.В. История отечественной рекламы. 1917 - 1990. - М., 2004.

Литература на иностранных языках:

17. Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс. Мефистофель усмехается из прошлого. - М., 2000.

18. Геббельс Йозеф Дневники 1945 года. - Смоленск, 1998.

19. Геббельс Йозеф Речи.

20. Гитлер Адольф Моя борьба.

21. Ницше Фридрих Антихристианин. Опыт критики христианства.

22. Хёне Хайнц Чёрный орден СС. История охранных отрядов.

23. Клемперер Виктор LTI. Язык третьего рейха. Записная книжка филолога.

24. Макиавелли Николо Государь.

25. Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы. СПб, 2002.

26. Уиндроу М. Охранные отряды НСДАП. Войска СС. - М., 2004.

Документальная хроника:

27. Leni Riefenstahl Triumph des Willens.

28. Leni Riefenstahl Tag der Freiheit.

29. Leni Riefenstahl Olympia.

30. BBC Hitler’s henchmen: Goebbels. The firebrand.

Художественные фильмы:

31. Татьяна Лиознова Семнадцать мгновений весны.

32. Д. Тамбиева Щит и меч

Internet - источники:

33. www.mina.ru

34. www.plakat.ru

35. www.davno.ru

36. #"1.files/image001.jpg">















Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.