Рефераты. Стратегический менеджмент






Стратегический менеджмент

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 4

2. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 6

3. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОАО «ТЕРЦЕЯ». 9

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТЕРЦИЯ». 9

1.2. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОАО «ТЕРЦИЯ». 9

3.1. СТРАТЕГИЯ ОАО «ТЕРЦИЯ». 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 16

ВВЕДЕНИЕ

Данная  работа посвящена очень важной теме для любого предприятия –  стратегия и тактика  предприятия. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается  задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

 Для того чтобы не потерять заданного направления в повседневной работе, необходимы долгосрочные планы, учитывающие все изменения внешних факторов, и выявляющие все те шансы, которые при помощи имеющихся средств и с достаточной рентабельностью могут быть использованы [6, с. 5-10].

Цель данной работы - рассмотреть содержание и значение стратегии и тактики предприятия. Соответственно задачи, которые необходимо выполнить: определение сущности стратегического менеджмента, стратегии, тактики, описание стратегии и технико-экономических показателей ОАО «Терция».

1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В коммерческих организациях стратегическое планирование обычно связано с конкурентными действиями на рынке. В некоммерческих организациях стратегическое планирование используется, как правило, для проведения различных мероприятий во внешней среде.

Для выполнения этих функций некоторые компании нанимают экспертов по стратегическому планированию, однако основную ответственность за осуществление процесса несут линейные менеджеры. Некоторые фирмы находят способы вовлечения в процесс стратегического планирования простых рабо­чих.

Стратегическое мышление означает анализ долгосрочных перспектив, видение картины бизнеса в целом, включая организацию, конкурентную среду и взаимодей­ствие между ними. Овладение стратегическим мышлением предполагает осознание концепции стратегии, уровней стратегии, принципов ее формулирования и внедрения.

Стратегический менеджмент — это набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей.

Предполагается, что данный процесс облегчит менеджерам поиск ответов на такие стратегические вопросы, как:

- Где сейчас находится организация?

- Какие перемены и тенденции происходят в конкурентной среде?

- Как нам следует действовать, чтобы достичь целей?

Посредством стратегического менеджмента руководство определяет направление движения организации, т. е. ее общую стратегию [2, с. 240-241].

Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

Общая схема процесса стратегического менеджмента представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема процесса стратегического менеджмента

Первая его стадия — оценка руководителями компании ее текущего положения, анализ ее миссии, целей и стратегии. Для того чтобы идентифицировать факторы, воздейству­ющие на положение организации в «мире», проводится анализ внешней и внутренней сред. Возможно, руководство придет к выводу о необходимости корректировки мис­сии или целей компании, стратегий на различных организационных уровнях.

Заверша­ющей стадией стратегического менеджмента является внедрение новой стратегии [2, с. 248-249].

2. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Слово «стратегический» в современном менеджменте используется в двух значениях:

1.                 стратегический значит «имеющий длительную временную перспективу»; в таком значении это слово употребляется в теории планирования, когда планы разделяют на стратегические (или перспективные) и тактические (или текущие), а также в теории принятия решений, где планы делятся на стратегические и оперативно-тактические;

2.                 стратегический значит относящийся к генеральному пути движения к цели или задающий направление (курс, маршрут) движения к цели; в таком значении это слово используется в учении о различных стратегиях организации — одни придерживаются стратегии становления (на первоначальном этапе своего развития), другие — стратегии выживания и т.д.

Стратегия — это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический».

Тактика — это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.

Правильно поставленная цель, обоснованная стратегия и хорошо продуманная тактика помогают организации успешно справиться со многими трудностями и проблемами.

Области выработки стратегии. Как было сказано выше, в самом общем виде – стратегия – это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок.

При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

-какой бизнес прекратить;

-какой бизнес продолжить;

-в какой бизнес перейти.

Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:

-что организация делает и чего не делает;

-что более важно и что менее важно в осуществляемой в организации деятельности.

Важный аспект стратегического менеджмента связан с формулированием и вне­дрением стратегии. Формулирование стратегии включает в себя процессы планиро­вания и принятия решений, в результате которых устанавливаются цели организа­ции и разрабатывается стратегический план. Данный процесс может потребовать анализа факторов внешней среды и внутренних проблем фирмы. Полученные ре­зультаты затем превращаются в цели и стратегию. В этом и состоит отличие форму­лирования стратегии от ее внедрения, т. е. использования управленческих и органи­зационных инструментов и ресурсов для получения стратегических результатов. Процесс внедрения есть претворение стратегического плана в жизнь. Чтобы превра­тить сформулированную на бумаге стратегию в реальность, необходимы оборудование, ресурсы, возможно, измененные организационная структура и система оплаты, наконец, убеждение работников в целесообразности предпринимаемых действий.

Общая стратегия компании включает в себя:

1. РОСТ. Стратегия роста компании может базироваться на внутренних (инвести­ции в расширение производства) или внешних (приобретение новых бизнес-под­разделений) источниках. Внутренний рост осуществляется, как правило, в форме создания новых или изменения существующих товаров, вывода продуктов на новые рынки. Внешний рост обычно происходит в форме диверсификации, когда компания поглощает име­ющие сходные товарные линии или дающие возможность выхода в новые сферы бизнеса фирмы. Стратегии международного роста нередко предполагают создание совместных предприятий.

2. СТАБИЛИЗАЦИЯ. Стратегия стабилизации (или стратегия паузы) предпола­гает ограничение организацией масштабов производства, ставку на медленное, же­стко контролируемое развитие, простое продолжение бизнеса. К стратегии стабилизации организация переходит, как правило, после того, как преодолевает период бурного роста. Она предполагает концентрацию внимания менеджмента на интеграции стратегических бизнес-единиц (СБЕ) и обеспечении эффективной де­ятельности организации в целом.

3. ЭКОНОМИЯ. Стратегия экономии означает, что организация переживает период спада и либо сокращает число своих подразделений, либо продает или ликвидирует целые направления бизнеса, проводится всеобщее сокращение штатов и расходов. Под ликвидацией понимается продажа предприятия за цену, равную остаточной стоимости его активов, т.е. прекращение существования. Продажа биз­неса, который перестал играть для компании центральную роль, носит другое назва­ние — отказ от владения. Саму стратегию экономии также называют уменьшением в размерах.

Деловая стратегия представляет собой стратегию по достижению доверия со стороны покупателей, партнёров, общественности.

В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что  покупатели выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высока. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга [2, с. 238-268].

3. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОАО «ТЕРЦЕЯ»

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТЕРЦИЯ»

ОАО «Терцея» является открытым акционерным обществом. Обще­ство является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Зарегистрировано 15.01.1996 г.

Юридический адрес: г. Москва, Мира, 43.

Компания арендует 200 кв.м.

Форма собственности - частная, ус­тавный капитал -  280 000 рублей.  В настоящее время 46 физических лиц и свыше 20 юридических лиц  являются акционерами компаниями.

Численность работников 30 человек.

Генеральный директор ОАО «Терцея» - Филипий Надежда Ивановна, 1959 года рождения, образование - высшее, в 1984 году закончила заоч­но Всесоюзный заочный экономико-финансовый институт по специальности экономист.

Деятельность ОАО «Терцея»: продажа сложной бытовой техники, оказание дополнительных услуг покупателям, связанных с ее эксплуатацией.

1.2. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОАО «ТЕРЦИЯ»

Следуя постулатам экономической статистики, которая утверждает что в целом, результативность деятельности любого предприятия может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Так, с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику  различных  показателей  прибыли  (балансовой,  чистой, нераспределенной) за ряд лет. Вторая группа показателей практически не подвержена влиянию инфляции, поскольку представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т.д.). Экономический смысл значений указанных показателей состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных),  вложенных в  предприятие. 

В таблице 1.1. представлен уплотненный баланс ОАО "Терцея" на 1.01.2005 года.

Таблица 1.1.

Структура балансов  ОАО «Терцея» 2003 – 2005 гг.

Показатели (млн. руб.)

на 1.01.2003

на 1.01.2004

на 01.01.2005

Актив:

Абсолютное

%

Абсолютное

%

Абсолютное

%

1. Внеоборотные активы:

182629

26,08%

273724

28,92%

278879

24,92%

Основные средства

127423

18,20%

180724

19,09%

164279

14,68%

Нематериальные активы

15086

2,15%

9000

0,95%

6000

0,54%

Долгосрочные фин. Вложения

40120

5,73%

84000

8,87%

108600

9,70%

2. Оборотные активы:

517667

73,92%

672904

71,08%

840336

75,08%

Производственные запасы

488845

69,81%

368786

51,64%

540114

48,26%

Финансовые вложения

45000

6,43%

64000

6,76%

120000

10,72%

Денежные средства

24232

3,46%

33286

3,52%

42670

3,81%

Дебиторская задолженность

32474

4,64%

54294

9,17%

72878

6,51%

Итого

700296

946628

1119215

Пассив

1.Источники собств. средств

182346

26,04%

382349

40,39%

637017

56,92%

2. Кредиторская задолженность

517950

73,96%

564279

59,61%

482198

43,08%

Итого

700296

946628

1119215

За 2004 год валюта баланса предприятия увеличилась 172 587 руб. на 18,23 %, в том числе за счет увеличение Уставного капитала на 200 000 руб. полностью оплаченного акционерами и 69 671 руб. нераспределенная прибыль за 2004 г.

В целом структура совокупных активов предприятия характеризуется  увеличением оборотных на 167432 руб., что составляет 124,88 % от показателей 2003 г., увеличение  внеоборотных активов было на 1,88 % , уменьшение доли основных средств происходило в основном за счет  амортизации  находящегося на балансе оборудования. В составе оборотных активов при общем их росте в валюте баланса обращает на себя внимание рост  финансовых вложений, удельный вес которой в структуре активов увеличился с 6,76% до 12,68%. Это можно увидеть  на таблице 1.2.

Таблица 1.2.

Анализ структуры балансов 2003-2004 г.

Показатели (млн. руб.)

Изменения 2002-2003

Изменения 2002-2004

Изменения 2003-2004

Актив:

Абсолютное

%

Абсолютное

%

Абсолютное

%

1. Внеоборотные активы:

91095

149,88%

96250

152,70%

5155

101,88%

Основные средства

53301

141,83%

36856

128,92%

-16445

90,90%

Нематериальные активы

-6086

59,66%

-9086

39,77%

-3000

66,67%

Долгосрочные фин. Вложения

43880

209,37%

68480

270,69%

24600

129,29%

2. Оборотные активы:

155237

129,99%

322669

162,33%

167432

124,88%

Производственные запасы

0

100,00%

51269

110,49%

51269

110,49%

Финансовые вложения

19000

142,22%

75000

266,67%

56000

187,50%

Денежные средства

9054

137,36%

18438

176,09%

9384

128,19%

Дебиторская задолженность

54299

267,21%

40404

224,42%

-13895

83,99%

Итого

246332

135,18%

418919

159,82%

172587

118,23%

Пассив

1.Источники собств.средств

200003

209,68%

454671

349,35%

254668

166,61%

2. Кредиторская задолженность

46329

108,94%

-35752

93,10%

-82081

85,45%

Итого

246332

135,18%

418919

159,82%

172587

118,23%

Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственных средств. Так, в начале периода удельный вес собственных источников финансирования составлял 40,39%, к концу анализируемого периода этот показатель увеличился до 56,92%, Из краткосрочных пассивов, основное место занимает кредиторская задолженность, которая уменьшилась с 59,61 % до 43,08 % за анализируемый период.

Среднесписочная  численность работающих  за 2004 г. составила 30 человек. Структура  состав работников показана  на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Структура состава работников ОАО «Терция»

Из рисунка видно, что основную массу работающих составляют ИТР (инженерно-технические работники) - 22 человека, 3 человека – водителей, 5- разнорабочих.

Структура заработной платы представлена на рис. 1.2.

Рис.1.2. Структура заработной платы

В структуре реализуемой продукции произошли изменения, они представлены в таблице 1.3.

                                         Таблица 1.3.                                          

Состав реализации продукции. 2002-2004 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Наименование товарных групп

Сумма

уд. вес %

Сумма

уд. вес %

Сумма

уд. вес %

Холодильники

           696 506р.

23,4

      735 201р.

24,7

       747 107р.

25,1

Морозильные камеры

           181 568р.

6,1

      214 310р.

7,2

       202 404р.

6,8

Электрические плиты

           250 028р.

8,4

      303 605р.

10,2

       360 159р.

12,1

Газовые плиты

           375 042р.

12,6

      193 474р.

6,5

       214 310р.

7,2

Пусодо - моечные машины

             80 366р.

2,7

        44 648р.

1,5

         35 718р.

1,2

Микроволновые печи

           541 727р.

18,2

      538 751р.

18,1

       485 173р.

16,3

Стиральные машины

           794 732р.

26,7

      761 990р.

25,6

       738 178р.

24,8

Пылесосы

             56 554р.

1,9

      184 544р.

6,2

       193 474р.

6,5

       2 976 523р.

100%

 4 934 561р.

100%

  5 672 349р.

100%

В структуре  реализованной продукции в 2002 г. и в 2003 г. основное место занимали  стиральные машины соответственно 26,7 % и 25,5 % , в 2004 г. их доля упала, в отличие  от холодильников   отечественного производства [5, с. 256-301].

3.1. СТРАТЕГИЯ ОАО «ТЕРЦИЯ»

Целью деятельности ОАО «Терцея» является завоевание популярно­сти и доверия у покупателей, завоевание доминирующего положения на рынке по продаже сложной бытовой техники, оказание дополнительных услуг покупателям, связанных с ее эксплуатацией, а также расширение торговой сети.

С этой целью открываются филиалы  и расширяется база.

Выжить в сегодняшних условиях сможет только тот, кто будет торго­вать товаром по конкурентным ценам. Для этого ОАО «Терцея»  пытается работать в основном с изготовителем продукции, минуя посредни­ков, оказывает дополнительные услуги покупателям.

ОАО « Терцея » работает в тесном сотрудничестве   с  ООО «Трейдсервис», на основании договора о совместной деятельности, совместно за­купает и реализует товары, что позволяет ускорять оборачиваемость товаров, снижать издержки и покупать товар непосредственно у производителя, тем самым держать конку­рентную цену.

Развитие рынка сопровождается взаимными атаками действующих на нем конкурентов. При этом растут как интенсивность, так и масштабы конкуренции. Это создает серьезные трудности для ОАО «Терция», ориентирующихся на единственную нишу, так как со временем ниши товаров повышенной ценности привлекают внимание крупных компаний, ищущих новые пути развития.

В соответствии с этим стратегические цели предприятия:

- завоевание популярности и доверия у покупателей,

- утверждение на рынке по продаже мебели и хозяйственных то­варов;

- оказание дополнительных услуг покупателям;

- расширение торговой сети,

- организация оптовой торговли.

Имеющиеся рынки сбыта товаров ОАО "Терцея" - четыре магазина в г. Москве. ОАО "Терцея" планирует заняться оптовой торговлей мебелью и хозяйственными товарами.

Для привлечения внимания покупателей ОАО 'Терцея" очень широ­ко использует рекламу.  Особое значение придается следующим аспектам:

1. Внутрифирменная реклама в ее задачи входит создание у своих сотрудников веры в свое предприятие, и чувства тесной взаимосвязи с его положением. Элементами рекламы являются такие факторы  как  внешний облик предприятия и его сотрудников, голос секретаря по телефону, название товара, качество обслуживания клиентов.

2. Реклама в целях расширения сбыта. Является  основной сферой рекламы, и непосредственно связана со всеми  взаимозависимыми факторами менеджмента, влияющими на  объемы продаж.

Эффективность, конкретность и  доступность рекламы  и информации достигается правильно избранной стратегией и тактикой  рекламной деятельности фирмы, раскрывающей ее  возможности.

В качестве наиболее эффективных каналов распростра­нения рекламы рассматриваются следующие:

- пресса - доступная всем слоям населения;

- аудио-визуальные средства;

- рекламные щиты, плакаты, световая реклама.

Выжить в сегодняшних условиях сможет только тот, кто будет торго­вать товаром по конкурентным ценам. Для этого ОАО "Терцея" принимает все меры, работает, в основном, с изготовителем продукции, минуя посредни­ков, оказывает дополнительные услуги покупателям.

ОАО "Терцея" работает в тесном сотрудничестве с ООО "Интерьер", на основании договора о совместной деятельности, совместно закупает и реа­лизует товары, что позволяет ускорять оборачиваемость товаров и покупать товар непосредственно у производителя, тем самым держать конкурентную цену.

С целью стимулирования сбыта товаров ОАО "Терцея" оказывает покупателям дополнительные услуги:

•  бесплатная доставка товаров;

• бесплатный гарантийный ремонт электробытовых товаров, куп­ленных в магазине;

• продажа товаров в кредит. Предусмотрена система скидок к праздникам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стратегия  - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период. Стратегия формируется в целях осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.

Стратегия предприятия разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, изучения товаров, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства.

Выбор стратегии связан с решением по поводу одного из следующих трех моментов функционирования фирмы:

1) прекращение определенного бизнеса;

2) продолжение определенного бизнеса;

3) переход в определенный бизнес.

При этом фирма вырабатывает стратегию в следующих основных областях:

1) лидерство в минимизации   издержек  производства;  

2)   специализация   в производстве продукции;

3) фиксация определенного сегмента рынка.

Тактика - формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии  и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов: например, изменение индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интересов покупателей к товару и другое.

Стратегические   изменения   обязательно   сталкиваются   с организационными изменениями. Задача руководства - постараться провести изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие в связи с сопротивлением конфликты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.     Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. - М.: Высшая школа, 2000.

2.     Дафт Р.Л. Менеджмент.- СПб: Питер, 2004.- 832 с.: ил.

3.     Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002.

4.     Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.

5.     Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 639 с.

6.     Шеметов П.В. Менеджмент: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 176 с.





2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.