Рефераты. Заведомо ложное сообщение о терроризме






Заведомо ложное сообщение о терроризме

Министерство  Образования  Азербайджанской  Республики

Бакинский  Государственный  Университет

 

Юридический  факультет

 

 

Курсовая работа

По дисциплине:  Уголовное право

«Особенная часть»

Тема: Заведомо ложное сообщение о терроризме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

III курса гр.1273

Ягубова Нигяр Гурбан кызы

Заведующий кафедрой:

Самандаров Ф.Ю.

Научный руководитель:

Самедова Ш.Т.

 

Баку – 2008 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 


        Введение

ГЛАВА I. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАВЕДОМО ЛОЖНОГО СООБЩЕНИЯ О ТЕРРОРИЗМЕ (ст. 216 УК АР).

1.1.         Объект

1.2.         Объективная сторона

1.3.         Субъект

1.4.         Субъективная сторона

ГЛАВА II. ОТГРАНИЧЕНИЕ ЗАВЕДОМО ЛОЖНОГО СООБЩЕНИЯ О ТЕРРОРИЗМЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

        Заключение

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе преступлений против общественной безопасности терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение о терроризме являются наиболее тяжкими. Не случайно эти виды преступлений вызывают повышенное внимание в теории уголовного права в последние годы. Особое ооды.но эти виды преступления вызывают повышенное внимание в теории уголовного права в последниее сооющение о терр место в числе преступлений террористического характера занимает деяние, предусмотренное ст. 216 УК АР «Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий». Это сообщение является акцией психологического террора, поскольку субъект преступления преследует достижение нужной ему цели через устрашение общества, граждан или должностных лиц. Кроме того, в результате таких деяний причиняется серьезный материальный ущерб, так как по ложному вызову выезжают соответствующие службы органов внутренних дел, противопожарной службы, скорой помощи; срываются графики, производственный или учебный процесс, срываются графики вылетов самолетов и отправления поездов, страдает общественная безопасность, как правило, при этом эвакуируются граждане, служащие, рабочие или учащиеся[1]. С другой стороны, игнорирование такого рода информации о терроризме может привести к еще более тяжелым последствиям, хотя статистические данные свидетельствуют о том, что взрывные устройства обнаруживают гораздо реже, чем поступают сообщения. В то же время наблюдается рост действительно совершенных актов терроризма. В связи с этим вызов или выезд «тревожных» групп при поступлении сообщения, а также эвакуация граждан должны проводиться обязательно. На проверку подобных сигналов затрачивается много времени и усилий, правоохранительные органы всегда действуют из предпосылки существования реальной опасности, зачастую граждане испытывают чувство страха, беззащитности, дискомфорта, недовольства в создавшейся ситуации. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что значительное число преступлений такого рода совершается как малолетними (до 14 лет), так и более старшими подростками.

Заведомо ложное сообщение о терроризме наносит существенный ущерб интересам государства и всего общества, приводит к нарушению нормальной деятельности органов внутренних дел и службы безопасности, нарушению нормальной работы организаций, предприятий и учреждений (80% сообщений содержат информацию о наличии взрывных устройств в учебных заведениях и 15% на предприятиях), срыву массовых мероприятий, порождает у граждан чувство опасения за свою безопасность, причиняет существенный материальный ущерб.

Кроме того, наблюдается отсутствие единого мнения в вопросе квалификации данного деяния, ограничения его от смежных составов преступлений. Представляется, что правовая урегулированность обеспечения общественной безопасности и общественного порядка находится на стадии своего начального развития и требует новых подходов теоретического осмысления, разработки концептуальных идей, соответствующих реалиям современной криминальной ситуации, сложившейся в обществе. Научная разработка положений ст. 216 УК АР даст возможность подготовки практически рекомендаций правоохранительным и правоприменительным органам, будет способность утверждению принципа неизбежности наказания за совершенное преступление.

Ответственность за данное преступление была впервые предусмотрена в УК АР 1999 г., т.е. эта статья является новеллой УК 1999 г. Такая новелла явилась закономерной реакцией государства на сравнительно новое общественно-опасное явление, в целях обеспечения нормального функционирования различных предприятий, учреждений, организаций, транспорта, а также реализации гражданами своих законных прав и интересов и поддержания общественной безопасности в целом. Изначально наказание за заведомо ложное сообщение о терроризме предусматривалось в виде лишения свободы на срок до семи лет. В 2002 г. эта санкция была изменена в сторону ужесточения. В результате изменений минимальный предел лишения свободы был установлен на срок от пяти лет, а максимальный предел – до восьми лет. Такое ужесточение наказания было произведено в связи с учащением случаев ложных сообщений о готовящихся террористических действиях, а также с целью борьбы со лжетеррористами.

На монографическом уровне данные вопросы специально не изучались и рассматривались лишь в контексте освещения более общих проблем терроризма (А.А.Беляков, В.Г.Гриб, А.И.Долгова, СВ.Дьяков, Д.З.Зиядова, В.П.Емельянов, О.Н.Коршунова, С.Ф.Милюков, Г.В.Овчинникова, В.Е.Петрищев, Ю.А.Платонов).

Актуальность  избранной мною  темы  курсовой  работы  вызвана  тем, что в  последние  годы в Азербайджане  всё  чаще  встречаются  случаи  ложных  сообщений  о  готовящихся  взрывах, заложенных  устройствах  в  местах  большой  проходимости  людей,  государственных  учреждениях.

ГЛАВА I. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАВЕДОМО ЛОЖНОГО СООБЩЕНИЯ О ТЕРРОРИЗМЕ


Сегодня назначение азербайджанского уголовного судопроизводства состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите  личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Одну из важных ролей в реализации вышеуказанных задач играет правильная квалификация преступлений. При этом перед органами расследования стоит задача правильно квалифицировать совершенное преступление, установить и юридически грамотно закрепить точное соответствие фактических признаков совершенного деяния признакам состава преступления, закрепленного в уголовном законе.

Вопрос о квалификации преступлений, который выступает одной из форм применения уголовно-правовых норм и осуществляется органами дознания, предварительного следствия, прокуратурой и судом, имеет первостепенную важность и значимость не только для правоохранительной системы, но и для государства и общества в целом. От правильной квалификации содеянного зависит, в конечном счете, не только объем обвинения, но и справедливость, соразмерность уголовного наказания.

Для правильной квалификации любого преступления необходимо полно и точно определить имеющие уголовно-правовое значение признаки совершенного деяния и четко знать содержание самой уголовно-правовой нормы, с которыми их надлежит сравнивать и сопоставлять. Что же это за признаки?

Статья 3 УК АР устанавливает, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом, т.е. речь идет о совокупности объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как  конкретное преступление.

Согласно приведенному положению закона для привлечения лица к уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о терроризме необходимо, чтобы в его деянии содержались все признаки состава преступления, предусмотренного ст. 216 УК АР. В приведенной статье содержится лишь один самостоятельный состав преступления.

В процессе изучения состава рассматриваемого преступления необходимо руководствоваться разработанным в теории уголовного права понятием состава преступления как совокупности обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законом, характеризующих общественно опасное деяние как определенный вид преступления.

Система признаков состава преступления необходима и достаточна для признания лица виновным в совершении соответствующего преступления. Они (признаки) необходимы в том смысле, что без наличия всех признаков состава в их совокупности лицо не может быть обвинено в преступлении, а, следовательно, и привлечено к уголовной ответственности. Они достаточны, потому что нет необходимости устанавливать какие-либо дополнительные данные, чтобы иметь основания предъявить соответствующему лицу обвинение в совершении преступления.

В основе каждого состава преступления лежат четыре основных элемента, характеризующих объект, субъект, объективную и субъективную стороны общественно опасного деяния. Более подборное освещение указанных элементов применительно к составу заведомо ложного сообщения о терроризме даст возможность полнее представить себе характер и степень общественной опасности рассматриваемого преступления, а также установить отличие данного преступления от иных смежных составов преступлений. В связи с этим перейдем к их подробному исследованию.


1.1. Объект

Объектом заведомо ложного сообщения о терроризме является общественная безопасность.

В юридической литературе имеются различные толкования понятий «безопасности» и «общественной безопасности». Так, В.С.Комиссаров определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от негативных последствий явлений социального, природного или технического характера, а также поддержание уровня этой защищенности. Г.В.Овчинникова под общественной безопасностью, как объектом преступлений, понимает систему «общественных отношений по поводу создания и поддержания безопасных условий жизнедеятельности общества, функционирования и развития его институтов». По мнению В.С.Егорова, общественная безопасность в узком смысле слова это «совокупность общественных отношений, обеспечивающих охрану и защиту основных наиболее важных общественных интересов -  неприкосновенности личности, общественного спокойствия, нормальный режим функционирования государственных органов».

Общим для множества определений понятия «общественной безопасности» является то, что сущностной ее составляющей выделяется система общественных отношений по поводу создания и поддержания состояния защищенности жизнедеятельности общества и его интересов[2]. Причем, как справедливо отмечает Г.В.Овчинникова, особенность этого объекта заключается в том, что «безопасные условия существования общества слагаются из безопасности, неприкосновенности каждого члена общества, его имущества, нормальной безопасной деятельности государственных и общественных институтов».

Несмотря на то, что сообщение о терроризме ложное и за ним не стоит реальная опасность наступления ущерба общественной безопасности, характерная для истинного терроризма, тем не менее, такому объекту как общественная безопасность причиняется ущерб: возникновение паники, страха, дезорганизации в работе транспорта, учреждений – все это создает тот же психологический дискомфорт, ощущение незащищенности, которые являются составными общественной безопасности при самом терроризме. Кроме того, причиняется и материальный ущерб в связи с необходимостью проверки факта опасности (проверка заминированности объекта, эвакуация людей и прочее)[3].

Таким образом, общественную безопасность можно определить как систему общественных отношений по поводу создания и поддержания состояния защищенности нормальной жизнедеятельности личности, общества и его институтов.


1.2. Объективная сторона

Объективная сторона характеризуется действием – заведомо ложным сообщением о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественного опасных последствий.

В законе не указано, кому должно быть адресовано сообщение.

Ложное сообщение – это сообщение, не соответствующее действительности.

Отсюда следует, что в качестве адресата ложного сообщения могут выступать учреждения и должностные лица, обязанные определенным образом реагировать на такое сообщение (например, правоохранительные или иные органы власти, а также должностные лица этих органов).

Адресатом могут выступать и отдельные граждане (например, жильцы дома, в фундамент которого будто бы заложены мины; пассажиры самолета).

В русском языке под сообщением понимается: 1) уведомление кого-нибудь о чем-нибудь, доведение до чьего-либо сведения; 2) то, что сообщается.

С моей точки зрения, в уголовно-правовом толковании под сообщением следует понимать доведение сведений (информирование), т.е. сам процесс, деятельность, поскольку уголовно-наказуемым является само деяние (деятельность лица).

Причем преступление может быть совершено только в активной форме – в форме действия. Это обусловлено тем, что сама природа сообщения предполагает совершение лицом активных действий, направленных на то, чтобы информация, содержащаяся в сознании субъекта, стала известна иным лицам.

Действие как элемент объективной стороны преступления состоит в выполнении операций по доведению заведомо ложного сообщения о готовящемся  терроризме до адресата. Форма сообщения и способ его передачи могут быть различными, в уголовном законе они не определены и на квалификацию содеянного они не влияют, но зависят они от формы выражения содержания сообщения – информации[4]. Сообщение может быть сделано в устной или письменной форме, непосредственно (лицом к лицу с адресатом) или опосредовано (с использованием различных средств связи, третьих лиц).

Минимальный объем сообщения должен соответствовать признакам, указанным в диспозиции данной статьи. Фактически же, как показывает практика, он может быть и шире, с указанием конкретного «террориста», организации, мотивов и целей, которые они при этом преследуют, и т.д[5].

Преступление образует заведомо ложное  сообщение о действиях какого-либо лица (лиц) по подготовке взрыва, пожара или иных общеопасных действиях. Ложное сообщение лишь о намерении совершить указанные действия состава данного преступления не образует.

Сообщение должно содержать сведения о терроризме. Поэтому сообщение о том, что в машине установлено взрывное устройство для убийства владельца, с целью завладения его недвижимостью, или предупреждение о том, что дачу сожгут, так как ее хозяин не возвратил долг, не могут считаться сообщением о терроризме, поскольку предполагаемые действия терроризмом не являются. Необходимый признак, характеризующий объективную сторону преступления – ложность сообщения. Этот признак является объективно-субъективным, поскольку, во-первых, сообщение не соответствует действительности, во-вторых, информатор заведомо знает об этом (скорее, не просто знает, а само сообщение, как правило, является плодом его вымысла)[6].

В сообщении о терроризме значимой является информация о времени, месте происшествия, его обстоятельствах и последствиях, предполагаемой или уже известной причине.

Объектами угроз в поступающих сообщениях о терроризме обычно становятся: учебные заведения – 57,4% (в т.ч. школы, лицеи и гимназии – 46,0; средние профессиональные учебные заведения – 9,6%; вузы – 1,8%); далее следуют жилые дома и общежития – 11,5%; места отдыха и развлечений (театры, дома культуры, дискотеки, казино и т.п.) – 7,1%; предприятия торговли – 5,4%; вокзалы, станции метро – 4,4%; промышленные предприятия – 4,4%; административные учреждения органов власти и управления (милиция, городская администрация и т.п.) – 3,5% транспорт (автомобили, самолеты, подвижной состав железных дорог) 1,9%; прочие объекты – 4,4%[7].

Так, из всех сообщений, поступающих в дневное время, объектами угроз чаще всего называются учебные заведения, здания органов власти, жилые дома, предприятия промышленности и торговли. В вечернее время объектами угроз, как правило, являются жилые дома, места отдыха и развлечений, вокзалы, учебные заведения, в ночное время, в большинстве случаев, - жилые дома.

При угрозе терроризма способ совершения преступления представляет собой систему взаимосвязанных действий преступника по доведению информации о готовящемся террористическом акте. Способы сообщения могут быть открытыми (когда преступник открыто распространяет сообщение или обращается с заявлением в правоохранительные органы) и анонимными.

Заведомо ложные сообщения о терроризме могут совершаться с предварительной подготовкой или без таковой. В том случае, если преступление не является результатом спонтанного действия, преступник осуществляет разработку преступного плана, который может включать: выбор объекта, и формирование представления о нем; подготовку текста сообщения, времени и способа сообщения угрозы; выбор субъекта, которому будет адресовано сообщение; выбор места совершения преступления; подбор соучастников преступления; изыскание способов сокрытия преступления; подготовку к совершению преступления непосредственно на месте[8].

Преступник осуществляет действия, направленные на ознакомление с местом предполагаемого совершения преступления, определяет возможность тайного и безопасного, с его точки зрения, способа заведомо ложного сообщения о терроризме, оценивает трудности и препятствия, которые могут возникнуть, исходя из объективных и субъективных факторов. К объективным факторам, составляющим обстановку места преступления, можно отнести: наличие охраны, патрулей и постов милиции, систем видеонаблюдения, звукозаписывающей аппаратуры у стороны, принимающей сообщение пр. К субъективным факторам относятся: профессиональные навыки лица, умение и возможность привлечения соучастников и др.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.