Рефераты. Изучение личности обвиняемого






Суд при определении наказания, как правило, учиты­вает  семейное  положение  обвиняемого.   Вместе  с   тем следователи по многим делам ограничиваются записью в протоколе допроса лишь сведений о том, холост или женат обвиняемый.  Представляется,  что. по некоторым делам   нужно  не  только  отразить  в  протоколе  состав семьи, но и выяснить, есть ли нетрудоспособные, каков бюджет  семьи.  Эти сведения  нужно  не только  узнать у самого обвиняемого, но и проверить посредством доп­росов родственников и других осведомленных лиц. Та­кая потребность возникает часто в связи с тем, что об­виняемый, рассчитывая на смягчение своей участи, лож­но заверяет следователя, будто он — единственный кор­милец семьи.

Кроме того, семейное положение может представ­лять интерес и в плане выяснения характера взаимо­отношений внутри семьи. Иначе говоря, иногда требует­ся выяснить особенности той микросреды, в которой живет обвиняемый.

В ряде случаев следователя может заинтересовать, каково физическое развитие обвиняемого, т. е., мог ли обвиняемый при его телосложении, росте, физической силе совершить инкриминируемое преступление. Оче­видно, что эти вопросы достаточно существенны для дела. Немало случаев, когда преступники, стремясь вы­городить своих соучастников, берут полностью вину на себя. Тщательная проверка их показаний, в том числе путем проведения следственного эксперимента, может помочь следователю в установлении истины.

По некоторым уголовным делам особенно важно выявить условия воспитания молодых правонарушите­лей. Нередко от неблагополучных условий воспитания зависят причины аморального поведения лица, привле­ченного к уголовной ответственности.

В зависимости от характера дела следствие будут интересовать различные сведения об образе жизни об­виняемого.

Если расследуется дело о половых преступлениях, то акцент должен, быть сделан на обнаружение фактов аморального поведения обвиняемого, на характер его отношений с женщинами и т. д. Когда идет речь о бы­товых преступлениях, прежде всего необходимо выяс­нить поведение обвиняемого в быту, т. е. характер от­ношений к родным и близким, соседям; использование свободного времени  (здесь может вестись речь и об общественной деятельности).

Для создания полного впечатления о личности об­виняемого весьма важно выяснить и все качества, отно­сящиеся к социально-психологической его характерис­тике. В литературе неоднократно подчеркивалось, что социально-психологическая характеристика дает возмож­ность установить, является ли «совершенное преступле­ние следствием всего поведения лица, всего его отно­шения к требованиям социалистического общества или же это единственный проступок, противоречащий пре­дыдущему поведению обвиняемого».

В силу того, что еще не выработана четкая струк­тура социальных и психологических свойств личности обвиняемого, в следственные производства включаются различные качества и свойства, в совокупность которых зачастую не попадают наиболее существенные.

Можно полагать, что в психологическую характерис­тику обвиняемого должны быть включены следующие свойства: направленность личности, моральные качест­ва, знания, навыки, привычки, уровень личной культу­ры, притязаний и интересов. В социальную .характерис­тику следует отнести: отношение лица к различным социальным ценностям, общественное сознание (одним из проявлений которого является общественная дея­тельность), корпоративное (групповое) сознание (отно­шение к семье и т. д.), отношение к государству (чув­ство гражданственности и патриотизма), к труду (тру­долюбив ли, интересуется ли своей работой, повышает ли профессиональный уровень и т. п.).

Необходимо  подчеркнуть,  что  между  психологической и социальной характеристиками личности не су­ществует непроходимой границы. Психологическая структура личности, как известно, формируется и обус­ловливается в значительной мере социальными причи­нами. Кроме того, эти черты и свойства находятся в тесном единении между собой. Например, такие «пси­хологические» черты, как уровень притязаний и инте­ресов, непосредственно связаны с отношением обвиняе­мого к труду. Вместе с тем отношение к труду — со­циально значимая черта личности.

4. Особенности доказывания данных о личности обвиняемого. Событие преступления (время, место и другие обстоятельства) всегда представляет собой" по отношению к предварительному расследованию со­бытие прошлого. Следователь доказывает событие пре­ступления путем допросов лиц, которым что-либо из­вестно о событии, осмотров места происшествия, в ходе которых обнаруживаются материальные следы преступления, и производства иных следственных действий. Теми же средствами выявляются .и проверяются все имеющие значение для дела обстоятельства, характери­зующие личность обвиняемого. Однако следователь не только собирает и анализирует сведения об обвиняемом, о которых ему сообщают допрошенные лица или которые он получает посредством ознакомления с документами, но и сам непосредственно наблюдает обвиняемого. Бо­лее того, следователь обязан исследовать все имеющие значение по делу данные, характеризующие личность обвиняемого, выслушать мнение обвиняемого по каж­дому собранному доказательству, в том числе и отно­сящееся к его личности.

Доказывание обстоятельств, характеризующих лич­ность обвиняемого, может быть облегчено тем, что лю­бой факт можно проверить, выяснив мнение о нем самого обвиняемого. При доказывании тех или иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, есть опасность впасть в ошибку, поскольку, общаясь с обвиняемым на допросах и при проведении других след­ственных действий, следователь формулирует в своем сознании определенный вывод о свойствах его лич­ности, абстрагироваться от которого нелегко. Между тем, как известно, следователю необходимо, чтобы в деле получили отражение объективные данные в отно­шении всех обстоятельств, входящих в предмет дока­зывания, в том числе и тех обстоятельств, которые ха­рактеризуют личность обвиняемого.

Особенность доказывания состоит в сложности обес­печения всестороннего подхода к сбору данных, харак­теризующих личность обвиняемого. В. И. Ленин указы­вал, что для получения истинных значений «необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность отно­сящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без еди­ного исключения», «требование всесторонности предос­тережет нас от ошибок». Это означает, что подлежа­щие доказыванию обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, должны быть собраны и проана­лизированы следователем во всей своей совокупности, а зачастую и противоречивости. Кроме того, эти обстоя­тельства должны рассматриваться в самой тесной свя­зи с характером расследуемого преступного деяния и со всеми иными обстоятельствами, установленными по делу.

Для разъяснения первого положения можно сослать­ся на ряд случаев, когда при сборе сведений, харак­теризующих личность крупных расхитителей, рассле­дованием устанавливается, что эти преступники не от­личались, как обычно полагают, скупостью, склон­ностью к спиртному и разгульным образом жизни, а, наоборот, вели себя благопристойно, не занимались кутежами, оказывали материальную помощь близким. Эти обстоятельства не следует игнорировать следовате­лю, для объективной характеристики их важно отра­жать в деле со всей полнотой.

Как известно, сбор сведений, характеризующих лич­ность обвиняемого, на предварительном следствии осу­ществляется следователем. Вместе с тем некоторые сведения о личности обвиняемого попадают в материалы дела в результате деятельности иных лиц — прокурора, работников милиции, экспертов, адвоката. У каждого из них свои цели, задачи. Эти лица устанавливают подчас не только какое-либо отдельное обстоятельство, но и целую группу обстоятельств. Например, органу дознания поручается собрать сведения, характеризую­щие материальное положение обвиняемого. Естествен­но, что при этом могут быть выявлены самые различ­ные факты — покупка дорогостоящих вещей, приобре­тение домостроения, отсутствие достаточных- легальных доходов и многое другое.

Поэтому в обязанность следователя входит прове­рить все собранные по делу доказательства, т. е. уста­новленные как им самим, так и другими лицами. Толь­ко тогда, когда следователь убедится в достоверности собранных по делу данных, характеризующих личность обвиняемого, он может считать их достаточными.

Свои выводы следователь выражает в документах, завершающих предварительное следствие, — в обвини­тельном заключении или постановлении о прекращении уголовного дела. При этом следователь должен аргу­ментировать свои выводы, используя доказательства о личности обвиняемого, которые он сам установил, и доказательства, собранные другими лицами, но прове­ренные им.

Доказывание данных о личности обвиняемого осу­ществляется теми же процессуальными средствами, что и само событие преступления. Однако в ряде случаев о событии преступления имеется ограниченный круг доказательств (например, при убийстве обычно либо вовсе нет очевидцев, либо их немного; при передаче взятки свидетелей, как правило, нет). Само событие преступления, каким бы сложным оно ни оказалось, ограничено во времени и пространстве; соответственно этому ограничено количество доказательств, которые следователь может собрать для установления события .преступления. Иное дело изучение личности обвиняе­мого. Хотя личность обвиняемого представляет собой сложный объект изучения, перед следователем обычно раскрываются большие возможности для его познания.Разумеется, речь идет о той стадии расследования, когда личность обвиняемого уже установлена и следо­ватель производит сбор сведений, характеризующих его личность. В целях достижения полноты, объектив­ности и достоверности информации об обвиняемом следователю необходимо использовать принцип многоканальности, т. е. стремиться к тому, чтобы информация об изучаемом человеке поступала бы в дело не из од­ного, а из нескольких, неодинаковых по своему харак­теру источников. Даже если надежность отдельного источника относительна, тем не менее обеспечиваются взаимозаменяемость и взаимоконтроль информации, что способствует установлению истины по делу.

Такой подход необходим ввиду сложности объекта изучения личности обвиняемого. Это выражается, в частности, в том, что человек нередко ведет себя по-раз­ному в зависимости от обстановки и обстоятельств, в которых он находится. Следственная практика знает примеры, когда при изучении личности обвиняемого оказывалось, что отличный семьянин( гостеприимный хозяин дома, отзывчивый и добрый товарищ на работе проявлял себя беспринципно, бесчестно и как стяжа­тель. Имеют место и такие случаи, когда отличник труда, передовой производственник и общественник в домашних условиях ведет себя деспотично, проявляет неуважение к старшим, избивает детей, жену и т. д.

Кроме того, один и тот же человек обычно неодина­ково характеризуется различными людьми. Одни нахо­дят в нем положительные черты, другие — отрицатель­ные. Нередко даже по одному и тому же поводу люди имеют самые различные мнения. Аналогичное положе­ние и с другими видами доказательственной информации. Например, в личном деле обвиняемого могут со­держаться как благодарность за рационализаторское предложение, так и приказ о взыскании за нарушение трудовой дисциплины. Если же следователь использует недостаточное число источников доказательств и к от­дельным источникам отнесется некритически, то харак­теристика будет неполной, а значит, и необъективной.

Для сбора сведений, характеризующих личность об­виняемого, следователь, как известно, допрашивает сви­детелей, потерпевших, самого обвиняемого, производит обыски, проводит экспертизы и т. д. Кроме того, зна­чительная доля сведений поступает в дело в результате запросов следователя от учреждений, предприятий, ор­ганизаций, должностных лиц. Предметы и документы, имеющие значение для изучения личности обвиняемого, могут быть предоставлены следствию также и отдель­ными гражданами. Существенной особенностью доказывания данных, характеризующих личность  обвиняемого, является тот факт, что один из них представляют собой однозначные понятия (фамилия, возраст, национальность, образо­вание, судимость и т. д.), «другие же свойства и черты личности, — как справедливо отмечает А. С. Криво­шеее, — не могут быть выражены однозначным поня­тием и нуждаются в описании (отношение к исполнению служебных обязанностей, материальная или иная за­висимость от какого-то лица и в чем она выражается и т. п.). Если первая группа сведений может быть до­казана соответствующими документами (копии свиде­тельств о рождении, справки о прежних судимостях и т. п.) и не вызывает сомнений в их юридической значи­мости, то вторая, кроме того, устанавливается совокуп­ностью иных доказательств, в том числе и путем сви­детельских показаний, что нередко сопряжено с наличием субъективных оценок и в силу этого не ис­ключает элемента сомнения в их достоверности».

Свидетели, допрошенные с целью получения харак­теризующих обвиняемого данных, сообщают не только самые различные сведения об обвиняемом, но и выра­жают их в самой разнообразной форме с неоднознач­ной степенью обобщения. Один свидетель показывает, что обвиняемый чрезвычайно груб, ведет себя -вызываю­ще, постоянно конфликтует с соседями; другой — по поводу этого же лица сообщает, что он «на прошлой неделе во дворе дома выражался нецензурными сло­вами в присутствии женщин и детей, а два дня тому назад толкнул участкового, когда тот сделал ему за­мечание за постоянное появление в нетрезвом виде».

Говоря об условиях, в которых происходит изучение личности обвиняемого на предварительном следствии, нельзя обойти молчанием строго ограниченные законом сроки, в течение которых это изучение должно происходить. Житейский опыт подтверждает, что для распознавания человека требуется продолжи­тельное время; как говорит народная мудрость, необ­ходимо «пуд соли вместе съесть». Следователю же надлежит не только обеспечить полноту, объективность и всесторонность данных, характеризующих личность обвиняемого, но и сделать это в определенное время, к точно установленному сроку.

Соблюдение  надлежащих  темпов   расследования  не должно приводить к ухудшению качества расследова­ния, к поверхностному изучению личности обвиняемого. Об этом приходится еще раз говорить в связи с тем, что следователь обычно уделяет основное внимание установлению обстоятельств преступного деяния а дан­ные, характеризующие личность обвиняемого, зачастую представляются практическим работникам как обстоя­тельства в значительной мере второстепенной важнос­ти. Поэтому ими занимаются в оставшееся время перед окончанием расследования. Между тем для выяснения достаточно полной и объективной характеристики об­виняемого следователю нередко требуется специально проводить допросы осведомленных лиц, назначать экспертизы и проделывать другую трудоемкую работу. Поэтому важно, чтобы следователь в самом начале определил направление в изучении личности обвиняемо­го и проводил это изучение планомерно и параллельно с расследованием других обстоятельств дела. 

 5.Тактические особенности получения и использования данных о личности обвиняемого при производстве отдельных следственных действий (допрос свидетеля, осмотр места происшествия, предъявления для опознания и обыск). Эффективное проведение допроса, как пра­вило, неразрывно связано с умелым использованием сведений, характеризующих личность обвиняемого. Вместе с тем допрос дает возможность значительно пополнить имеющиеся сведения об обвиняемом. При этом необходимо" подчеркнуть связанность использо­вания сведений с их получением. Опытные следовате­ли используют в ходе допроса не только ранее полученные сведения об обвиняемом, но и те, которые выявляются в ходе проводимого следственного дейст­вия. Как известно, сведения, характеризующие лич­ность обвиняемого, используются следователем при допросе для того, чтобы установить необходимый контакт с допрашиваемым, а также для выбора оптимальных тактических приемов проведения этого следственного действия.

По существу все сведения о личности обвиняемого могут иметь значение при выборе следователем тактики допроса обвиняемого. Конечно, при подготовке допроса и его проведении следователь учитывает: возраст обвиняемого, его пол, национальность, уровень образо­вания, круг интересов и запросов, влияние семьи и бытового окружения, а также многие другие черты и свойства. Законченный перечень перечисленных черт и свойств дать невозможно, так как это зависит в каждом отдельном случае от личности обвиняемого, от особенностей преступления, а также от ситуации, в ко­торой происходит допрос.

Вместе с тем выбор тактических приемов нельзя ставить в зависимость от отдельных качеств и свойств личности обвиняемого. Можно привести бесчислен­ные примеры из следственной практики, когда, например, женщины или несовершеннолетние проявля­ли больше упорства при допросах, чем мужчины, и т. д.

При выборе тактики предстоящего допроса следо­вателю необходимо располагать комплексом данных о личности обвиняемого, т. е. использовать не одно какое-либо качество человека, а совокупность качеств, характеризующих данного обвиняемого. В комплексе самых различных сведений о личности обвиняемого следователю необходимо уметь выделить главные, ос­новные качества, а также черты, использование кото­рых следователем приведет к. тому, что обвиняемый даст правдивые показания. В этом и состоит искусство следователя.

Особого внимания заслуживает достоверность зна­ний следователя о личной жизни обвиняемого, его биографии, интересах, круге знакомств, обстановке, в которой он живет и работает.

Отличное знание биографии обвиняемого может оказать следователю немалую помощь как в установ­лении необходимого контакта с обвиняемым, так и для выявления новых эпизодов преступной деятельности. Следователи по делам об особо опасных преступлениях (бандитизме, убийствах, взяточничестве и т. д.) тратят на установление этих сведений немало усилий и времени и часто с большой пользой для дела. Так, в  одном случае следователь, собирая данные о жизни обвиняемого в убийстве, изъял и тщательно изучил личные дела, хранящиеся во всех местах, где он рабо­тал. При этом следователь обнаружил расхождения в автобиографиях обвиняемого и, кроме того, выявил несколько исправлений в его трудовой книжке. Конеч­но, по сравнению с грозившим за убийство наказанием ответственность за подлог документов была бы незна­чительной. Однако следователь эффективно использо­вал эти факты и добился того, что обвиняемый отошел от своей оборонительной позиции и стал рассказывать о совершенном им тяжком преступлении.

Как уже указывалось, в ходе допроса обвиняемого сведения, характеризующие обвиняемого, не только используются, но и пополняются.

Нет необходимости убеждать, что показания обви­няемого — наиболее достоверный источник сведений о нем, хотя к психологической самооценке обвиняемо­го необходимо относиться критически. Такие утверждения обвиняемого, как «я скромный», «застенчивый» или, наоборот, «общительный», «развязный», часто не соответствуют истине.

По существу любые данные, характеризующие личность обвиняемого, могут быть получены от него самого.

При подготовке к допросу необходимо определить предмет предстоящего следственного действия, т. е. установить, какие черты, свойства, качества, эпизоды или периоды из жизни обвиняемого должны быть выяснены. При этом важно проанализировать уже имеющиеся по каждому моменту данные (как нахо­дящиеся в деле, так и не процессуального характера), продумать возможные варианты их использования, а также последовательность выяснения необходимых све­дений. При соблюдении этой рекомендации допрос обвиняемого окажется полным и целеустремленным, если даже впоследствии он не пойдет по тому руслу, ко­торое заранее наметил следователь (скажем, обви­няемый откажется отвечать на некоторые вопросы или, наоборот, сообщит такие сведения, о которых следо­ватель даже не предполагал).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.